Учитель… слово-то какое! Как привить ребенку уважение к учителю

Учитель… слово-то какое! Как привить ребенку уважение к учителю

Учитель. слово-то какое! Как привить ребенку уважение к учителю

Разделы — Психология — Воспитание

В первое воскресенье октября наша страна празднует День учителя. В этот день мы выражаем свое уважение тем, кто учил или продолжает учить молодое поколение доброму и светлому, кому мы доверяем своих детей, с кем советуемся, к чьему мнению прислушиваемся и о ком вспоминаем с теплом и благодарностью.

К сожалению, частая проблема, с которой родителей вызывают в школу, — это неуважение ученика к учителю.

Самый значимый взрослый

В начальной школе учитель становится для детей самым значимым взрослым — даже родительский авторитет отходит на второй план. Для того, чтобы ученик первого класса уважал своего классного руководителя, никаких особых действий предпринимать не нужно, ведь учебная деятельность становится ведущей согласно возрастным нормам, а учитель — негласным авторитетом.

Тем не менее, при подготовке к школе необходимо уделить внимание ребенка тому, как вести себя с учителем. Для этого можно использовать главный инструмент воспитания дошкольников – сюжетно-ролевую игру. Именно в ней ребенок учится жить в обществе, пробует на себе разные роли и разное поведение. Играя с ребенком в школу, меняйтесь местами – важно, чтобы роли и учителя, и ученика попробовал на себе каждый из вас. Пребывая в роли ученика, транслируйте уважительное отношение к педагогу, вежливо разговаривайте со своим ребенком, исполняющим роль учителя, обращайтесь только по имени и отчеству, поднимайте руку, чтобы что-то спросить, используйте слова «спасибо» и «пожалуйста» — в общем, демонстрируйте именно то поведение, которому вы хотите научить своего ребенка.

Самоутверждение и неуважение

В подростковом возрасте нередко ребята проявляют неуважение к учителю, стремясь заработать таким образом авторитет сверстников или просто самоутвердиться. Часто они даже не понимают, что совершают какой-то дурной поступок, так как слишком увлечены собой и переживанием сложного периода. Для того, чтобы помочь подростку избежать грубости и неуважения в адрес учителя, необходимо беседовать с ним еще до наступления кризиса. Рассказывайте ребенку о своих учителях, о том, как вы им благодарны за те знания и умения, которые они вам дали. Вспоминайте интересные и веселые истории из школьной жизни, связанные с педагогами. Рассказывать о том, как вы подшучивали над Марь Иванной – не стоит, это воспримется как руководство к действию.

Чтобы поддерживать уважительное отношение, достаточно лишь не транслировать собственное негативное отношение к педагогам и избегать конфликтов с ними на глазах у ребенка.

Тем не менее, бывают и другие ситуации. Любой ребенок копирует поведение своих родителей. Если мама и папа дома обсуждают педагогический состав школы в нелицеприятных выражениях, то и школьник будет транслировать к педагогам такое же отношение. Конечно, родителям сложно бывает скрывать от своего чада истинное отношение к кому-то из учителей, но если позволять себе неуважительные высказывания в адрес педагогов, то будьте готовы к тому, что ребенок поступит точно так же. Взрослым важно соблюдать границы и демонстрировать ребенку уважительное и вежливое отношение к людям.

Уважительное отношение к педагогам должно основываться на действиях и поступках самих учителей, а задача родителя в этой ситуации – помочь ребенку увидеть те самые поступки, вызывающие уважение. Рассказывайте детям, сколько времени, сил и энергии учителя тратят на подготовку к уроку, проверку тетрадей, дополнительные занятия. Детям часто кажется, что учитель только ведет уроки, они же не видят закулисья педагогической работы, а ведь учителя не перестают работать и дома, проверяя домашние задания и составляя план урока на следующий день, исходя из особенностей конкретного класса.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок уважал педагогов, найдите и ненавязчиво покажите ему мультики или фильмы, в которых профессия учителя раскрывается с лучшей стороны и вызывает только положительные эмоции. Особенно хорошо этот способ действует на подростков.

Восемь причин, почему дети не уважают учителей: кто виноват и что делать?

Приходилось ли вам слышать такие фразы: «Молодежь испорчена», «В наше время такого не было», «Дети вообще взрослых не уважают», «Меня ученики ни во что не ставят»? Возможно, вам знакомы эти проблемы. Что делать? Разберемся, что такое уважение, почему его нужно заслужить и почему так бывает, что ученики не уважают учителей.

Уважение: что это и откуда берется?

  • Уважение — основа комфортных, достойных отношений между друзьями, родственниками, коллегами и всеми людьми в социуме. Это база успешного сотрудничества, партнерства, совместного проживания, общения.
  • Уважение — мотивированное чувство. Другими словами — требуется подкрепление для возникновения данного чувства по отношению к вам. В качестве подкрепления выступают личные качества, достижения, достоинства.
  • Уважение бывает только взаимным. Не задевайте, не ущемляйте достоинство и честь другого человека.
  • Уважение нельзя «отвоевать» силой кулаков, угрозами, шантажом. Запугивая, можно вызвать страх, боль, ненависть, стыд. Что угодно, но не уважение.
  • Уважение основано на признании равенства права каждого члена социума на свободу личности, на собственное мнение, на развитие потенциала.

Три кита, на которых держится уважение

  • Особенности личности: достоинство, этичность, тактичность, воспитание, интеллект, характер.
  • Социальные роли: должность, статус личности в обществе — «студент», «директор», «учитель», «друг». Люди, исполняющие определенные роли, могут претендовать на уважение других (например, учеников) «по умолчанию».
  • Правило иерархии — опять речь идет о возникновении уважения в «автоматическом режиме», на базе исключительно занимаемой должности, социального статуса.

Таким образом, мы получаем противоположные идеи:

  • Уважение к педагогу должно возникать «автоматически».
  • Уважение требует наличия определенных личностных качеств, его нужно заработать.

Предлагаю следовать второму положению и требовать уважения не из-за занимаемой должности или социального статуса.

Почему ученики не уважают учителя? Главные ошибки

  • Двойственность и лицемерие: требуем одного, а транслируем другое. Это касается не только работы в школе, но и воспитания в принципе.
  • Синдром розовых очков: ожидание, что ученики будут сразу отлично учиться и безупречно себя вести, а родители станут на 100% выполнять все требования и рекомендации педагога. Надо принять тот факт, что ученики и их родители ничего не должны. Задача учителя — сделать так, чтобы ученики стремились к знаниям, развитию по причине собственного желания и заинтересованности.
  • Оскорбления: обижая учеников, повышая голос, наказывая за проступки, некоторые учителя озлобляют их — это не путь к уважению. У них может получиться вызвать страх, отвращение, презрение — и не более.
  • Нет контакта: учитель, который не слышит учеников, не умеет «держать» аудиторию, быстро теряет к себе интерес и уважение. Над работой с аудиторией учитель трудится постоянно.
  • Нет обратной связи, или Синдром «Ой, я забыла»: нельзя забывать обещаний, которые даны ученикам — они этого не забудут. Учитель узнал мнение класса? Дает понять, что оно услышано и учтено. Пообещал что-то? Доносит до класса, что он держит свое слово.
  • Синдром «Я главная», или «Я так сказала». Строить отношения с классом исключительно на возвышении себя над учениками, выбирая модель поведения очень важной начальницы, — неэффективный вариант. Выдерживаем баланс, не опускаясь до панибратства.
  • «Я самая умная»: если кто-то учитель, это еще не значит, что он знает все.
  • Неумение признавать свои ошибки. Эту честность и смелость ученики, особенно подростки, оценят. Кроме того, они осознают то, что и сами имеют право не ошибку — их не станут за это осуждать, унижать, обесценивать.

Все ли зависит от педагогов?

Конечно, нет: есть сложные дети, проблемные семьи, в которых понятие «уважение» — что-то из области фантастики. Никто не в силах коренным образом изменить воспитание, заложенное в семье, но мы можем работать с недостатками каждого ребенка, взращивая достоинства, давая ребенку поддержку, поощрение, адекватное наказание за проступки.

«Золотое правило», применимое и в педагогическом процессе — требования и отдача должны быть тождественны. Все предельно просто: мы сами дарим уважение, ценим личности учеников — это принесет плоды. И главное — мы работаем над собой!

Об авторе: Давыдко Ирина Леонидовна, учитель истории, географии.

Читайте также:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Как привить ребенку уважение к учителю , воспитателю?

Воспитатели и учителя бывают разные.Хорошие и плохие.Я думаю ребёнку надо с малых лет вдалбливать что такое хорошо и что такое плохо.И когда он к примеру пойдёт в школу,он сам поймёт как и к кому относиться.Взрослые должны учить ребёка правилам хорошего тона.Учитель и воспитатель должны любить детей,не только своих.У них должно быть призвание педагога.Тогда и ребёнок будет относиться соответственно.Но и нельзя допускать диктат со стороны педагога.

Учить не надо. Ребенок очень хорошо понимает, когда к нему относятся с уважением, пониманием и искренней заботой. Если учитель, воспитатель с любовью, то и ученик ответит тем же. Ребенок может уважать учителя, но не человека, также вырастет и может быть наоборот. Любое плохое слово, сказанное учителем в адрес ребенка запоминается надолго. И ребенок теряет уважение уже с класса пятого

Своим примером, конечно! Ребенок слышит все, что вы говорите об учителях и то, как вы это говорите. Он впитывает даже не информацию, которую получает, а отношение в целом. Так что если вы сами всегда уважительны в отношении его и не только его учителей, даже когда думаете, что он не слышит, то ребенок воспримет это.

Не нужно ничего прививать: ребёнок не растение! Ребёнок, как губка, впитывает в себя всё то, что он видит и слышит вокруг себя. Вы разговариваете спокойно друг с другом, и ребёнок будет вести себя также. Вы не позволяете себе нелицеприятных высказываний в адрес учителя, воспитателя, любого другого человека. и ваш ребёнок не позволит себе никаких “дерзостей”. А то зачастую можно наблюдать такую картину: ребёнок играет, а мама в это время разговаривает со своей подругой по телефону, перемывая косточки. кому годно! Как-будто ребёнок не слышит и не видит!

А потом возникает вопрос:”Почему наш ребёнок относится с неуважением? Мы его этому не учили. ” А не нужно учить, он сам уже научился тому, чему не нужно было бы. Повторюсь: нужно начинать с себя, если мы хотим, чтобы ребёнок относился позитивно к чему-либо. у него ещё нет понятия – уважаю/не уважаю. это придёт к нему значительно позже!

Об уважении к профессии педагог

Уважение к профессии педагога… Существует ли оно в природе? Почему ряд учителей жалуются, что их не уважают ученики? Что под этим словом понимают дети, а что учителя?

Считается, что если человек выбрал профессию педагог, то он автоматически должен быть уважаемым учениками, их родителями, вообще всеми окружающими людьми. Да, когда дети приходят в школу в первый класс или появляется новый учитель-предметник, к преподавателю они относятся с уважением, правда еще пока ничем не подкрепленным с его стороны. Этакий приятный бонус, даваемый не конкретному человеку, с которым еще не знакомы, а тому учителю, которого они ожидают: умному, обладающему широким кругозором, тактичному, требовательному, но справедливому. И преподавателю нужно еще суметь доказать, что они не ошиблись: он именно такой.

Что такое уважение? Отношение к другому человеку, в основе которого лежит признание его достоинств. Важно его не утратить, а укрепить.

Трудно однозначно ответить на вопрос, уважают ли сейчас учителей. Да, относятся с уважением и любовью к профессионалам, справедливым, требовательным, внимательным.

Почему-то когда говорят о потере уважения к учителю, последние оправдываются низкой зарплатой. Разве уважение зависит от зарплаты? И уважаемому учителю, и неуважаемому расчет зарплаты происходит по одинаковой схеме. Уважение вызывает знающий, справедливый, добрый, отзывчивый и в то же время строгий учитель, а не тот, кто больше получает в силу каких-то преимуществ (стаж, квалификация и т.д.). Человек, предоставляющий образовательные услуги, «урокодатель» никогда не вызовет чувство преклонения, почтительность; его уроков не ждут, их просто просиживают.

«Добренькие» учителя, ставящие незаслуженные высокие оценки, никогда не вызывают уважение. Их презирают, смеются над ними. Нельзя идти на поводу у своих учеников. Им требуется уверенность в адекватном, реальном оценивании, чтобы они могли понимать рост своих знаний, умений, навыков.

Обычно в таких случаях теряется и дистанция между взрослыми и детьми, что недопустимо, так как бразды правления в этом случае оказываются у учеников и уроки превращаются в балаган, развлечения.

Школьники ценят учителей, для которых они не объекты обучения, а интересные личности. Если учитель знает о них больше, чем фамилию и в каком классе ребенок учится, а например, что один еще успешно занимается борьбой, другой учится в художественной школе и т.д.

Учителя, идущие в ногу со временем, знающие больше своих учеников, естественно, вызывают уважение.

Что изменилось в восприятии школы, учителей в наше время? Раньше учителя были безусловно почитаемыми людьми. К ним приходили поговорить, посоветоваться и дети, и взрослые. Педагоги были заинтересованы во всестороннем развитии воспитанников, изо всех сил пытались донести до них премудрости своего предмета, чтобы полученные знания, умения и навыки помогли выпускникам занять достойное место в жизни.

Как сейчас обстоят дела? В чем заключаются обязанности педагога? Для некоторых из них — отчитать определенный объем материала на уроке. Далее — проблемы учеников и родителей. Не понял? Чаще всего рекомендуют платные дополнительные занятия, которые ведут те же учителя — нередко там они объясняют почему-то намного доступнее. Родители расценивают это как вынуждение посещать такие занятия, чтобы педагог получил дополнительный доход. Так это или нет, но мнение такое существует.

Сейчас учителя должны всеми доступными способами постоянно повышать свою квалификацию, быть в курсе новых открытий, обладать знаниями, умениями и навыками, соответствующими нынешнему уровню прогресса. И не только по своему предмету. Причем стаж, квалификация не являются причиной почить на лаврах и отстать от времени. Для учеников и их родителей эти заслуги пустой звук, самое главное — может ли преподаватель научить и воспитать.

Сложность работы учителя в наше время и в том, что детей постоянно знакомят с их правами, но обязанности остаются при этом в тени, о них часто просто вскользь упоминают. И педагогу приходится находить методы, приемы обучения вот таких переполненных правами учеников, воспринимающих его иногда как обслуживающий персонал.

Свою лепту в неуважение к учителям вносят и родители, нелестно отзывающиеся о них в присутствии ребенка. Естественно, в его глазах значимость учителя, которого обсуждают в таком тоне близкие люди, резко падает.

Так уважают сейчас учителей, вообще профессию педагога или нет? Эрудированных, добрых, требовательных, искренних, заинтересованных, старающихся идти в ногу со временем профессионалов — да. Именно таких педагогов ищут родители первоклассников, именно к ним хотят попасть учиться и в старших классах.

3 простых шага к дисциплине на уроках. И уважению учеников

3 простых шага к дисциплине на уроках. И уважению учеников

«Дети должны уважать учителя». Эту истину вбивают в голову примерно всем школьникам не одного поколения. А вот вопросы «за что уважать», «почему» как-то стараются обходить. Уважать надо по факту. Потому что взрослый и учитель. Но правда в том, что и учитель должен что-то сделать, чтобы дисциплина основывалась на уважении.

Вокруг очень много информации про случаи вопиющего поведения несовершеннолетних и агрессии школьников по отношению к учителям. И в то же время с подобными проблемами сталкиваются не все педагоги. У меня, например, есть коллега, которому из года в год мы поручаем (потому что слово «сплавляем» мне показалось грубым, хотя суть именно в этом) самые сложные в поведенческом плане классы. А он, такое чувство, этого не понимает. И они у него каким-то волшебным образом превращаются в воспитанных и благополучных учеников. Да и сама я, не буду кокетничать, достаточно успешно организую спокойную рабочую обстановку на своих уроках. Никаких секретов, как водится, в таких вопросах не существует. Но есть некоторые умозаключения.

1. Не делать борьбу за дисциплину главной проблемой

Если учитель идёт на урок бороться с нарушителями дисциплины, он их обязательно найдёт. И непременно потратит немало сил на противостояние с ними, на поиск зачинщиков и виновных. Потому что мы все, в конечном итоге, видим то, что хотим видеть. Одна моя коллега, учитель математики, однажды мне сказала: «Нет классов с плохой дисциплиной, есть неправильно подобранные к уроку задачи».

Мне эта фраза, услышанная в самом начале профессионального пути, очень крепко засела в голову. На её основе я определила свой собственный принцип: «Я иду на урок не бороться за дисциплину, а проводить интересное занятие». И я стараюсь не высматривать нарушителей, а вовлекать всех неохваченных и занимать всех незанятых. При таком подходе фокус проблемы смещается с поиска виновных на усовершенствование педагогических подходов и технологий.

2. Не пытаться бороться с ребёнком на равных (если конфликт уже есть)

Да, меня тоже раздражают блаженные проповедники вселенского добра, которые отказываются видеть реальность из-за своей разной степени розовости очков. Но в то же время я считаю твёрдое внутреннее стремление видеть в окружающих в первую очередь положительные стороны и качества одним из качеств первичной профпригодности школьного учителя. И даже при таком подходе встречаются на пути школьного учителя сложные и острые конфликтные ситуации. У меня было несколько таких случаев. Например, один из учеников в знак несогласия с выставленной оценкой за четверть кидал в меня стул. И исключительно из-за недостаточной физической подготовки не докинул. В другой ситуации ученик упорно отказывался выполнять любые работы по предмету. Он вслух планировал, что в конце учебного года его дедушка-академик вступит во взаимодействие с администрацией школы и обеспечит ему выставление «нормальных оценок». Было и ещё несколько занимательных ситуаций. В таких обстоятельствах речь идёт не о соблюдении элементарных норм и правил поведения в школе. Если ситуация острая, и учитель оказывается участником конфликта, уместно и никак не приведёт к снижению авторитета обратиться за помощью. Реальную поддержку, содействие в разрешении напряжённого конфликта могут оказать классный руководитель, родители ребёнка, школьный психолог или администрация.

Конечно, такие ситуации всегда становятся испытанием для учителя. И главная опасность в таких случаях — это соблазн озлобиться погрузиться в конфликт с ребёнком на равных, желая победить и наказать виновного любой ценой. Я думаю, что если учитель однажды встаёт на этот путь — противостояния с учеником без оглядки на то, что он заведомо сильнее, взрослее, авторитетнее и на его стороне выступает система, он обречён. Вся его профессиональная жизнь будет отравлена этой борьбой. Борьба за дисциплину, вычисление зачинщиков, наказание виновных, требования извинений перед всем классом и металлическое «повтори, что ты только что сказал» станут обязательной, неотъемлемой отставляющей его педагогических будней. И, конечно, ощущение собственной беспомощности в борьбе с подростковым бунтом.

Совсем недавно в сложную конфликтную ситуацию попала одна моя молодая коллега. Не просто коллега, а моя выпускница. Она училась в классе, где я первый раз была классным руководителем. К тому же перед самым выпуском именно с ней и её мамой у меня был конфликт, затянувшийся на несколько дней. После него мы, конечно, помирились и пришли к согласию. И вот теперь она оказалась в похожей ситуации. Хотя, нет, в гораздо худшей, обидной и несправедливой к ней ситуации. И она справилась! Не озлобилась на ребёнка, не стала затягивать и обострять ссору, не воспользовалась возможностью осложнить жизнь ученику и его семье. И авторитет её как учителя только вырос среди её учеников и родителей этого класса.

3. Уважать учеников, а не требовать уважения от них

Я не верю, что уважение можно завоевать. Да и не обязанность это для учителя — бороться за уважение. Наоборот, педагог должен уважение демонстрировать. Хочешь, чтобы школьники уважали твоё время и приходили вовремя на уроки — уважай их время. Начни сам приходить в класс вовремя и завершать урок со звонком, и зеркальным отражением возникнет детская пунктуальность. Для того, чтобы все работы сдавались вовремя и никто не выпрашивал немотивированных отсрочек и не прикидывался неосведомлённым об установленных сроках, нужно учителю самому соблюдать подобные требования. Мы, учителя, должны сначала сами научиться вовремя записывать домашние задания, проверять собранные работы и выставлять в журнал отметки. И многое другое. Вежливое обращение по имени, готовность выслушать и ответить на вопрос, корректные формулировки замечаний обеспечат нам ответную вежливость. А за ней, может быть, придёт и уважение, перед которым все дисциплинарные проблемы беспомощно падут ниц. Ну или хотя бы станут редкими.

Подаем пример адекватного человека: доктор Комаровский о том, как привить ребенку уважение к старшим

Сегодня многие родители и педагоги сталкиваются с тем, что подрастающее поколение относится к ним совсем без уважения. Дети не слушаются , порой дерзят, спустя рукава относятся к просьбам мам и пап. Отсюда у многих возникает закономерный вопрос: как привить своим чадам уважение к старшему поколению? На это попытался ответить известный доктор Евгений Комаровский .

Читайте на Еве

Темы воспитания младшего поколения сегодня важны даже больше, чем 100 и 50 лет назад. Многие родители, покупая стиральную машинку или другую бытовую технику, тщательно выбирают модель, читают отзывы, знакомятся с инструкцией по эксплуатации. А вот заводя ребенка, взрослые почему-то считают, что никакая литература им не нужна, и так вырастут. Конечно, вырастут и никуда не денутся, однако вопрос: какими людьми?

Известному доктору Комаровскому недавно задали вопрос: как привить уважение к старшим? Евгений Олегович подошел к ответу со всей своей обстоятельностью.

Доктор предложил подумать, откуда берется то самое уважение. Он уверен, оно возникает тогда, когда мама, папа или другой значимый взрослый может что-то такое, чего сам ребенок сделать не может. В этой ситуации взрослый будет примером. Очень сложно стать таковым для сына, если папа все время лежит на диване перед телевизором с чипсами и пивом.

“Поэтому, если вы хотите привить уважение, вы должны создавать ситуации, когда вы будете хотя бы выглядеть более сильными, более умными, более опытными. Берем ребенка, идем на свежий воздух, занимаемся спортом, рассказываем ему что-то новое, являемся примером адекватного человека. Учим ребенка, учитель – это самый уважаемый человек. Для того, чтобы ребенку привить уважение к себе, ребенком надо заниматься.”

Видимо, правы современные психологи, которые подчеркивают: сегодня процесс воспитания не является односторонним, дети могут воспитывать своих родителей в той же мере, что и взрослые воспитывают малышей. Мамы и папы в этом обретают тоже огромный плюс кроме уважения, они могут узнать много нового вместе со своим ребенком, многому научиться (кататься на коньках, лыжах, играть в игры, выучить иностранный язык), разве это не здорово?

Этика ученика по отношению к учителю

Наши праведные предшественники отдавали знанию предпочтение перед всем прочим. К примеру, имам Ахмад женился только в возрасте сорока лет, занимаясь до этой поры приобретением знаний.

Ученику следует подчиняться учителю, подобно тому как больной подчиняется врачу, проявлять смирение по отношению к нему и, по возможности, стараться быть полезным ему, быть услужливым.

Если же ученик проявляет высокомерие, желая учиться лишь у тех, кто уже пользуется известностью, это свидетельствует о его невежестве, поскольку предметом поисков верующего является мудрость, и он должен приобретать её, где бы он её ни обнаружил.

Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Не из моей общины тот, кто не уважает старшего, не милосерден к младшему и не отдает должное тем, кто обладает знаниями».

Также он сказал: «Изучайте науку, приобретайте знания и уясните, что для знания и для науки нужно терпение с теми, у кого вы приобретаете знания».

В хадисе также сказано, что один час, потраченный на приобретение полезных знаний, дороже и ценнее, чем поклонение (ибада) в течение семидесяти лет.

Сообщается, что Али (да будет доволен им Аллах) сказал относительно правил поведения ученика следующее: «Поистине, знающий (учитель) имеет право на то, чтобы сначала ты поприветствовал всех присутствующих, а потом обратился с приветствием к нему лично и сел перед ним. Не делай руками знаков в его присутствии, и не подмигивай, и не задавай ему много вопросов, и не пытайся помогать ему давать ответы, и не настаивай, если им овладевает лень, и не обращайся к нему снова, если в силу каких-либо причин он будет противиться этому, и не хватай его за одежду, если он встанет. Никогда не выдавай его тайны, и не порочь никого в его присутствии, и не выискивай его ошибки, а если он ошибётся, то принимай его оправдания и ни в коем случае не говори ему: «Я слышал, как такой-то говорит то-то», и не говори: «Такой-то утверждает совсем не то, что говорите вы».

Он имеет право на то, чтобы ты не характеризовал никого из знающих (учёных, учителей) в его присутствии, и не покидал его сам по причине долгого общения, и не считал для себя унизительным служить ему, а если ему что-то понадобится, тебе следует сделать это для него прежде, чем это сделают другие. И следует помнить, что знающий подобен пальме, а ты должен дожидаться, пока не достанется тебе что-нибудь упавшее с неё».

В этом прекрасном изречении халифа Али (да будет доволен им Аллах) перечислены все адабы, которые ученик должен соблюдать по отношению к своему учителю, ведь именно благодаря уважению к своему наставнику ученик сможет достичь знаний и мудрости.

Ученик обязан знать свои обязанности по отношению к учителю и не забывать свой долг перед ним. Он должен делать дуа учителю в продолжении его жизни, заботиться о его семье и детях, уважать их. После смерти учителя ученику нужно читать Коран, поминая и радуя душу учителя, посещать его могилу, просить у Аллаха прощения для него, давать милостыню за него. Ученик должен подражать ему и в религии, и в знаниях, заимствовать его хорошие качества и привычки, считать его примером для подражания.

Ученик не должен обращаться к учителю на «ты», следует обращаться к нему со словами «уважаемый учитель». И даже в его отсутствие следует упоминать его словами уважения, как, например: «Уважаемый учитель сказал…»

Ученик обязан оказывать учителю уважение, почести, быть послушным ему, видеть в нём совершенство во всём. Этим он приобретает больше всего пользы от него.

Имам аш-Шафии пишет: «Я пролистывал книгу перед имамом Маликом так тихо и нежно, чтобы он не услышал её шелеста».

Ученик должен уважать своеобразие характера, нрава учителя, его строгость, суровость. Предки говорили: «Кто не терпит трудности при учёбе, остаётся всю жизнь слепым в темноте, невежественным. А кто терпит трудности, получит знания в этом и в том мире».

Ученик должен войти в класс, в дом или специальное помещение, только спросив при этом разрешения учителя, будь учитель один или в обществе других. Если учитель не разрешил, следует уйти. Придя к учителю, надо три раза тихо постучать пальцами или позвонить. Посещать учителя необходимо в чистом наряде, с приятным запахом.

Ученику следует брать лучшее от каждой вещи. Поскольку его жизни не хватит для постижения всех видов знаний, ему необходимо расходовать свои силы на приобретение наиболее достойных из них, а именно знаний, имеющих отношение к миру Вечному.

Каждому из нас следует помнить о том, что «Никто не возвысился, кроме как соблюдением адаба, и никто не унизился, кроме как оставлением адаба». Это выражение лежит в основе всей исламской педагогики и регулирует отношения не только между педагогом и учеником, но и отношение ученика ко всему окружающему, включая даже и инвентарь.

ISLAMDAG.RU

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Как уважать учителя, который уважения не заслуживает?

Не секрет, что в школе подчас встречаются далекие от идеала учителя. Нам всем бы хотелось, чтобы ребенка учили только педагоги «от Бога», настоящие энтузиасты, прекрасно знающие предмет и умеющие подать его захватывающе интересно, да к тому же тонкие психологи, сразу находящие подход к любому ученику. Но увы, в жизни далеко не всегда происходит именно так. Как и в любой другой профессии, попадаются специалисты посредственные, не владеющие ораторским искусством, или уже уставшие и «выгоревшие» в силу возраста, жизненных обстоятельств.

Кроме того, даже самый замечательный учитель может не нравиться кому-то из учеников или родителей. Все люди разные, и требования к педагогам предъявляют не одинаковые.

Если первоклашки обычно воспринимают учителя как непреложный авторитет, то по мере взросления школьники начинают присматриваться и анализировать происходящее вокруг. Любой родитель знает, что дети часто обсуждают недостатки, просчеты, а то и откровенную непоследовательность и несправедливость учителей.

Это явление возникло не в современной школе. И в советские времена, и в дореволюционные годы встречались как талантливые учителя, так и те, которые уважения отнюдь не заслуживали. Таких примеров масса в литературе и кинофильмах.

Если ваш ребенок делится с вами школьными историями, то вы оказываетесь в весьма щекотливой ситуации. Как поступать родителю, когда сын или дочь жалуется на учителя, а то и высмеивает его? Возможны несколько вариантов.

Самый легкий вариант – молча выслушать, не давая оценки услышанному. Если это обычная история, то простого кивка или поддакивания будет достаточно. Но если история затронула ребенка несколько глубже, обидела, то равнодушие родителя может быть воспринято подростком как нежелание вникать в его проблемы. В следующий раз, скорее всего, он ничего вам не расскажет.

Другой вариант – встать на сторону ребенка. Осудить учителя, тем самым окончательно уронив авторитет педагога в глазах ученика. Некоторые гиперзаботливые мамы бросаются в бой за свое чадо, даже когда в этом нет никакой необходимости. Но как это скажется в дальнейшем на учебном процессе? Будет ли подросток старательно готовиться к уроку педагога, которого не уважает он сам и даже его родители?

Третий способ – встать на сторону учителя. Объяснить ребенку, что требования педагога совершенно справедливы, и ему самому стоило лучше готовиться к уроку. Так поступают строгие мамы, требующие от ребенка бесперебойных успехов по всем предметам. Но надо иметь в виду, что в этом случае вы рискуете потерять доверие своего чада и больше никаких откровенных рассказов о школе не услышать.

Как видим, каждый способ реагирования имеет свои недостатки. Мудрому родителю нужно суметь выслушать ребенка, показать ему, что вы понимаете его чувства, а уже потом, несколько успокоив эмоции, предложить ему самому придумать выход из создавшейся ситуации. Такое решение всегда будет эффективнее, чем предложение родительского рецепта. Подростки стремятся к самостоятельности и надо пользоваться случаем им ее предоставить.

Но при этом никогда не следует при ребенке обсуждать недостатки учителя. Если у вас накопились претензии к педагогу, обсудите ситуацию с мужем, с мамами одноклассников, наконец, с завучем. А прежде чем идти к завучу, не поленитесь подойти к учителю и спросить его об инциденте. Зачастую вы будете удивлены, узнав ситуацию с противоположной стороны.

Замечательный человек, встретившийся мне в самом начале жиз­ненного пути, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. Он преподавал в нашей школе русский язык,, и литературу Первое, чем он поразил весь класс, была его близорукость. Учитель приближал бумагу к лицу, водил по ней носом и, словно разговари­вая сам с собой, твердил: «Чудо! Дивно! Только русской поэзии это дано!»

Мой пятый «Б» решил, что такого малохольненького он быстро «сшамает».

Но не тут-то было! На уроке литературы он заставил каждого из нас читать по две минуты из «Дубровского» или «Бородина». По­слушав, он бесцеремонно говорил: «Недоросль! Под потолок выма­хал, а читаешь по слогам!»

На уроке русского языка наш учитель так разошелся, что целый час рассказывал нам о слове «яр». Когда же началась перемена, он махнул рукой и сказал, что напишем диктант завтра.

Я очень хорошо запомнил, что на том уроке никто не баловался и даже не шевелился. Меня поразило, сколько значений может иметь одно маленькое слово, что человек может все постичь с помощью слова и что человек, владеющий словом, есть человек большой и богатый.

Впервые за всю историю нашего класса даже у отпетых озорни­ков в графе «поведение» стали появляться пятерки. Когда мы стали интересоваться литературой, Игнатий Дмитриевич стал приносить нам новые журналы или книжки и читал их нам по десять-пятнадцать минут на каждом уроке. Мы все чаще и чаще стали про­сиживать перемены, слушая его.

Очень мы полюбили самостоятельную работу, но не стихи учить и не изложения писать, а писать сочинения, творить самим.

Однажды Игнатий Дмитриевич вошел в класс и велел нам писать сочинение о том, как мы провели лето. Класс заскрипел ручками.

Не более месяца назад я заблудился в тайге и провел там четыре дня. Сначала я испугался, но потом взял себя в руки и вел себя по-таежному смело и стойко, даже не простудился. Я написал об этом в моем сочинении и назвал его «Жив».

Никогда еще я так не старался в школе, я с тайным волнением ждал раздачи тетрадей. Многие сочинения учитель ругал за прими­тивность изложения, за отсутствие своих слов и мыслей. Кипа тет­радей на учительском столе становилась все меньше, и вот, нако­нец, сиротливо заголубела моя тоненькая тетрадочка. Игнатий Дмитриевич бережно развернул мою тетрадь, прочитал мое сочи­нение всему классу, потом поднял меня, пристально посмотрел на меня и сказал такую редкую и оттого особенно дорогую похвалу: «Молодец!»

Когда в 1953 году вышла моя первая книга рассказов, я поставил свой первый в жизни автограф человеку, который привил мне ува­жительность к слову, пробудил жажду творчества.

Как удалось учителю привить своим ученикам «уважительность к слову», пробудить у них жажду творчества?

Учителю удалось привить своим ученикам «уважительность к , слову», пробудить у них жажду творчества, прежде всего интерес­ными филологическими фактами. Он смог показать ученикам, что значение слова — это увлекательная тема. Также учитель читал им отрывки из новых книг и журналов на каждом уроке. Помимо это­го, учитель дал возможность ребятам самим творить. Он отказался от зубрежки и заучивания чужих мыслей. Он ругал учеников, когда они повторяли чужие слова и мысли. Человек рожден, чтобы тво­рить, и учитель это хорошо понимал, поэтому и остановил свой выбор именно на таком виде преподавания русского языка и лите­ратуры.

№59

II

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Надо ли уважать учителей?

Поделиться:

На одном из семинаров мы затронули интересный вопрос про уважение к людям (конкретно, к учителям – одна из участниц считала, что именно мама должна «привить» своему ребёнку уважение к учительнице).

Моё мнение: уважение или неуважение ребёнка к другому человеку – не моё дело. Если есть за что человека уважать (умная, добрая, душевная и прочие хорошие качества) – ребёнок будет уважать и без дополнительных усилий со стороны мамы. А если ребёнку встретилась истеричная дура, не уважающая ребёнка – с какой радости её уважать-то? За что? За возраст? Ну-ну. для меня не аргумент.

Расхожий тезис: «Всех людей надо уважать!»– вызывает у меня желание задать провокационный вопрос: «Представьте, к вашему ребёнку подходит мужик и начинает требовать, чтобы ребёнок шёл с ним в ближайший лес. Как будет выглядеть уважение к этому взрослому со стороны ребёнка в данном случае?»

То есть требовать от ребёнка безоговорочного «уважения» в виде беспрекословного подчинения другим людям только из-за возраста – просто опасно для счастья и здоровья ребёнка. Тем более недальновидно обучать таким реакциям в расчёте на успехи во взрослой жизни и карьере. А то, что садистка может работать в школе – вполне вероятно.

Мой ребёнок сможет различить, когда действия взрослого агрессивны и небезопасны. Именно потому, что имеет право не подчиняться и «не уважать» агрессивное нападение.

В этом месте оппоненты обычно начинают доказывать, что учительница априори в процессе уроков не может быть интересной и уважаемой, мол, в школе «система такая». Но я могу возразить: на кружке шахмат, например, одновременно занимается группа – дети от 4 до 10 лет, примерно 20-25 человек. И тренер умеет сделать так, что КАЖДОМУ интересно – без крика, без оскорблений. Иначе дети просто перестанут ходить к нему. Не думаю, что научить шахматам проще, чем школьному предмету. То есть все крики и наезды со стороны учительницы – просто профнепригодность – у неё дети одного возраста в классе, а она не может их увлечь.

Как вы думаете, почему одни дети вырастают лидерами, а другие — нет?

Узнайте, что мешает вашему ребёнку стать лидером!

Переходите по ссылке, чтоб пройти тест бесплатно: http://yurkovskaya.com/deti/

Пройдите 5 минутный тест бесплатно, и узнайте, что мешает вашему ребёнку стать лидером: http://yurkovskaya.com/deti/

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: