Учим детей осознанному потреблению

Учим детей осознанному потреблению

Учим детей осознанному потреблению

Осознание потребительского отношения детей нередко приходит к родителям достаточно поздно – когда подросшее чадо требовательно топает ногами, выпрашивая новый смартфон и говоря, как оно несчастно без него. К сожалению, в наше время не очень-то принято рассказывать детям об особенностях общества потребления: мы и сами не всегда продуманно подходим к выбору тех или иных вещей.

Что говорить о детях, когда мы, взрослые, зачастую не всегда способны акцентировать внимание на себе, своем сознании, переосмысливать собственные потребности и вовремя задать себе вопрос: «А действительно ли мне это нужно?». Множество соблазнов и отсутствие способности к анализу создают самую благодатную почву для развития расточительства у детей.

Возрастные особенности

Любопытно, что примерно до восьми лет дети безоговорочно верят рекламным роликам. Они не сомневаются в их достоверности не в силу природной доверчивости. Дело в том, что критическое мышление становится доступным зачастую только к 10–11 годам, и то лишь при правильном подходе к его формированию. Тогда ребенок может поставить под сомнение достоверность сюжета ролика и выявить в нем несостыковки, распознать фальшивость эмоций героев рекламы, заподозрить их в нечестности.

Но даже это не спасает от желания обладать той или иной вещью: маркетологи делают всё, для того чтобы реклама отвечала потребностям и нуждам, соответствовала склонностям ребенка.

Задача родителей – не позволять детям расточительно относиться к своей жизни и родительским накоплениям и не потакать приобретению чего-то ненастоящего и ненужного в блестящей обертке.

Биохимия и потребности

Уловки маркетологов провоцируют выброс дофамина – нейромедиатора, гормона удовольствия. Он призван закрепить ситуацию успеха и является основой мотивации к действиям. В сущности, он не только является основой удовольствия, он еще и “обещает” его – заставляет предвкушать счастье, быть в состоянии предвосхищения.

Ожидание чувства эйфории от приобретения новой вещи обязано созданию рекламы, отвечающей особенностям и естественным потребностям зрителя. Вырабатываемый дофамин способствует концентрации внимания на «объекте», стимулирует активность, постановку и достижение цели. Это эволюционный механизм, который был призван обеспечить продуктивную охоту первобытному человеку.

Сегодня же стремления человека направлены на беспрерывное потребление во благо экономики страны. Именно поэтому мы хотим последние модели телефонов, новые сумочки и автомобили. И если взрослому человеку, способному к рефлексии, по силам осознать истоки возникающих потребностей и спонтанных желаний и успешно с ними бороться, то ребенку бывает трудно отличить обещание счастья от самого счастья.

Еще одна особенность биохимических процессов в головном мозге с участием этого нейромедиатора состоит в том, что потребности возникают одна за другой, без перерыва – удовлетворить их окончательно не получится. Столь вожделенная игрушка уже спустя несколько дней отправляется пылиться на полку, ведь ощущения обещанного счастья не наступило, а значит, избирается новый объект желаний.

Время играет против нас

Дефицит свободного времени приводит к тому, что покупки совершаются на бегу, спонтанно. Человек просто не имеет достаточного количества этого ценного ресурса для того, чтобы принять взвешенное решение. Задачу призваны облегчить пластиковые карты, возможность удаленной покупки с помощью Интернета. Кроме того, отсутствие свободного времени не дает нам шанса доходчиво пояснить малышу настоящие, истинные потребности, заниматься с ним чем-то истинно важным – творчеством, качественным общением. Настоящие радости жизни заменяются дешевым суррогатом – соперничеством друг с другом на предмет того, у кого круче кукла, мобильный телефон, одежда и т. д.

Сегодня так называемый подкуп материальными вещами – это прерогатива не только состоятельных людей. Даже в сравнительно небогатых семьях мы наблюдаем эту тенденцию: необязательно дарить ребенку детский радиоуправляемый автомобиль или «навороченные» кроссовки – можно подсунуть безделушку или недорогой аксессуар, выказав тем самым симпатию (опять же ввиду острой нехватки общения – за неимением возможности сделать это иначе).

Истинного удовлетворения ребенок не получит ни в том, ни в другом случае: оно не зависит от цены вещи и не является символом родительской любви. Постоянное же их получение приводит к формированию детской жадности: малыш становится нетерпеливым, утрачивает способность заканчивать начатое дело, ведь имеет место ослабление действия главного «компонента мотивации», с которым ему трудно совладать.

Что делать?

Наверняка вы сейчас думаете: «А как же в таком случае быть? Ведь если у ребенка не будет того, что есть у одноклассников, он будет чувствовать себя неполноценным».

Конечно, можно долго и пространно рассуждать об обществе потребления, которое портит и взрослых, и детей. Или, того хуже, попытаться его избежать, отправившись в глушь, где нет места смартфонам и ультрасовременным игрушкам. Однако есть и более простое решение: нужно соблюдать некоторые правила, которые станут основой здорового и, главное, осознанного отношения к обществу, потреблению и вообще окружающей действительности:

Формируем умение делать выбор. С самого раннего возраста нужно позволять ребенку выбирать, какого цвета одежду он наденет на прогулку, что будет есть на полдник – творожок или йогурт. Такая возможность – самая благоприятная почва для ощущения права выбора, наличия альтернативы, а также умения разумно обосновать свое решение.

Сами выступаем примером для ребенка. Дети сканируют модель поведения родителей, поэтому постарайтесь подать правильный пример. Пусть ребенок видит, как вы анализируете необходимость приобретать ту или иную вещь, отказываетесь от лишнего. Кроме того, вы можете продемонстрировать, что какое-то приобретение не сделало вас счастливым, хотя вы очень ждали этой покупки.

Создаем внешние условия. Не стоит соблазнять детскую психику бесконечными походами по торговым центрам – отсутствие внешних стимулов поможет справиться с потребностями. Конечно, исключить их полностью не получится, но ограничить их вполне возможно. То же самое можно сказать и о среде, в которой чадо находится. Так, если одноклассники вашего ребенка располагают повышенным количеством материальных благ, беседы о вредности потребления могут вовсе не возыметь эффекта, ведь подрастающей личности еще трудно противостоять давлению коллектива.

Показываем радости жизни. Задача родителей – продемонстрировать детям настоящие ценности. Важно показать: есть вещи и занятия, которые не требуют больших затрат, но приносят много удовольствия. Например, прогулки, походы в гости, творчество, общение, совместный досуг, забота о ближних.

Избегаем утешения и поощрения вещами. Если ребенок загрустил, не спешите подсовывать ему новый планшет. Этого не стоит делать и в том случае, если он закончил четверть без троек. «Подкрепление» нужного поведения или снятие эмоционального напряжения возможны и с помощью нематериальных вещей – объятий, похвалы.

Учим справляться с разочарованием. Важно разделить печаль ребенка по поводу невозможности получить ту или иную вещь. Сообщить, что вы очень его понимаете и тоже расстроены, но всегда получать то, что хочется, не получится – с этим нужно смириться.

Анализируем вместе. Важно выяснить, отчего возникла та или иная потребность. Вы можете прямо спросить: «Почему ты хочешь эту игрушку?» Посмотрите вместе рекламу и проанализируйте, какие уловки используют ее создатели для того, чтобы убедить нас в необходимости покупки. Обсуждайте слоганы – ребенок должен понимать, что ему продают не счастье, а идею, иллюзию.

Общаемся и качественно проводим время вместе. Чаще «отключайтесь» от стимулов внешнего мира и наживок маркетологов: отправляйтесь на прогулки или по возможности в путешествия, походы, изучайте окружающий мир, отвечайте на вопросы ребенка.

Сформировать осознанность можно и нужно с самого раннего возраста. Кто, как не родители, должны помочь ребенку понять, кто он, какой он, каковы его истинные потребности и желания, что приносит ему радость и счастье. И если малыш откажется от покупки ненужной дорогостоящей игрушки, выбирая ту, которая ему действительно по душе, то по мере взросления он будет делать правильный выбор в более серьезных аспектах жизни. А это основа здорового отношения к вещам и осознанного потребления.

Как научить детей грамотному потреблению?

К сожалению, современные дети вынуждены расти в условиях серьезного социального и имущественного расслоения. С каждым годом увеличивается число платных услуг, а сбор ребенка в школу обходится в весьма значительную сумму. Если детей несколько, то это наносит еще более серьезный удар по семейному бюджету. В школе родители собирают деньги на ремонт, поездки или учебные пособия. Но самым главным элементом престижа среди школьников считается наличие модных смартфонов или планшетов. Поэтому низкий бюджет школьника может стать одной из причин травли.

Современные дети и гаждеты

Во времена детства предыдущих поколений набор гаджетов был невелик. В основном, дети смотрели телевизор, слушали пластинки на проигрывателе или кассеты на магнитофоне. Видеокамеры и видеомагнитофоны появились чуть позже. А персональный компьютер или мобильный телефон считались фантастическими аксессуарами, доступными единицам.

Для современных детей давно стали привычными не только телевизор с несколькими десятками каналов, но также смартфоны и планшеты. Даже малыши 2-4 лет могут смотреть мультфильмы или играть в игры на планшете. А для многих школьников самым главным является вопрос престижа — большим авторитетом пользуются школьники, имеющие самые современные телефоны или планшеты.

Уровень престижа определяется, прежде всего, доходом семьи. Не только техника определенных марок, но и модель родительской машины, зарубежные поездки и одежда определенных марок является критерием успеха у одноклассников. Правда, сегодня все реже можно встретить детей из семей с различным уровнем дохода, обучающихся в одном классе. Более обеспеченные школьники выбирают соответствующие школы.

Для многих школьников наличие определенных вещей является особым показателем престижа и авторитета среди одноклассников. Но далеко не все родители могут позволить себе постоянное обновление техники или одежды. В результате «немодный» ребенок может стать объектом насмешек и травли.

Дети и родители в условиях общества потребления

Современный ребенок растет в окружении большого количества разнообразных товаров — игрушек, одежды, бытовой техники и электроники. Он сталкивается с рекламой достаточно рано, поскольку она наполняет не только телевизор, но и интернет. Успешность человека измеряется не только личными качествами, но и набором определенных благ — личного автомобиля, собственной квартиры или дома, возможностью проводить отпуск за границей. Ребенок впервые сталкивается с понятием «модно» и «не модно» даже не в школе, а в детском саду, и к моменту окончания школы запросы существенно возрастают.

Отличительное свойство любой рекламы — яркая картинка и броский слоган, призывающий купить тот или иной продукт. Ребенок или подросток больше склонен верить рекламе, чем взрослый, поскольку иммунитет к рекламным уловкам у него еще не выработался. Задача родителей — научить ребенка понимать, какие товары действительно необходимы, а без каких можно обойтись.

Некоторые семьи стремятся окружить модными брендами даже новорожденных, приобретая самые дорогие аксессуары — детские коляски, кроватки или одежду. Подрастая, ребенок может привыкнуть к брендам и считать их главным элементом жизненного успеха. Как правило, у него много игрушек, большая часть из которых забыта и моментально заменяется новыми. Стремление семьи одевать ребенка в дорогую одежду или дарить престижные игрушки может быть объяснено невозможностью или нежеланием уделить ему достаточно внимания.

Воспитание детей в духе бездумного поклонения брендам начинается в родительской семье. Если ребенок с раннего возраста слышит разговоры о марках одежды, актуальных технических новинках и моделях машин, то с большой вероятностью он будет часто повторять просьбы купить планшет, «как у Маши» или модную сумку «как у Саши». Отсутствие возможности приобретения может привести к серьезным конфликтам, особенно в переходном возрасте.

Если взрослые хотят оградить ребенка от бездумного потребления, то они должны научить его осознанно относиться к товарам и услугам. Самое главное — дать ребенку понять, что успех человека определяется его личностными качествами, а не наличием актуальной коллекции модного бренда.

Как научить ребенка осознанному потреблению

А заодно и научиться самой…

Шопоголизм кажется нам невинной слабостью; в самом деле, не наркотики же, не алкоголь, даже не курение – никакого вреда здоровью. Однако любовь к покупкам может перерасти в самую настоящую зависимость – ониоманию. А вы не замечали, что «подсаживаете» ребенка на покупки?

Покупка – не награда

«Подкуп» ребенка может выглядеть грубо и примитивно (если перестанешь плакать – куплю машинку, куклу, мячик и мороженое). Пожалуй, нет родителя, который не осознавал бы, что такой образ действий превращает ребенка в манипулятора, хотя, пожалуй, нет мамы и папы, кто хоть раз не прибегал бы к этому приему.

” Но есть и более тонкий подкуп, не столь явный: день в торговом центре в награду за хорошее поведение, шопинг как вознаграждение.

Сначала ребенок, хоть и манипулирует родителями, но добивается вполне понятной и объяснимой цели: получить желанный предмет. Он может объяснить, чего именно, зачем и почему он хочет. Возможно, эти объяснения будут не очень понятны родителям, однако сам ребенок совершенно точно знает, что красная машинка нужна для игры в пожарных, и заменить ее зеленым мячом невозможно!

Однако со временем устанавливается четкая связь «вознаграждение – покупка новой вещи». Именно новая вещь приносит удовлетворение, радует, утешает, мотивирует.

Покупка – не утешение

Разновидность «подкупа» – покупка-утешение. Если ребенок пострадал, например, заболел, он получает подарок, который должен его порадовать и улучшить настроение. Разумеется, покупки-утешения тоже становятся причиной манипуляций: ребенок готов страдать, лишь бы получить новую игрушку.

И покупки-награды, и покупки в утешение – все это материальные символы внимания родителей. То, что по-настоящему нужно ребенку – это подтверждение их любви, а вовсе не конкретные приобретения.

Эта привычка может перекочевать и во взрослую жизнь: шопинг доставляет удовольствие, потому что любая покупка – это проявление любви к вам. Даже если вы сами себе покупаете кофейную чашку.

Покупка – не соревнование

Часто ребенок хочет получить какую-то вещь, потому что она есть у другого малыша. Сперва игрушки, потом одежда и гаджеты становятся объектом своеобразного соревнования. Затем престижные предметы в детских и подростковых компаниях начинают играть роль опознавательных знаков «свой-чужой», от них зависит статус ребенка, внимание, которое он к себе привлекает, и уважение, которым он пользуется среди сверстников.

Такие отношения, особенно в подростковых сообществах, не редки, и их никак нельзя назвать здоровыми. Покупка модного гаджета становится способом установления социальных связей, а отсутствие дорогой вещи известной марки исключает ребенка из круга общения.

Вопреки распространенному мнению, это вовсе не болезнь «золотой молодежи»: какой смысл соревноваться, если все могут приобрести те же атрибуты, что есть у тебя? А вот в разнородных группах, где сталкиваются дети из разных социальных слоев (например, в школе), отношения могут развиваться именно по такому сценарию.

Статусное потребление порой перекочевывает во взрослую жизнь, когда мы считаем, что положение обязывает, к примеру, носить часы определенных марок не дешевле некоей минимальной суммы.

Покупка – не импульс

Наконец, порой ребенок хочет какую-то вещь вполне осознанно и аргументировано… на первый взгляд. На деле же оказывается, что желание обладать конкретным предметом определенной марки или модели появилось под влиянием рекламы. Не стоит винить рекламистов во всех грехах, рассказать о достоинстве продукции – их задача. Однако детей подкупает созданный привлекательный образ, и он значит для маленьких (а порой и взрослых) покупателей больше, чем функционал.

Это даже более неприятная привычка, чем покупки-утешения или покупки-состязания, поскольку последние хотя бы придают приобретенной вещи некий смысл, не связанный с ее функционалом. Покупка под воздействием рекламы – это удовольствие исключительно от процесса, а не от результата (вещи могут годами лежать нераспакованными, со всеми бирками и этикетками).

Мир потребления – хорошо или плохо?

Часто можно услышать, что мы живем в мире потребления, а противопоставляют такому образу жизни обычно мир духовных, нематериальных ценностей. На деле ничего плохого в потреблении (как и хорошего – в излишнем аскетизме) нет. Полагаем, все согласятся, что вещи должны быть не только практичными, но и «для души» – красивыми, приятными, гармоничными. Лучшие наши покупки всегда создаются на стыке ремесла, высоких технологий и искусства. Однако потребление должно быть разумным и осознанным. Чтобы этого добиться, нужно соблюдать насколько несложных правил.

Определите необходимость покупки

Иногда она очевидна (например, теплая одежда и обувь зимой), иногда не совсем. Например, третья блузка; в принципе, достаточно двух – одна в стирке, вторая на вас, но такой скромный выбор может доставить психологический дискомфорт. Границу каждый проводит сам, и важно научить этому своего ребенка. Где располагается его черта «достаточно»?

Определите функциональность покупки

Теплый и легкий пуховик из синтетических материалов и соболья шуба в пол – все это зимняя одежда. Однако нужно подумать, как часто вещь будет вам полезна и насколько незаменима. Да, есть ситуации, когда на вас будет более уместно манто из шиншиллы, но как часто они возникают в вашей жизни, и насколько обязательная именно шиншилла? Задайте ребенку вопрос: как часто он будет пользоваться новой вещью, и можно ли вместо нее использовать другую, уже имеющуюся.

Проанализируйте достоинства конкурирующих товаров

Как бы привлекательная ни была реклама, грамотный потребитель должен сравнивать достоинства продуктов различных марок и выбирать тот, где получит наилучшие качества за наименьшую цену. И, возможно, это не обязательно айфон последней модели.

Ориентируйтесь только на собственные потребности

Научите ребенка отделять собственные потребности от навязанных авторитетными сверстниками. Возможно, сделать подростка полностью независимым «здесь и сейчас» не получится, особенно если отношения в кругу его общения завязаны на материальные ценности, но в будущем подобные уроки могут сыграть решающую роль.

Меньше покупаете? Вы не одиноки!

Идея осознанного потребления приобретает все большую популярность в обществе. Так, в этом году голливудская кинозвезда Кейт Бланшетт удивила модных обозревателей, появившись на красной ковровой дорожке Каннского кинофестиваля в том же платье, что и четыре года назад на вручении премии «Золотой глобус».

«От дизайнерской одежды до дешевых футболок, свалки переполнены одеждой, которую бессмысленно выкидывают. Особенно сегодня, в нашем текущем климате, порой кажется просто возмутительным, что одежду не ценят так, как раньше», поделилась Кейт в комментарии InStyle.

Стилист актрисы, Элизабет Стюарт, разделяет ее точку зрения: «Мне кажется, что вот это мнение по поводу того, что одно и то же платье на красную дорожку нельзя надевать дважды – это какой-то бессмысленный каприз».

Чем заменить шопинг?

Если покупки закрывают еще какие-то потребности (наши и детей), помимо необходимости в самих вещах, нужно определить, что именно они замещают и вернуться к первоисточнику, тому, в чем мы на самом деле нуждаемся.

Лучшее, что может дать родитель ребенку и в награду, и в утешение, это… себя! Разговаривайте, играйте, дурачьтесь, занимайтесь вместе домашними делами – общайтесь. Даже целый магазин игрушек не заменит маму или папу!

Новые впечатления

Чем вознаградить ребенка, если не покупкой? Новыми впечатлениями! Хотите его порадовать – идите в кино, в театр, в луна-парк, на мастер-класс по выпечке пиццы, в поход с ночевкой в лесу… Позитивных эмоции будет столько же, сколько от дорогой покупки, но яркие впечатления сохранятся дольше, а в доме будет меньше хлама.

Творчество

Производя что-либо, мы получаем не меньше положительных эмоций, чем потребляя. Любые творческие занятия – прекрасная альтернатива шопингу и, в отличие от покупок, дарят не только позитивный эмоциональный заряд, но создают условия для интеллектуального и духовного развития. Здорово, правда? Кстати, все вышесказанное можно примерить не только по отношению к вашему ребенку, но и к себе!

Шопоголизм – это не мило, не забавно и не безобидно. Это зависимость, и, как всякая зависимость, он рано или поздно захватит контроль над вашей жизнью. Стоит ли заполнять пространство вещами – суррогатами отношении и стимуляторами одноразовых эмоций? В мире слишком много вещей!

Учим детей осознанному потреблению

Осознание потребительского отношения детей нередко приходит к родителям достаточно поздно – когда подросшее чадо требовательно топает ногами, выпрашивая новый смартфон и говоря, как оно несчастно без него. К сожалению, в наше время не очень-то принято рассказывать детям об особенностях общества потребления: мы и сами не всегда продуманно подходим к выбору тех или иных вещей.

Что говорить о детях, когда мы, взрослые, зачастую не всегда способны акцентировать внимание на себе, своем сознании, переосмысливать собственные потребности и вовремя задать себе вопрос: «А действительно ли мне это нужно?». Множество соблазнов и отсутствие способности к анализу создают самую благодатную почву для развития расточительства у детей.

Возрастные особенности

Любопытно, что примерно до восьми лет дети безоговорочно верят рекламным роликам. Они не сомневаются в их достоверности не в силу природной доверчивости. Дело в том, что критическое мышление становится доступным зачастую только к 10–11 годам, и то лишь при правильном подходе к его формированию. Тогда ребенок может поставить под сомнение достоверность сюжета ролика и выявить в нем несостыковки, распознать фальшивость эмоций героев рекламы, заподозрить их в нечестности.

Но даже это не спасает от желания обладать той или иной вещью: маркетологи делают всё, для того чтобы реклама отвечала потребностям и нуждам, соответствовала склонностям ребенка.

Задача родителей – не позволять детям расточительно относиться к своей жизни и родительским накоплениям и не потакать приобретению чего-то ненастоящего и ненужного в блестящей обертке.

Биохимия и потребности

Уловки маркетологов провоцируют выброс дофамина – нейромедиатора, гормона удовольствия. Он призван закрепить ситуацию успеха и является основой мотивации к действиям. В сущности, он не только является основой удовольствия, он еще и “обещает” его – заставляет предвкушать счастье, быть в состоянии предвосхищения.

Ожидание чувства эйфории от приобретения новой вещи обязано созданию рекламы, отвечающей особенностям и естественным потребностям зрителя. Вырабатываемый дофамин способствует концентрации внимания на «объекте», стимулирует активность, постановку и достижение цели. Это эволюционный механизм, который был призван обеспечить продуктивную охоту первобытному человеку.

Сегодня же стремления человека направлены на беспрерывное потребление во благо экономики страны. Именно поэтому мы хотим последние модели телефонов, новые сумочки и автомобили. И если взрослому человеку, способному к рефлексии, по силам осознать истоки возникающих потребностей и спонтанных желаний и успешно с ними бороться, то ребенку бывает трудно отличить обещание счастья от самого счастья.

Еще одна особенность биохимических процессов в головном мозге с участием этого нейромедиатора состоит в том, что потребности возникают одна за другой, без перерыва – удовлетворить их окончательно не получится. Столь вожделенная игрушка уже спустя несколько дней отправляется пылиться на полку, ведь ощущения обещанного счастья не наступило, а значит, избирается новый объект желаний.

Время играет против нас

Дефицит свободного времени приводит к тому, что покупки совершаются на бегу, спонтанно. Человек просто не имеет достаточного количества этого ценного ресурса для того, чтобы принять взвешенное решение. Задачу призваны облегчить пластиковые карты, возможность удаленной покупки с помощью Интернета. Кроме того, отсутствие свободного времени не дает нам шанса доходчиво пояснить малышу настоящие, истинные потребности, заниматься с ним чем-то истинно важным – творчеством, качественным общением. Настоящие радости жизни заменяются дешевым суррогатом – соперничеством друг с другом на предмет того, у кого круче кукла, мобильный телефон, одежда и т. д.

Сегодня так называемый подкуп материальными вещами – это прерогатива не только состоятельных людей. Даже в сравнительно небогатых семьях мы наблюдаем эту тенденцию: необязательно дарить ребенку детский радиоуправляемый автомобиль или «навороченные» кроссовки – можно подсунуть безделушку или недорогой аксессуар, выказав тем самым симпатию (опять же ввиду острой нехватки общения – за неимением возможности сделать это иначе).

Истинного удовлетворения ребенок не получит ни в том, ни в другом случае: оно не зависит от цены вещи и не является символом родительской любви. Постоянное же их получение приводит к формированию детской жадности: малыш становится нетерпеливым, утрачивает способность заканчивать начатое дело, ведь имеет место ослабление действия главного «компонента мотивации», с которым ему трудно совладать.

Что делать?

Наверняка вы сейчас думаете: «А как же в таком случае быть? Ведь если у ребенка не будет того, что есть у одноклассников, он будет чувствовать себя неполноценным».

Конечно, можно долго и пространно рассуждать об обществе потребления, которое портит и взрослых, и детей. Или, того хуже, попытаться его избежать, отправившись в глушь, где нет места смартфонам и ультрасовременным игрушкам. Однако есть и более простое решение: нужно соблюдать некоторые правила, которые станут основой здорового и, главное, осознанного отношения к обществу, потреблению и вообще окружающей действительности:

Формируем умение делать выбор. С самого раннего возраста нужно позволять ребенку выбирать, какого цвета одежду он наденет на прогулку, что будет есть на полдник – творожок или йогурт. Такая возможность – самая благоприятная почва для ощущения права выбора, наличия альтернативы, а также умения разумно обосновать свое решение.

Сами выступаем примером для ребенка. Дети сканируют модель поведения родителей, поэтому постарайтесь подать правильный пример. Пусть ребенок видит, как вы анализируете необходимость приобретать ту или иную вещь, отказываетесь от лишнего. Кроме того, вы можете продемонстрировать, что какое-то приобретение не сделало вас счастливым, хотя вы очень ждали этой покупки.

Создаем внешние условия. Не стоит соблазнять детскую психику бесконечными походами по торговым центрам – отсутствие внешних стимулов поможет справиться с потребностями. Конечно, исключить их полностью не получится, но ограничить их вполне возможно. То же самое можно сказать и о среде, в которой чадо находится. Так, если одноклассники вашего ребенка располагают повышенным количеством материальных благ, беседы о вредности потребления могут вовсе не возыметь эффекта, ведь подрастающей личности еще трудно противостоять давлению коллектива.

Показываем радости жизни. Задача родителей – продемонстрировать детям настоящие ценности. Важно показать: есть вещи и занятия, которые не требуют больших затрат, но приносят много удовольствия. Например, прогулки, походы в гости, творчество, общение, совместный досуг, забота о ближних.

Избегаем утешения и поощрения вещами. Если ребенок загрустил, не спешите подсовывать ему новый планшет. Этого не стоит делать и в том случае, если он закончил четверть без троек. «Подкрепление» нужного поведения или снятие эмоционального напряжения возможны и с помощью нематериальных вещей – объятий, похвалы.

Учим справляться с разочарованием. Важно разделить печаль ребенка по поводу невозможности получить ту или иную вещь. Сообщить, что вы очень его понимаете и тоже расстроены, но всегда получать то, что хочется, не получится – с этим нужно смириться.

Анализируем вместе. Важно выяснить, отчего возникла та или иная потребность. Вы можете прямо спросить: «Почему ты хочешь эту игрушку?» Посмотрите вместе рекламу и проанализируйте, какие уловки используют ее создатели для того, чтобы убедить нас в необходимости покупки. Обсуждайте слоганы – ребенок должен понимать, что ему продают не счастье, а идею, иллюзию.

Общаемся и качественно проводим время вместе. Чаще «отключайтесь» от стимулов внешнего мира и наживок маркетологов: отправляйтесь на прогулки или по возможности в путешествия, походы, изучайте окружающий мир, отвечайте на вопросы ребенка.

Сформировать осознанность можно и нужно с самого раннего возраста. Кто, как не родители, должны помочь ребенку понять, кто он, какой он, каковы его истинные потребности и желания, что приносит ему радость и счастье. И если малыш откажется от покупки ненужной дорогостоящей игрушки, выбирая ту, которая ему действительно по душе, то по мере взросления он будет делать правильный выбор в более серьезных аспектах жизни. А это основа здорового отношения к вещам и осознанного потребления.

Онлайн-школа “Думалогия”

Учим детей осознанному потреблению

Любопытно, что примерно до восьми лет дети безоговорочно верят рекламным роликам. Они не сомневаются в их достоверности не в силу природной доверчивости.

Дело в том, что критическое мышление становится доступным зачастую только к 10–11 годам, и то лишь при правильном подходе к его формированию. Тогда ребенок может поставить под сомнение достоверность сюжета ролика и выявить в нем несостыковки, распознать фальшивость эмоций героев рекламы, заподозрить их в нечестности.

Задача родителей – не позволять детям расточительно относиться к своей жизни и родительским накоплениям и не потакать приобретению чего-то ненастоящего и ненужного в блестящей обертке

И если взрослому человеку, способному к рефлексии, по силам осознать истоки возникающих потребностей и спонтанных желаний и успешно с ними бороться, то ребенку бывает трудно отличить обещание счастья от самого счастья.

1. Формируем умение делать выбор. С самого раннего возраста нужно позволять ребенку выбирать, какого цвета одежду он наденет на прогулку, что будет есть на полдник – творожок или йогурт. Такая возможность – самая благоприятная почва для ощущения права выбора, наличия альтернативы, а также умения разумно обосновать свое решение.

2. Сами выступаем примером для ребенка. Дети сканируют модель поведения родителей, поэтому постарайтесь подать правильный пример. Пусть ребенок видит, как Вы анализируете необходимость приобретать ту или иную вещь, отказываетесь от лишнего.

3. Создаем внешние условия. Не стоит соблазнять детскую психику бесконечными походами по торговым центрам – отсутствие внешних стимулов поможет справиться с потребностями.

4. Показываем радости жизни. Задача родителей – продемонстрировать детям настоящие ценности. Важно показать: есть вещи и занятия, которые не требуют больших затрат, но приносят много удовольствия. Например, прогулки, походы в гости, творчество, общение, совместный досуг, забота о ближних.

5. Избегаем утешения и поощрения вещами. Если ребенок загрустил, не спешите подсовывать ему новый планшет. Этого не стоит делать и в том случае, если он закончил четверть без троек. «Подкрепление» нужного поведения или снятие эмоционального напряжения возможны и с помощью нематериальных вещей – объятий, похвалы.

6. Анализируем вместе. Важно выяснить, отчего возникла та или иная потребность. Вы можете прямо спросить: «Почему ты хочешь эту игрушку?» Посмотрите вместе рекламу и проанализируйте, какие уловки используют ее создатели для того, чтобы убедить нас в необходимости покупки. Обсуждайте слоганы – ребенок должен понимать, что ему продают не счастье, а идею, иллюзию.

7. Общаемся и качественно проводим время вместе. Чаще «отключайтесь» от стимулов внешнего мира и наживок маркетологов: отправляйтесь на прогулки или по возможности в путешествия, походы, изучайте окружающий мир, отвечайте на вопросы ребенка.

Сформировать осознанность можно и нужно с самого раннего возраста. И если малыш откажется от покупки ненужной дорогостоящей игрушки, выбирая ту, которая ему действительно по душе, то по мере взросления он будет делать правильный выбор в более серьезных аспектах жизни. А это основа здорового отношения к вещам и осознанного потребления.

Учим детей осознанному потреблению

Осознание потребительского отношения детей нередко приходит к родителям достаточно поздно – когда подросшее чадо требовательно топает ногами, выпрашивая новый смартфон и говоря, как оно несчастно без него. К сожалению, в наше время не очень-то принято рассказывать детям об особенностях общества потребления: мы и сами не всегда продуманно подходим к выбору тех или иных вещей.

Что говорить о детях, когда мы, взрослые, зачастую не всегда способны акцентировать внимание на себе, своем сознании, переосмысливать собственные потребности и вовремя задать себе вопрос: «А действительно ли мне это нужно?». Множество соблазнов и отсутствие способности к анализу создают самую благодатную почву для развития расточительства у детей.

Возрастные особенности

Любопытно, что примерно до восьми лет дети безоговорочно верят рекламным роликам. Они не сомневаются в их достоверности не в силу природной доверчивости. Дело в том, что критическое мышление становится доступным зачастую только к 10–11 годам, и то лишь при правильном подходе к его формированию. Тогда ребенок может поставить под сомнение достоверность сюжета ролика и выявить в нем несостыковки, распознать фальшивость эмоций героев рекламы, заподозрить их в нечестности.

Но даже это не спасает от желания обладать той или иной вещью: маркетологи делают всё, для того чтобы реклама отвечала потребностям и нуждам, соответствовала склонностям ребенка.

Задача родителей – не позволять детям расточительно относиться к своей жизни и родительским накоплениям и не потакать приобретению чего-то ненастоящего и ненужного в блестящей обертке.

Биохимия и потребности

Уловки маркетологов провоцируют выброс дофамина – нейромедиатора, гормона удовольствия. Он призван закрепить ситуацию успеха и является основой мотивации к действиям. В сущности, он не только является основой удовольствия, он еще и “обещает” его – заставляет предвкушать счастье, быть в состоянии предвосхищения.

Ожидание чувства эйфории от приобретения новой вещи обязано созданию рекламы, отвечающей особенностям и естественным потребностям зрителя. Вырабатываемый дофамин способствует концентрации внимания на «объекте», стимулирует активность, постановку и достижение цели. Это эволюционный механизм, который был призван обеспечить продуктивную охоту первобытному человеку.

Сегодня же стремления человека направлены на беспрерывное потребление во благо экономики страны. Именно поэтому мы хотим последние модели телефонов, новые сумочки и автомобили. И если взрослому человеку, способному к рефлексии, по силам осознать истоки возникающих потребностей и спонтанных желаний и успешно с ними бороться, то ребенку бывает трудно отличить обещание счастья от самого счастья.

Еще одна особенность биохимических процессов в головном мозге с участием этого нейромедиатора состоит в том, что потребности возникают одна за другой, без перерыва – удовлетворить их окончательно не получится. Столь вожделенная игрушка уже спустя несколько дней отправляется пылиться на полку, ведь ощущения обещанного счастья не наступило, а значит, избирается новый объект желаний.

Время играет против нас

Дефицит свободного времени приводит к тому, что покупки совершаются на бегу, спонтанно. Человек просто не имеет достаточного количества этого ценного ресурса для того, чтобы принять взвешенное решение. Задачу призваны облегчить пластиковые карты, возможность удаленной покупки с помощью Интернета. Кроме того, отсутствие свободного времени не дает нам шанса доходчиво пояснить малышу настоящие, истинные потребности, заниматься с ним чем-то истинно важным – творчеством, качественным общением. Настоящие радости жизни заменяются дешевым суррогатом – соперничеством друг с другом на предмет того, у кого круче кукла, мобильный телефон, одежда и т. д.

Сегодня так называемый подкуп материальными вещами – это прерогатива не только состоятельных людей. Даже в сравнительно небогатых семьях мы наблюдаем эту тенденцию: необязательно дарить ребенку детский радиоуправляемый автомобиль или «навороченные» кроссовки – можно подсунуть безделушку или недорогой аксессуар, выказав тем самым симпатию (опять же ввиду острой нехватки общения – за неимением возможности сделать это иначе).

Истинного удовлетворения ребенок не получит ни в том, ни в другом случае: оно не зависит от цены вещи и не является символом родительской любви. Постоянное же их получение приводит к формированию детской жадности: малыш становится нетерпеливым, утрачивает способность заканчивать начатое дело, ведь имеет место ослабление действия главного «компонента мотивации», с которым ему трудно совладать.

Что делать?

Наверняка вы сейчас думаете: «А как же в таком случае быть? Ведь если у ребенка не будет того, что есть у одноклассников, он будет чувствовать себя неполноценным».

Конечно, можно долго и пространно рассуждать об обществе потребления, которое портит и взрослых, и детей. Или, того хуже, попытаться его избежать, отправившись в глушь, где нет места смартфонам и ультрасовременным игрушкам. Однако есть и более простое решение: нужно соблюдать некоторые правила, которые станут основой здорового и, главное, осознанного отношения к обществу, потреблению и вообще окружающей действительности:

Формируем умение делать выбор. С самого раннего возраста нужно позволять ребенку выбирать, какого цвета одежду он наденет на прогулку, что будет есть на полдник – творожок или йогурт. Такая возможность – самая благоприятная почва для ощущения права выбора, наличия альтернативы, а также умения разумно обосновать свое решение.

Сами выступаем примером для ребенка. Дети сканируют модель поведения родителей, поэтому постарайтесь подать правильный пример. Пусть ребенок видит, как вы анализируете необходимость приобретать ту или иную вещь, отказываетесь от лишнего. Кроме того, вы можете продемонстрировать, что какое-то приобретение не сделало вас счастливым, хотя вы очень ждали этой покупки.

Создаем внешние условия. Не стоит соблазнять детскую психику бесконечными походами по торговым центрам – отсутствие внешних стимулов поможет справиться с потребностями. Конечно, исключить их полностью не получится, но ограничить их вполне возможно. То же самое можно сказать и о среде, в которой чадо находится. Так, если одноклассники вашего ребенка располагают повышенным количеством материальных благ, беседы о вредности потребления могут вовсе не возыметь эффекта, ведь подрастающей личности еще трудно противостоять давлению коллектива.

Показываем радости жизни. Задача родителей – продемонстрировать детям настоящие ценности. Важно показать: есть вещи и занятия, которые не требуют больших затрат, но приносят много удовольствия. Например, прогулки, походы в гости, творчество, общение, совместный досуг, забота о ближних.

Избегаем утешения и поощрения вещами. Если ребенок загрустил, не спешите подсовывать ему новый планшет. Этого не стоит делать и в том случае, если он закончил четверть без троек. «Подкрепление» нужного поведения или снятие эмоционального напряжения возможны и с помощью нематериальных вещей – объятий, похвалы.

Учим справляться с разочарованием. Важно разделить печаль ребенка по поводу невозможности получить ту или иную вещь. Сообщить, что вы очень его понимаете и тоже расстроены, но всегда получать то, что хочется, не получится – с этим нужно смириться.

Анализируем вместе. Важно выяснить, отчего возникла та или иная потребность. Вы можете прямо спросить: «Почему ты хочешь эту игрушку?» Посмотрите вместе рекламу и проанализируйте, какие уловки используют ее создатели для того, чтобы убедить нас в необходимости покупки. Обсуждайте слоганы – ребенок должен понимать, что ему продают не счастье, а идею, иллюзию.

Общаемся и качественно проводим время вместе. Чаще «отключайтесь» от стимулов внешнего мира и наживок маркетологов: отправляйтесь на прогулки или по возможности в путешествия, походы, изучайте окружающий мир, отвечайте на вопросы ребенка.

Сформировать осознанность можно и нужно с самого раннего возраста. Кто, как не родители, должны помочь ребенку понять, кто он, какой он, каковы его истинные потребности и желания, что приносит ему радость и счастье. И если малыш откажется от покупки ненужной дорогостоящей игрушки, выбирая ту, которая ему действительно по душе, то по мере взросления он будет делать правильный выбор в более серьезных аспектах жизни. А это основа здорового отношения к вещам и осознанного потребления.

Учим детей осознанному потреблению

Осознание потребительского отношения детей нередко приходит к родителям достаточно поздно – когда подросшее чадо требовательно топает ногами, выпрашивая новый смартфон и говоря, как оно несчастно без него. К сожалению, в наше время не очень – то принято рассказывать детям об особенностях общества потребления: мы и сами не всегда продуманно подходим к выбору тех или иных вещей. Что говорить о детях, когда мы, взрослые, зачастую не всегда способны акцентировать внимание на себе, своем сознании, переосмысливать собственные потребности и вовремя задать себе вопрос: «А действительно ли мне это нужно?». Множество соблазнов и отсутствие способности к анализу создают самую благодатную почву для развития расточительства у детей.

Любопытно, что примерно до восьми лет дети безоговорочно верят рекламным роликам. Они не сомневаются в их достоверности не в силу природной доверчивости. Дело в том, что критическое мышление становится доступным зачастую только к 10–11 годам, и то лишь при правильном подходе к его формированию. Тогда ребенок может поставить под сомнение достоверность сюжета ролика и выявить в нем несостыковки, распознать фальшивость эмоций героев рекламы, заподозрить их в нечестности. Но даже это не спасает от желания обладать той или иной вещью: маркетологи делают всё, для того чтобы реклама отвечала потребностям и нуждам, соответствовала склонностям ребенка. Задача родителей – не позволять детям расточительно относиться к своей жизни и родительским накоплениям и не потакать приобретению чего-то ненастоящего и ненужного в блестящей обертке. Биохимия и потребности Уловки маркетологов провоцируют выброс дофамина – нейромедиатора, гормона удовольствия. Он призван закрепить ситуацию успеха и является основой мотивации к действиям. В сущности, он не только является основой удовольствия, он еще и “обещает” его – заставляет предвкушать счастье, быть в состоянии предвосхищения. Ожидание чувства эйфории от приобретения новой вещи обязано созданию рекламы, отвечающей особенностям и естественным потребностям зрителя. Вырабатываемый дофамин способствует концентрации внимания на «объекте», стимулирует активность, постановку и достижение цели. Это эволюционный механизм, который был призван обеспечить продуктивную охоту первобытному человеку. Сегодня же стремления человека направлены на беспрерывное потребление во благо экономики страны. Именно поэтому мы хотим последние модели телефонов, новые сумочки и автомобили. И если взрослому человеку, способному к рефлексии, по силам осознать истоки возникающих потребностей и спонтанных желаний и успешно с ними бороться, то ребенку бывает трудно отличить обещание счастья от самого счастья. Еще одна особенность биохимических процессов в головном мозге с участием этого нейромедиатора состоит в том, что потребности возникают одна за другой, без перерыва – удовлетворить их окончательно не получится. Столь вожделенная игрушка уже спустя несколько дней отправляется пылиться на полку, ведь ощущения обещанного счастья не наступило, а значит, избирается новый объект желаний. Время играет против нас Дефицит свободного времени приводит к тому, что покупки совершаются на бегу, спонтанно. Человек просто не имеет достаточного количества этого ценного ресурса для того, чтобы принять взвешенное решение. Задачу призваны облегчить пластиковые карты, возможность удаленной покупки с помощью Интернета. Кроме того, отсутствие свободного времени не дает нам шанса доходчиво пояснить малышу настоящие, истинные потребности, заниматься с ним чем-то истинно важным – творчеством, качественным общением. Настоящие радости жизни заменяются дешевым суррогатом – соперничеством друг с другом на предмет того, у кого круче кукла, мобильный телефон, одежда и т. д. Сегодня так называемый подкуп материальными вещами – это прерогатива не только состоятельных людей. Даже в сравнительно небогатых семьях мы наблюдаем эту тенденцию: необязательно дарить ребенку детский радиоуправляемый автомобиль или «навороченные» кроссовки – можно подсунуть безделушку или недорогой аксессуар, выказав тем самым симпатию (опять же ввиду острой нехватки общения – за неимением возможности сделать это иначе). Истинного удовлетворения ребенок не получит ни в том, ни в другом случае: оно не зависит от цены вещи и не является символом родительской любви. Постоянное же их получение приводит к формированию детской жадности: малыш становится нетерпеливым, утрачивает способность заканчивать начатое дело, ведь имеет место ослабление действия главного «компонента мотивации», с которым ему трудно совладать. Что делать? Наверняка вы сейчас думаете: «А как же в таком случае быть? Ведь если у ребенка не будет того, что есть у одноклассников, он будет чувствовать себя неполноценным». Конечно, можно долго и пространно рассуждать об обществе потребления, которое портит и взрослых, и детей. Или, того хуже, попытаться его избежать, отправившись в глушь, где нет места смартфонам и ультрасовременным игрушкам. Однако есть и более простое решение: нужно соблюдать некоторые правила, которые станут основой здорового и, главное, осознанного отношения к обществу, потреблению и вообще окружающей действительности:

1. Формируем умение делать выбор. С самого раннего возраста нужно позволять ребенку выбирать, какого цвета одежду он наденет на прогулку, что будет есть на полдник – творожок или йогурт. Такая возможность – самая благоприятная почва для ощущения права выбора, наличия альтернативы, а также умения разумно обосновать свое решение.

2. Сами выступаем примером для ребенка. Дети сканируют модель поведения родителей, поэтому постарайтесь подать правильный пример. Пусть ребенок видит, как вы анализируете необходимость приобретать ту или иную вещь, отказываетесь от лишнего. Кроме того, вы можете продемонстрировать, что какое-то приобретение не сделало вас счастливым, хотя вы очень ждали этой покупки.

3. Создаем внешние условия. Не стоит соблазнять детскую психику бесконечными походами по торговым центрам – отсутствие внешних стимулов поможет справиться с потребностями. Конечно, исключить их полностью не получится, но ограничить их вполне возможно. То же самое можно сказать и о среде, в которой чадо находится. Так, если одноклассники вашего ребенка располагают повышенным количеством материальных благ, беседы о вредности потребления могут вовсе не возыметь эффекта, ведь подрастающей личности еще трудно противостоять давлению коллектива.

4. Показываем радости жизни. Задача родителей – продемонстрировать детям настоящие ценности. Важно показать: есть вещи и занятия, которые не требуют больших затрат, но приносят много удовольствия. Например, прогулки, походы в гости, творчество, общение, совместный досуг, забота о ближних.

5. Избегаем утешения и поощрения вещами. Если ребенок загрустил, не спешите подсовывать ему новый планшет. Этого не стоит делать и в том случае, если он закончил четверть без троек. «Подкрепление» нужного поведения или снятие эмоционального напряжения возможны и с помощью нематериальных вещей – объятий, похвалы.

6. Учим справляться с разочарованием. Важно разделить печаль ребенка по поводу невозможности получить ту или иную вещь. Сообщить, что вы очень его понимаете и тоже расстроены, но всегда получать то, что хочется, не получится – с этим нужно смириться.

7. Анализируем вместе. Важно выяснить, отчего возникла та или иная потребность. Вы можете прямо спросить: «Почему ты хочешь эту игрушку?» Посмотрите вместе рекламу и проанализируйте, какие уловки используют ее создатели для того, чтобы убедить нас в необходимости покупки. Обсуждайте слоганы – ребенок должен понимать, что ему продают не счастье, а идею, иллюзию.

8. Общаемся и качественно проводим время вместе. Чаще «отключайтесь» от стимулов внешнего мира и наживок маркетологов: отправляйтесь на прогулки или по возможности в путешествия, походы, изучайте окружающий мир, отвечайте на вопросы ребенка.

Сформировать осознанность можно и нужно с самого раннего возраста. Кто, как не родители, должны помочь ребенку понять, кто он, какой он, каковы его истинные потребности и желания, что приносит ему радость и счастье. И если малыш откажется от покупки ненужной дорогостоящей игрушки, выбирая ту, которая ему действительно по душе, то по мере взросления он будет делать правильный выбор в более серьезных аспектах жизни. А это основа здорового отношения к вещам и осознанного потребления.

Психология ребенка

Семь интересных и простых способов научить детей переживать состояние внутреннего сосредоточения

Как формировать у детей осознанность

Если вы собираетесь научить детей младшего школьного возраста, как достичь состояния осознанности и внутреннего сосредоточения, т. е. фокусировать свое внимание на переживании настоящего момента, будьте готовы к тому, что они научат вас гораздо большему, чем вы их.

Исследования подтверждают состоятельность и преимущества обучения детей такого рода вниманию, обращенному внутрь себя, поскольку эти знания способствуют повышению уровня оптимизма и счастья в классах, снижению травли (буллинга) и агрессии в школе, развитию чувства сострадания и сочувствия к окружающим, а также урегулированию конфликтов между учениками.

Если вы хотите вдохновиться, а заодно и улыбнуться, задайте группе детей вопрос о том, что они понимают под словами «осознанность» и «внутреннее сосредоточение». «Умение расслабляться от повседневных забот и стресса», «Умение оставаться самим собой при преодолении трудностей» и «Это похоже на переход поезда с одних рельсов на другие» – вот одни из самых ярких ответов школьников. Дети действительно могут быть источником духовной мудрости!

Когда вы приводите им одно из определений этого понятия («состояние сознания, которое достигается путем сосредоточения внимания субъекта на данном моменте и спокойного признания и принятия своих чувств, мыслей и телесных ощущений, часто используемое в качестве терапевтической техники»), дети могут вам просто не поверить.

Для проверки корректности этого определения можно провести несколько упражнений. В данной статье представлены семь способов обучения детей внутреннему сосредоточению.

1. Упражнение на выслушивание колокольчика

Позвоните в колокольчик и попросите детей прислушаться к вибрации его звона. Попросите их сохранять молчание и, как только они перестанут слышать звук колокольчика, поднять руки вверх. Затем попросите детей хранить молчание в течение одной минуты и обратить свое пристальное внимание на другие звуки, которые они будут слышать, как только прекратят слышать звон. После этого по очереди опросите детей обо всех звуках, услышанных в течение этой минуты. Данное упражнение не только веселое и заставляет детей взволнованно делиться своим опытом с другими детьми, но и помогает им подключиться к настоящему моменту и развивает чувствительность их восприятия.

2. Упражнение «Друзья по дыханию»

Выдайте каждому ребенку по мягкой игрушке (или другому небольшому предмету). Если комната позволяет, пусть дети лягут на пол и положат мягкие игрушки себе на животик. Попросите их в полной тишине подышать в течение одной минуты и обратить внимание на то, как их «друзья по дыханию» поднимаются и опускаются вместе с их вдохом и выдохом, а также на любые другие свои ощущения. Попросите детей представить, что негативные мысли в их головах превращаются в мыльные пузыри и улетают. Упражнение «Друзья по дыханию» делает внутреннее созерцание намного приятнее и даже дружелюбнее и позволяют детям понять, что игра не обязательно должна быть шумной.

3. Мышечное упражнение на расслабление

Пусть дети лягут на пол и закроют глаза. Попросите их напрячь все мышцы тела как можно сильнее. Скажите, чтобы они сжали пальцы ног и ступней, втянули живот, сжали руки в кулаки и подняли плечи вверх к шее. Пусть они держат мышцы в напряженном состоянии несколько секунд, а затем полностью разожмут и расслабят их. Это прекрасное и забавное упражнение для расслабления тела и ума и вполне доступный способ научить детей понимать искусство осознанного «присутствия».

4. Упражнение «Понюхай и расскажи»

Раздайте детям что-нибудь ароматное, например, кусочек свежей апельсиновой корки, веточку лаванды или цветок жасмина. Попросите их закрыть глаза и вдыхать аромат, сосредоточив все свое внимание только на данном запахе. Запах действительно может быть мощным инструментом умиротворения (среди всего прочего!).

5. Искусство прикосновения

Дайте каждому ребенку предмет, к которому можно прикоснуться, например, мяч, перо, мягкую игрушку, камушек и т. д. Попросите детей закрыть глаза и описать своему соседу, каков этот предмет на ощупь. Затем дети должны обменяться предметами. Оба упражнения (это и предыдущее) являются простым, но действенным способом научить детей способности отделять чувства друг от друга и настраиваться на разные впечатления.

6. Упражнение «Сердцебиение»

Пусть дети попрыгают на месте в течение одной минуты. Затем попросите их сесть и положить руку на сердце. Скажите, чтобы они закрыли глаза и ощутили свое сердцебиение, а также дыхание и все то, что они могут заметить в работе своего организма.

7. Упражнение «Сердце к сердцу»

В этом упражнении слово «сердце» используется в менее буквальном смысле. Другими словами, это упражнение можно также назвать «Давай поговорим о чувствах». Итак, сядьте и обычным, спокойным тоном попросите детей рассказать вам об их чувствах. Какие чувства они испытывают? Откуда они знают, что испытывают именно эти чувства? Где они ощущают их в своем теле? Спросите, какие чувства им нравятся больше всего.

Затем спросите их, что они могут сделать, чтобы почувствовать себя лучше в те минуты, когда не испытывают своих любимых чувств. Напомните детям, что они могут превращать свои негативные мысли в «мыльные пузыри» и, если им нужно успокоиться, могут прибегать к напряжению и расслаблению мышц, а также уделить несколько минут, чтобы прислушаться к своему дыханию или почувствовать сердцебиение, если хотят расслабиться.

Уроки внутреннего сосредоточения должны вооружать детей инструментами, которые они смогут использовать в любое время, – инструментами, которые помогут им успокоиться, сбавить обороты и почувствовать себя лучше в случае возникновения каких-либо неприятностей. В детстве любой из нас хотел бы обладать этими инструментами. Представьте, что все дети Земли научатся использовать их. Какие прекрасные изменения претерпит наш мир в течение всего одного поколения?!

Электронная инфраструктура нового поколения

Идентификация и репликация для вечного и безопасного хранения
информации в открытом доступе

30 июня 2019

Хакатон Hacknowlege II

Ассоциация интернет издателей проводит хакатон по использованию свободных данных и свободного контента

Руководство

Для пользователей и организаций

Наука и высшее образование

Научная литература, учебные работы и произведения в свободном доступе

Цифровые объекты и данные

Открытые данные, открытое ПО, 3D-модели и других объекты в свободном доступе

Культура и искусство

Художественная литература, музыка, кино, изображения и публикации в СМИ в свободном доступе

АЗАПИ и «Эксмо» подали в суд на Mail.ru Group

Мосгорсуд ввёл обеспечительные меры по иску, обязав “Одноклассники” и “Мой мир” заблокировать доступ к аудиокниге “Охота на самца”

За «суверенностью» Рунета проследит Центр мониторинга

На него возлагается обеспечение учёта информации, проведение мониторинга в целях выявления угроз и другие обязанности в рамках исполнения федеральн.

Из Facebook, Twitter и LinkedIn утекли данные 1,2 миллиарда пользователей

4-терабайтная база данных оказалась в свободном доступе на облаке Google, её владелец пока не установлен

50 миллиардов рублей на «телевизор в интернете»

Во столько операторы связи и участники рынка телекоммуникационных услуг оценили создание единого поставщика контента главных 20 российских каналов

Тест: Пират или научный издатель?

Что вы знаете об авторском праве и открытом доступе?

Тест: сдайте зачет по авторскому праву

Ответьте на 12 вопросов и выясните, что вы знаете об авторском праве

Материалы семинара в Иностранке в рамках Недели открытого доступа

Опубликованы видеозаписи выступлений экспертов.

Материалы серии семинаров по открытому доступу во Владивостоке

Опубликованы видеозаписи докладов российских и международных экспертов на тему открытого доступа и открытой науки

Материалы серии семинаров по открытому доступу в Калининграде

Опубликованы видеозаписи докладов российских и международных экспертов на тему открытого доступа и открытой науки

Методическое пособие “Открытое наследие”

Настоящее методическое пособие адресовано сотрудникам библиотек, музеев, архивов и галерей. Пособие содержит базовые сведения о всемирной энциклопедии Википедия и других проектах Викимедиа. В издании обобщён российский и мировой опыт взаимодействия движения Викимедиа с учреждениями культуры. Прив.

Материалы серии семинаров по открытому доступу в Казани

Опубликованы видеозаписи докладов российских и международных экспертов на тему открытого доступа и открытой науки

Материалы серии семинаров по открытому доступу в Томске

Опубликованы видеозаписи докладов российских и международных экспертов на тему открытого доступа и открытой науки.

Практика открытой публикации учебных работ в российских вузах

В исследовании приведен обзор практики публикации выпускных квалификационных работ студентов и организации университетских репозиториев российскими вузами. В результате исследования было выявлены лучшие практики университетов, которые подробно описаны в соответствующем разделе книги, включая особ.

Электронное книгоиздание в России 2016

Производство и распространение электронных книг в России: структура, проблемы, перспективы

Принять участие в проекте

Пользователям

Узнайте больше о портале Ноосфера, его целях и принципах работы.

Организациям

Дополнительная информация для банков знаний и других организаций о партнёрстве и участии в проекте.

Даты жизни авторов

База данных с информацией о датах жизни авторов, их реабилитации и другой полезной информации о персонах.

Калькулятор правового статуса

Сервис для расчёта срока охраны авторских прав произведений науки и литературы.

Наши партнёры

Информация

Поддержка сайта осуществляется в рамках проекта «Ноосфера. Запуск». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».

Поддержка и развитие платформы осуществляются в рамках проекта Цифровая платформа “Ноосфера” с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Интернет-издание “Общественное достояние”. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 70649.
Учредитель: Ассоциация интернет-издателей. Главный редактор: Трищенко Н.Д.

Содержимое сайта, если не указано иное, опубликовано в соответствии с лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0)

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ОСОЗНАННОМУ ПОТРЕБЛЕНИЮ?

13 советов, которые помогут ребенку не бежать за брендами и думать о своих желаниях.
Мы живем в дивном изобильном мире, насыщенном вещами, идеями и информацией. Это прекрасная вселенная, в которой можно и накормить лапшой любого сирого, и есть масса возможностей для самовыражения. Наиболее ценными ресурсами становятся здесь не вещи, а наше время и внимание. Детям, однако, все упорно не хотят рассказывать про особенности потребительского общества, погружая их то в XIX век с лучинами, пахотой и великими писателями, то бросая их перед мерцающими экранами без спасательного жилета и предварительной подготовки.
Гигантская часть информации, которая сваливается на неокрепшую детскую голову, давит на эмоции и убеждает что-то купить: от леденца на палочке до стиля жизни
Конечно, со временем ребята разберутся, что почем, но пока соблазнов вокруг слишком много, а подкованности — никакой. Нельзя позволить им так расточительно относиться к своей жизни и родительским накоплениям на банковских картах, нельзя спокойно смотреть, как они принимают промо-мусор за чистую монету и хотят чего-то ненастоящего в блестящей обертке.
Попробовав раз, ешь и сейчас!
По статистике, приведенной в «Афиша Daily», дети в возрасте до 12 лет просматривают около 25 тысяч рекламных роликов в год, и это не учитывая рекламу в интернете, продакт-плейcмент и растяжки с пин-ап герл прямо под вашими окнами. До 8 лет малыши почему-то считают всю рекламу достоверной, и лишь после 11 лет в их головы закрадывается подозрение, что, может быть, вот эта домохозяйка, которая сошла с ума от счастья, отведав печенья, не вполне искренне закатывает глаза и стучит в эйфории ногами.
Но даже после того, как подросток догадался, что от нового стирального порошка на потолке не появляется радуга, он все равно ведется на рекламу. А как же иначе, ведь она изготавливается с учетом наших нужд, склонностей и потребностей — если и вам трудно устоять перед покупкой новой стиральной машины, каково ребенку?
Ловко разложенные маркетологами наживки вызывают выброс нейромедиатора дофамина. Дофамин сулит мозгу награду, заставляет нас предвкушать счастье. Сам по себе он не делает никого счастливым, лишь стимулирует быть бодрее, сконцентрироваться и во что бы то ни стало заполучить нечто, обещающее удовольствие. Дофамин нужен эволюции, чтобы человек, прихватив копье, устремлялся за ускользающей антилопой, предвкушая вечер с женой и шашлыком перед экраном костра. Сегодня наша дофаминовая система работает слишком яростно: для блага экономики и цивилизации мы должны хотеть все и последней модели — предыдущая версия антилопы уже вышла из моды.
И если взрослые могут этот момент как-то отрефлексировать, то дети послушно несутся за обещанием награды, принимая это обещание за счастье.
Фокус дофамина еще и в том, что он никогда не скажет:”Ок, теперь хватит”. Гонка должна быть бесконечной
Почему дети перестают играть? Почему они складируют столь вожделенные игрушки в шкаф, мгновенно утрачивая интерес к розовому домику для зомби размером с вашу прихожую? Домик выпрашивался, между прочим, два месяца. Для начала игры нужно некоторое волевое усилие. Домик есть, а счастье не наступило, дофамин вырабатывается на новую штуковину: электронный бобер, которого ночью можно оживить под родительской кроватью. Ребенок не улавливает, что угодил в дофаминовую ловушку. И даже когда из-под кровати предков выскочит бобер, детская радость будет неполной. Потому что у него еще нет новой игровой приставки.
Ведь вы этого достойны.
Другая сторона проблемы в нехватке времени. Мы сами совершаем массу спонтанных покупок; с появлением пластиковых карт и интернета многие решения принимаются на бегу, без участия мозга. И пока вы приобретали кашемировый свитер (скидка 30%!), вы забыли объяснить ребенку, что существуют и настоящие потребности: быть значимым, быть принятым, быть собой. Есть что-то на самом деле крутое — творчество, общение, исследование и созидание. Но эти вещи, способные принести настоящую радость, как-то неуловимо подменяются дешевыми суррогатами: погоней за новизной

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: