Важность распорядка дня в жизни ребенка

Важность распорядка дня в жизни ребенка

Режим дня дошкольника

О пользе режима как для ребёнка, так и для взрослого человека говорят и врачи, и психологи, и педагоги. От режима питания, сна и отдыха зависят наше физическое здоровье, психологический и эмоциональный статус. А если мы говорим о ребёнке, то режим – это ещё и основа правильного воспитания.

Получается, что для ребёнка-дошкольника понятие режим – это режим дня, который включает в себя распорядок сна, питания, занятий и отдыха, игр и прогулок. Родители детей 5-7 лет, которые посещают дошкольное учреждение, меньше задумываются о режиме. А вот у родителей дошкольников, не посещающих детский сад и соблюдающих домашний режим, вопросов возникает больше.

Зачем нам режим?

В ситуации, когда режима нет, у ребенка могут возникнуть:

  • гиперактивность
  • гипервозбудимость
  • ухудшение памяти
  • снижение работоспособности
  • быстрая утомляемость
  • частые респираторные заболевания

Отчего это происходит? Режим дня для малыша – это не только удобство для родителя или взрослая прихоть, побуждающая приучить ребёнка к строгому распорядку дня. Привычный режим закрепляет формирование биоритмов и условных рефлексов, подготавливая организм к выполнению привычных функций, таких как сон, принятие пищи, мыслительная деятельность, отдых.

Кроме того, соблюдение режима положительно влияет на физическое здоровье, так как режим укрепляет иммунитет. В дошкольных учреждениях распорядок дня соблюдается неукоснительно. Но приводя дошкольника домой, родители не всегда придерживаются режима, в потоке вечерних забот забывая вовремя уложить малыша спать, что приводит к недосыпанию и, следовательно, проблемам с утренним пробуждением.

Азбука режима

Правила есть во всех сферах нашей жизни, есть они и в соблюдении режима. Как мы уже сказали выше, есть режим питания дошкольников, физической активности, сна, игр, занятий.

Режим питания. Если речь о правильном питании, то наиболее точно соблюдают режим в дошкольных учреждениях, поэтому стоит ориентироваться именно на организацию питания в детском саду:

  • не менее 4-х раз в день;
  • горячее блюдо не менее 3-х раз в день;
  • по калорийности от суточной потребности: завтрак 25%, обед 40%, полдник 15%, ужин 20%;
  • по суточной норме калорий: 5 лет – 2000 ккал, 6 лет – 2200 ккал, 7 лет – 2400 ккал;
  • по количеству – не следует давать порцию больше, чем ребёнок обычно ест (лучше положить добавку).

В меню ежедневно должны быть мясные и молочные продукты, хлеб, овощи и фрукты.

По времени режим строится так:

  • завтрак в 8-9 часов,
  • обед в 12-13 часов,
  • полдник в 15-16 часов,
  • ужин в 18:30-19:30 часов.

Время приема пищи должно быть одинаковым и в будние, и в выходные дни.

Режим физической активности и отдыха. Ежедневно ребёнок совершает множество движений, поэтому под физической активностью понимают не только занятия физкультурой, но и активные игры, занятия спортом, передвижение и отдых. И здесь тоже существует режим, обеспечивающий правильное физическое развитие.

  • Пик физической активности должен приходиться на первую половину дня.
  • Недельная физическая нагрузка для детей 5-7 лет составляет 6-8 часов в неделю, согласно СанПиН.
  • Обязательна утренняя гимнастика.
  • Физкультурные занятия в дошкольном учреждении – 3 раза в неделю: дети 5 лет – 25 минут, дети 6-7 лет – 30 минут.
  • Подвижные активные игры на прогулке (при плохой погоде их заменяет полноценный комплекс упражнений в помещении).
  • Физкультминутки между умственными занятиями.
  • Гимнастика после дневного сна.
  • Умеренно активные игры на второй прогулке.

Режим сна. Правильный режим сна помогает восстановить умственные и физические силы малыша, потраченные на активную часть его дня. От того, как организован сон ребёнка, зависит не только его психоэмоциональное состояние, но и физическое здоровье. Здоровый сон – это сильный иммунитет. А теперь по порядку.

  • Продолжительность сна у дошкольников: 5-6 лет – 12 часов, 7 лет – 10-11 часов. Но многое индивидуально – в зависимости от темперамента и нагрузок необходимое время на сон может увеличиваться.
  • Утреннее пробуждение должно происходить в 7:00-8:00, оно зависит от биоритмов и семейных привычек, но не стоит будить позже.
  • Дневной сон у детей 5-6 лет длится 1-1,5 часа. В 7 лет малыш может отказываться от сна, однако активные детки нуждаются во сне продолжительностью около 1 часа.
  • Вечернее укладывание зависит от наличия дополнительных физических или эмоциональных нагрузок. Рекомендуется детям в 5-6 лет ложиться спать в 20:30 – 21:00. В 7 лет возможно сдвинуть время засыпания на полчаса.

Режим занятий (умственной деятельности). И детсадовцы, и дети, которые не посещают детский сад, в предшкольном возрасте не обделены развивающими занятиями. Но как и любая другая деятельность, время проведения и количество занятий необходимо правильно распределить и систематизировать. Иными словами, домашний режим не должен сильно отличаться от режима дошкольных учреждений. Организация занятий в общем режиме дня выглядит следующим образом:

В утреннее время после завтрака – два-три разнонаправленных занятий. Длительность занятий в соответствии с возрастом: 4-5 лет – 20-25 минут на один вид; 6-7 лет – 30-35 минут.

Примерный распорядок дня дошкольника

7:00-8:00 – утренний подъем

7:30-8:30 – гигиенические процедуры, гимнастика

9:00 -10:30 – развивающие занятия

10:45 -12:15 – прогулка

12:30 -13:00 – обед

13:00 -13:30 – начало дневного сна (до 15:00 – 15:30)

15:30 – 16:00 – полдник

16:30 -18:00 – прогулка с активными играми

19:00-20:30 – самостоятельные игры и занятия

20:30-21:00 – укладывание на ночной сон

Когда малышу не спится

Для соблюдения режима большое значение имеет распорядок детского сна. Многие родители сталкиваются с проблемой позднего засыпания и, как следствие, трудного утреннего пробуждения. Это существенно отвлекает от выполнения режима. Чем помочь в такой ситуации ребёнку и самим себе? Попробуйте выполнять ряд несложных условий.

Вечерние:

  • перед сном минимум подвижных активных занятий;
  • мягкий свет и отсутствие посторонних звуков за полчаса до того, как малыш ложится в кровать;
  • ритуал, который вы придумали и соблюдаете: песня либо определенная книжка со стихами, или одна особенная сказка, – главное, чтобы это повторялось каждый вечер;
  • тёплый душ или ванна на 5-7 минут помогут малышу легче уснуть.

Утренние:

  • за 10-15 минут до пробуждения приоткройте шторы и дверь;
  • включите негромкую музыку;
  • придумайте ритуал для того, чтобы проснуться: потешка или короткий стишок одновременно с поглаживанием или поцелуем помогут малышу встать в хорошем настроении;
  • мотивируйте ребёнка проснуться на 10 минут раньше для того, чтобы успеть посмотреть утренний мультфильм.

В завершение хочется родителям напомнить, что при организации режима необходимо учитывать индивидуальность ребёнка, присутствие дополнительных эмоциональных или физических нагрузок, а также сезон за окном и состояние иммунитета малыша. Все эти факторы могут повлиять на баланс прогулок и домашних занятий, а также общую продолжительность сна.

Значение режима дня в жизни дошкольника

Очень важно, чтобы режим дома совпадал с режимом дошкольного учреждения. Поинтересуйтесь, уважаемые родители, как складывается распорядок дня вашего ребенка в детском саду. Вы можете удивиться — он сам подскажет вам, что вы делаете дома не так, и поможет скорректировать режим.

Просмотр содержимого документа
«Значение режима дня в жизни дошкольника»

«Значение режима дня в жизни дошкольника»

«Значение режима в жизни дошкольника»

Необходимое условие здоровья, физического и психологического благополучия ребенка — соблюдение режима дня. Правильный ритм, заданный распорядком жизни в детском саду, не должен нарушаться в выходные дни, когда дети проводят сутки напролет в обществе родителей.

Режим дня — это чередование различных видов деятельности: отдыха, сна, питания, пребывания на свежем воздухе. И если в дошкольном учреждении режима придерживаются неукоснительно, то в субботу и воскресенье правила упорядоченной жизни нередко нарушаются. В результате в понедельник утром большинство детей выглядят утомленными или, наоборот, чересчур возбуждены.

От нарушения режима страдает не только ребенок, но и родители. Вместе со своим малышом вы тратите слишком много энергии, быстрее устаете и ничего не успеваете сделать. Вывод прост: соблюдение режима облегчает жизнь и вам, и вашему ребенку.

Приучая детей к определенному режиму, к выполнению гигиенических требований, мы создаем у них полезные для организма навыки и тем самым сохраняем их здоровье. Твердый режим дня, установленный в соответствии с возрастными особенностями детей, — одно из существенных условий нормального физического развития ребенка.

Основное требование к режиму — это точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими. Должно быть установлено время, когда ребенок ложится спать, встает, ест, гуляет, выполняет несложные, посильные для него обязанности. Время это необходимо точно соблюдать.

Только во время сна ребенок получает полный отдых. Сон должен быть достаточно продолжительным: дети 3—4 лет спят 14 часов в сутки, 5—6 лет — 13 часов, 7—8 лет — 12 часов. Из этого времени необходимо, особенно для младших детей, выделить часа полтора для дневного сна. Дети должны ложиться не позднее 8—9 часов вечера.

Питание. Дети получают питание 4—5 раз в день. Первая еда дается через полчаса, во всяком случае не позднее чем через час после пробуждения ребенка, а последняя — часа за полтора до сна. Между приемами пищи должны быть установлены промежутки в 3—4 часа, их надо строго соблюдать. Наиболее сытная еда дается в обед, менее сытная — на ужин.

Прогулки. Как бы точно ни соблюдалось время сна и еды, режим нельзя признать правильным, если в нем не предусмотрено время для прогулки. Чем больше времени дети проводят на открытом воздухе, тем они здоровее. На опыте работы детских садов установлено, что дети дошкольного возраста, приученные к ежедневным прогулкам.

Причиной отмены прогулки для здорового ребенка могут быть исключительные обстоятельства: проливной дождь, большой мороз с сильным ветром.

«С горки на горку»

Режим дня дошкольника — не искусственная выдумка врачей и педагогов. Он основан на точных наблюдениях над физиологией дошкольника и изменением его активности в течение дня и недели. Известно, что максимальная работоспособность проявляется у ребенка от 8.00 до 12.00 и от 16.00 до 18.00, а минимальная — в 14.00–16.00. Поэтому занятия, требующие умственного напряжения, лучше всего планировать в первой половине дня.

К концу недели работоспособность ребенка падает, нарастает утомление. Особенно это касается тех детей, кто посещает дошкольное учреждение. Ничего удивительного в этом нет — ведь в детском коллективе малышу приходится «обуздывать» свои желания и эмоции, контролировать двигательную активность. Всё это требует огромной затраты нервной энергии. Не секрет, что дети могут уставать от интенсивного общения со сверстниками. Поэтому отнеситесь с пониманием и уважением к тому обстоятельству, что дома в субботу и воскресенье вашему ребенку требуется разрядка.

«Учитесь у ребенка»

В идеале дошкольнику рекомендуется следующий режим дня:

максимальная продолжительность непрерывного бодрствования — 5,5–6 часов;

сон — 12,5–12 часов (из них 2–2,5 часа приходится на дневной сон);

четыре приема пищи с интервалом в 3,5–4 часа.

Очень важно, чтобы режим дома совпадал с режимом дошкольного учреждения. Поинтересуйтесь, как складывается распорядок дня вашего ребенка в детском саду. Вы можете удивиться — он сам подскажет вам, что вы делаете дома не так, и поможет скорректировать режим.

Режим дня для детей. Почему важно его соблюдать?

Как вырастить здорового ребёнка?

Наверняка любящие родители не раз задавались этим вопросом. Чтобы ответить на него, нужно владеть знаниями разной тематики, и одна из них — режим дня.

Режим дня — распорядок жизни на протяжении суток, который включает в себя сон, двигательную активность и приёмы пищи.

Правила организации режима дня

  1. Режим следует устанавливать с первых дней жизни малыша.
  2. Соблюдение распорядка должно носить систематический характер, исключения не допускаются, кроме тех случаев, когда они на самом деле необходимы.

Почему нужно соблюдать режим дня?

  • грамотно составленный распорядок дня способствует гармоничному физическому и нервной психическому развитию малыша;
  • профилактирует переутомление;
  • повышает иммунитет;
  • обеспечивает спокойное, некапризное настроение;
  • улучшает работоспособность, малыш меньше устаёт, так как он уже подготовлен к деятельности, которой ему предстоит заниматься, а на это затрачивается меньше энергии;
  • помогает не потерять интерес к учёбе, играм и творческой деятельности;
  • со временем формирует у детей правильное поведение, они становятся организованными, а это устраняет причины возникновения вредных привычек.

Значение сна в формировании здоровья детей и подростков

Сон — важный физиологический процесс, который необходим для роста и созревания ребёнка, нормальной работы центральной нервной системы и обмена веществ.

  • во время сна гипофизом вырабатывается гормон роста — соматотропный гормон (СТГ);
  • отдых, восстановление работы всех систем организма;
  • метаболические превращения, усвоение различных веществ в тканях головного мозга, что способствует поддержанию работы нервных клеток;
  • активация Т-лимфоцитов — клеток, которые борются с вирусными заболеваниями;
  • адаптация организма к чередованию дня и ночи, что важно для нормального функционирования эндокринной системы.

Сколько часов должен спать ребёнок?

Последствия недостаточности сна

Для детей в первые несколько месяцев жизни можно организовывать сон на свежем воздухе. Сначала его продолжительность не должна превышать 20-30 минут 2 раза в день, а потом можно увеличить до 2-3 часов.

  • отставание в развитии;
  • формирование синдрома хронической депривации сна — состояние, при котором малыш лишается потребности во сне (схож с синдромом хронической усталости);
  • сниженное, подавленное настроение;
  • нарушение поведения;
  • проблемы с концентрацией внимания, ухудшение памяти, снижение интеллекта;
  • нежелание контактировать с окружающими;
  • снижение иммунитета, что приводит к частым инфекционным заболеваниям, которые протекают тяжелее и дольше.

Двигательная активность. Сколько детям можно гулять?

Для нормального физического и нервно-психического развития малыша необходима рациональная физическая нагрузка. При правильно организованном распорядке дня обеспечивается здоровый сон, хороший аппетит и уравновешенность психики.

Недостаток движений плохо сказывается на обмене веществ, нарушает процессы роста ребёнка.

Стоит ограничивать время просмотра телевизора — для детей с 3 — 4 лет допускается не более 20 минут в день, а занятия за компьютером — не более 3 раз в неделю по 10 — 15 минут.

Роль режима в жизни ребенка. Режим дня для школьника

Успешность обучения ребенка в школе во многом обеспечивает выполнение режима. В современном российском обществе к режиму относятся, на наш взгляд, несколько поверхностно, и напрасно. Правильно организованная жизнь школьника позволяет ему достигать больших результатов в обучении, поскольку силы рационально распределены.

Организованный ребенок умеет планировать свои действия, выполнять их в определенной последовательности и соотносить со временем, затраченным на их выполнение. Не так сложно сформировать у ребенка чувство времени. Для этого нужно приучить его к режиму. И здесь мы сталкиваемся с колоссальной сложностью, которая заключается отнюдь не в особенностях ребенка младшего школьного возраста, а отсутствии готовности взрослых организовать режим ребенка.

Требования к режиму просты. Это чередование видов деятельности, обязательная прогулка. Желательно кормление в одно и то же время. А главное — отход ко сну не тогда, когда закончатся все телевизионные программы или родители вернутся из гостей, а в строго отведенное время. Для младшего школьного возраста это 21 час. И ничто не должно менять этого режима, если родители хотят, чтобы их ребенок был психически здоров и организован. Врачи установили своеобразные пики работоспособности школьников младшего возраста. В день у ребенка выделяют два подъема сил и энергии — с 8 до 11 часов утра. Потом идет снижение работоспособности, и второй подъем определяется с 16 до 18 часов. Следует заметить, что уроки в школе в первый подъем ставятся самые сложные — математика и русский язык. А на второй подъем приходится самоподготовка в режиме продленного дня. Если говорить о днях недели, то самые продуктивные — вторник и среда. Низкая активность — в субботу. Если брать активность в году, то самый активный месяц — октябрь, пассивные — январь и март. В соответствии с этими данными рассчитывают каникулы.

Начало организации жизни ребенка начинается с утреннего подъема. Желательно, чтобы он проходил в одно и тоже время и без лишней нервозности. Лучше разбудить ребенка, поставить легкую приятную музыку, сделать с ним зарядку. Такие действия помогают ему окончательно проснуться. Конечно, хорошее настроение у школьника будет, если он выспался. А высыпается ребенок лишь тогда, когда накануне лег в 21 час в спокойной атмосфере, не нарушенной чрезмерной активностью или неприятностями. Время подъема рассчитывается индивидуально. Оно прежде всего связано с индивидуальными особенностями малыша.

Абсолютно непозволительно рассчитывать время под себя. Родители должны знать, сколько нужно времени на одевание, умывание, зарядку и завтрак. Естественно, что ранец собран вечером и его наполнение не входит в утренние мероприятия. Особого разговора требует завтрак школьника. Он должен быть полезным, а не только вкусным с точки зрения ребенка. Не чипсы и шоколад, а каша, сок или йогурт и чай. Можно дать творог, стакан молока, лучше теплого. Хлеб лучше зерновой, и полезнее, и сытнее. Далее ребенок спокойно одевается, желательно сам, а не свита из бабушек, дедушек и других родственников завязывает, застегивает, одевает, поправляет. Ребенок готов идти в школу. В школе его жизнь проходит организованно, поскольку выполнение режима предусмотрено нормативами школьной жизни.

После школы ребенок возвращается домой. Днем важны две вещи — это обед и прогулка и лишь потом — уроки. Если ребенок не обедает в школе, то горячий обед после нее обязателен. Опять же обед должен быть полезным. Горячий суп, второе, сок. Ни в коем случае бутерброды, лакомые кусочки, пирожочки и тому подобное. Это очень вредно для организма и совершенно не влияет на восстановление сил ребенка. А они ему нужны, поскольку с 16 до 18 часов — второй подъем работоспособности, во время которого надо сделать качественно домашнее задание.

Вечер имеет особое значение в режиме ребенка. Ведь только в это время суток ребенок имеет возможность пообщать­ся со всеми членами семьи. Для родителей важно общение с ребенком не менее, чем ему с родителями. Поэтому можно и поступиться какими-то своими интересами. Вместе почитать или посмотреть мультфильм, обсудить день и школьные новости. Желательно вместе собрать ранец, проверить уроки. Все это — необходимый набор действий, полезный для ребенка во всех смыслах. И соответственно в 21.00 в постель. Младший школьник должен спать не менее 10 часов в сутки, поэтому сон с 21.00 до 7.00 только отвечает требованиям. Подросткам можно спать чуть меньше — 8-9 часов, соответственно им ложиться лучше не позже 22.00. Чтобы сон ребенка был спокойным, не рекомендуются перед сном сложные фильмы или активные игры. Лучше почитать или поговорить с родителями. Думается, что тем для разговора много, на что-то всегда не хватает времени. Главное условие — темы для разговора должны быть спокойными.

Выполнение режима приучает ребенка к организованности и способствует здоровому образу жизни. Невыспавшийся, сонный, задерганный ребенок не может в полной мере использовать свой потенциал и пропускает в жизни очень много интересных для его становления вещей. Поэтому родители, от которых зависит организация режима, должны в полной мере быть ответственны в этом важном для психического и физического здоровья ребенка деле.

Важность распорядка дня в жизни ребенка

Все родители хотят, чтобы дети в семье чувствовали себя спокойно, уверенно и максимально комфортно. Для этого существуют определенные правила, одно из которых – распорядок дня, включающий в себя наиболее важные моменты жизни ребенка. Каким он должен быть?

Во-первых, режим дня не должен быть длинным перечнем всего того, чем ребенок занимается с утра до вечера. Достаточно определить время для основных видов его деятельности. Например, в таком порядке:

  • Подъем.
  • Умывание.
  • Завтрак.
  • Детский сад или школа (в выходные дни должно быть установлено время обеда).
  • Прогулка.
  • Игры дома (для дошкольника) или выполнение домашних заданий ( для школьника).
  • Помощь взрослым по дому.
  • Купание, подготовка ко сну.
  • Сон.

Во-вторых, детский распорядок дня должен гармонично дополнять общесемейные правила, а не противоречить им. Если, например, в выходные дни вся семья обычно отправляется в кино, парк или в гости, то не стоит планировать на это время совместную уборку или подготовку домашних заданий. Распорядок создается не для галочки, а для выработки у ребенка определенного жизненного ритма.

Почему распорядок дня важен для ребенка?

1. Правильный жизненный ритм

С первых дней жизни для малыша важна настройка биологических часов. Привыкая засыпать и просыпаться, есть, играть и гулять в одно и то же время, ребенок растет здоровым, у него хватает сил для физической активности и достаточно времени на отдых. Кроме того, эти полезные детские привычки помогут и родителям: им не придется тратить время, чтобы уговорить малыша поесть – нагулявшись, он с удовольствием пообедает. А вечером, поужинав и наигравшись, он быстро заснет, высвобождая для мамы пару часов для домашних дел, и не будет просыпаться по ночам, требуя внимания.

2. Укрепление семейных связей

Сделав распорядок дня ребенка частью общих правил, взрослые прививают ему интерес к совместным действиям и уважение к семейным традициям. Видя, что родители живут по определенному распорядку, малыш начинает подражать им – недаром детские психологи уделяют огромное внимание воспитанию личным примером. Если в семье существует правило коллективно готовить что-то вкусненькое к воскресному обеду, то ребенок с радостью включится в общее занятие. А если мама каждый вечер перед сном читает малышу сказку, он чувствует, что его любят. Так малыш с ранних лет приобщается к семейным традициям и учится понимать их ценность.

3. Приучение к дисциплине

Если объяснить ребенку распорядок дня, его не нужно будет заставлять собирать игрушки после игр или подолгу засиживаться за столом, ковыряясь в тарелке. Он будет знать, что подошло время купаться или идти гулять, и сам сделает всё так, как нужно, без принуждения со стороны взрослых. Это не только приучит малыша к дисциплине, но и избавит его от отрицательных эмоций и стресса.

4. Развитие самостоятельности и ответственности

Привыкнув к четкому распорядку, малыш будет точно знать, что именно и в какое время ему делать. Проснувшись, он сначала пойдет в ванную комнату и затем придет завтракать, а не схватится за игрушки или книжки. Детям очень хочется, чтобы их считали взрослыми, поэтому они с удовольствием проявляют самостоятельность. Не забывайте хвалить малыша за самостоятельные действия. Например, если после обеда следует прогулка, и малыш, выйдя из-за стола, пошел одеваться, похвалите его: «Собрался на прогулку? Молодец! Ты у нас уже совсем большой, сам знаешь, что нужно делать!» Такое внимание и одобрение со стороны взрослых очень вдохновляет детей, помогает формировать ответственности.

5. Формирование здоровых привычек

Сформированные в детстве привычки помогают рационально использовать время: ребенок многое успевает, хотя никуда не спешит. При этом он всегда настроен позитивно, так как не нервничает и не суетится. В дальнейшем эти привычки, перенесенные во взрослую жизнь, становятся основой его успехов в личной жизни и профессиональной карьере: человек, живущий по распорядку, находит время и для активной работы, и для интересного досуга в семейном кругу.

6. Предвкушение приятных событий

Распорядок дня – это не просто сухой перечень обязательных ежедневных действий. Это гибкие правила, в которых должны присутствовать и какие-то приятные события: поход в кино или на концерт, прогулка в парке развлечений. Зная о том, что на выходные запланировано что-то интересное, ребенок будет заранее настроен на позитив. Однако родители должны непременно выполнить данный пункт, чтобы избежать конфликта и справедливого детского протеста.

7. Соблюдение распорядка дня – опора при стрессах

Каждая перемена в жизни ребенка – стресс для его психики. Будь то появление в семье младшего брата или сестры, переход из садика в школу, переезд на новую квартиру – всё это выбивает его из колеи, вызывает растерянность и вселяет неуверенность в себе. Соблюдение распорядка дня помогает ему быстрее справиться со стрессом и вернуться в привычное русло, а устоявшиеся семейные правила, традиционные сказки на ночь и запланированные развлечения успокаивают ребенка.

При всей четкости детский распорядок дня должен быть гибким и ни в коем случае не ограничивать детскую спонтанность, увлеченность и тягу к творчеству – иначе он превратится в инструкцию для биоробота. Важно прислушиваться к потребностям ребенка, иногда корректируя распорядок. Например, если мальчик увлечен футболом, а матч транслируется поздно, разрешите ему досмотреть игру, только предупредите, что утром разбудите его в обычное время. Это никак не повлияет на выработанные привычки и дисциплинированность, но повысит доверие и уважение ребенка к родителям.

С какого возрасти и как приучать ребенка к распорядку дня?

По мнению психологов, распорядок дня ребенка должен быть установлен с первых дней его жизни. Но сделать это можно и позже – главное, чтобы он соблюдался.

В первое время малышу будет сложно следовать новым правилам, но со временем они войдут в привычку. Здесь важно приучать к ним ребенка постепенно и терпеливо, без конфликтов и принуждений. Лучше всего заинтересовать его какими-то совместными занятиями: например, установить традицию чтения сказок перед сном или придумать интересные маршруты для прогулок. Дети быстро привыкают к любым правилам.

Чтобы распорядок дня не напоминал армейский устав, сделайте его гибким и при необходимости корректируйте. Если, к примеру, у ребенка нет настроения гулять, пусть остается дома и занимается любимыми делами: играет, рисует, лепит и т. д. А в праздники можно внести в распорядок более серьезные изменения, например, не готовить традиционный обед, а отправиться всей семьей в кафе или в гости к бабушке.

Если вы правильно составите распорядок дня и приучите к нему ребенка, то очень скоро заметите, что он стал более собранным, уверенным и самостоятельным, а ваши семейные отношения наполнились взаимным доверием, уважением и позитивом.

Важность распорядка дня в жизни ребенка

Все родители хотят, чтобы дети в семье чувствовали себя спокойно, уверенно и максимально комфортно. Для этого существуют определенные правила, одно из которых – распорядок дня, включающий в себя наиболее важные моменты жизни ребенка. Каким он должен быть?

Во-первых, режим дня не должен быть длинным перечнем всего того, чем ребенок занимается с утра до вечера. Достаточно определить время для основных видов его деятельности. Например, в таком порядке:

  • Подъем.
  • Умывание.
  • Завтрак.
  • Детский сад или школа (в выходные дни должно быть установлено время обеда).
  • Прогулка.
  • Игры дома (для дошкольника) или выполнение домашних заданий ( для школьника).
  • Помощь взрослым по дому.
  • Купание, подготовка ко сну.
  • Сон.

Во-вторых, детский распорядок дня должен гармонично дополнять общесемейные правила, а не противоречить им. Если, например, в выходные дни вся семья обычно отправляется в кино, парк или в гости, то не стоит планировать на это время совместную уборку или подготовку домашних заданий. Распорядок создается не для галочки, а для выработки у ребенка определенного жизненного ритма.

Почему распорядок дня важен для ребенка?

1. Правильный жизненный ритм

С первых дней жизни для малыша важна настройка биологических часов. Привыкая засыпать и просыпаться, есть, играть и гулять в одно и то же время, ребенок растет здоровым, у него хватает сил для физической активности и достаточно времени на отдых. Кроме того, эти полезные детские привычки помогут и родителям: им не придется тратить время, чтобы уговорить малыша поесть – нагулявшись, он с удовольствием пообедает. А вечером, поужинав и наигравшись, он быстро заснет, высвобождая для мамы пару часов для домашних дел, и не будет просыпаться по ночам, требуя внимания.

2. Укрепление семейных связей

Сделав распорядок дня ребенка частью общих правил, взрослые прививают ему интерес к совместным действиям и уважение к семейным традициям. Видя, что родители живут по определенному распорядку, малыш начинает подражать им – недаром детские психологи уделяют огромное внимание воспитанию личным примером. Если в семье существует правило коллективно готовить что-то вкусненькое к воскресному обеду, то ребенок с радостью включится в общее занятие. А если мама каждый вечер перед сном читает малышу сказку, он чувствует, что его любят. Так малыш с ранних лет приобщается к семейным традициям и учится понимать их ценность.

3. Приучение к дисциплине

Если объяснить ребенку распорядок дня, его не нужно будет заставлять собирать игрушки после игр или подолгу засиживаться за столом, ковыряясь в тарелке. Он будет знать, что подошло время купаться или идти гулять, и сам сделает всё так, как нужно, без принуждения со стороны взрослых. Это не только приучит малыша к дисциплине, но и избавит его от отрицательных эмоций и стресса.

4. Развитие самостоятельности и ответственности

Привыкнув к четкому распорядку, малыш будет точно знать, что именно и в какое время ему делать. Проснувшись, он сначала пойдет в ванную комнату и затем придет завтракать, а не схватится за игрушки или книжки. Детям очень хочется, чтобы их считали взрослыми, поэтому они с удовольствием проявляют самостоятельность. Не забывайте хвалить малыша за самостоятельные действия. Например, если после обеда следует прогулка, и малыш, выйдя из-за стола, пошел одеваться, похвалите его: «Собрался на прогулку? Молодец! Ты у нас уже совсем большой, сам знаешь, что нужно делать!» Такое внимание и одобрение со стороны взрослых очень вдохновляет детей, помогает формировать ответственности.

5. Формирование здоровых привычек

Сформированные в детстве привычки помогают рационально использовать время: ребенок многое успевает, хотя никуда не спешит. При этом он всегда настроен позитивно, так как не нервничает и не суетится. В дальнейшем эти привычки, перенесенные во взрослую жизнь, становятся основой его успехов в личной жизни и профессиональной карьере: человек, живущий по распорядку, находит время и для активной работы, и для интересного досуга в семейном кругу.

6. Предвкушение приятных событий

Распорядок дня – это не просто сухой перечень обязательных ежедневных действий. Это гибкие правила, в которых должны присутствовать и какие-то приятные события: поход в кино или на концерт, прогулка в парке развлечений. Зная о том, что на выходные запланировано что-то интересное, ребенок будет заранее настроен на позитив. Однако родители должны непременно выполнить данный пункт, чтобы избежать конфликта и справедливого детского протеста.

7. Соблюдение распорядка дня – опора при стрессах

Каждая перемена в жизни ребенка – стресс для его психики. Будь то появление в семье младшего брата или сестры, переход из садика в школу, переезд на новую квартиру – всё это выбивает его из колеи, вызывает растерянность и вселяет неуверенность в себе. Соблюдение распорядка дня помогает ему быстрее справиться со стрессом и вернуться в привычное русло, а устоявшиеся семейные правила, традиционные сказки на ночь и запланированные развлечения успокаивают ребенка.

Как наладить нормальный сон ребенка от 1 до 4 лет?

Как помочь ребенку приобрести полезные привычки

Насколько строгим должен быть распорядок дня?

При всей четкости детский распорядок дня должен быть гибким и ни в коем случае не ограничивать детскую спонтанность, увлеченность и тягу к творчеству – иначе он превратится в инструкцию для биоробота. Важно прислушиваться к потребностям ребенка, иногда корректируя распорядок. Например, если мальчик увлечен футболом, а матч транслируется поздно, разрешите ему досмотреть игру, только предупредите, что утром разбудите его в обычное время. Это никак не повлияет на выработанные привычки и дисциплинированность, но повысит доверие и уважение ребенка к родителям.

С какого возрасти и как приучать ребенка к распорядку дня?

По мнению психологов, распорядок дня ребенка должен быть установлен с первых дней его жизни. Но сделать это можно и позже – главное, чтобы он соблюдался.

В первое время малышу будет сложно следовать новым правилам, но со временем они войдут в привычку. Здесь важно приучать к ним ребенка постепенно и терпеливо, без конфликтов и принуждений. Лучше всего заинтересовать его какими-то совместными занятиями: например, установить традицию чтения сказок перед сном или придумать интересные маршруты для прогулок. Дети быстро привыкают к любым правилам.

Чтобы распорядок дня не напоминал армейский устав, сделайте его гибким и при необходимости корректируйте. Если, к примеру, у ребенка нет настроения гулять, пусть остается дома и занимается любимыми делами: играет, рисует, лепит и т. д. А в праздники можно внести в распорядок более серьезные изменения, например, не готовить традиционный обед, а отправиться всей семьей в кафе или в гости к бабушке.

Если вы правильно составите распорядок дня и приучите к нему ребенка, то очень скоро заметите, что он стал более собранным, уверенным и самостоятельным, а ваши семейные отношения наполнились взаимным доверием, уважением и позитивом.

Сроки проведения 1 Консультация «Режим дня и его значение в жизни ребенка» Цель: Познакомить родителей с режимом дня ребенка и выделить для чего нужно соблюдать режим дня здоровья ребенка. 1 неделя 2 Групповое родительское собрание «Путешествие в страну знаний» Цель : Знакомство родителей с задачами воспитания детей на учебный год

Консультация «Режим дня и его значение в жизни ребенка»

Цель: Познакомить родителей с режимом дня ребенка и выделить для чего нужно соблюдать режим дня здоровья ребенка.

Групповое родительское собрание «Путешествие в страну знаний»

Цель: Знакомство родителей с задачами воспитания детей на учебный год и возрастными особенностями детей. Выборы родительского комитета.

Анкетирование «Чего вы ждете от детского сада в этом году»

Цель: Получение и анализ информации родителей к характеру и формам взаимодействия ДОУ с семьей, о готовности родителей участвовать в жизни детского сада.

Выставка рисунков «Безлопастная дорога глазами детей»

Цель: Активизация родительского участия в жизни детского сада, воспитании ребенка.

Создание атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада.

Беседа «Возрастные особенности детей четвертого, пятого годов жизни»

Цель: Расширение педагогического кругозора родителей за счет пополнения средств и методов воспитания детей; решение проблемных ситуаций.

В течений месяца

В родительский уголок:

Рекомендации для родителей:

«Почитайте с детьми»

«Выучите с детьми»

Тематический праздник «Дорогие мой старики»

Цель: Привлечение и помощь родителей в организации праздника. Дать возможность проявить творчески и заинтересованность к данной теме. Воспитывать в своей семье уважение к пожилому поколению.

Консультация: «Как научиться понимать своего ребенка»

Цель: Дать углубленные знания в поведений, характере, интересах ребенка. Распространить педагогические знания среди родителей.

Выставка «Дары осени»

Цель: Родителям вместе с детьми оформить интересно осеннюю поделку используя природный материал, придумать название и стишок.

Консультация «Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Познакомить родителей с разновидностью игр сюжетно-ролевой, дать знания об ее ведении, материалах, задачах.

Пополнение сюжетно-ролевых игр в группе пособиями.

Папка – передвижка «Здоровье сберегающие технологии»

Цель: Познакомить родителей со здоровье сберегающими технологиями (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и т.д.)

В течений месяц

День добрых дел «Наши меньшие друзья»

Цель: Привлечение родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду, сплочению взрослого коллектива и детского.

Консультация «Неполная семья. Особенности воспитания…»

Цель: Формирование осознанного отношения к вопросам воспитания ребенка в неполной семье.

Консультация «Ребенок и компьютер»

Цель: распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребенка на компьютере.

Оформление выставки «Мамочка любимая»

Цель: Порадовать в День матери мамочек группы поделками, рисунками, фотографиями. Приобщить пап к работе группы, трудовому, этическому воспитанию детей.

Праздник «Для любимой мамочки»

Цель: Совместный праздник мам с детьми.

Папка-передвижка «Ребенок на дороге»

Цель: Реализация единого воспитательного подхода при обучений ребенка правилами дорожного движения в детском саду и дома.

В течений месяца

Консультация «Что подарит Дед Мороз? Как дарить новогодние подарки»

Цель: знакомство с родителей с интересными вариантами оформления и вручения новогодних подарков; обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения.

Групповое родительское собрание «Здравствуй, Новый год!»

Цель: Знакомство родителей с промежуточными результатами воспитательно-образовательной работы.

Конкурс творческих семейных работ «Ёлочная игрушка»

Цель: Привлечение родителей к работе детского сада. Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

Цель: создание атмосферы ожидания праздника в детском саду; активизация взаимодействия детского сада и родителей при подготовке к Новому году.

Индивидуальные беседы по запросам родителей

Цель: активизация педагогического потенциала семьи в решении интересующих проблем в жизни ребенка; развитие согласованности взаимодействия с ДОУ.

В течений месяца

Папка –передвижка «Как организовать выходной день с ребенком»

Цель: Поделиться опытом в воспитаний своих детей, привлечь родителей к театрализованной деятельности детей.

В течений месяца

Конкурс снежных построек на участке «Зимняя сказка»

Цель: Привлечение родителей к работе детского сада; развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

Марафон «Добрых дел мастера!»

Цель: Приобщить родителей к трудовому воспитанию детей. Развивать желание сделать как можно больше полезных дел для других.

Консультация «Что такое ЗОЖ?»

Цель: пропаганда здорового образа жизни; привлечение внимания семьи к вопросам оздоровления детей в домашних условиях.

Папка-передвижка «Искусство наказывать и прощать», «Как правильно общаться с детьми»

Цель: Продолжаем знакомить родителей с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей, разъяснения их норм нравственности.

В течении месяца

Консультация «Роль отца в воспитании ребенка»

Цель: изменение позиции отцов по отношению к вопросам воспитания; активизация воспитательных умений пап; внедрения положительного опыта семейного воспитания.

Стенгазета «Лучше папы друг друга»

Цель: демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка; формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада.

Спортивный праздник с родителями «Если хочешь быть здоров…»

Цель: Приобщать семье к здоровому образу жизни, воспитывать в совместной спортивной деятельности уважения к своему здоровью и интерес к физкультуре.

Папка-передвижка «Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр»

Цель: дать углубленные знания о математических развивающих играх, презентация воспитателем авторского перспективного плана по совместной деятельности с детьми.

В течений месяца

Конкурс рисунков «Мама, мамочка, мамуля»

Цель: демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям. Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду.

Утренник «Самые обаятельные и привлекательные»

Цель: демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада.

Родительское собрание « Воспитывать правдивость, честность»

Цель: коррекция стиля родительского отношения к детям, нужная детям сверх опека, наказания детей.

Цель: Приобщить родителей к празднованию русского традиционного праздника. Помощь в сборе соломы и изготовление масленицы.

Выставка детских работ «Весенняя капель»

Цель: привлечение внимания родителей к детскому творчеству; формирование уважительного отношения к детским работам.

Папка-передвижка «Первая любовь»

Цель: привлечение внимания родителей к интересам ребенка.

В течении месяца

Цель: продолжаем приобщать родителей к активной жизни в группе и умению совместно с детьми проводить отдых, праздники.

Консультация «Драчуны. Как исправить ситуацию»

Цель: вовлечение родителей в педагогическую деятельность; решение проблем воспитания.

Цель: пропаганда здорового образа жизни. Привлечение внимания семьи к вопросам оздоровления детей в домашних условиях.

День открытых дверей для родителей.

Цель: Познакомить родителей с ходом дел в группе, занятиями, режимными моментами. Дать возможность пронаблюдать своего ребенка в коллективе, занятиях. Воспитывать уважение к воспитателям, детскому саду, интерес к воспитательно-образовательному процессу.

Папка-передвижка «Индивидуальные особенности детей»

Цель: познакомить родителей со значением периода детства и развитии личности; научить родителей видеть основные закономерности развития ребенка.

В течение месяца

Выпуск газеты «День Победы»

Цель: демонстрация уважительного и патриотического воспитания детей к ВОВ и ее участникам. Помощь родителей в сборе фотографии и информации об участниках ВОВ.

Консультация «Ребенок на дороге»

Цель: реализация единого воспитательного подхода при обучений ребенка правилам дорожного движения в детском саду и дома.

Родительское собрание «Итоги воспитательно-образовательной работы за учебный год»

Цель: дать информацию об успехах детей на конец учебного года, началу следующего года. Дать возможность обдумать и предложить новые виды деятельности на следующий год.

Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями.

Цель: привлечение родителей к подготовке группы. Участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка.

Папка-передвижка «Опасности, подстерегающие вас летом»

Цель: довести до сведения родителей о важности безопасного поведения у дошкольников в быту и на природе в летнее время.

О важности распорядка дня в жизни дошкольника


Автор: Ольга Пильберт
специально для журнала «LadiesMagazine.ru»

Многие родители считают, что в жизни ребёнка стабильность и регулярность не обязательны. Достаточно покормить его три-четыре раза в день – и всё. А остальное время он может играть, гулять (естественно, не сам, а со взрослым), смотреть мультики то количество времени, которое определяется фразой «пока не надоест». Однако в жизни ребёнка (особенно с двух до шести лет), чтобы он был здоровым, уравновешенным, развитым согласно своему возрасту, обязан присутствовать определённый распорядок.

Вы не замечали, как многие папы и мамы мучаются с детьми, когда отдают их в детский сад: дети становятся капризными, тяжело просыпаются, вредничают по поводу выбора одежды и еды и очень быстро устают. Всё это неспроста: дело не в самом садике, а в том, что, как правило, до него, дома, родители не придерживались распорядка дня для своего малыша.

Порой мамы забывают, что маленьким детям нужно своевременно ложиться спать. Кто-то сам сидит у телевизора или компьютера до полуночи, и, как результат, до полуночи не спит и ребёнок. Кто-то ходит в гости или принимает их у себя дома поздними вечерами, а малыш уже трёт глазки. Кто-то разыгрался на ночь с ребёнком так, что даже при желании уложить малыша в 21.00 не может этого сделать и «укладывает» на протяжении двух-трёх часов.

Многие мамы (особенно не работающие) отвечают: «И хорошо, что он ложится поздно: зато с утра я могу спокойно поспать». Таким детям особенно сложен период адаптации в садике, ведь их режим кардинально меняется. Если не соблюдать его с раннего возраста, то месяц до садика уже не поможет. В то время, когда малыш раньше ещё спал, ему приходится уже бодрствовать. Ему очень тяжело из совы стать жаворонком, поэтому он капризничает, плохо и мало кушает, невнимателен на занятиях в садике и не рад утренней прогулке. Вспомните себя на парах в студенческом возрасте, когда гуляли до полуночи, а потом шли на пары – легко вам было усваивать материал?! Так и ребёнку, только в несколько раз тяжелее: ведь это маленький растущий организм, и любое времяпрепровождение для него – это постижение нового.

К периоду 2,5 – 3-х лет ваш ребёнок уже должен не только уметь самостоятельно кушать и ходить в туалет, но и, например, быть усидчивым (да-да, приходится медленно учить его умению усидеть на месте, хотя бы минут 15-20). А это достигается ежедневными занятиями с малышом, которые позволяют его учить, развивать и воспитывать и которые для него интересны и познавательны.

Не ленитесь, просыпайтесь пораньше (не в шесть, конечно, но и не в десять), делайте вместе с сыном или дочкой зарядку – вы развиваете и оздоравливаете и детский организм и свой. В идеале по утрам приучать ребенка и к закаливающим процедурам. Не забывайте чистить зубки: они хоть и молочные, но тоже подвержены кариесу – формируйте тенденцию к здоровым зубам ещё с детства.

После завтрака не отправляйте его смотреть мультики, лучше поиграйте с ним или, учитывая все ваши домашние хлопоты, приобщите его к помощи по хозяйству. Ребёнок 3-4-х лет уже с огромным удовольствием будет помогать вам мыть посуду, протирать пыль (ну, приподнимите его повыше, а он протрет), стирать (хоть и свой единственный платочек), мыть полы или даже готовить тесто для пирожков на обед. Ну и что, что вам, скорее всего, придётся тихонечко, незаметно (чтоб не обидеть малыша и не преуменьшить его вклад в проделанную работу) перемыть посуду и перестирать платочек – важно то, что он счастлив от того, что смог поучаствовать в увлекательном для него занятии и помочь маме. Однако не забывайте, что в этом возрасте дети быстро устают – ограничьте игры или помощь получасом (и не забывайте делать перерывы).

После этого, перед обедом, отправьтесь на прогулку (не на 15-20 минут, а хотя бы на полтора часа). Свежий воздух и движение формируют у ребенка хорошее настроение и самочувствие. Если ваш малыш обычно плохо кушает, он как раз успеет «нагулять» аппетит. Вернувшись домой, просто пообщайтесь с ним минут двадцать, и можно приниматься за еду.

Скорее всего, после длительной прогулки на свежем воздуха и обеда, ребёнок сам начнет подрёмывать, но даже если сна нет «ни в одном глазу», дневной сон просто необходим малышу. Если он не заснёт сам, почитайте ему книжку, когда он уже лежит в кроватке, или просто подержите за руку и расскажите сказку. В среднем ребенок должен поспать 2-2,5 часа; чем старше, тем меньше.

После лёгкого полдника (это могут быть фрукты, йогурт или творожки), пока ребёнок отходит от дневного сна, поиграйте с ним во что-то спокойное (хорошо подойдут игры на развитие мелкой моторики рук, например). После этого обязательно отправляйтесь на прогулку; после обеда достаточно побыть на свежем воздухе час.

Правильный режим дня

Режим дня – это организация и целесообразное распределение временных ресурсов человека, своеобразный жизненный график. Правильный распорядок дня – организация личного времени человека для наиболее оптимального использования его трудового потенциала. Для чего нужен режим дня? Каковы его основные составляющие?

Режим дня: его основные составляющие

Режим дня – основа нормальной жизнедеятельности организма. Именно правильное чередование труда и отдыха, различных видов деятельности позволяет организму полностью восстановить силы в физическом и психологическом плане. Правильный режим дня позволяет грамотно распределить временные ресурсы на отдых, труд, питание, саморазвитие, уход за собой.

Существуют внешние и внутренние факторы, способствующие выработке определенного режима дня человека.

Основным внутренним фактором, способствующим выработке определенного поведения человека, являются биоритмы.

Биоритмы – фундаментальные процессы живой природы, закономерная активность организма, его систем, осуществляемая с определенной периодичностью. Биологические ритмы зафиксированы на всех уровнях живой материи: от простейших биологических реакций, происходящих в каждый момент времени в клетке, до сложных поведенческих реакций человека. Все физиологические процессы, протекающие в организме, согласованы с общим ходом времени. Основным фактором, регулирующим биоритмы всего живого, является Солнце. Значение биоритмов для человека было доказано физиологом И.П. Павловым, который утверждал, что нет ничего более значимого для живого организма, чем ритмичность и периодичность физиологических изменений, протекающих в организме. Биологические ритмы во многом определяют режим дня человека. Именно от биоритмов зависит работоспособность человека, способность к усвоению информации, обучению.

Построение режима дня, противоречащего естественным биоритмам человека, приведет к повышенной утомляемости, психологическому стрессу, длительному периоду нетрудоспособности.

Внешним фактором, определяющим режим дня человека, является его участие в жизни социума: обучение и посещение учебных заведений (детские сады, школы, высшие учебные заведения), труд на предприятии, что способствует выработке более или менее постоянного распорядка дня.

Обязательными составляющими режима дня должны быть:

  • Труд – физиологическая потребность человека, основное условие его существования в социуме, целесообразная, сознательная деятельность индивида, направленная на удовлетворение потребностей его самого и общества;
  • Отдых – необходимая составляющая режима дня, способ проведения времени, целью которого является восстановление физических сил и стабилизация психоэмоционального состояния для достижения нормального уровня работоспособности;
  • Приемы пищи – достаточный интервал времени в период трудовой занятости, отдыха для полноценного приема пищи;
  • Личная гигиена – период времени для проведения процедур для сохранения и укрепления здоровья;
  • Время на саморазвитие и совершенствование – период для прочих видов активности (чтение, посещение театра, общение с людьми).

Режим дня ребенка: как правильно организовать день для ребенка

Почему важно приучить ребенка к правильному режиму дня? Дети легко привыкают к новому распорядку дня в силу того, что в их сознании еще не выработался четкий динамический стереотип – форма деятельности мозга человека, проявлением которой является фиксированный порядок осуществляемых действий. Нарушение динамических стереотипов ведет к напряжению нервных элементов коры головного мозга, выходящему за пределы их функциональных возможностей, результатом чего является нарушение высшей нервной деятельности и развитие невротических состояний.

Режим дня ребенка несколько отличается от распорядка дня взрослого человека. Режим дня для детей является основой воспитания, приучения ребенка к ответственному использованию временных ресурсов, самодисциплины, выработки характера и силы воли.

В первые 3 года жизни ребенка работоспособность его нервной системы постоянно изменяется, что обусловливает смену режима дня ребенка в различные периоды его жизни. При несоблюдении режима дня для ребенка могут возникнуть следующие последствия:

  • Плаксивость, раздражительность ребенка;
  • Нестабильность психоэмоционального состояния;
  • Отклонения в развитии;
  • Трудности с приучением ребенка к распорядку детского сада, школы.

Каждый период в жизни ребенка должен быть правильно организован с точки зрения чередования активности и отдыха. Продолжительное бодрствование и сокращение продолжительности сна могут негативно сказываться на деятельности нервной системы ребенка, результатом чего станет нарушение его поведения. Не существует единого правильного режима дня, который бы подошел каждому ребенку. Однако существует ряд правил, придерживаясь которых родители смогут правильно организовать такой режим дня ребенка, который будет способствовать его полноценному физическому и психическому развитию.

Правила режима дня ребенка:

  • Соблюдение точного времени подъема и отхода ко сну, что способствует выработке рефлекса;
  • Соблюдение интервалов между приемами пищи (время приема пищи полностью зависит от периодов сна и бодрствования ребенка). Однако режим дня выстраивается так, чтобы после кормления ребенок бодрствовал, а затем спал, что способствует поддержанию оптимального состояния ребенка на любом этапе развития;
  • Бодрствование ребенка должно включать в себя развивающие игры, пребывание на свежем воздухе, общение со сверстниками. Не стоит забывать о «свободном времени» для ребенка, когда он не занят другой деятельностью и может заняться тем, что ему интересно самому.

Понятие правильного режима дня для каждого человека

Не существует единственно правильного режима дня, подходящего каждому человеку. Любой режим дня, как для ребенка, так и для взрослого человека, носит лишь рекомендационный характер. Правильный распорядок дня позволяет наиболее эффективно использовать энергетические ресурсы человека. При составлении распорядка дня необходимо учитывать биоритмы, периоды максимальной работоспособности человека.

Так, правильный режим дня способствует:

  • Поддержанию здорового функционирования организма;
  • Нормализации психоэмоционального состояния;
  • Гармоничному развитию личности;
  • Воспитанию пунктуальности;
  • Высокой самодисциплине и организованности, как в труде, так и в период отдыха;
  • Значительному снижению утомляемости;
  • Повышению эффективности труда.

Анализ своего режима дня поможет определить причины высокой утомляемости, низкой продуктивности, рассеянности внимания, частых депрессивных состояний. Не стоит придерживаться стереотипного режима дня, если он противоречит биологическим ритмам человека.

Основа правильного распорядка дня:

  • Нормальная продолжительность сна;
  • Соблюдение времени отхода ко сну и ежедневного пробуждения;
  • Соблюдение графика приема пищи.

Видео с YouTube по теме статьи:

Распорядок дня малыша

Нашла этот текст в инете и думаю а надо ли приучать ребенка к режиму?
Распорядок дня очень важен для ребенка. Он должен учитывать особенности и потребности развивающегося организма, и, кроме того, быть удобным и для родителей, прежде всего для мамы, которая уделяет малышу времени и сил больше всех. Продумывать и составлять оптимальный распорядок дня нужно очень тщательно.

Когда соблюдается определенный распорядок дня, малыш привыкает к последовательности мероприятий, к порядку. Такая систематизация в значительной степени облегчает жизнь всем домашним.

Соблюдая режим дня, вы предотвратите появление различных заболеваний у ребенка, малыш будет лучше развиваться. Кроме того, распорядок дня имеет огромное воспитательное значение. Еще с детства в ребенке закладываются такие качества, как организованность и дисциплинированность. Первый распорядок дня для ребенка составляется его мамой, а когда ребенок подрастет, он, сначала с помощью родителей, а потом и самостоятельно, будет составлять свой режим дня. В первый год жизни малыша за основу распорядка берут кормления. Кроме этого, нужно учитывать время сна (дневного и ночного), прогулок и гигиенических мероприятий.

Распорядок дня ребенка на первые 3 месяца

6.00 – кормление. После первого кормления малыш спит.

8.30 – утренний туалет. Затем наступает период бодрствования и общения с малышом. В это время можно провести гимнастику и массажные процедуры.

9.00 – кормление, после которого малыша можно уложить спать.

12.00 – кормление. Малыш после него бодрствует. Общение с малышом.

15.00 – кормление. После этого кормления с малышом можно немного поиграть.

15.45 – дневной сон. Если позволяет погода, можно сочетать сон с прогулкой.

18.00 – кормление, общение, затем сон.

20.30 – купание с последующими гигиеническими процедурами.

21.30 – кормление, сон.

В первые месяцы жизни малыши едят еще 1 раз – ночью. Время этого кормления нельзя установить точно. Ребенок сам проснется и попросит есть. (Обычно это бывает около 1.00 или 2.00 ночи.) Постепенно ребенок уже не будет просыпаться по ночам для кормления.

Конечно, в распорядок дня ребенка нужно будет постоянно вносить те или иные коррективы, ведь по мере взросления малыша будет меняться и режим его дня. Сократится количество кормлений, уменьшится и продолжительность сна, а время бодрствования увеличится. Все больше времени малыш начнет проводить в общении с взрослыми.

Распорядок дня ребенка 4-7 месяцев

6.00 – кормление. Перед кормлением нужно провести утренний туалет. После кормления – бодрствование.

8.00 – утренний туалет. Общение с малышом. Гимнастика и общий массаж.

10.00 -=кормление, сон.

14.00 – кормление. Общение с малышом.

15.45 – сон (при хорошей погоде можно совместить сон с пребыванием на свежем воздухе).

18.00 – кормление. Период общения с малышом и бодрствования. Гимнастика.

20.00 – общение с малышом, сон. .

20.30 – купание, гигиенические процедуры.

22.00 – кормление. Подготовка ко сну.

На этом этапе развития ребенка сокращаются количество кормлений и продолжительность сна малыша. Ребенок больше времени проводит в общении с родителями.

Распорядок дня ребенка 8-12 месяцев жизни

6.00 – кормление. Перед кормлением можно провести утренний туалет. После кормления – сон.

8.00 – утренний туалет, общение, прогулка.

9.00 – гимнастические упражнения и массаж.

10.00 – кормление, сон.

12.00 – общение, игры.

14.00 – кормление. Общение с малышом.

15.45 – сон. При хорошей погоде можно совместить сон с прогулкой.

18.00 – кормление, гимнастика и затем сон.

20.30 – купание, гигиенические процедуры.

22.00 – кормление, сон.

В этом возрасте родителям следует уделять больше времени развивающим играм с малышом, гимнастике, массажу, закаливающим процедурам и прогулкам.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: