Умеет ли ребенок дружить?

Умеет ли ребенок дружить?

Консультация для родителей «Умеет ли ваш ребенок дружить?»

Ирина Баранова
Консультация для родителей «Умеет ли ваш ребенок дружить?»

Общение со сверстниками играет очень важную роль в социальном и интеллектуальном развитии ребенка. С друзьями ребенок учится взаимному доверию и уважению, общению на равных, всему тому, чему родители не могут его научить. Неспособность ребенка заводить друзей или дружить с кем-либо длительное время начинает проявляться уже в детском саду. Первым настораживающим признаком служит обычно то, что ребенок не рассказывает родителям ничего о детях из своей группы или рассказывает о них неохотно. Поговорите с воспитателем группы, может быть, она подтвердит ваши опасения.

Если вашему ребенку меньше 6 лет и у него мало друзей или их нет совсем, то, скорее всего, социальные навыки усваиваются им медленнее, чем другими детьми, и возможно, чтобы научиться дружить, ему понадобится ваша помощь. И начать здесь нужно с умения подходить к другим детям и завязывать разговор. Для этого лучше выбрать самого общительного и дружелюбного ребенка в детсадовской группе или во дворе. Как и рекомендуется в известной песне, легче всего начать разговор именно с улыбки. Потом можно сказать: «Привет, меня зовут… Можно поиграть с тобой?»

Время от времени ребенок даже с нормальными социальными навыками может замыкаться в себе. Обычно это случается при разводе родителей, смене школы или детского сада, при переезде в другой город и в других стрессовых для ребенка ситуациях. Насколько это возможно, вам следует подготовить ребенка к предстоящим переменам, обсудив с ним, что происходит, что изменится в его жизни после этого, и как ему нужно себя при этом вести. При этом не важно, сколько друзей будет иметь ребенок.

Количество друзей, необходимое ребенку, зависит от того, насколько он робок или, наоборот, общителен. Чтобы развить в себе навыки общения, стеснительному ребенку достаточно иметь двух-трех хороших друзей, тогда как экстраверты отлично чувствуют себя в большой компании. Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок пользовался популярностью среди ровесников. Главное при этом – проявить объективность и оставить в стороне ваши собственные предпочтения.

Трудность начинается, когда у родителей и ребенка разные темпераменты. И общительные родители, у которых стеснительный ребенок, могут начать слишком давить на него, полагая, что то, что было для них хорошо в их детстве, должно подходить и для их ребенка. Родителя-интроверта может, напротив, заботить слишком большое число приятелей у ребенка, тогда как ему кажется, что лучше иметь одного, но верного друга.

Хорошо, когда ребенок окружен большим числом приятелей. Но что касается по-настоящему близкой дружбы, принцип «чем больше, тем лучше» перестает действовать. Даже очень общительному ребенку может не хватать той крепкой взаимной дружбы, которая ему действительно нужна, в которой его понимают и принимают таким, какой он есть. Число друзей варьируется по мере взросления ребенка, так же, как меняется с возрастом и сама концепция дружбы. У дошкольников и младших школьников друзьями, как правило, становятся наиболее доступные им для игры дети, обычно соседи по двору.

И поскольку многие дети удовлетворяют этому критерию, то на вопрос «Кто твои друзья?» ребенок младшего возраста обычно выдает целый список имен.

Позже круг друзей сужается. Дети начинают выбирать друзей, исходя из собственного вкуса и взаимных интересов, зачастую выбирая друзей по своему образу и подобию. Причем своему кругу друзей дети остаются верны довольно долгое время. Но, несмотря на такую прочную связь, в подростковом возрасте былая дружба может распасться, если один из друзей физически и эмоционально развивается быстрее, чем другой. Например, один друг начинает встречаться с девушками, а другой довольно инфантилен и ни физически, ни эмоционально к этому не готов.

Но, независимо от того, 5 или 15 лет ребенку, неумение дружить или потеря друга является для него тяжелым испытанием. И родители по мере сил должны помочь ему справиться с трудной ситуацией.

Чем же могут помочь родители?

• Создавайте возможности для дружбы. Периодически спрашивайте у ребенка, не хочет ли он пригласить в гости своего друга или устроить вечеринку для своих друзей или соседских детей. Пригласите одного из детей к себе домой, дети легче находят контакт, общаясь один на один. Найдите ему занятие по душе, спортивную секцию или кружок рукоделия, где ребенок мог бы встречаться и общаться со своими сверстниками.

• Научите ребенка правильному общению. Когда вы обсуждаете с ребенком, как принимать в расчет чувства другого человека, учите его сочувствию и справедливости, вы прививаете ему очень важные социальные навыки, которые в дальнейшем помогут ему не только найти верных друзей, но и дружить в течение долгого времени. Дети могут научиться состраданию уже в 2-3-летнем возрасте. Если у них возникает конфликт с другом, посоветуйте им возможные пути решения этого конфликта. Хвалите ребенка за хорошие, добрые поступки и порицайте, когда он выказывает эгоизм.

• Обсуждайте с ребенком его друзей и его социальную жизнь, даже если он уже подросток. Зачастую дети, особенно старшего возраста, неохотно говорят о своих проблемах с друзьями. Но им, тем не менее, необходимо ваше сочувствие и помощь. Если ваш ребенок заявляет «Меня никто не любит!», не следует утешать его такими проходными фразами, как «Мы же с папой тебя любим» или «Ничего, найдешь себе новых друзей», ребенок может решить, что вы не принимаете всерьез его проблемы. Вместо этого, постарайтесь, чтобы он откровенно рассказал о том, что у него произошло, поссорился ли он с лучшим другом, или чувствует себя в классе «белой вороной». Проанализируйте с ним возможные причины конфликта: может быть, у друга было плохое настроение и т. д., и постарайтесь найти пути к примирению.

Чем старше становится ребенок, тем больше на его самооценку начинает влиять его успех в детском коллективе и мнение о нем других детей. И если у ребенка нет друзей, ему не звонят по телефону и не приглашают на дни рождения, то ребенок начинает чувствовать себя изгоем. Это тяжело не только для самого ребенка, в этой ситуации его родители также чувствуют обиду на других детей, их родителей и даже на своего ребенка за то, что тот «не такой как все». Кроме того, родители зачастую чувствуют и свою вину в происходящем. Но вмешательство родителей в возникшую ситуацию должно быть очень осторожным. Вы можете морально поддерживать ребенка и помогать ему советом, но, в конце концов, разрешить проблему ребенок должен сам.

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок» Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, “гроза” дворов, но.

Консультация для родителей «Ребенок и природа» «Ребенок и природа» Все мы живем в мире природы, и ребенка надо знакомить с многообразными ее явлениями. О чем же беседовать с ребенком?.

Консультация для родителей «Ребенок на даче» ОГОНЬ Открытый огонь привлекает всех деток без исключения. Им очень хочется познать эту стихию, а взрослые боятся, что это знакомство состоится.

Умеет ли ваш ребенок дружить?

УМЕЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК ДРУЖИТЬ?

Общение со сверстниками играет очень важную роль в социальном и интеллектуальном развитии ребёнка. С друзьями ребёнок учится взаимному доверию и уважению, общению на равных – всему тому, чему родители не могут его научить.

Неспособность ребёнка заводить друзей или дружить с кем-либо длительное время начинает проявляться уже в детском саду. Первым настораживающим признаком служит обычно то, что ребёнок не рассказывает родителям ничего о детях из своей группы или рассказывает о них неохотно. Поговорите с воспитателем группы, может быть, она подтвердит ваши опасения.

О ВАЖНОСТИ ДЕТСКОЙ ДРУЖБЫ

Если вашему ребёнку меньше 6 лет и у него мало друзей или их нет совсем, то, скорее всего, социальные навыки усваиваются им медленнее, чем другими детьми, и возможно, чтобы научиться дружить, ему понадобится ваша помощь. И начать здесь нужно с умения подходить к другим детям и завязывать разговор. Для этого лучше выбрать самого общительного и дружелюбного ребёнка в детсадовской группе или во дворе. Как и рекомендуется в известной песне, легче всего начать разговор именно с улыбки. Потом можно сказать: «Привет, меня зовут. Можно поиграть с тобой?».

При этом неважно, сколько друзей будет иметь ребёнок. Количество друзей, необходимое ребёнку, зависит от того, насколько он робок или, наоборот, общителен. Чтобы развить в себе навыки общения, стеснительному ребёнку достаточно иметь двух-трёх хороших друзей, тогда как экстраверты отлично чувствуют себя в большой компании.

ЧЕМ МОГУТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛИ?

Независимо от того, 5 или 15 лет ребёнку, неумение дружить или потеря друга является для него тяжёлым испытанием. И родители по мере сил должны помочь ему справиться с этой трудной ситуацией. Чем же могут помочь родители?
· Создавайте возможности для дружбы. Периодически спрашивайте у ребёнка, не хочет ли он пригласить в гости своего друга или устроить вечеринку для своих друзей или соседских детей. Пригласите одного из детей к себе домой, дети легче находят контакт, общаясь один на один. Найдите ему занятие по душе, спортивную секцию или кружок рукоделия, где ребёнок мог бы встречаться и общаться со своими сверстниками.

· Научите ребёнка правильному общению. Когда вы обсуждаете с ребёнком, как принимать в расчёт чувства другого человека, и учите его сочувствию и справедливости, вы прививаете ему очень важные социальные навыки, которые в дальнейшем помогут ему не только найти верных друзей, но и дружить в течение долгого времени. Дети могут научиться состраданию уже в 2–3-летнем возрасте. Если у них возникает конфликт с другом, посоветуйте им возможные пути решения этого конфликта. Хвалите ребёнка за хорошие, добрые поступки и порицайте, когда он выказывает эгоизм.
· Обсуждайте с ребёнком его друзей и его социальную жизнь, даже если он уже подросток. Зачастую дети, особенно старшего возраста, неохотно говорят с родителями о своих проблемах с друзьями. Но им, тем не менее, необходимо ваше сочувствие и помощь. Если ваш ребёнок заявляет «Меня никто не любит!», не следует утешать его такими проходными фразами, как «Мы же с папой тебя любим» или «Ничего, найдёшь себе новых друзей». Ребёнок может решить, что вы не принимаете всерьёз его проблемы. Вместо этого постарайтесь, чтобы он откровенно рассказал о том, что у него произошло: поссорился ли он с лучшим другом, или чувствует себя в классе «белой вороной». Проанализируйте с ним возможные причины конфликта: может быть, у друга было плохое настроение и т. д., и постарайтесь найти пути к примирению.

Ну, и, конечно же, важен пример самих родителей. Если они часто принимают в доме гостей, постоянно общаются со всеми давними семейными друзьями, если тепло отзываются о приятелях, – ребенок впитает именно такую модель отношения родителей к друзьям.

Литература:

  1. «Как научить детей дружить» А. И. Дедушко.
  2. «Что делать, если…» Людмила Петрановская

С уважением, педагог-психолог ДО 3, Боровиченко Ю.А.

Научите ребенка дружить

Когда ребенок умеет дружить, он легко адаптируется в любом коллективе, ему комфортно с людьми и в обществе. Это помогает хорошо учиться и развивать свои таланты. Как правило, дружба между детьми рождается непроизвольно. Однако психологи рекомендуют, начиная с двухлетнего возраста, объяснять малышу, что такое дружба. Читая сказки или просматривая мультики, рассказывайте, что герои нашли выход из сложной ситуации, потому что помогли друг другу. Когда ребенок становится старше, делайте акцент на человеческих ценностях: важно не в чем одет сверстник, а как он ведет себя в той или иной ситуации. Объясняйте, что дружба должна быть взаимной и основываться на уважении и искреннем отношении друг к другу. Друзья умеют прощать ошибки и считаются с мнением друг друга.

Как проявляются проблемы в общении

Трудности в общении – это частый момент в процессе воспитания детей. Проблем может быть несколько:

  1. Излишняя агрессия. Ребенок может быть слишком груб, навязчив. Драка и резкие выражения – приемлемые для него понятия. Родителям нельзя оставлять всё как есть, иначе у сына или дочери возникнет риск больших проблем в сфере коммуникации в будущем.
  2. Ложь. Иногда дети врут, чтобы привлечь к себе внимание. Причём внимание они получают и в виде наказания за ложь. А иногда дети врут, потому хотят испытать, как далеко им можно зайти. То есть это своеобразный опыт, которые проводит ребенок.
  3. Гиперактивность. Такие дети невнимательны, они не слушают родителей и учителей, отвлекаются и недоделывают начатое. Им сложно усидеть на одном месте. Такая гиперактивность влияет на психическое и физическое здоровье малыша.
  4. Отказ от еды – это тоже своеобразная коммуникативная трудность. Ребенок таким образом бунтует, пытается обратить на себя внимание. Если сразу не начать решать эту проблему, то может возникнуть серьезное положение.

Как научить ребёнка дружить

Некоторые родители не знают, как научить ребенка дружить. Есть несколько советов.

Проще всего показывать собственным примером. Если у вас большой круг общения и к вам часто приходят в гости друзья, то и ребенок вырастит общительным. Несмотря на это, следует объяснять, в чем заключается дружба. Можно на личном примере поделиться, как вы помогли своей подруге в сложной ситуации: посетили ее в больнице, потому как испытываете привязанность к человеку, цените его хорошие качества, а друзья приходят на помощь друг к другу.

Дети дружат по интересам, запишите ребенка в спортивную секцию, кружок самодеятельности, музыкальную школу, где он с удовольствием будет проводить время и встретит таких же заинтересованных ребят.

Наверняка у ребенка начальной школы уже есть одноклассники, с которыми он общается больше, спросите, какие качества привлекают его в друге, все ли его устраивает в общении? Можно организовать беседу в виде игры: скажите, что вы репортер и проводите опрос: «Что такое дружба?» Помогайте ребенку с ответами: Дружба – это:

  • когда можно вместе помолчать;
  • когда друг всегда поможет в трудную минуту;
  • когда тебя принимают вместе с недостатками;
  • когда скажут правду, даже если тебе она не понравится;
  • когда друг прощает тебя, несмотря на обстоятельства.

Расскажите ребенку, что дружба – это ценное качество, которое возникает между людьми и его нужно ценить. В честь дружбы художники создают памятники, а социологи ищут самых дружелюбных людей.

Дружба в дошкольном возрасте

Детям с самых юных лет нужно объяснить, что дружба – очень важный аспект жизни. Поэтому родителям нужно знать, как научить ребенка дружить в детском саду. Ведь дошкольнику нужна компания, потому что только так он сможет сформироваться как социальная личность.

Дружба между малышами обычно построена на откровенной симпатии и привязанности. Нередко ребенок называет другом того, с кем только недавно познакомился и ему понравилось с ним играть.

Дружба у старших дошкольников немного отличается. В детском саду ребята создают группки по следующим принципам:

  • совместная игра;
  • наведение чистоты в комнате или на детской площадке;
  • общее занятие, которое нравится всем.

Старшие дошкольники более придирчивы к друзьям. Они не назовут товарищем первого попавшегося человека. Они будут отбирать приятелей по личностным качествам, их словам и поступкам.

Дружеские отношения в детском саду

В детском саду главную функцию в социализации детей играет воспитатель. Именно поэтому он должен знать, как научить ребенка дружить со сверстниками. Ведь воспитатель придумывает разные игры, вовлекает в них детей, учит общаться друг с другом, предотвращает конфликты. В детском саду у малыша формируются первые социальные навыки, так как он оказывается в коллективе. Ребята, у которых появились в детстве друзья, более уверены в себе. Они учатся взаимопомощи и поддержке.

Замкнутый ребенок

Не все дети, как и взрослые, легко вливаются в новый коллектив. У некоторых могут возникнуть проблемы с общением и доверием. Некоторые малыши долго ищут друзей, им сложно справиться со стеснением. Им гораздо комфортнее в одиночестве, в своем особом, недоступном другим мире.

Родители робких детей должны знать, как помочь ребенку найти друзей. Если ребенок интроверт или просто стеснительный, научите его знакомиться. Чем проще человеку дается знакомство, тем больше шансов встретить настоящего друга. Учите выбирать друзей. Не запрещайте ребенку дружить с «плохими» детьми: дайте совет, а принятие решения оставьте за ним. Лучше в детстве научиться разбираться в людях, чем во взрослой жизни позволять, чтобы вас выбирали.

Если ваш ребенок замкнут, специалисты дают родителям несколько советов:

  • узнать причину такого поведения;
  • не заставлять малыша выполнять то, что он не желает;
  • любить сына или дочь со всеми его плюсами и минусами;
  • не считать замкнутость большой проблемой. Скорее особенностью характера;
  • преодолевать страхи ребенка;
  • учить его коммуникативным навыкам;
  • поощрять самостоятельность и желание решить проблемы самому.

Кроме общения, мама с папой должны знать, как научить ребенка играть с другими детьми. Ведь в процессе игры формируются коммуникационные навыки, складываются взаимоотношения, появляются товарищи и друзья. В течение игры не нужно подбирать слов, искать тему для разговора. Всё возникает само собой. Благодаря игре легче проявить себя, стать более открытым.

Международный день дружбы празднуют 30 июля с 2011 года. В Москве есть памятник «Дружба», посвященный одноименному плавленому сырку, который держат ворона и лиса. Социологи утверждают, что австралийский Сидней уже несколько лет считается самым дружелюбным городом.

О дружбе можно писать бесконечно. Чтобы уметь дружить, нужно самому относиться к людям с добротой, уважением и порядочностью.

Как правильно дружить со своим ребенком

«Мы с сыном – лучшие друзья», «Мама – моя лучшая подружка»… Что скрывается за этими фразами – свидетельство педагогической состоятельности родителей, или травмы, полученные ребенком в детстве?

Начнем с того, что дружить с детьми было не принято, нигде и никогда. Дети всегда находились в семейной иерархии ниже родителей – беспрекословное подчинение, послушание и почитание, ну, во всяком случае, в теории. На практике, конечно, случались и самые экстремальные варианты антиродительских бунтов, но дружить с родителями? Дружат с равными!

Знак равенства поставил двадцатый век. Его катаклизмы столь основательно перетряхнули общественные устои, что, кажется, никаких различий не осталось вовсе – нигде и ни у кого. Женщины добились равенства с мужчинами, негры – с белыми, евреи – вообще со всеми, инвалиды со здоровыми, люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией – с теми, чья личная жизнь протекает самым что ни на есть традиционным образом. А дети? Почему они должны быть ущемлены по сравнению с взрослыми? У них должны быть права (и побольше!) и свободы (а куда без этого?)

Не касаясь социальной стороны вопроса, поскольку дискутировать о пользе и вреде ювенальной юстиции можно практически бесконечно, нужно отметить, что на самом начальном уровне, на уровне детско-родительских отношений, эта установка на равенство уже наделала немало вреда.

Что отличает наши отношения с друзьями? Что мы вкладываем в понятие «настоящий друг»? Это человек, который нам интересен, которому мы всегда готовы прийти на помощь, выслушать его, утешить, поддержать морально и, порой, материально, не навязывая при этом своего мнения. Друг ли вы своим детям? Да, безусловно. Но дружба не бывает односторонней, значит и дети должны стать друзьями вам…

Что это означает на практике? Отсутствие цензуры! К примеру, привлечение детей на «общий совет» по поводу распределения семейного бюджета. А что, пусть ребенок знает, сколько зарабатывают родители, пусть умерит свои потребности, раз семья переживает финансовые трудности – разве не это воспитывает правильное отношение к деньгам? Точнее сказать – это воспитывает финансовые неврозы!

Ребенок не имеет собственных доходов, не может существенно сократить свои расходы (признайте, экономия на жвачке и мороженом не спасет семейный бюджет…), зато получает порцию информации, которую никак не может переработать в реальные действия.

Там, где родители могут что-то предпринять (найти другую работу, взять кредит, занять деньги у друзей) ребенку не остается ничего иного, как впасть в состояние жестокой фрустрации.

Поделиться с ребенком своими рабочими проблемами? Почему бы нет? Нет, все хорошо, пока вы рассказываете над каким интересным и ярким проектом сейчас работаете, что нового и интересного придумали, как успешно преодолели возникшие трудности… Но другу-то мы расскажем еще и о непростых взаимоотношениях с коллегой из соседнего отдела, а то и пожалуемся на мерзавца-начальника, уже третий месяц оставляющего вас без премии, на экономическую бесперспективность ситуации, и даже о невинном флирте с кем-то из сотрудниц/сотрудников… А зачем это знать вашему ребенку?

Поверьте, известие о том, что «если дела так и дальше пойдут, то весь наш бизнес схлопнется и мы окажемся на улице» только добавит ему ощущения тревоги и беспомощности. Поделать с этим он ничего не сможет, а переживать будет.

А вам, вдобавок к рабочим неприятностям, придется еще заниматься детской бессонницей, мигренями и гастритами, не говоря уж о том, что придется вплотную заняться его школьными (садиковскими) проблемами – до учебы ли тут, когда вот-вот разразится катастрофа?

А личная жизнь? Казалось бы, нет ничего очевиднее аксиомы «не ссорьтесь при детях». Так нет же, сил сдержаться нет никаких! Но, что еще хуже, мы вовлекаем ребенка в свои споры, поясняя, как и в чем неправ папа/мама. Ребенок оказывается в ситуации, когда ему просто приходится делать выбор – мама или папа? С кем дружить – с ним или с ней? Вы вот сами попробуйте сделать выбор – правая нога или левая? Левая? Пните ее! Больно? Причем болят обе ноги, и обе – у вас? Удивительно, не правда ли?

Но уж совсем драматичной становится ситуация в случае расставания родителей. Если до этого их интимная жизнь для ребенка «не существовала», была табуированной темой не только для обсуждений, но даже для размышлений, то теперь она невольно оказывается вывернута на изнанку перед ребенком-другом, который внезапно с изумлением обнаруживает, что его мама (папа) – это еще и сексуальный объект, к которому, оказывается, можно испытывать самые нескромные желания.

Со стороны родителей все выглядит как милое щебетание – сперва обсудили мальчиков-одноклассников, затем перешли на маминых кавалеров, как подружки! Со стороны ребенка это выглядит как форменное изнасилование – ни один ребенок не нуждается в том, чтобы его возили носом по родительской постели… Потом не удивляйтесь, что выросший ребенок не сможет построить собственные отношения – он приобрел к ним отвращение еще в тот самый момент, когда вы мило щебетали «как подружки».

Будьте ребенку родителем, а не другом, потому что вы родитель, а не друг. Это, конечно, тоже дружба, но только односторонняя – вы ему друг, а он вам – ребенок! А настоящая дружба между детьми и родителями, она возможна? Конечно, только дождитесь по крайней мере того момента, когда у ваших детей появятся собственные дети.

Как научить ребенка дружить с другими детьми

Нужно ли учить ребенка дружить, в чем особенности дружбы в каждом возрасте и как помочь застенчивому ребенку найти друзей – статья на Итсе посвящена этой теме.

Почему дружба важна?

Ребенок, умеющий дружить и общаться, легче адаптируется в коллективе. Ему проще учиться, и развивать свои способности. Кажется, что дружеские отношения у детей начинаются самопроизвольно.

Вот подошли друг к другу, спросили имя и предложили поиграть. Но это видимость. Дружбе, как и правилам общения со старшими нужно учить.

Возрастные особенности детской дружбы

До трех, а то и четырех лет детишки не умеют дружить. Они еще психологически не дозрели.

Полуторалетние или двухлетние дети просто играют вместе. Их можно научить делиться или обмениваться. Но требовать большего от карапуза глупо.

Детская дружба в привычном для нас понимании начинается с трех лет. Дети начинают играть в ролевые игры и им требуются компаньоны. Начинают складываться первые дружеские отношения.

Дошкольники

Начиная с трехлетнего возраста деткам нужно объяснять, как правильно дружить, что нужно учитывать мнение другого. Обычно малыши называют друзьями всех, чье имя узнали, или с кем поиграли 15 минут на площадке.

Четырехлетки назовут другом того, кто делится игрушками, угощает сладостями и не ябедничает. Большую роль играет и личная симпатия.

В возрасте 7-9 лет теплые отношения дети заводят с представителями своего пола. Начавшееся еще в саду разделение на два лагеря мальчишек и девчонок еще сильно.

В подростковой дружбе важны эмоции, поддержка. Разговоры с приятелем становятся чем-то вроде психотерапевтического сеанса.

Но у откровенности и близости есть и обратная сторона медали. В моменты конфликтов подростки ради мести с легкостью делятся интимными секретами друг друга.

Как научить дружить

Нет пошаговой инструкции, как научить ребенка дружить. Но есть личный пример и разговоры по душам. Дети, как губка, впитывают все, что слышат от нас. Поэтому важно обсуждать с ними сказки, мультфильмы. Рассказывать на примере героев, что дружба – это взаимовыручка, доверие, доброта и верность.

Расширить круг общения ребенка, можно записав его в кружок или секцию. Дети в начальной школе дружат по интересам.

Говорите с ребенком о дружбе. Рассказывайте, что она важна.

Вместе дайте ей определение, например:

Учите школьника разбираться в людях. Но не давите и не запрещайте дружбу с «плохишами». Оставляйте ребенку право выбора.

Категорический запрет настроит сына или дочь против вас.

Тонкости общения со сверстниками

Прививать уважение к другим можно уже с раннего возраста. Объясняйте малышу, что отбирать чужие игрушки или драться нехорошо. В конфликтных ситуациях поддерживайте и защищайте своего ребенка. В старшем возрасте это поможет ему отстаивать свои права.

Виноват ваш малыш – извинитесь перед «пострадавшей» стороной. А все «разборки» с ним проведите без свидетелей.

Детям младшего возраста помогайте общаться – предлагайте совместные игры, обмен игрушками. Но не командуйте – это никому не нравится, особенно детям. Лишь направляйте и решайте конфликты.

Чем старше становится ребенок, тем больше свободы в коммуникации вы ему даете. Тем больше ответственности он несет.

Что делать в конфликтной ситуации

Жить дружно у детишек получается не всегда. И дело тут не в ужасном поведении Васи или Маши. Они еще не до конца усвоили все понятия о правильном поведении, они этому только учатся.

Ссоры и споры учат управлять эмоциями, своими действиями. Родителям нужно научить детей правильно вести себя в конфликтных ситуациях.

Объясните, что каждый имеет право на:

Объясните ребенку, что этот «билль о правах» работает в обе стороны. Не приучайте малыша терпеть и поступаться своими правами.

Для маленьких детей главным арбитром остается взрослый. Он объясняет обеим сторонам, в чем они неправы, помогает помириться.

В чем польза разновозрастного общения

Детям полезно общение не только со сверстниками. Научиться дружить и понимать ближнего позволяет разновозрастное общение. Общаясь и с теми, кто постарше, и с младшими ребенок учится чуткости, внимательности.

УМЕЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК ДРУЖИТЬ?

Общение со сверстниками играет очень важную роль в социальном и интеллектуальном развитии ребёнка. С друзьями ребёнок учится взаимному доверию и уважению, общению на равных – всему тому, чему родители не могут его научить.

Неспособность ребёнка заводить друзей или дружить с кем-либо длительное время начинает проявляться уже в детском саду. Первым настораживающим признаком служит обычно то, что ребёнок не рассказывает родителям ничего о детях из своей группы или рассказывает о них неохотно. Поговорите с воспитателем группы, может быть, она подтвердит ваши опасения.

О ВАЖНОСТИ ДЕТСКОЙ ДРУЖБЫ

Если вашему ребёнку меньше 6 лет и у него мало друзей или их нет совсем, то, скорее всего, социальные навыки усваиваются им медленнее, чем другими детьми, и возможно, чтобы научиться дружить, ему понадобится ваша помощь. И начать здесь нужно с умения подходить к другим детям и завязывать разговор. Для этого лучше выбрать самого общительного и дружелюбного ребёнка в детсадовской группе или во дворе. Как и рекомендуется в известной песне, легче всего начать разговор именно с улыбки. Потом можно сказать: «Привет, меня зовут. Можно поиграть с тобой?».

Время от времени ребёнок даже с нормальными социальными навыками может замыкаться в себе. Обычно это случается при разводе родителей, смене школы или детского сада, при переезде в другой город и в других стрессовых для ребёнка ситуациях. Насколько это возможно, вам следует подготовить ребёнка к предстоящим переменам, обсудив с ним, что происходит, что изменится в его жизни после этого, и как ему нужно себя при этом вести.

При этом неважно, сколько друзей будет иметь ребёнок. Количество друзей, необходимое ребёнку, зависит от того, насколько он робок или, наоборот, общителен. Чтобы развить в себе навыки общения, стеснительному ребёнку достаточно иметь двух-трёх хороших друзей, тогда как экстраверты отлично чувствуют себя в большой компании. Каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок пользовался популярностью среди ровесников. Главное при этом – проявить объективность и оставить в стороне ваши собственные предпочтения. Трудность начинается, когда у родителей и ребёнка разные темпераменты. И общительные родители, у которых стеснительный ребёнок, могут начать слишком давить на него, полагая, что то, что было для них хорошо в их детстве, должно подходить и для их ребёнка. Родителя-интроверта может, напротив, заботить слишком большое число приятелей у ребёнка, тогда как ему (родителю) кажется, что лучше иметь одного, но верного друга.

Хорошо, когда ребёнок окружён большим числом приятелей. Но что касается по-настоящему близкой дружбы, принцип «чем больше, тем лучше» перестаёт действовать. Даже очень общительному ребёнку может не хватать той крепкой взаимной дружбы, которая ему действительно нужна, в которой его понимают и принимают таким, какой он есть.

Число друзей варьируется по мере взросления ребёнка, также как меняется с возрастом и сама концепция дружбы. У дошкольников и младших школьников друзьями, как правило, становятся наиболее доступные им для игры дети, обычно соседи по двору. И поскольку многие дети удовлетворяют этому критерию, то на вопрос «Кто твои друзья?» ребёнок младшего возраста обычно выдаёт целый список имён.

Позже круг друзей сужается. Дети начинают выбирать друзей исходя из собственного вкуса и взаимных интересов, зачастую выбирая друзей по своему образу и подобию. Причём своему кругу друзей дети остаются верны довольно долгое время. Но, несмотря на такую прочную связь, в подростковом возрасте былая дружба может распасться, если один из друзей физически и эмоционально развивается быстрее, чем другой.

ЧЕМ МОГУТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛИ?

Независимо от того, 5 или 15 лет ребёнку, неумение дружить или потеря друга является для него тяжёлым испытанием. И родители по мере сил должны помочь ему справиться с этой трудной ситуацией. Чем же могут помочь родители?
· Создавайте возможности для дружбы. Периодически спрашивайте у ребёнка, не хочет ли он пригласить в гости своего друга или устроить вечеринку для своих друзей или соседских детей. Пригласите одного из детей к себе домой, дети легче находят контакт, общаясь один на один. Найдите ему занятие по душе, спортивную секцию или кружок рукоделия, где ребёнок мог бы встречаться и общаться со своими сверстниками.
· Научите ребёнка правильному общению. Когда вы обсуждаете с ребёнком, как принимать в расчёт чувства другого человека, и учите его сочувствию и справедливости, вы прививаете ему очень важные социальные навыки, которые в дальнейшем помогут ему не только найти верных друзей, но и дружить в течение долгого времени. Дети могут научиться состраданию уже в 2–3-летнем возрасте. Если у них возникает конфликт с другом, посоветуйте им возможные пути решения этого конфликта. Хвалите ребёнка за хорошие, добрые поступки и порицайте, когда он выказывает эгоизм.
· Обсуждайте с ребёнком его друзей и его социальную жизнь , даже если он уже подросток. Зачастую дети, особенно старшего возраста, неохотно говорят с родителями о своих проблемах с друзьями. Но им, тем не менее, необходимо ваше сочувствие и помощь. Если ваш ребёнок заявляет «Меня никто не любит!», не следует утешать его такими проходными фразами, как «Мы же с папой тебя любим» или «Ничего, найдёшь себе новых друзей». Ребёнок может решить, что вы не принимаете всерьёз его проблемы. Вместо этого постарайтесь, чтобы он откровенно рассказал о том, что у него произошло: поссорился ли он с лучшим другом, или чувствует себя в классе «белой вороной». Проанализируйте с ним возможные причины конфликта: может быть, у друга было плохое настроение и т. д., и постарайтесь найти пути к примирению.

Чем старше становится ребёнок, тем больше на его самооценку начинает влиять его успех в детском коллективе и мнение о нём других детей. И если у ребёнка нет друзей, ему не звонят по телефону и не приглашают на вечеринки, то ребёнок начинает чувствовать себя изгоем. Это тяжело не только для самого ребёнка: в этой ситуации его родители также чувствуют обиду на других детей, их родителей и даже на своего ребёнка за то, что тот «не такой как все». Кроме того, родители зачастую чувствуют и свою вину в происходящем. Но вмешательство родителей в возникшую ситуацию должно быть очень осторожным. Вы можете морально поддерживать ребёнка и помогать ему советом, но, в конце концов, разрешить проблему ребёнок должен сам.

По материалам сайта «myJulia.Ru». Перепечатано с любезного разрешения автора – Марины Аль-Рабаки.

Материал по теме: рамка «Совет родителям» из серии статей «Как найти настоящих друзей» (журнал «Пробудитесь!», выпуск от 08.12.2004, стр. 11).

Вам понравилась страница?
Поделитесь ей с Вашими друзьями:

Умеет ли ваш ребенок дружить?

04 февраля 2017 . Раздел От 3 до 7

Часто родителей детей, которые никогда не посещали детский сад, беспокоит вопрос: смогут ли их малыши вписаться в школьную жизнь? Сумеют ли они ладить с одноклассниками?

Обычно психологи уточняют, есть ли основания для такой родительской тревоги. И предлагают мамам и папам внимательно понаблюдать за тем, как будущий первоклассник общается со сверстниками во дворе и обратить особое внимание на несколько моментов. Важно, не сторонится ли он других детей; может ли быть организатором какой-то игры или же просто поддерживает уже существующую; может ли он играть по установленным правилам или пытается сам придумать их.

Хорошо, если все это анализирует не только мама, но и отец, и бабушка с дедушкой, и даже родители других детей. Их можно посвятить в свои опасения, возможно, они помогут своими советами. Но не следует привлекать к этой «психотерапии» кого попало. Нужно, чтобы собеседники были спокойными и рассудительными людьми.

Чаще всего такие коллективные наблюдения показывают, что будущий первоклассник – вполне коммуникабельная личность, и беспокоиться за него не надо. Тут ещё многое зависит от родителей, которые могут «заразить» ребенка своими страхами перед предстоящей школьной жизнью.

Конечно, если ребенок не посещал детский сад, он может быть не совсем подготовлен к общению с одноклассниками. Такие дети умеют непринужденно разговаривать со взрослыми, а в детском коллективе теряются и не могут найти общего языка со сверстниками.

Дошкольники вообще дружат очень своеобразно. У них моментально возникают привязанности, которые столь же быстро и пропадают. Приходит такой ребенок с прогулки и заявляет родителям, что теперь у него есть друг. Они с ним играли в снежки, даже потерянные в сугробе валенки вместе искали. А вот имени приятеля он не знает, забыл спросить.

И это хорошо, что он умеет так легко завязывать знакомства. Но до дружбы ещё далеко, пока он не научился строить серьезные отношения. Этому должны научить его родители. Именно им нужно рассказывать ребенку, как выбрать друга, как бережно к нему относиться, как помогать ему.

В детском саду такой проблемы практически нет. Дети приходят в первый класс общительными, у них есть общие темы для бесед, они быстро вливаются в новый коллектив. А вот «домашнего ребенка следует готовить к такому общению. Хорошо, если в доме часто бывают другие дети, вместе играют, читают книги, смотрят мультфильмы. Кто-то пришел в обновке: дети рассматривают летние сланцы, по очереди их примеряют, дурачатся. Такое общение приносит будущему первокласснику большую пользу.

Ребенок в школе быстро взрослеет, круг знакомых и приятелей увеличивается. И отношения с ровесниками становятся все более осмысленными. В этот момент многие родители пытаются указать школьнику, с кем ему следует дружить, а от кого надо бы держаться подальше. Вот этого как раз делать не следует. Ведь в дальнейшем ему придется жить среди самых разных людей, он должен знать, как нужно строить отношения с каждым.

Ну, а пока ребенок ещё дошкольник, познакомьте его с пословицами о дружбе. В сказках тоже много примеров, как умеют дружить герои. Вспомните Буратино, Незнайку, Карлсона, попросите малыша рассказать, хорошие ли они друзья. Так постепенно у ребенка сложится правильное представление о дружбе.

Ну, и, конечно же, важен пример самих родителей. Если они часто принимают в доме гостей, постоянно общаются со всеми давними семейными друзьями, если тепло отзываются о приятелях, – ребенок впитает именно такую модель отношения родителей к друзьям.

Все это поможет будущему школьнику, не посещавшему детский сад, органично влиться в детский коллектив, завести себе много новых друзей.

Почему дети НЕ умеют дружить

Экологичное родительство. Дети: Еще не так давно дружба между детьми или подростками складывалась сама собой. Теперь же для формирования детских отношений иногда требуется вмешательство взрослых. Подрастающее поколение, например, так много играет в электронные игры, что простые способы знакомства вызывают затруднения.

Еще не так давно дружба между детьми или подростками складывалась сама собой. Теперь же для формирования детских отношений иногда требуется вмешательство взрослых. Подрастающее поколение, например, так много играет в электронные игры, что простые способы знакомства вызывают затруднения.

Взрослые, слыша от своего ребенка фразы «Мне не с кем играть», «Почему со мной никто не дружит?», «Я не пойду гулять», приходят в растерянность. Что делать? Как учить детей дружить?

Родителям стоит насторожиться, если:

Ребенок не желает идти в детский сад, школу.

На вопросы об одноклассниках, знакомых отвечает нехотя, ничего не рассказывает.

Ни с кем не перезванивается, не приглашает в гости, сам в свою очередь ни к кому не ходит.

Жалуется, что с ним не хотят дружить.

Дни напролет проводит в одиночестве дома, играя, читая.

В раннем возрасте ребенок выбирает (или ему предлагают обстоятельства) друзей, что называется, по территориальному признаку: соседи по дому, двору. В этот период понятие «дружба» включает совместные игры и не более того. В своем маленьком обществе дошкольник вырабатывает социальные навыки, личностные качества. Малыши делятся игрушками, угощают друг друга сластями, сильные пытаются защищать слабых.

Вступая в школьную жизнь, ребенок выстраивает иные приоритеты. На первое место выдвигается учеба. Межличностные связи укрепляются так называемыми «деловыми отношениями». В выборе друга действуют гендерные отличия (мальчики более дружат с мальчиками, девочки – с девочками). Приобретают очертания общие интересы.

В подростковом возрасте начинает прослеживаться большая зависимость ребенка от группы, коллектива. Он стремиться завоевать авторитет, укрепить свой статус, чем-то выделиться. Подростковая дружба носит такой же яркий эмоциональный характер, как и все психологические проявления детей в данный период. Это и привязанность, и дух соревнования, и конфликты. Отношения начинают строиться на симпатиях и антипатиях.

Характерной чертой дружеских отношений на данном этапе выступают нескончаемые телефонные разговоры между ровесниками. Эти многочасовые беседы вызывают непонимание и даже раздражение родителей. На самом деле такие «разговоры ни о чем» являются своеобразной психотерапией, демонстрацией доверия и привязанности между подростками.

В юношеском возрасте важность дружбы подчеркивается всесторонним взрослением и возникновением необходимости поделиться сокровенным, спросить совета. Случается, что дружба между парнем и девушкой перерастает в любовь.

Что могут сделать родители, если у ребенка есть проблемы с построением отношений:

Пусть он посещает спортивные секции, кружки и занимается разнообразными видами деятельности. Это способствует появлению новых знакомств и, что немаловажно, на основе общих интересов (например, дети вместе занимаются танцами или гимнастикой).

Используйте коммуникативный потенциал различных детских мероприятий. Организация и проведение дня рождения вашего ребенка – прекрасный шанс расширить рамки его знакомств и укрепить уже имеющиеся.

Устраивайте всевозможные загородные прогулки с участием других детей: пикники на природе, походы, экскурсии.

На умение ребенка завязывать дружеские отношения большое влияние оказывают отношения в семье. Если ребенок уверен, что мир к нему доброжелателен, он охотно идет на контакты с незнакомыми детьми.

Это Вам будет интересно:

Мудрая природа детских заболеваний

8 ОШИБОК жены моего папы

Нужно сказать, что умение дружить во многом зависит от личностных качеств ребенка, таких как: отзывчивость, нежадность, честность, умение сопереживать. Их нужно развивать и всячески поощрять. опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Как научить ребёнка дружить с другими детьми

Как научить ребёнка дружить со сверстниками? Нужно ли родителям и педагогам специально учить детей дружить?

Некоторые критично настроенные взрослые замечают, что в современном мире многие дети не умеют дружить, не имеют друзей, в то время как ещё пару десятилетий назад ситуация была совершенно иная. При этом, уточняют эти самые взрослые, раньше никто не учил детей специально дружить. Но так ли это на самом деле.

Учите детей дружить

Чтобы у ребёнка появились друзья, ему важно познакомиться с кем-то и начать регулярно общаться. Все ли дети имеют сейчас такую возможность? Они посещают детский сад или школу, а также много дополнительных занятий, но совсем не имеют свободного времени, которое могли бы потратить на спонтанное общение. Нередко досуг детей структурирован: поход в музей, на мастер-класс, в центр развлечений. Времени на то, чтобы просто побегать с друзьями во дворе, совсем нет. Когда и где ребёнок будет находить себе друзей? Заблуждение родителей в том, что ребёнку достаточно общения в детском саду, школе или на развивающих занятиях. Дружеские отношения складываются и там, но чаще на полноценное общение ребёнку на перемене не хватает времени.

Чтобы дружить, ребёнку необходимы свободное время и место, где он найдёт друзей и, обретя оных, будет проводить с ними время. Раньше таким местом был двор, где дети разных возрастов играли в разнообразные игры, находили занятия по интересам. Многие современные дети лишены такой возможности, как прогулки во дворе. Не буду давать советов, как обеспечить такой свободный досуг ребёнку, ведь все живут в разных условиях. Но хочу обратить внимание на то, что ребёнку необходимо взаимодействовать с разными детьми.

Детям важно общаться не только во дворе. Скажите ребёнку, что не против, если в дом будут иногда приходить гости. Дошкольникам хочется вместе поиграть в игрушки, школьникам – в настольные игры, подросткам – просто поговорить.

Как научить детей дружить между собой

Дружба детей нередко основывается на общих интересах. В дошкольном возрасте это игры. Если ребёнок совсем не умеет играть (к сожалению, такое встречается достаточно часто), то ему будет трудно контактировать с другими детьми. Что может сделать родитель? Научить ребёнка играть в какие-нибудь игры и, может быть, даже сначала играть во дворе вместе с детьми или организовывать игры. Когда ребёнок будет чувствовать себя уверенно в компании детей, родитель сможет устраниться.

Стоит обращать внимание и на конфликты, которые часто происходят между детьми. Так, если ребёнок сказал, что поссорился с другом, расспросите, как это произошло. Обсудите сложившуюся ситуацию. Может быть, стоит извиниться или просто первому заговорить. Важно дать понять ребёнку, что в ссоре нет правого и виноватого – обе стороны внесли свою лепту. Не бывает дружбы без ссор, но важно вовремя помириться.

Умеет ли ваш ребенок дружить?

Умеет ли ваш ребенок дружить?

Консультация для родителей

УМЕЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК ДРУЖИТЬ?

Общение со сверстниками играет очень важную роль в социальном и интеллектуальном развитии ребёнка. С друзьями ребёнок учится взаимному доверию и уважению, общению на равных – всему тому, чему родители не могут его научить.

Неспособность ребёнка заводить друзей или дружить с кем-либо длительное время начинает проявляться уже в детском саду. Первым настораживающим признаком служит обычно то, что ребёнок не рассказывает родителям ничего о детях из своей группы или рассказывает о них неохотно. Поговорите с воспитателем группы, может быть, она подтвердит ваши опасения.

О ВАЖНОСТИ ДЕТСКОЙ ДРУЖБЫ

Если вашему ребёнку меньше 6 лет и у него мало друзей или их нет совсем, то, скорее всего, социальные навыки усваиваются им медленнее, чем другими детьми, и возможно, чтобы научиться дружить, ему понадобится ваша помощь. И начать здесь нужно с умения подходить к другим детям и завязывать разговор. Для этого лучше выбрать самого общительного и дружелюбного ребёнка в детсадовской группе или во дворе. Как и рекомендуется в известной песне, легче всего начать разговор именно с улыбки. Потом можно сказать: «Привет, меня зовут. Можно поиграть с тобой?».

Время от времени ребёнок даже с нормальными социальными навыками может замыкаться в себе. Обычно это случается при разводе родителей, смене школы или детского сада, при переезде в другой город и в других стрессовых для ребёнка ситуациях. Насколько это возможно, вам следует подготовить ребёнка к предстоящим переменам, обсудив с ним, что происходит, что изменится в его жизни после этого, и как ему нужно себя при этом вести.

При этом неважно, сколько друзей будет иметь ребёнок. Количество друзей, необходимое ребёнку, зависит от того, насколько он робок или, наоборот, общителен. Чтобы развить в себе навыки общения, стеснительному ребёнку достаточно иметь двух-трёх хороших друзей, тогда как экстраверты отлично чувствуют себя в большой компании. Каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок пользовался популярностью среди ровесников. Главное при этом – проявить объективность и оставить в стороне ваши собственные предпочтения. Трудность начинается, когда у родителей и ребёнка разные темпераменты. И общительные родители, у которых стеснительный ребёнок, могут начать слишком давить на него, полагая, что то, что было для них хорошо в их детстве, должно подходить и для их ребёнка. Родителя-интроверта может, напротив, заботить слишком большое число приятелей у ребёнка, тогда как ему (родителю) кажется, что лучше иметь одного, но верного друга.

Хорошо, когда ребёнок окружён большим числом приятелей. Но что касается по-настоящему близкой дружбы, принцип «чем больше, тем лучше» перестаёт действовать. Даже очень общительному ребёнку может не хватать той крепкой взаимной дружбы, которая ему действительно нужна, в которой его понимают и принимают таким, какой он есть.

Число друзей варьируется по мере взросления ребёнка, также как меняется с возрастом и сама концепция дружбы. У дошкольников и младших школьников друзьями, как правило, становятся наиболее доступные им для игры дети, обычно соседи по двору. И поскольку многие дети удовлетворяют этому критерию, то на вопрос «Кто твои друзья?» ребёнок младшего возраста обычно выдаёт целый список имён.

Позже круг друзей сужается. Дети начинают выбирать друзей исходя из собственного вкуса и взаимных интересов, зачастую выбирая друзей по своему образу и подобию. Причём своему кругу друзей дети остаются верны довольно долгое время. Но, несмотря на такую прочную связь, в подростковом возрасте былая дружба может распасться, если один из друзей физически и эмоционально развивается быстрее, чем другой.

ЧЕМ МОГУТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛИ?

Независимо от того, 5 или 15 лет ребёнку, неумение дружить или потеря друга является для него тяжёлым испытанием. И родители по мере сил должны помочь ему справиться с этой трудной ситуацией. Чем же могут помочь родители?

Создавайте возможности для дружбы. Периодически спрашивайте у ребёнка, не хочет ли он пригласить в гости своего друга или устроить вечеринку для своих друзей или соседских детей. Пригласите одного из детей к себе домой, дети легче находят контакт, общаясь один на один. Найдите ему занятие по душе, спортивную секцию или кружок рукоделия, где ребёнок мог бы встречаться и общаться со своими сверстниками.

Научите ребёнка правильному общению. Когда вы обсуждаете с ребёнком, как принимать в расчёт чувства другого человека, и учите его сочувствию и справедливости, вы прививаете ему очень важные социальные навыки, которые в дальнейшем помогут ему не только найти верных друзей, но и дружить в течение долгого времени. Дети могут научиться состраданию уже в 2–3-летнем возрасте. Если у них возникает конфликт с другом, посоветуйте им возможные пути решения этого конфликта. Хвалите ребёнка за хорошие, добрые поступки и порицайте, когда он выказывает эгоизм.

Обсуждайте с ребёнком его друзей и его социальную жизнь, даже если он уже подросток. Зачастую дети, особенно старшего возраста, неохотно говорят с родителями о своих проблемах с друзьями. Но им, тем не менее, необходимо ваше сочувствие и помощь. Если ваш ребёнок заявляет

«Меня никто не любит!», не следует утешать его такими проходными фразами, как «Мы же с папой тебя любим» или «Ничего, найдёшь себе новых друзей». Ребёнок может решить, что вы не принимаете всерьёз его проблемы. Вместо этого постарайтесь, чтобы он откровенно рассказал о том, что у него произошло: поссорился ли он с лучшим другом, или чувствует себя в классе «белой вороной». Проанализируйте с ним возможные причины конфликта: может быть, у друга было плохое настроение и т. д., и постарайтесь найти пути к примирению.

Вы можете морально поддерживать ребёнка и помогать ему советом, но, в конце концов, разрешить проблему ребёнок должен сам.

Разучите с ребёнком детские песни о дружбе!

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
0
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: