Родители всегда рады тому, что ребенок двигается: переворачивается, садится, и наконец, учится ходить.
Движение – это доказательство того, что малыш развивается, становится более самостоятельным.
Движения в первый год жизни
В первый год, движение – это источник развития. Оно позволяет окрепнуть опорно-двигательному аппарату, а также развивает сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Для младенца движения всегда связаны с получением положительных эмоций. Он упорно учится определенным движениям, проявляя настойчивость. Есть взаимосвязь общего развития ребенка его движением. Чем большее количество предметов привлекает его, тем чаще он тянется за ними, и тогда он познает окружающий мир, развивается. Однако не все движения принесут пользу младенцу.
Иногда родители уверены в том, что полугодовалый малыш уже должен сидеть. И всячески стараются его научить этому, подкладывая подушки, держа за руки. Однако, учить сидеть нужно после того, как малыш научится ползать и ненадолго присаживаться. В этом случае он сможет менять позу, не застывая подолгу в одном положении. Неподвижность вредна всем детям, без исключения, потому что способствует искривлению позвоночника и появлению плоскостопия. Неподвижность дает нагрузку на одну группу мышц, поэтому малыш быстро устает. И если он не может двигаться – он не сможет взять понравившуюся ему игрушку.
Поэтому в первый год жизни необходимо создать условия для развития движений.
Самыми полезными будут:
- умение держать головку, при лежании на животе;
- перевороты на спинку и на живот;
- ползание.
Когда ребенок начинает ползать?
Ползание – средство самостоятельного передвижения с полугода. Умение ползать позволяет ему интересоваться окружающей обстановкой, что улучшает координацию младенца, поддерживает его активность и доставляет радость.
Ползание развивает мышечную систему. Это исключает вероятность искривления ног (что нередко наблюдается у тех детей, которые рано пошли). Ползание развивает опорно-двигательный аппарат ребенка, укрепляет его позвоночник, улучшает все физиологические процессы организма, создает основу для того, чтобы ребенок начал передвигаться с помощью окружающих его предметов.
Так какие условия необходимы?
Во-первых, нельзя ограничивать малыша в движении. Рекомендуется не заворачивать малыша в конце 1 мес., а одевать одежду, не стесняющую движения. До того времени, пока ребенок не сможет ползать (5-6 мес.), он может двигаться у себя в кроватке. Но после необходимо дать ему ползать на полу (на одеяле или ковре), а потом – и по всей комнате.
В первые 3 месяца
В первые три месяца большую роль играют перемещения малыша при хорошем настроении. Когда малыш учится выражать свою радость с помощью движений, его подвижность увеличивается. Если сначала он двигался, когда плакал, то теперь движениям способствуют разговоры взрослых, погремушки. Он двигает руками и ногами, выгибает спинку, развивая этим мышечную систему. Как результат – общее напряжение мышц слабнет, и к трем месяцам движения не такие резкие, ребенок не стремится принять позу зародыша.
К трем месяцам ребенок умеет держать головку на руках у родителей и лежа на животе. Самыми полезными являются движения на животе.
Переворачивать малыша на животик нужно с 3-5 недель, используя для этого твердую поверхность с одеялом сверху. Так ребенок сможет пробовать поднимать головку. Ручки должны быть согнуты и находиться под грудью. Лучше переворачивать его до кормления, чтобы ребенок не срыгивал. Пока малыш активно поднимает голову, его лучше не трогать, но как только он устанет – переложить на спину.
Переворачивать на живот надо до кормления. Пока вы его переодеваете, позвольте ему потренироваться в поднятии головы.
Когда малыш не спит минимум час, надо переворачивать малыша на живот не менее 2-х раз в каждое время бодрости: до кормления и перед сном. При постоянном проведении этого упражнения к трем месяцам ребенок научится держать голову и верхнюю часть туловища, прогибать спину и опираться на предплечья.
Когда ребенок следит за интересным ему предметом, он пытается приподнимать голову, повернуться к нему. Движения ребенка улучшаются, крепнут мышцы спины и шеи. К 3 месяцам ребенок вполне может вертикально держать голову и вертеть ей в разные стороны.
Ребенка надо брать почаще на руки. Так он будет пытаться держать голову, и получать много новых радостных впечатлений. Но лучше делать это когда малыш радуется – так будет проще вернуть его в колыбель.
В первые месяцы у малыша крепнут мышцы на ногах. Но учить ходить его нельзя.
В 3-6 мес. ему необходимо учить движения рук, чтобы он мог взять интересный предмет.
К 3 мес. у ребенка появляется осязание: он ощупывает все окружающие предметы. Он видит предметы на расстоянии вытянутой руки, поэтому можно повесить любимые погремушки так, чтобы он мог их еще и потрогать.
Сначала малыш случайно притрагивается к игрушкам. Но потом ему все больше доставляет удовольствие ощущение от прикосновения к игрушкам. Этот интерес очень важен, ведь ребенок учится играть, создает ему радостное настроение.
Начиная с 4 месяца
С 4 мес. ребенку нужны такие игрушки, которые достаточно трудно поймать в руку. А чтобы ребенок умел хватать игрушки, надо тренировать его. До этого ребенок может только схватить погремушку, если ее ему подать. Но к 5 мес. он может взять игрушку над его животом. После этого надо учить его брать игрушки сбоку или над лицом. И уже в полгода ребенок сумеет тянуться к игрушке и брать ее в любом положении тела. А когда он умеет брать игрушки, он будет стараться тянуться за ними, чтобы достать интересную вещицу.
Умение брать и держать предметы очень важно: ведь ему еще учиться садиться, стоять и ходить, а для этого потребуется помощь окружающих предметов.
От трех месяцев до полугода
В 3-6 мес. малыш учится лежать на животике долгое время, переворачиваться, двигаться по колыбели. И важно продолжать укреплять его мышцы. Пока малыш на животе, он следит за окружающей обстановкой, тянется к игрушкам, учится их брать, пытается перевернуться. Иногда в полгода дети учатся ползать. К 5 мес. он способен перевернуться на животик. Но перевернуться назад у него удается к 6 месяцу.
Обучая малыша стоять, можно поддерживать его под ягодицы и грудь, приподнимая и опуская.
В 5-10 мес. ребенок становится активным, учится новым действиям. Если к 6 мес. он умеет стоять на четвереньках, то он пытается ползти. Чтобы помочь ему, можно класть на некотором расстоянии от ребенка любимые игрушки. Он будет стараться их взять. Если ребенок не обращает никакого внимания, погремите ей. Сначала надо помогать ребенку доползти до игрушки, подставляя ладони к пяточкам, чтобы он смог отталкиваться. Когда он доберется, отодвиньте игрушку дальше. Повторите несколько раз и позвольте ребенку дотянуться до игрушки и поиграть ею.
Ползаем во всю
Если ребенок в 7 мес. умеет ползать, он быстро учится садиться, стоять и опускаться с помощью опоры.
В основном ребенок учится в процессе игры. Он занимается своими игрушками, наблюдает за взрослыми. Старается сесть или встать, постепенно осваивая эти движения. И уже к 7-8 мес. у него это удается.
Если ребенок умеет вставать, он будет пытаться передвигаться вдоль кроватки. И с 9 мес. можно учить его ходить, держа за обе руки.
Новые движения доставляют ребенку радость, и он может пытаться садиться на корточки, стоять на коленях, помогая себе руками.
Когда же пойдем?
И если ребенок к 9 месяцам уже активно двигается и умеет переступать, то к году он начнет пытаться ходить. Долго водить малыша, чтобы он быстрее учился, нельзя. Это вызывает нарушения опорно-двигательного аппарата и развитие плоскостопия.
Чтобы ребенок быстро развивался, надо дать ему свободу движений. Не стоит ограничивать его кроваткой. Можно просто убрать все лишнее подальше, и максимально обезопасить его передвижения по полу.
Часто дети учатся стоять во время игры. Занятые игрушками, они не замечают, что не держатся, но покачнувшись, снова хватаются за свою опору. Потом он будет пытаться сделать это снова и снова, так как это принесет ребенку удовольствие. Но если малышу уже почти год, он здоровый, но не ходит – надо помочь. Надо приподнимать его, а затем оставлять без опоры. Но при этом важно следить, чтобы он не падал.
Подниматься и садиться без опоры обычно дети учатся позже, чем ходить. Но бывает, что ребенок пытается подняться на четвереньки, а потом потихоньку выпрямляется. И к году он уже встает, садится и стоит без поддержки.
Полезная статья: Как научить ребенка ходить? 10 советов в помощь родителям
К 10 месяцу ребенок ходит с использованием стен в качестве опоры, и переходит от предмета к предмету на пару шагов. Часто родители пытаются научить малыша ходить с помощью ходунков. Но лучше их не использовать. Они не дают ребенку нормально развиваться: он не сможет опуститься и лечь, когда устанет, и будет вынужден ходить или сидеть. Также он будет учиться ходить с сильным наклоном вперед, а это вредит его равновесию и способности сохранять вертикальное положение тела.
Если малыш хорошо ползает, его передвижения становятся скоординированными, и к годику он обязательно начинает ходить.
Можно водить малыша, поддерживая под руками. Но надо делать это так, чтобы он никуда не наклонялся. Если он теряет равновесие, надо придержать его, стараясь при этом не издавать резких звуков, чтобы не напугать. Тогда малыш сам станет пытаться ходить и развиваться в этом направлении.