Важность распорядка дня в жизни ребенка

Важность распорядка дня в жизни ребенка

Воспитание ребенка

Четкий режим дисциплинирует, придает уверенности и формирует здоровые привычки малыша

Важность распорядка дня в жизни ребенка

Детей пугает всё неизвестное – будь то новое блюдо или большие перемены в жизни (например, переезд в другой город или рождение брата или сестры). Перемены дают новые возможности, но у ребенка они вызывают сильный стресс. Распорядок придает жизни ребенка комфорт и стабильность.

Как правило, распорядок дня ребенка включает в себя:

  • время, когда ребенок просыпается;
  • время, когда он купается, принимает пищу и ложится спать;
  • выполнение обязанностей по дому;
  • время для игр и отдыха с семьей.

Если вы устанавливаете для ребенка распорядок, вы даете ему понять, что действительно важно для вашей семьи. Не существует единых правил по поводу того, как организовать день ребенка, главное – установить порядок, единый для всех членов семьи.

Рассмотрим десять главных причин, почему распорядок дня важен для ребенка.

Причина № 1. Распорядок дня помогает выработать жизненный ритм

Стабильный распорядок дня настраивает «биологические часы» ребенка, благодаря чему:

  • малыш лучше спит ночью;
  • формируются привычки здорового питания;
  • нормализуется пищеварение;
  • появляется достаточно времени для физической активности;
  • ребенок успокаивается, когда приходит время для отдыха.

Всегда следуя четкому распорядку, ребенка не нужно уговаривать лечь в кровать, когда приходит время спать. Он легко успокаивается и засыпает.

Причина № 2. Распорядок дня помогает в укреплении связи с семьей

Когда ребенок знает, чего ожидать и видит, как все члены семьи придерживаются распорядка, он понимает, что это важно. Так он принимает ценности и интересы семьи.

Например, он понимает, что семейный завтрак по воскресеньям – это важно. Даже если ребенок еще маленький, он ощущает ценность семейных традиций, которые укрепляют связь между членами семьи.

Причина № 3. Малыш понимает, чего от него ожидают

Вместо того, чтобы каждый вечер заставлять ребенка собирать игрушки или идти купаться, объясните ему распорядок дня. Так он усвоит, что приближается время для купания и уборки игрушек и будет готов к этому. Дети легко подстраиваются под ожидания родителей, если их не принуждать. Поэтому задача родителей – помочь малышу привыкнуть к распорядку, а не указывать, что ему следует и что не следует делать.

Причина №4. Распорядок дня создает спокойную атмосферу в семье

Поскольку ребенок и остальные члены семьи знают, чего ожидать, уровень их стресса и беспокойства снижаются. Ребенок знает, что будет происходить дальше. Поэтому он чувствует себя ценным – ведь родители приобщают его к семейному распорядку, а не заставляют что-то делать.

Причина № 5. Распорядок дня придает уверенности и развивает самостоятельность

Имея четкий распорядок дня, ребенок привыкает к тому, когда ему пора чистить зубы, а когда – ложиться спать. Он гордится тем, что родители приобщают его к семейному распорядку, и делает все самостоятельно.

Когда малышу не указывают, что он должен делать, он ответственно относится к соблюдению распорядка. Чувствуя себя уверенно, ребенок не сопротивляется и не бунтует.

Причина №6. Распорядок дня формирует у ребенка здоровые привычки

Дети, которые придерживаются распорядка дня, лучше управляют своим временем. Взрослея, они сохраняют свою дисциплинированность, привычки здорового питания и гигиены. Они также регулярно убирают в доме и уделяют время обучению.

Причина № 7. Распорядок дня помогает родителям понять важные моменты

Запланированные семейные дела, будь то оплата коммунальных услуг или покупки, помогают вам сохранять связь с семьей. В условиях постоянной занятости распорядок помогает вам эффективнее справляться с делами и проводить больше времени с семьей.

Причина № 8. Распорядок позволяет ребенку предвкушать приятные события

Если ребенок придерживается распорядка, он заранее предвкушает приятные события – например, прогулку в парке в пятницу или поход в игровую комнату в воскресенье. Если на протяжении недели запланировано несколько таких событий, ребенок чувствует, что родители его любят.

Причина № 9. Распорядок помогает устанавливать семейные традиции

Когда вы устанавливаете распорядок дня для себя и ребенка, вы можете придумать определенные семейные традиции (например, читать ребенку на ночь). Они ежедневно укрепляют вашу связь с ребенком. Вместо того чтобы просто выполнять дела по списку, вы качественно проводите время друг с другом.

Причина № 10. Распорядок дает опору в трудные времена

Перемены и стрессы отрицательно сказываются на жизни ребенка. Такие ситуации, как развод родителей, переход в другую школу, рождение брата или сестры лишают ребенка уверенности. Когда у ребенка есть четкий распорядок дня, это вносит ясность в его жизнь. Благодаря семейным ужинам и прогулкам ребенок успокаивается и чувствует себя любимым.

Распорядок дня должен быть гибким

Хотя создание и поддержание распорядка имеет множество преимуществ, важно при этом сохранять гибкость. Спонтанность и творчество необходимы всем детям. Например, можно отложить мытье посуды, если во дворе происходит что-то интересное.

Оставайтесь внимательными к потребностям детей и других членов вашей семьи. Если распорядок дня слишком строгий, ребенок будет чувствовать себя ограниченным в действиях, а это не входит в ваши планы.

Как приучить ребенка к распорядку

Психологи утверждают, что приучать ребенка к распорядку следует уже с первых дней жизни. Однако если вы не начали этого делать с раннего возраста – ничего страшного. Сделать это никогда не поздно, но чем раньше вы начнете, тем лучше.

  • Шаг 1. Установите время для самых важных дел: приема пищи, сна и прочих. Следует начать именно с этого, потому что ребенку важно выработать привычки здорового сна и питания. Если вы не придерживаетесь постоянного распорядка дня, переходите к нему постепенно. После того, как ребенок начал спать и принимать пищу в определенное время, установите время для купания и других ежедневных дел.
  • Шаг 2. Проявляйте спокойствие. Поначалу ребенку будет сложно придерживаться распорядка, но со временем он привыкнет. Не расстраивайтесь и не теряйте терпения: чтобы начать придерживаться распорядка, ребенку нужно немного времени.
  • Шаг 3. Продумайте занятия, которые помогут ребенку привыкнуть к распорядку. Например, вы можете каждый день по 10 минут перед сном читать ребенку сказки. Это поможет ему подготовиться ко сну.
  • Шаг 4. Сделайте распорядок постоянным, но гибким. Чтобы ребенок выработал новые здоровые привычки, его распорядок должен стать постоянным. В то же время позаботьтесь о том, чтобы он был гибким, особенно в праздничные дни. Настроение ребенка зависит не только от времени, когда он спит или принимает пищу, поэтому обеспечьте ему гибкий распорядок дня.
  • Шаг 5. Продумайте в распорядке события, которые будут особенно приятны для ребенка. Продумайте занятия, которые малыш будет ждать с нетерпением, например, поездка к бабушке или совместная прогулка с собакой.
  • Шаг 6. При необходимости вносите в распорядок коррективы. Со временем вы можете заметить, что не всё в распорядке работает. Распорядок призван укрепить семейные связи, а не усложнять жизнь. Убедитесь в том, что ваш план формирует у членов семьи здоровые привычки и позитивное настроение.

Значение режима дня в воспитании детей

Ирина Тетюшина
Значение режима дня в воспитании детей

Режим ДНЯ – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим, укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Любая деятельность – это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлекторно, Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит К утомлению.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, по этому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те. которые ведают данной деятельностью.

Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни.

Фундамент здоровья ребенка закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.

Организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития.

Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с различной интенсивностью, созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных. Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима ДНЯ является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обусловливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении.

Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное сочетание различных видов деятельности и отдыха В процессе бодрствования:

определенную продолжительность занятий, труда и

рациональное сочетание их с отдыхом;

достаточное пребывание на свежем воздухе.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированиювнутренних органов и физиологических систем организма. обеспечивает уравновешанное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость К воздействию отрицательных факторов. Дети, которые привыкли к установленному распорядку ДНЯ, соответствующего их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудиться, общительностъю, уравновешенным поведением. Они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и являетсяется показателем здоровья и правильного развития ребенка.

Известно, какое значение имеет режим дня в воспитании ребенка. Действительно, режим, который отвечает биологическим и социальным потребностям ребенка всегда четко:и правильно выполняется, способствует регулированию самих потребностей, Так правильно организованная трудовая и учебная деятельность, включающая разнообразные посильные нагрузки в рациональном сочетании с отдыхом, не только обеспечивает сохранение устойчивой работоспособности и высокую продуктивность занятий, но и воспитывает у детей привычку и потребность трудиться, усидчивость, стремление к занятиям, любознательность.

Регулярность питания благоприятствует хорошему аппетиту, так как у ребенка через определенные промежутки времени появляется потребность в пище, а это способствует полноценному усвоению всех ее компонентов.

Правильность выполнения режима, его оздоровительное и воспитательное

влияние на детей во многом зависит от постоянного контакта педагогов с медицинскими работниками дошкольного учреждения и родителями. Контакт этот должен быть обязательно двусторонним. К старшему дошкольному возрасту навыки у детей становятся более прочными, чтo позволяет освободить больше времени ДЛЯ игры, развития движений, творческой деятельности, Воспитание старших дошкольников опирается на осознанное отношение ребенка к совершаемым действиям, умение в определенной мере контролировать свое поведение, оценивать свои поступки и поступки сверстников. Вся эта возрастная динамика развития ребенка положена в основу примерных режимов дня для разных возрастных групп.

Беседа с родителями «О соблюдении режима дня в детском саду и дома» В структуру режима дня входят следующие компоненты: • бытовые процессы (одевание, раздевание, сон, еда, умывание); • занятия с детьми; •.

Информационные стенды для родителей и их значение в воспитании детей Роль наглядной информации в сотрудничестве ДОУ с семьей. Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные.

Консультация для родителей «Значение режима дня для дошкольника» Режим дня – это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную организацию.

Конспект родительского собрания «Значение режима дня для здоровья и правильного развития ребенка» Доклад: «Значение режима дня для здоровья и правильного развития ребенка» 1. Понятие и значение режима дня. Его особенности в разных возрастных.

Значение музыки в воспитании и оздоровлении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальная школа – детский.

Консультация для воспитателей «Значение режима дня в жизни дошкольника» Режим дня имеет большое значение для здоровья и физического развития детей. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий – то,.

Значение общения с природой в воспитании детей Ничто так благотворно не влияет на психику ребёнка, как природа. Именно в ней дети черпают образы красоты, покоя, величия. А нашим детям.

Значение речевого развития в обучении и воспитании детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Значение режима дня в развитии ребенка. Требования к режиму дня в разных возрастных группах. Физиологическая основа режима. 1. Режим жизни детей, его значение во всестороннем развитии ребенка. Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве, поэтому.

Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей Слайд 1. Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей. Слайд 2. «Подлинную историю своего народа нельзя знать,.

Важность распорядка дня в жизни ребенка

Все родители хотят, чтобы дети в семье чувствовали себя спокойно, уверенно и максимально комфортно. Для этого существуют определенные правила, одно из которых – распорядок дня, включающий в себя наиболее важные моменты жизни ребенка. Каким он должен быть?

Во-первых, режим дня не должен быть длинным перечнем всего того, чем ребенок занимается с утра до вечера. Достаточно определить время для основных видов его деятельности. Например, в таком порядке:

  • Подъем.
  • Умывание.
  • Завтрак.
  • Детский сад или школа (в выходные дни должно быть установлено время обеда).
  • Прогулка.
  • Игры дома (для дошкольника) или выполнение домашних заданий ( для школьника).
  • Помощь взрослым по дому.
  • Купание, подготовка ко сну.
  • Сон.

Во-вторых, детский распорядок дня должен гармонично дополнять общесемейные правила, а не противоречить им. Если, например, в выходные дни вся семья обычно отправляется в кино, парк или в гости, то не стоит планировать на это время совместную уборку или подготовку домашних заданий. Распорядок создается не для галочки, а для выработки у ребенка определенного жизненного ритма.

Почему распорядок дня важен для ребенка?

1. Правильный жизненный ритм

С первых дней жизни для малыша важна настройка биологических часов. Привыкая засыпать и просыпаться, есть, играть и гулять в одно и то же время, ребенок растет здоровым, у него хватает сил для физической активности и достаточно времени на отдых. Кроме того, эти полезные детские привычки помогут и родителям: им не придется тратить время, чтобы уговорить малыша поесть – нагулявшись, он с удовольствием пообедает. А вечером, поужинав и наигравшись, он быстро заснет, высвобождая для мамы пару часов для домашних дел, и не будет просыпаться по ночам, требуя внимания.

2. Укрепление семейных связей

Сделав распорядок дня ребенка частью общих правил, взрослые прививают ему интерес к совместным действиям и уважение к семейным традициям. Видя, что родители живут по определенному распорядку, малыш начинает подражать им – недаром детские психологи уделяют огромное внимание воспитанию личным примером. Если в семье существует правило коллективно готовить что-то вкусненькое к воскресному обеду, то ребенок с радостью включится в общее занятие. А если мама каждый вечер перед сном читает малышу сказку, он чувствует, что его любят. Так малыш с ранних лет приобщается к семейным традициям и учится понимать их ценность.

3. Приучение к дисциплине

Если объяснить ребенку распорядок дня, его не нужно будет заставлять собирать игрушки после игр или подолгу засиживаться за столом, ковыряясь в тарелке. Он будет знать, что подошло время купаться или идти гулять, и сам сделает всё так, как нужно, без принуждения со стороны взрослых. Это не только приучит малыша к дисциплине, но и избавит его от отрицательных эмоций и стресса.

4. Развитие самостоятельности и ответственности

Привыкнув к четкому распорядку, малыш будет точно знать, что именно и в какое время ему делать. Проснувшись, он сначала пойдет в ванную комнату и затем придет завтракать, а не схватится за игрушки или книжки. Детям очень хочется, чтобы их считали взрослыми, поэтому они с удовольствием проявляют самостоятельность. Не забывайте хвалить малыша за самостоятельные действия. Например, если после обеда следует прогулка, и малыш, выйдя из-за стола, пошел одеваться, похвалите его: «Собрался на прогулку? Молодец! Ты у нас уже совсем большой, сам знаешь, что нужно делать!» Такое внимание и одобрение со стороны взрослых очень вдохновляет детей, помогает формировать ответственности.

5. Формирование здоровых привычек

Сформированные в детстве привычки помогают рационально использовать время: ребенок многое успевает, хотя никуда не спешит. При этом он всегда настроен позитивно, так как не нервничает и не суетится. В дальнейшем эти привычки, перенесенные во взрослую жизнь, становятся основой его успехов в личной жизни и профессиональной карьере: человек, живущий по распорядку, находит время и для активной работы, и для интересного досуга в семейном кругу.

6. Предвкушение приятных событий

Распорядок дня – это не просто сухой перечень обязательных ежедневных действий. Это гибкие правила, в которых должны присутствовать и какие-то приятные события: поход в кино или на концерт, прогулка в парке развлечений. Зная о том, что на выходные запланировано что-то интересное, ребенок будет заранее настроен на позитив. Однако родители должны непременно выполнить данный пункт, чтобы избежать конфликта и справедливого детского протеста.

7. Соблюдение распорядка дня – опора при стрессах

Каждая перемена в жизни ребенка – стресс для его психики. Будь то появление в семье младшего брата или сестры, переход из садика в школу, переезд на новую квартиру – всё это выбивает его из колеи, вызывает растерянность и вселяет неуверенность в себе. Соблюдение распорядка дня помогает ему быстрее справиться со стрессом и вернуться в привычное русло, а устоявшиеся семейные правила, традиционные сказки на ночь и запланированные развлечения успокаивают ребенка.

ЗНАЧЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА

Режим дня имеет большое значение для здоровья и физического развития детей. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий – то, что И.П. Павлов называл внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Что же такое режим дня? Режим дня – это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение ребенка в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Нарушение же режима отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности.

Почему же необходимо четкое соблюдение режима дня, особенно в дошкольном возрасте? Воспитание здорового ребенка, всестороннее развитие его психических и физических качеств в

соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями неразрывно связано с разработкой рационального режима дня и гигиенической регламентацией различных сторон жизнедеятельности дошкольника. Деятельность является основным фактором развития растущего организма ребенка.

Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим принципам.
Эти принципы обоснованы законами высшей нервной деятельности человека, анатомо-физиологическими особенностями и психологическими возможностями растущего организма.

Приучать детей выполнять режим дня необходимо с раннего возраста, когда легче всего вырабатывается привычка к организованности и порядку, к систематическому труду и правильному отдыху с максимальным проведением его на свежем воздухе. Делать это необходимо постепенно, последовательно и ежедневно. У детей еще относительно слабы процессы внутреннего торможения и мала подвижность нервных процессов.

Физиологические особенности дошкольника определяют один из гигиенических принципов построения правильного режима дня – строгое его соблюдение, недопустимость частых изменений, а также постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания.

Содержание режима и суммарная продолжительность всех режимных моментов (суточный бюджет времени) определяются вторым гигиеническим принципом: все виды деятельности и отдыха должны учитывать возрастные особенности организма. Характер и длительность различных видов деятельности должны соответствовать функциональным возможностям детского организма. Отдых должен обеспечивать полное восстановление всех физиологических систем организма.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

Немаловажным для дошкольника является режим дня в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ). Режим дня в ДОУ – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение 12-часового пребывания в детском саду. Основным принципом построения режима в ДОУ является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

Режим может быть скорректирован с учетом работы конкретного ДОУ (контингента детей, климата в регионе, наличия бассейна, времени года, длительности светового дня и т. п.).

При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер, темп деятельности и т. д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим ДОУ, тем комфортнее он себя чувствует тем лучше его настроение и выше активность.

Основными компонентами режима в ДОУ являются: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулка), непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена. Содержание и длительность каждого из компонентов, а также роль их в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые характерные черты и особенности.

Режим дня считается правильным, если обеспечивает достаточное время для выполнения всех необходимых элементов жизнедеятельности и высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования, предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма

Режим дня, его значение в воспитании детей

Режим дня – это рациональная организация различных видов деятельности, в четкой последовательности в течение дня. Имеет большое значение для физического развития детей и сохранения их здоровья.

Понятие режима дня

Режим дня представляет собой размеренный и последовательный распорядок действий на весь день.

Для воспитания и развития гармоничной личности большое значение имеют условия жизни ребенка, а именно рациональный распорядок дня. При составлении режима дня для ребенка дошкольного возраста в первую очередь необходимо учитывать возраст ребенка, его потребности в питании, сне, игровой и образовательной деятельности и т.д. Если режим дня в рамках семьи предусматривает только лишь последовательный распорядок режимных моментов в течение дня, то в рамках ДОУ, воспитатели этим не ограничиваются. Каждый режимный момент имеет определенное содержание и цель. Режим дня в ДОУ направлен на оздоровление и формирование личности ребенка и ее характеристик, таких как аккуратность, самостоятельность, ответственность и т.д.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Значение режима дня заключается в том, что его правильное и точное соблюдение способствует нормальному функционированию организма ребенка, обеспечивает продуктивность деятельности, формирует адаптивность и устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

Физиологические основы режима дня состоят правильной закономерности и периодичности жизненных процессов.

Ребенок, у которого устоявшийся режим дня с самого рождения более спокоен, легче засыпает и просыпается, бодр и весел в течение дня. Каждый режимный момент с течением времени превращается в ритуал. Как известно дети, особенно младшего дошкольного возраста и новорожденные, тяжело переносят изменения в своем жизненном укладе. Именно поэтому для них так важен режим дня. Дети уже знают, что за одним режимным моментом последует другой, у них формируется нужный настрой, в связи с чем, они спокойны и уравновешены, в отличие от детей, у которых нет режима дня, и они живут по принципу своих сиюминутных потребностей.

Таким образом, правильно организованный режим дня, способствует оптимальной возбудимости ЦНС, благоприятно сказывается на ее работоспособности и эмоциональном настрое ребенка.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Значение каждого режимного процесса в воспитании детей

В воспитании ребенка большое значение имеет правильно организованный режим дня, а именно оптимальная и органичная последовательность режимных моментов.

Значение режимных моментов в воспитании ребенка:

Основная цель утренней гимнастики – это «разбудить» организм ребенка, дать ему заряд бодрости, настроить на рабочий лад. Гимнастика положительно влияет на мышечную систему, активизирует деятельность систем организма и работу внутренних органов. При ежедневном проведении гимнастики у детей формируется привычка и потребность в физических упражнениях по утрам. То есть утренняя гимнастика имеет большое значение для физического воспитания детей.

Во время сна ребенок имеет возможность восстановить не только свои физические силы, но отдохнуть нервной системе, успокоиться. Дневной сон обеспечивает ребенку активность во второй половине дня. С возрастом потребность в дневном сне у детей проходит, они способны обойтись без него. Однако необходимо правильно организовать ночной сон, а именно отход на сон, его продолжительность, спальное место ребенка, пробуждение.

Одним из важных режимных элементов является закаливание. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма внешним воздействиям. Закаливание ребенка необходимо начинать с рождения, использую мягкие методы (воздушные ванные, обливание во время купания ножек прохладной водичкой и т.д.). Закаливание можно проводить как самостоятельный режимный момент (обливание водой, специально организованные воздушные ванны и т.д.), а можно в рамках иного режимного момента (например, во время дневного сна дети спят при открытых окнах, без сквозняков).

Обязательным элементом режима дня является питание ребенка, которое состоит из нескольких приемов пищи через установленные промежутки времени и в установленном количестве. Строгое соблюдение приема пищи способствует ее усвояемости и формированию здорового аппетита у ребенка.

Способствует укреплению здоровья ребенка, так как прогулка на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, повышает аппетит, а также способствует закаливанию организма ребенка. Кроме того, на прогулке ребенок может максимально удовлетворить свои потребности в движении, общении со сверстниками во время совместных игр, исследовательской деятельности и т.д.

НОД является одной из основных форм образовательной деятельности детей, способствуют всестороннему развитию детей, удовлетворяет их потребности в новых знаниях, развивают познавательные способности. Правильно организованный процесс обучения способствует нормальному психическому и физическому развитию ребенка. Так же от НОД и того как она организована во многом зависит общий уровень развития детей.

Игра ребенка, является ведущей формой деятельности в дошкольном детстве. Помимо воспитательного и образовательного значения, игра, в первую очередь подвижная, представляет собой и важное средство укрепления здоровья.

Правила выполнения режимных процессов

Правила выполнения режима следующие:

  1. Обращаться к каждому ребенку индивидуально по имени.
  2. В случае необходимости замечание ребенку делается вне присутствия других детей, наедине.
  3. Взрослый не должен употреблять повелительную форму при обращении к детям.
  4. При общении с детьми речь взрослого должна быть спокойна, эмоционально окрашена, не громкая и неторопливая.
  5. Нельзя, чтобы дети долго находились без движения.
  6. Мебель и оборудование групповой комнаты должны соответствовать возрасту детей.
  7. При составлении режима дня необходимо учитывать дни недели и время года.
  8. Педагоги должна применять единые воспитательные требования ко всем детям.
  9. В процессе воспитания к каждому ребенку необходим индивидуальный подход.
  10. Воспитательный процесс строится по принципу постепенности.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Значение режима дня в жизни дошкольника

Очень важно, чтобы режим дома совпадал с режимом дошкольного учреждения. Поинтересуйтесь, уважаемые родители, как складывается распорядок дня вашего ребенка в детском саду. Вы можете удивиться — он сам подскажет вам, что вы делаете дома не так, и поможет скорректировать режим.

Просмотр содержимого документа
«Значение режима дня в жизни дошкольника»

«Значение режима дня в жизни дошкольника»

«Значение режима в жизни дошкольника»

Необходимое условие здоровья, физического и психологического благополучия ребенка — соблюдение режима дня. Правильный ритм, заданный распорядком жизни в детском саду, не должен нарушаться в выходные дни, когда дети проводят сутки напролет в обществе родителей.

Режим дня — это чередование различных видов деятельности: отдыха, сна, питания, пребывания на свежем воздухе. И если в дошкольном учреждении режима придерживаются неукоснительно, то в субботу и воскресенье правила упорядоченной жизни нередко нарушаются. В результате в понедельник утром большинство детей выглядят утомленными или, наоборот, чересчур возбуждены.

От нарушения режима страдает не только ребенок, но и родители. Вместе со своим малышом вы тратите слишком много энергии, быстрее устаете и ничего не успеваете сделать. Вывод прост: соблюдение режима облегчает жизнь и вам, и вашему ребенку.

Приучая детей к определенному режиму, к выполнению гигиенических требований, мы создаем у них полезные для организма навыки и тем самым сохраняем их здоровье. Твердый режим дня, установленный в соответствии с возрастными особенностями детей, — одно из существенных условий нормального физического развития ребенка.

Основное требование к режиму — это точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими. Должно быть установлено время, когда ребенок ложится спать, встает, ест, гуляет, выполняет несложные, посильные для него обязанности. Время это необходимо точно соблюдать.

Только во время сна ребенок получает полный отдых. Сон должен быть достаточно продолжительным: дети 3—4 лет спят 14 часов в сутки, 5—6 лет — 13 часов, 7—8 лет — 12 часов. Из этого времени необходимо, особенно для младших детей, выделить часа полтора для дневного сна. Дети должны ложиться не позднее 8—9 часов вечера.

Питание. Дети получают питание 4—5 раз в день. Первая еда дается через полчаса, во всяком случае не позднее чем через час после пробуждения ребенка, а последняя — часа за полтора до сна. Между приемами пищи должны быть установлены промежутки в 3—4 часа, их надо строго соблюдать. Наиболее сытная еда дается в обед, менее сытная — на ужин.

Прогулки. Как бы точно ни соблюдалось время сна и еды, режим нельзя признать правильным, если в нем не предусмотрено время для прогулки. Чем больше времени дети проводят на открытом воздухе, тем они здоровее. На опыте работы детских садов установлено, что дети дошкольного возраста, приученные к ежедневным прогулкам.

Причиной отмены прогулки для здорового ребенка могут быть исключительные обстоятельства: проливной дождь, большой мороз с сильным ветром.

«С горки на горку»

Режим дня дошкольника — не искусственная выдумка врачей и педагогов. Он основан на точных наблюдениях над физиологией дошкольника и изменением его активности в течение дня и недели. Известно, что максимальная работоспособность проявляется у ребенка от 8.00 до 12.00 и от 16.00 до 18.00, а минимальная — в 14.00–16.00. Поэтому занятия, требующие умственного напряжения, лучше всего планировать в первой половине дня.

К концу недели работоспособность ребенка падает, нарастает утомление. Особенно это касается тех детей, кто посещает дошкольное учреждение. Ничего удивительного в этом нет — ведь в детском коллективе малышу приходится «обуздывать» свои желания и эмоции, контролировать двигательную активность. Всё это требует огромной затраты нервной энергии. Не секрет, что дети могут уставать от интенсивного общения со сверстниками. Поэтому отнеситесь с пониманием и уважением к тому обстоятельству, что дома в субботу и воскресенье вашему ребенку требуется разрядка.

«Учитесь у ребенка»

В идеале дошкольнику рекомендуется следующий режим дня:

максимальная продолжительность непрерывного бодрствования — 5,5–6 часов;

сон — 12,5–12 часов (из них 2–2,5 часа приходится на дневной сон);

четыре приема пищи с интервалом в 3,5–4 часа.

Очень важно, чтобы режим дома совпадал с режимом дошкольного учреждения. Поинтересуйтесь, как складывается распорядок дня вашего ребенка в детском саду. Вы можете удивиться — он сам подскажет вам, что вы делаете дома не так, и поможет скорректировать режим.

Сроки проведения 1 Консультация «Режим дня и его значение в жизни ребенка» Цель: Познакомить родителей с режимом дня ребенка и выделить для чего нужно соблюдать режим дня здоровья ребенка. 1 неделя 2 Групповое родительское собрание «Путешествие в страну знаний» Цель : Знакомство родителей с задачами воспитания детей на учебный год

Консультация «Режим дня и его значение в жизни ребенка»

Цель: Познакомить родителей с режимом дня ребенка и выделить для чего нужно соблюдать режим дня здоровья ребенка.

Групповое родительское собрание «Путешествие в страну знаний»

Цель: Знакомство родителей с задачами воспитания детей на учебный год и возрастными особенностями детей. Выборы родительского комитета.

Анкетирование «Чего вы ждете от детского сада в этом году»

Цель: Получение и анализ информации родителей к характеру и формам взаимодействия ДОУ с семьей, о готовности родителей участвовать в жизни детского сада.

Выставка рисунков «Безлопастная дорога глазами детей»

Цель: Активизация родительского участия в жизни детского сада, воспитании ребенка.

Создание атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада.

Беседа «Возрастные особенности детей четвертого, пятого годов жизни»

Цель: Расширение педагогического кругозора родителей за счет пополнения средств и методов воспитания детей; решение проблемных ситуаций.

В течений месяца

В родительский уголок:

Рекомендации для родителей:

«Почитайте с детьми»

«Выучите с детьми»

Тематический праздник «Дорогие мой старики»

Цель: Привлечение и помощь родителей в организации праздника. Дать возможность проявить творчески и заинтересованность к данной теме. Воспитывать в своей семье уважение к пожилому поколению.

Консультация: «Как научиться понимать своего ребенка»

Цель: Дать углубленные знания в поведений, характере, интересах ребенка. Распространить педагогические знания среди родителей.

Выставка «Дары осени»

Цель: Родителям вместе с детьми оформить интересно осеннюю поделку используя природный материал, придумать название и стишок.

Консультация «Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Познакомить родителей с разновидностью игр сюжетно-ролевой, дать знания об ее ведении, материалах, задачах.

Пополнение сюжетно-ролевых игр в группе пособиями.

Папка – передвижка «Здоровье сберегающие технологии»

Цель: Познакомить родителей со здоровье сберегающими технологиями (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и т.д.)

В течений месяц

День добрых дел «Наши меньшие друзья»

Цель: Привлечение родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду, сплочению взрослого коллектива и детского.

Консультация «Неполная семья. Особенности воспитания…»

Цель: Формирование осознанного отношения к вопросам воспитания ребенка в неполной семье.

Консультация «Ребенок и компьютер»

Цель: распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребенка на компьютере.

Оформление выставки «Мамочка любимая»

Цель: Порадовать в День матери мамочек группы поделками, рисунками, фотографиями. Приобщить пап к работе группы, трудовому, этическому воспитанию детей.

Праздник «Для любимой мамочки»

Цель: Совместный праздник мам с детьми.

Папка-передвижка «Ребенок на дороге»

Цель: Реализация единого воспитательного подхода при обучений ребенка правилами дорожного движения в детском саду и дома.

В течений месяца

Консультация «Что подарит Дед Мороз? Как дарить новогодние подарки»

Цель: знакомство с родителей с интересными вариантами оформления и вручения новогодних подарков; обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения.

Групповое родительское собрание «Здравствуй, Новый год!»

Цель: Знакомство родителей с промежуточными результатами воспитательно-образовательной работы.

Конкурс творческих семейных работ «Ёлочная игрушка»

Цель: Привлечение родителей к работе детского сада. Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

Цель: создание атмосферы ожидания праздника в детском саду; активизация взаимодействия детского сада и родителей при подготовке к Новому году.

Индивидуальные беседы по запросам родителей

Цель: активизация педагогического потенциала семьи в решении интересующих проблем в жизни ребенка; развитие согласованности взаимодействия с ДОУ.

В течений месяца

Папка –передвижка «Как организовать выходной день с ребенком»

Цель: Поделиться опытом в воспитаний своих детей, привлечь родителей к театрализованной деятельности детей.

В течений месяца

Конкурс снежных построек на участке «Зимняя сказка»

Цель: Привлечение родителей к работе детского сада; развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

Марафон «Добрых дел мастера!»

Цель: Приобщить родителей к трудовому воспитанию детей. Развивать желание сделать как можно больше полезных дел для других.

Консультация «Что такое ЗОЖ?»

Цель: пропаганда здорового образа жизни; привлечение внимания семьи к вопросам оздоровления детей в домашних условиях.

Папка-передвижка «Искусство наказывать и прощать», «Как правильно общаться с детьми»

Цель: Продолжаем знакомить родителей с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей, разъяснения их норм нравственности.

В течении месяца

Консультация «Роль отца в воспитании ребенка»

Цель: изменение позиции отцов по отношению к вопросам воспитания; активизация воспитательных умений пап; внедрения положительного опыта семейного воспитания.

Стенгазета «Лучше папы друг друга»

Цель: демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка; формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада.

Спортивный праздник с родителями «Если хочешь быть здоров…»

Цель: Приобщать семье к здоровому образу жизни, воспитывать в совместной спортивной деятельности уважения к своему здоровью и интерес к физкультуре.

Папка-передвижка «Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр»

Цель: дать углубленные знания о математических развивающих играх, презентация воспитателем авторского перспективного плана по совместной деятельности с детьми.

В течений месяца

Конкурс рисунков «Мама, мамочка, мамуля»

Цель: демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям. Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду.

Утренник «Самые обаятельные и привлекательные»

Цель: демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада.

Родительское собрание « Воспитывать правдивость, честность»

Цель: коррекция стиля родительского отношения к детям, нужная детям сверх опека, наказания детей.

Цель: Приобщить родителей к празднованию русского традиционного праздника. Помощь в сборе соломы и изготовление масленицы.

Выставка детских работ «Весенняя капель»

Цель: привлечение внимания родителей к детскому творчеству; формирование уважительного отношения к детским работам.

Папка-передвижка «Первая любовь»

Цель: привлечение внимания родителей к интересам ребенка.

В течении месяца

Цель: продолжаем приобщать родителей к активной жизни в группе и умению совместно с детьми проводить отдых, праздники.

Консультация «Драчуны. Как исправить ситуацию»

Цель: вовлечение родителей в педагогическую деятельность; решение проблем воспитания.

Цель: пропаганда здорового образа жизни. Привлечение внимания семьи к вопросам оздоровления детей в домашних условиях.

День открытых дверей для родителей.

Цель: Познакомить родителей с ходом дел в группе, занятиями, режимными моментами. Дать возможность пронаблюдать своего ребенка в коллективе, занятиях. Воспитывать уважение к воспитателям, детскому саду, интерес к воспитательно-образовательному процессу.

Папка-передвижка «Индивидуальные особенности детей»

Цель: познакомить родителей со значением периода детства и развитии личности; научить родителей видеть основные закономерности развития ребенка.

В течение месяца

Выпуск газеты «День Победы»

Цель: демонстрация уважительного и патриотического воспитания детей к ВОВ и ее участникам. Помощь родителей в сборе фотографии и информации об участниках ВОВ.

Консультация «Ребенок на дороге»

Цель: реализация единого воспитательного подхода при обучений ребенка правилам дорожного движения в детском саду и дома.

Родительское собрание «Итоги воспитательно-образовательной работы за учебный год»

Цель: дать информацию об успехах детей на конец учебного года, началу следующего года. Дать возможность обдумать и предложить новые виды деятельности на следующий год.

Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями.

Цель: привлечение родителей к подготовке группы. Участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка.

Папка-передвижка «Опасности, подстерегающие вас летом»

Цель: довести до сведения родителей о важности безопасного поведения у дошкольников в быту и на природе в летнее время.

Важность распорядка дня в жизни ребенка

Детей пугает всё неизвестное – будь то новое блюдо или большие перемены в жизни (например, переезд в другой город или рождение брата или сестры). Перемены дают новые возможности, но у ребенка они вызывают сильный стресс. Распорядок придает жизни ребенка комфорт и стабильность.

Как правило, распорядок дня ребенка включает в себя:

  • время, когда ребенок просыпается;
  • время, когда он купается, принимает пищу и ложится спать;
  • выполнение обязанностей по дому;
  • время для игр и отдыха с семьей.

Если вы устанавливаете для ребенка распорядок, вы даете ему понять, что действительно важно для вашей семьи. Не существует единых правил по поводу того, как организовать день ребенка, главное – установить порядок, единый для всех членов семьи.

Рассмотрим десять главных причин, почему распорядок дня важен для ребенка.

Причина № 1. Распорядок дня помогает выработать жизненный ритм

Стабильный распорядок дня настраивает «биологические часы» ребенка, благодаря чему:

  • малыш лучше спит ночью;
  • формируются привычки здорового питания;
  • нормализуется пищеварение;
  • появляется достаточно времени для физической активности;
  • ребенок успокаивается, когда приходит время для отдыха.

Всегда следуя четкому распорядку, ребенка не нужно уговаривать лечь в кровать, когда приходит время спать. Он легко успокаивается и засыпает.

Причина № 2. Распорядок дня помогает в укреплении связи с семьей

Когда ребенок знает, чего ожидать и видит, как все члены семьи придерживаются распорядка, он понимает, что это важно. Так он принимает ценности и интересы семьи.

Например, он понимает, что семейный завтрак по воскресеньям – это важно. Даже если ребенок еще маленький, он ощущает ценность семейных традиций, которые укрепляют связь между членами семьи.

Причина № 3. Малыш понимает, чего от него ожидают

Вместо того, чтобы каждый вечер заставлять ребенка собирать игрушки или идти купаться, объясните ему распорядок дня. Так он усвоит, что приближается время для купания и уборки игрушек и будет готов к этому. Дети легко подстраиваются под ожидания родителей, если их не принуждать. Поэтому задача родителей – помочь малышу привыкнуть к распорядку, а не указывать, что ему следует и что не следует делать.

Причина №4. Распорядок дня создает спокойную атмосферу в семье

Поскольку ребенок и остальные члены семьи знают, чего ожидать, уровень их стресса и беспокойства снижаются. Ребенок знает, что будет происходить дальше. Поэтому он чувствует себя ценным – ведь родители приобщают его к семейному распорядку, а не заставляют что-то делать.

Причина № 5. Распорядок дня придает уверенности и развивает самостоятельность

Имея четкий распорядок дня, ребенок привыкает к тому, когда ему пора чистить зубы, а когда – ложиться спать. Он гордится тем, что родители приобщают его к семейному распорядку, и делает все самостоятельно.

Когда малышу не указывают, что он должен делать, он ответственно относится к соблюдению распорядка. Чувствуя себя уверенно, ребенок не сопротивляется и не бунтует.

Причина №6. Распорядок дня формирует у ребенка здоровые привычки

Дети, которые придерживаются распорядка дня, лучше управляют своим временем. Взрослея, они сохраняют свою дисциплинированность, привычки здорового питания и гигиены. Они также регулярно убирают в доме и уделяют время обучению.

Причина № 7. Распорядок дня помогает родителям понять важные моменты

Запланированные семейные дела, будь то оплата коммунальных услуг или покупки, помогают вам сохранять связь с семьей. В условиях постоянной занятости распорядок помогает вам эффективнее справляться с делами и проводить больше времени с семьей.

Причина № 8. Распорядок позволяет ребенку предвкушать приятные события

Если ребенок придерживается распорядка, он заранее предвкушает приятные события – например, прогулку в парке в пятницу или поход в игровую комнату в воскресенье. Если на протяжении недели запланировано несколько таких событий, ребенок чувствует, что родители его любят.

Причина № 9. Распорядок помогает устанавливать семейные традиции

Когда вы устанавливаете распорядок дня для себя и ребенка, вы можете придумать определенные семейные традиции (например, читать ребенку на ночь). Они ежедневно укрепляют вашу связь с ребенком. Вместо того чтобы просто выполнять дела по списку, вы качественно проводите время друг с другом.

Причина № 10. Распорядок дает опору в трудные времена

Перемены и стрессы отрицательно сказываются на жизни ребенка. Такие ситуации, как развод родителей, переход в другую школу, рождение брата или сестры лишают ребенка уверенности. Когда у ребенка есть четкий распорядок дня, это вносит ясность в его жизнь. Благодаря семейным ужинам и прогулкам ребенок успокаивается и чувствует себя любимым.

Распорядок дня должен быть гибким

Хотя создание и поддержание распорядка имеет множество преимуществ, важно при этом сохранять гибкость. Спонтанность и творчество необходимы всем детям. Например, можно отложить мытье посуды, если во дворе происходит что-то интересное.

Оставайтесь внимательными к потребностям детей и других членов вашей семьи. Если распорядок дня слишком строгий, ребенок будет чувствовать себя ограниченным в действиях, а это не входит в ваши планы.

Как приучить ребенка к распорядку

Психологи утверждают, что приучать ребенка к распорядку следует уже с первых дней жизни. Однако если вы не начали этого делать с раннего возраста – ничего страшного. Сделать это никогда не поздно, но чем раньше вы начнете, тем лучше.

  • Шаг 1. Установите время для самых важных дел: приема пищи, сна и прочих. Следует начать именно с этого, потому что ребенку важно выработать привычки здорового сна и питания. Если вы не придерживаетесь постоянного распорядка дня, переходите к нему постепенно. После того, как ребенок начал спать и принимать пищу в определенное время, установите время для купания и других ежедневных дел.
  • Шаг 2. Проявляйте спокойствие. Поначалу ребенку будет сложно придерживаться распорядка, но со временем он привыкнет. Не расстраивайтесь и не теряйте терпения: чтобы начать придерживаться распорядка, ребенку нужно немного времени.
  • Шаг 3. Продумайте занятия, которые помогут ребенку привыкнуть к распорядку. Например, вы можете каждый день по 10 минут перед сном читать ребенку сказки. Это поможет ему подготовиться ко сну.
  • Шаг 4. Сделайте распорядок постоянным, но гибким. Чтобы ребенок выработал новые здоровые привычки, его распорядок должен стать постоянным. В то же время позаботьтесь о том, чтобы он был гибким, особенно в праздничные дни. Настроение ребенка зависит не только от времени, когда он спит или принимает пищу, поэтому обеспечьте ему гибкий распорядок дня.
  • Шаг 5. Продумайте в распорядке события, которые будут особенно приятны для ребенка. Продумайте занятия, которые малыш будет ждать с нетерпением, например, поездка к бабушке или совместная прогулка с собакой.
  • Шаг 6. При необходимости вносите в распорядок коррективы. Со временем вы можете заметить, что не всё в распорядке работает. Распорядок призван укрепить семейные связи, а не усложнять жизнь. Убедитесь в том, что ваш план формирует у членов семьи здоровые привычки и позитивное настроение.

Важность распорядка дня в жизни ребенка

Все родители хотят, чтобы дети в семье чувствовали себя спокойно, уверенно и максимально комфортно. Для этого существуют определенные правила, одно из которых – распорядок дня, включающий в себя наиболее важные моменты жизни ребенка. Каким он должен быть?

Во-первых, режим дня не должен быть длинным перечнем всего того, чем ребенок занимается с утра до вечера. Достаточно определить время для основных видов его деятельности. Например, в таком порядке:

  • Подъем.
  • Умывание.
  • Завтрак.
  • Детский сад или школа (в выходные дни должно быть установлено время обеда).
  • Прогулка.
  • Игры дома (для дошкольника) или выполнение домашних заданий ( для школьника).
  • Помощь взрослым по дому.
  • Купание, подготовка ко сну.
  • Сон.

Во-вторых, детский распорядок дня должен гармонично дополнять общесемейные правила, а не противоречить им. Если, например, в выходные дни вся семья обычно отправляется в кино, парк или в гости, то не стоит планировать на это время совместную уборку или подготовку домашних заданий. Распорядок создается не для галочки, а для выработки у ребенка определенного жизненного ритма.

Почему распорядок дня важен для ребенка?

1. Правильный жизненный ритм

С первых дней жизни для малыша важна настройка биологических часов. Привыкая засыпать и просыпаться, есть, играть и гулять в одно и то же время, ребенок растет здоровым, у него хватает сил для физической активности и достаточно времени на отдых. Кроме того, эти полезные детские привычки помогут и родителям: им не придется тратить время, чтобы уговорить малыша поесть – нагулявшись, он с удовольствием пообедает. А вечером, поужинав и наигравшись, он быстро заснет, высвобождая для мамы пару часов для домашних дел, и не будет просыпаться по ночам, требуя внимания.

2. Укрепление семейных связей

Сделав распорядок дня ребенка частью общих правил, взрослые прививают ему интерес к совместным действиям и уважение к семейным традициям. Видя, что родители живут по определенному распорядку, малыш начинает подражать им – недаром детские психологи уделяют огромное внимание воспитанию личным примером. Если в семье существует правило коллективно готовить что-то вкусненькое к воскресному обеду, то ребенок с радостью включится в общее занятие. А если мама каждый вечер перед сном читает малышу сказку, он чувствует, что его любят. Так малыш с ранних лет приобщается к семейным традициям и учится понимать их ценность.

3. Приучение к дисциплине

Если объяснить ребенку распорядок дня, его не нужно будет заставлять собирать игрушки после игр или подолгу засиживаться за столом, ковыряясь в тарелке. Он будет знать, что подошло время купаться или идти гулять, и сам сделает всё так, как нужно, без принуждения со стороны взрослых. Это не только приучит малыша к дисциплине, но и избавит его от отрицательных эмоций и стресса.

4. Развитие самостоятельности и ответственности

Привыкнув к четкому распорядку, малыш будет точно знать, что именно и в какое время ему делать. Проснувшись, он сначала пойдет в ванную комнату и затем придет завтракать, а не схватится за игрушки или книжки. Детям очень хочется, чтобы их считали взрослыми, поэтому они с удовольствием проявляют самостоятельность. Не забывайте хвалить малыша за самостоятельные действия. Например, если после обеда следует прогулка, и малыш, выйдя из-за стола, пошел одеваться, похвалите его: «Собрался на прогулку? Молодец! Ты у нас уже совсем большой, сам знаешь, что нужно делать!» Такое внимание и одобрение со стороны взрослых очень вдохновляет детей, помогает формировать ответственности.

5. Формирование здоровых привычек

Сформированные в детстве привычки помогают рационально использовать время: ребенок многое успевает, хотя никуда не спешит. При этом он всегда настроен позитивно, так как не нервничает и не суетится. В дальнейшем эти привычки, перенесенные во взрослую жизнь, становятся основой его успехов в личной жизни и профессиональной карьере: человек, живущий по распорядку, находит время и для активной работы, и для интересного досуга в семейном кругу.

6. Предвкушение приятных событий

Распорядок дня – это не просто сухой перечень обязательных ежедневных действий. Это гибкие правила, в которых должны присутствовать и какие-то приятные события: поход в кино или на концерт, прогулка в парке развлечений. Зная о том, что на выходные запланировано что-то интересное, ребенок будет заранее настроен на позитив. Однако родители должны непременно выполнить данный пункт, чтобы избежать конфликта и справедливого детского протеста.

7. Соблюдение распорядка дня – опора при стрессах

Каждая перемена в жизни ребенка – стресс для его психики. Будь то появление в семье младшего брата или сестры, переход из садика в школу, переезд на новую квартиру – всё это выбивает его из колеи, вызывает растерянность и вселяет неуверенность в себе. Соблюдение распорядка дня помогает ему быстрее справиться со стрессом и вернуться в привычное русло, а устоявшиеся семейные правила, традиционные сказки на ночь и запланированные развлечения успокаивают ребенка.

Как наладить нормальный сон ребенка от 1 до 4 лет?

Как помочь ребенку приобрести полезные привычки

Насколько строгим должен быть распорядок дня?

При всей четкости детский распорядок дня должен быть гибким и ни в коем случае не ограничивать детскую спонтанность, увлеченность и тягу к творчеству – иначе он превратится в инструкцию для биоробота. Важно прислушиваться к потребностям ребенка, иногда корректируя распорядок. Например, если мальчик увлечен футболом, а матч транслируется поздно, разрешите ему досмотреть игру, только предупредите, что утром разбудите его в обычное время. Это никак не повлияет на выработанные привычки и дисциплинированность, но повысит доверие и уважение ребенка к родителям.

С какого возрасти и как приучать ребенка к распорядку дня?

По мнению психологов, распорядок дня ребенка должен быть установлен с первых дней его жизни. Но сделать это можно и позже – главное, чтобы он соблюдался.

В первое время малышу будет сложно следовать новым правилам, но со временем они войдут в привычку. Здесь важно приучать к ним ребенка постепенно и терпеливо, без конфликтов и принуждений. Лучше всего заинтересовать его какими-то совместными занятиями: например, установить традицию чтения сказок перед сном или придумать интересные маршруты для прогулок. Дети быстро привыкают к любым правилам.

Чтобы распорядок дня не напоминал армейский устав, сделайте его гибким и при необходимости корректируйте. Если, к примеру, у ребенка нет настроения гулять, пусть остается дома и занимается любимыми делами: играет, рисует, лепит и т. д. А в праздники можно внести в распорядок более серьезные изменения, например, не готовить традиционный обед, а отправиться всей семьей в кафе или в гости к бабушке.

Если вы правильно составите распорядок дня и приучите к нему ребенка, то очень скоро заметите, что он стал более собранным, уверенным и самостоятельным, а ваши семейные отношения наполнились взаимным доверием, уважением и позитивом.

Важность распорядка дня в жизни ребенка

Все родители хотят, чтобы дети в семье чувствовали себя спокойно, уверенно и максимально комфортно. Для этого существуют определенные правила, одно из которых – распорядок дня, включающий в себя наиболее важные моменты жизни ребенка. Каким он должен быть?

Во-первых, режим дня не должен быть длинным перечнем всего того, чем ребенок занимается с утра до вечера. Достаточно определить время для основных видов его деятельности. Например, в таком порядке:

  • Подъем.
  • Умывание.
  • Завтрак.
  • Детский сад или школа (в выходные дни должно быть установлено время обеда).
  • Прогулка.
  • Игры дома (для дошкольника) или выполнение домашних заданий ( для школьника).
  • Помощь взрослым по дому.
  • Купание, подготовка ко сну.
  • Сон.

Во-вторых, детский распорядок дня должен гармонично дополнять общесемейные правила, а не противоречить им. Если, например, в выходные дни вся семья обычно отправляется в кино, парк или в гости, то не стоит планировать на это время совместную уборку или подготовку домашних заданий. Распорядок создается не для галочки, а для выработки у ребенка определенного жизненного ритма.

Почему распорядок дня важен для ребенка?

1. Правильный жизненный ритм

С первых дней жизни для малыша важна настройка биологических часов. Привыкая засыпать и просыпаться, есть, играть и гулять в одно и то же время, ребенок растет здоровым, у него хватает сил для физической активности и достаточно времени на отдых. Кроме того, эти полезные детские привычки помогут и родителям: им не придется тратить время, чтобы уговорить малыша поесть – нагулявшись, он с удовольствием пообедает. А вечером, поужинав и наигравшись, он быстро заснет, высвобождая для мамы пару часов для домашних дел, и не будет просыпаться по ночам, требуя внимания.

2. Укрепление семейных связей

Сделав распорядок дня ребенка частью общих правил, взрослые прививают ему интерес к совместным действиям и уважение к семейным традициям. Видя, что родители живут по определенному распорядку, малыш начинает подражать им – недаром детские психологи уделяют огромное внимание воспитанию личным примером. Если в семье существует правило коллективно готовить что-то вкусненькое к воскресному обеду, то ребенок с радостью включится в общее занятие. А если мама каждый вечер перед сном читает малышу сказку, он чувствует, что его любят. Так малыш с ранних лет приобщается к семейным традициям и учится понимать их ценность.

3. Приучение к дисциплине

Если объяснить ребенку распорядок дня, его не нужно будет заставлять собирать игрушки после игр или подолгу засиживаться за столом, ковыряясь в тарелке. Он будет знать, что подошло время купаться или идти гулять, и сам сделает всё так, как нужно, без принуждения со стороны взрослых. Это не только приучит малыша к дисциплине, но и избавит его от отрицательных эмоций и стресса.

4. Развитие самостоятельности и ответственности

Привыкнув к четкому распорядку, малыш будет точно знать, что именно и в какое время ему делать. Проснувшись, он сначала пойдет в ванную комнату и затем придет завтракать, а не схватится за игрушки или книжки. Детям очень хочется, чтобы их считали взрослыми, поэтому они с удовольствием проявляют самостоятельность. Не забывайте хвалить малыша за самостоятельные действия. Например, если после обеда следует прогулка, и малыш, выйдя из-за стола, пошел одеваться, похвалите его: «Собрался на прогулку? Молодец! Ты у нас уже совсем большой, сам знаешь, что нужно делать!» Такое внимание и одобрение со стороны взрослых очень вдохновляет детей, помогает формировать ответственности.

5. Формирование здоровых привычек

Сформированные в детстве привычки помогают рационально использовать время: ребенок многое успевает, хотя никуда не спешит. При этом он всегда настроен позитивно, так как не нервничает и не суетится. В дальнейшем эти привычки, перенесенные во взрослую жизнь, становятся основой его успехов в личной жизни и профессиональной карьере: человек, живущий по распорядку, находит время и для активной работы, и для интересного досуга в семейном кругу.

6. Предвкушение приятных событий

Распорядок дня – это не просто сухой перечень обязательных ежедневных действий. Это гибкие правила, в которых должны присутствовать и какие-то приятные события: поход в кино или на концерт, прогулка в парке развлечений. Зная о том, что на выходные запланировано что-то интересное, ребенок будет заранее настроен на позитив. Однако родители должны непременно выполнить данный пункт, чтобы избежать конфликта и справедливого детского протеста.

7. Соблюдение распорядка дня – опора при стрессах

Каждая перемена в жизни ребенка – стресс для его психики. Будь то появление в семье младшего брата или сестры, переход из садика в школу, переезд на новую квартиру – всё это выбивает его из колеи, вызывает растерянность и вселяет неуверенность в себе. Соблюдение распорядка дня помогает ему быстрее справиться со стрессом и вернуться в привычное русло, а устоявшиеся семейные правила, традиционные сказки на ночь и запланированные развлечения успокаивают ребенка.

Насколько строгим должен быть распорядок дня?

При всей четкости детский распорядок дня должен быть гибким и ни в коем случае не ограничивать детскую спонтанность, увлеченность и тягу к творчеству – иначе он превратится в инструкцию для биоробота. Важно прислушиваться к потребностям ребенка, иногда корректируя распорядок. Например, если мальчик увлечен футболом, а матч транслируется поздно, разрешите ему досмотреть игру, только предупредите, что утром разбудите его в обычное время. Это никак не повлияет на выработанные привычки и дисциплинированность, но повысит доверие и уважение ребенка к родителям.

С какого возрасти и как приучать ребенка к распорядку дня?

По мнению психологов, распорядок дня ребенка должен быть установлен с первых дней его жизни. Но сделать это можно и позже – главное, чтобы он соблюдался.

В первое время малышу будет сложно следовать новым правилам, но со временем они войдут в привычку. Здесь важно приучать к ним ребенка постепенно и терпеливо, без конфликтов и принуждений. Лучше всего заинтересовать его какими-то совместными занятиями: например, установить традицию чтения сказок перед сном или придумать интересные маршруты для прогулок. Дети быстро привыкают к любым правилам.

Чтобы распорядок дня не напоминал армейский устав, сделайте его гибким и при необходимости корректируйте. Если, к примеру, у ребенка нет настроения гулять, пусть остается дома и занимается любимыми делами: играет, рисует, лепит и т. д. А в праздники можно внести в распорядок более серьезные изменения, например, не готовить традиционный обед, а отправиться всей семьей в кафе или в гости к бабушке.

Если вы правильно составите распорядок дня и приучите к нему ребенка, то очень скоро заметите, что он стал более собранным, уверенным и самостоятельным, а ваши семейные отношения наполнились взаимным доверием, уважением и позитивом.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: