В каком возрасте лучше отдавать ребенка в ясли и детский сад: определяемся с оптимальным возрастом

В каком возрасте лучше отдавать ребенка в ясли и детский сад: определяемся с оптимальным возрастом

С какого возраста берут в ясли – плюсы и минусы яслей

Закон разрешает находиться в декретном отпуске, пока ребенку не исполнится трех лет.

Но ситуации, когда женщина должна выйти на работу гораздо раньше, бывают разными.

На такой случай есть бабушки и дедушки.

Но что делать, если на помощь рассчитывать не приходится?

С какого возраста берут в ясли?

Когда перед родителями встает вопрос, отдавать ли чадо в детский сад (ясельной группы это касается в особенности), необходимо не только взвесить все за и против, но и быть полностью уверенными в готовности ребенка.

В возрасте от 7 до 18 месяцев дети особенно сильно нуждаются в материнской любви, и разлука может повлечь за собой такие проблемы во взрослой жизни, как тревожность и боязнь одиночества.

В ясли малыша можно отдать от полутора до трех лет. В частных детских садах условия мягче, некоторые учреждения могут взять малыша и от одного года.

Как подготовить ребенка?

Физически невозможно обслужить всех, поэтому от малыша требуется:

  • умение самостоятельно есть ложкой,
  • проситься на горшок,
  • засыпать без колыбельных,
  • не бояться других детей.

Многие задаются вопросом, как сделать адаптацию к новому образу жизни наименее болезненной?

  1. В яслях никто не будет подстраиваться под каждого ребенка. Там единый распорядок дня, и все должны ему следовать. Ребенку будет легче, если дома будут придерживаться того же режима, что и в детском учреждении, особенно это касается дневного сна и времени приема пищи.
  2. Дети могут капризничать, потому что не отдохнули и хотят спать. Но укладывать и укачивать всех по отдельности нянечки не сумеют при всем желании. Поэтому необходимо приучить ребенка засыпать самостоятельно.
  3. Перед тем, как отдать малыша на весь день в окружение других детей и чужих для него взрослых, стоит сначала попробовать оставить его на неполный день. Не стоит ни пугать яслями, ни расхваливать их. Скажите правду, объясните, как будет проходить его день.
  4. Маленькие дети, как правило, являются собственниками. Чего стоят одни возгласы «Дай! Это мое!» Однако необходимо дать понять, что так делать нельзя, это недопустимо. Нужно научить ребенка делиться, не брать чужое и не отбирать игрушки у других детей. Если малыш обладает этими навыками, ему самому будет легче влиться в коллектив.

Детские сады, муниципальные и частные

Можно отдать ребенка как муниципальный, так и в частный садик:

  • Муниципальные учреждения более популярны в связи с их доступностью для любого слоя населения. Необходимо собрать пакет документов, но главная проблема не в этом. Чаще всего в государственные ясли настолько длинная очередь, что ребенок может не дождаться заветного места и перерасти ясельный возраст.
  • Если есть риск не попасть в муниципальный садик, лучше рассмотреть вариант частных яслей. Плюсы: хорошее (улучшенное) питание, большое количество развивающих игрушек, лучшие условия, да и выполняются все пожелания родителей, возраста ребенка это касается в первую очередь. Минус всего один, но все-таки он есть, и это высокая плата.

Ясли. За и против. Плюсы и минусы

  • Освобождается достаточное количество времени у матери, и она может выйти на работу или уделить время мужу и близким, или даже заняться творчеством.
  • Наблюдая за другими детьми, легче научиться чему-то новому.
  • Ребенок должен будет находиться в одном помещении с одними и теми же детьми, а это неизбежно приведет к новым знакомствам, некоторые из них он, возможно, пронесет через всю жизнь.
  • Найти хорошего, адекватного воспитателя, который станет наставником и другом малышу, очень непросто. Но, если это удалось, то сможете спокойно заниматься своими делами и быть уверенными в том, что ребенком занимается профессионал. Хорошие отношения с воспитателем способствуют более легкой адаптации ребенка.
  • В таком нежном возрасте стресс от разлуки с мамой и папой может негативно повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Неготовность малыша и принуждение к расставанию со стороны родителей усугубят ситуацию.
  • Большое количество других детей – не всегда плюс. Стоит заболеть одному, и зараза быстро распространится на остальных. Какие бы меры профилактики ни предпринимались, риск заболевания (начиная от простуды, насморка и заканчивая ветрянкой и вшами) есть всегда.

Отдавать ли ребенка в ясли?

Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. Каждый родитель решает это для себя сам.

Некоторые дети легко привыкают к новым условиям и с удовольствием вливаются в коллектив, другие же, наоборот, в силу своей застенчивости и привязанности к матери не способны на это сразу, им необходимо время. Не давите на детей, поддерживайте их, и тогда адаптация пройдет наименее болезненно.

Видео на тему

Какой оптимальный возраст ребенка для детского сада?

Вопрос о том, когда отдавать ребенка в садик, волнует многих родителей в нынешнее время. Однако дать однозначный ответ на него не так легко, как может показаться. Каждый ребенок — это индивидуальная личность со своими особенностями характера и темпераментом. Реально определить готовность малыша к детскому саду могут лишь родители, дав оценку поведению и самостоятельности своему чаду. И от правильности такого решения будет напрямую зависеть то, как пройдет адаптация крохи в новом окружении. Что же советуют по этому поводу специалисты? Давайте узнаем их мнение, а затем сделаем соответствующие выводы.

Когда отдать ребенка в сад?

Согласно утверждениям детских психологов наиболее подходящий возраст ребенка для детского сада – три – четыре года. Идеальный вариант – не спеша, постепенно и без предъявления строгих требований начинать знакомить кроху с садиком в три – три с половиной года. Чтобы помочь ребенку быстрее освоиться поначалу постарайтесь ходить вместе с ним на прогулки с детсадовской группой, затем оставляйте его там на половину дня. Если достаточно быстро обнаружится, что малыш согласен проводить время в новом окружении, можно начать обычное посещение садика. В случае если ребенок особых восторгов от подобных мероприятий не выражает, ничего страшного нет в том, чтобы посещать садик некоторое время по “щадящему” режиму. Вам вовсе не нужно беспокоиться, что кроха отстанет в чем-то от своих ровесников. Главное, чтобы в возрасте после трех лет он не оставался долго в замкнутом домашнем пространстве, вместе с бабушкой или мамой, а шаг за шагом расширял границы знакомого ему мира.

В целом к трем годамможно смело отдавать ребенка в детскийсад, так как он уже обладает навыками самообслуживания, начинает интересоваться общением с окружающими его детками, не боится оставаться некоторое время без мамы. А ближе к четырем годам ребенок уже может по-настоящему получать удовлетворение от общения и совместных игр со сверстниками.

В каком возрасте не желательно отдавать ребенка в садик?

Психологи также рассказывают, какой возраст ребенка для детского сада не совсем подходит для его полноценного развития и адаптации в новой обстановке. Так годовалый малыш, конечно, может свыкнуться с тем, что родителей почему-то заменили чужие, не слишком ласковые люди. Однако привыкнуть – это значит просто смириться и страдать, реагируя на стресс плохим настроением, частыми простудами и иными заболеваниями, а также потерей интереса к окружающему миру. Подобное пассивное сопротивление ребенка – далеко не пустяк, оно негативно сказывается на его физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии.

Если говорить о детях, которым около полутора лет, то большинство яслей сегодня принимают малышей в таком возрасте. Но и это – слишком рано! В это время ребенок еще сильно привязан к родителям и может болезненно реагировать на их отсутствие, а значит и на появление незнакомых людей, особенно если они пробуют подойти к нему слишком близко. Проявлять интерес к остальным детям малыш начинает только к трем годам. Итак, ясли в данном возрасте могут быть оправданы лишь самой крайней необходимостью.

Двухлетнему малышу привыкнуть к яслям немножко проще. Тем не менее общее правило остается таким же – рано! Хотя в этом возрасте ребенок может быть действительно достаточно общительным, и если садик хорош, возможно, вашей крохе будет там комфортно. Во всяком случае, если вы уже убедились в том, что малыш не испытывает страха перед незнакомыми детьми, обладает основными навыками самообслуживания (может кушать самостоятельно, умеет пользоваться горшком), без особых страданий переносит ваше отсутствие, то можете попробовать отдать ребенка в детский сад. Но при этом обязательно наблюдайте за настроением, поведением карапуза, состоянием его здоровья. Если вы заметите, что ваш двухлетка плохо адаптируется к яслям, то ни при каких обстоятельствах не упорствуйте и не настаивайте на своем намерении немедленно приучить его к “учреждению”.

Определяем готовность малыша для детского сада по его темпераменту

Темперамент, так же как и возраст, играет важную роль в том, когда отдавать ребенка в садик. Как правило, различают четыре типа темперамента, как у взрослых, так и у детей:

Сангвиник. Если у вашего ребенка темперамент данного типа (лидер, импульсивный, любопытный), то он наиболее «подходит» для детского сада. Активный и любознательный малыш очень нуждается в общении, поэтому даже в 1,5 года для него большой радостью станут новые знакомства и утренники.

Меланхолик. Дети с таким темпераментом (замкнутые, нерешительные, часто капризничающие, не любящие перемен) в садике чувствуют себя тревожно, поэтому отдавать их желательно как можно позже (не ранее четырех лет). Они превосходно чувствуют себя дома и им совершенно не нужен детский коллектив.

Холерик. Если ваше чадо обладает таким типом темперамента (баловник, требующий внимания, легковозбудимый, драчун), то в садик его лучше отдавать в возрасте 3-4 лет, когда он уже хорошо знаком с дисциплиной, нормами поведения, и ему будет не сложно научиться отвечать за свои деяния.

Флегматик. Для малыша-флегматика (рассудительный, сдержанный, любопытный, играет один, хорошо спит) адаптационный период в детском саду проходит легко в возрасте 2,5 лет. Некоторое время ребенок будет избегать общения с ровесниками, а садик будет для него «чужим домом». Но спустя пару недель малыш привыкнет к новой обстановке.

Психологическая готовность малыша к детскому саду

Решая, когда отдать ребенка в сад советуем вам убедиться в том, что помимо навыков, требуемых для комфортного пребывания малыша в садике, он еще и психологически готов к новому коллективу. Под таким понятием как психологическая готовность подразумевается способность ребенка находить общий язык с другими детками, то есть уметь меняться или делиться игрушками. Еще один важный аспект готовности малыша к детскому садику — умение расставаться с мамой. Вполне понятно, что если крохе придется впервые расстаться с родителями в первый день, то ничем хорошим это не закончится. Поэтому ваша задача состоит в том, чтобы заранее приучить малыша к тому, что вы можете какое-то время отсутствовать. Чтобы освоиться в детском коллективе и привыкнуть к отсутствию мамы может потребоваться много времени, причем каждому ребенку по-разному. Если все вышеперечисленные навыки хорошо развиты вашим ребенком – его возраст для детского сада вполне подходящий.

Оптимальный возраст для детского сада

Автор Сообщение

Дорогие психологи и те, кто в теме!

Подскажите, пожалуйста, какие есть исследования детского развития, которые указывают в каком возрасте ребенка лучше отдавать в детский сад или ясли. Понимаю, что все индивидуально, одни больше приспособлены к социализации, другие дети меньше. Но скажем, если взять некого среднестатистического ребенка. Есть ведь какие то периоды развития мозга и нервной системы. Когда ребенку лучше быть с мамой, а когда пора социализироваться в садике?

Этот вопрос даже на законодательном уровне в разных странах решается по разному. В некоторых европейских странах стаж сохраняется до 3 лет и даже платится родительская зарплата. А в сша, например, почти сразу после рождения надо выходить на работу. Поэтому многие вынуждены нанимать нянь.

Психолог, Супервизор, Индивидуальная-и-семейная терапия

г. Одесса (Украина)

Сейчас на сайте

До 2-х лет категорически должен быть с мамой, чтобы сформировать нормальный стиль привязанности и ощущение базовой безопасности.
«Прикол» же в том, что для одного ребёнка это и правда именно 2 календарных года, а для другого – 3-4.
Слишком много факторов определяющих темпы созревания психики.
Поэтому надо смотреть на ребёнка.

Сейчас на сайте

Здравствуйте. Теория привязанности Боулби, Тайная опора Л. Петрановской, да даже учебник по возрастной психологии.

Считается, до трёх ребенку лучше находится в контакте в семье, с мамой. До этого времени ребенка больше интересуют предметы, чем люди, тем более общение со сверстниками.
По дочери вижу, что через 1,5-часа общения на площадке она устает и просится домой, хотя она очень активная и общительная девочка.

Спасибо! Мне важно знать, откуда и кто выявил, что до этого возраста формируется привязанность и ощущение базовой безопасности? Это ведь не субъективное мнение психолога. Были ведь какие то исследования? Как и кем это проводилось?

Сейчас на сайте

Из личного опыта – дети пошли в садик в 2,8 и в 2,7. Период адаптации прошёл гладко и достаточно быстро. При том, что дети по характеру очень разные. Наблюдала за детьми друзей и коллег – аналогичная картина.

Период адаптации может пройти хорошо, но это не всегда может быть хорошим показателем для дальнейшего развития. Я знаю людей, которых отдали в ясли в 1 год и они почти сразу хорошо адаптировались. Но потом при прохождении терапии оказалось, что все проблемы в жизни и психике именно из-за раннего отделения от мамы. Возраст Ваших детей уже был хорош для сада, я сейчас больше про адаптацию, которая может выглядеть и в год успешной. Здравствуйте, Автор!
Мне кажется, здесь все очень индивидуально. Мои дети пошли в сад после двух, но перед глазами положительный пример – племяшка в саду с полутора лет, ходит прекрасно, но она вообще уникум )) – в 1 г. 2 мес. полный отказ от подгузников по ее инициативе, “аварий” нет и не было, примерно с этого же возраста запретила кормить себя – только сама, умеет одеваться, общения на детской площадке со сверстниками явно было недостаточно, ходит в садик с огромным удовольствием. Наверное, это, скорее, исключение, но и оно имеет место быть.

Сейчас на сайте

В год адаптация может быть успешной только в одном случае – когда в яслях чуткая нянечка и такой же воспитатель, а дома – напряженная, сложная атмосфера. (Ребёнку в саду лучше, чем дома)

Вряд ли во взрослом возрасте у человека не будет проблем, даже если его и не отдали в сад, а он находился рядом с холодной, отстранённой мамой.

Адаптация может быть успешной в год в силу того, что включаются механизмы выживания в чужой среде. Но плохо, что они потом так и остаются активно включенными по жизни.

Но меня все же больше сейчас интересует, кто из ученых, психологов, педагогов и как исследовали тему развития, возрастную психологию. Откуда вообще взялась эта цифра, что до 2-3 лет лучше быть с мамой.

Психолог, Супервизор, Индивидуальная-и-семейная терапия

г. Одесса (Украина)

Сейчас на сайте

Теория привязанности Боулби.
Исследования.
Американцы, естественно. Я не знаю как у других, по книжкам тоже читала, но у меня не было выбора в 1,3 отдали в садик, сейчас на 3,7 мы очень хорошо разговариваем, в 2 года знали все цвета, сейчас умеем считать до 10 и знаем 4 буквы. Остаётся везде, почти с любым человеком, переходили в два садика и 4. Группы поменяли, мой ребенок ко всем изменениям относится спокойно и везде находит друзей.

Сейчас на сайте

Яндекс находит около 5 миллионов страниц по запросу “исследования детской привязанности”. Причём отражаются и зарубежные и отечественные исследования по этой теме.

Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн-психолог

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: