Воспитание детей от 1 до 3 лет”

Воспитание детей от 1 до 3 лет”

”Нельзя” для ребенка от 1 до 3 лет: как правильно

Как устанавливать запреты и ограничения для маленьких детей

Екатерина Бурмистрова детский и семейный психолог, психотерапевт, мама 11 детей, автор книг, проводит вебинары для родителей

Воспитывая ребенка, которому больше года и меньше трех лет, помните, что обойтись без слова «нельзя» вам не удастся. Да и пробовать не стоит. Человеку в этом возрасте для нормального развития просто необходимы ограничения.

Первые запреты

Прежде всего до сознания малыша следует довести те запреты, которые связаны с причинением боли другим и себе самому. Делать больно нельзя — данную истину нужно объяснять не только словами, но и действиями примерно с шести-семи месяцев, когда у ребенка прорезаются первые зубки. И он этими зубками пробует кусать то, что больше всего любит, то есть материнскую грудь.

Задача мамы вовсе не в том, чтобы стоически сносить боль, а в том, чтобы установить границы дозволенного: до трех лет малыш делает много такого, что не следует терпеть. Золотое правило для родителей — постараться предугадать те ситуации, в которых ребенок будет вести себя неправильно. Например, стоит понаблюдать за выражением лица вашего ребенка перед тем, как он собирается прикусить грудь. И убирать ее изо рта малыша до укуса. Наблюдательность — ценнейшее качество для родителей маленького проказника. Многие вещи проще предугадать и предотвратить, чем потом иметь дело с их последствиями.

Примерно в шесть-восемь месяцев малыш изо всех сил лупит маму по щекам, желая показать, как сильно он ее любит. В данном случае задача мамы (а такое поведение чаще всего адресовано именно маме, а не папе) показать, что люди так себя не ведут. Нужно не избыточное терпение, а простое разграничение, что люди делают, а что нет. Ведь малыш неумело вступает в физический контакт, пытаясь выразить свой восторг и симпатию. А умение проявлять свои чувства очень пригодится ему в жизни.

Продемонстрируйте ребенку, как дотрагиваться до мамы так, чтобы ей было приятно. В лексикон малыша прочно должны войти слова и словосочетания «гладить», «прикасаться одним пальчиком», «осторожно трогать». Хорошая тренировка — гладить домашних животных или старших братьев и сестер. Чтобы научиться этому, потребуется несколько дней или недель. Зато потом навык не исчезнет и очень пригодится, когда настанет время игр в песочнице.

Сначала «нельзя», потом «можно»

Малыши отличаются большой исследовательской активностью, но малый жизненный опыт не позволяет им предугадывать последствия собственных действий, которые часто небезопасны. Поэтому запреты должны защитить ребенка от него самого. Помните, что правила проникают в сознание извне: то, что сначала было внешним запретом, со временем становится запретом внутренним.

Сначала — почти весь второй год жизни — роль ограничителя выполняет мама или другой взрослый, который смотрит за малышом. Ребенок, желая делать то, что нельзя, смотрит на мамину реакцию и часто поступает вопреки. Потом постепенно научается говорить себе «нельзя», а затем спрашивать: «Можно?». Так что сначала появляются «нельзя», а потом уже «можно».

Плохо, если запретов слишком много. Чересчур много «нет» или «да» наносит вред самодисциплине ребенка. Важно создать позитивную обстановку. Для того чтобы «нельзя» были слышны, они должны звучать редко. Если малыш постоянно слышит одни «нельзя» (этим иногда грешат тревожные люди, особенно бабушки и неквалифицированные няни), он просто не будет на них реагировать.

Избыточные запреты становятся своеобразным звуковым фоном — такова особенность человеческого восприятия. Как соль добавляется в пищу — ровно столько, сколько нужно, чтобы было вкусно, — так и «нельзя» в небольших количествах дополняет жизнь.

Запреты в идеале не ограничивают свободу действий, а развивают личность. Ограничения должны защищать маленького исследователя, позволяя ему эффективнее действовать внутри отведенных рамок. Границы придают ребенку ощущение надежности и уверенности в себе. Существуют исследования, доказывающие, что дети, родители которых ничего им не запрещают, вырастают гораздо более нервными и агрессивными. Границы становятся препятствием к осуществлению задуманного, но для начала лучше столкнуться с ними дома, а потом уже вывести их вовне. Годовалые и особенно двухлетние дети хотят ограничений, так как окружающий мир страшит их.

До определенного возраста младенец согласен со всем, что бы вы ему ни предложили. Поэтому не думайте, что запрещать придется постоянно. Если запреты будут грамотно и вовремя введены, то ребенок быстро осознает и запомнит их, ведь дети очень обучаемы.

Если же ваша совместная жизнь напоминает позиционную войну, то стоит задуматься, почему так происходит. Ведь стойкое сопротивление любому маминому запрету нормально только в кризисные периоды, а они длятся недолго. Скорее всего, вы слишком часто говорите «нет», поэтому и в ответ слышите то же.

Как вводить запреты и ограничения

Первые девять месяцев не вводите никаких ограничений. Только с девяти месяцев до одиннадцати начните переключать внимание ребенка, постепенно подводя его к нарушению его планов и введению запретов.

Почти никакие запреты малыш не может усвоить с первого раза. Их смысл часто превосходит возможности его понимания. Он не понимает, поэтому активно сопротивляется. Задача мамы через ежедневное, а иногда и ежечасное повторение схожих ситуаций показать, к каким последствиям приводит нарушение запрета.

Если нет опасности для жизни и здоровья людей, дайте ребенку возможность поступить по-своему и посмотреть, что получится. Поскольку маленькие дети очень активны, возможностей что-то испробовать на собственном опыте предостаточно. Пусть дети совершают ошибки (например, проливают сок или роняют еду).

Помните, что любое слово теряет свой смысл при частом употреблении. Поэтому надо подбирать синонимы слову «нет»: например, «это не для Маши» (и описание безопасной альтернативы), «остановись», «так не делают».

Дети тоже иногда говорят «нет». Не принимайте это «нет» на свой счет: это не открытое неповиновение или непризнание вашего родительского авторитета, а незрелое проявление самостоятельности и желание подражать маме. Редкий ребенок в два с половиной — три года не попробует сказать: «А я тебе тоже не разрешаю! А я тебя тоже накажу!».

Родительский ответ в таком случае должен быть очень спокойным и правильным. Примерно таким: «Вот вырастешь большой, родятся у тебя дети, и ты станешь им что-то запрещать или даже наказывать. Но я твоя мама, а ты мой ребенок. Дети не могут наказывать родителей». И произнесено это должно быть очень уверенно, с большой внутренней силой. Не как личное мнение, а как закон, который существует в мире.

Очень важно, запрещая, не озлобляться. Запрещать, так же как и наказывать, можно только со спокойным сердцем. Раздражение или злость в голосе родителя играют роль шумовой помехи и мешают ребенку воспринять суть запрета.

Воспитание ребенка от года до двух лет

Особое внимание в воспитании детей, родителям стоит уделить именно в возрасте от 1 до 2 лет. К трем годам, ребенок становится достаточно самостоятельным, он хочет по возможности все делать сам. Родителям в этом вопросе нужно не мешать, а наоборот помогать ребенку и поощрять его желание к самостоятельности.
Воспитание детей от года и до двух лет можно разделить на 2 этапа:
Воспитание малыша от года до полутора лет;
Воспитание от полутора до двух лет.

На протяжении второго года жизни поведение малыша еще совсем нестойкое и требует усиленного контроля взрослого, для нормализации его поведения. В этом возрасте взрослый должен уделять достаточное количество времени ребенку, чтоб у него сохранялось хорошее настроение. На втором году жизни, игры с взрослыми приобретают, в первую очередь, познавательный характер. Игра должна быть построена таким образом, чтоб ребенку было весело, и, чтоб малыш в каждой игре узнавал что-то новое и закреплял знание, которые были получены ранее.

Разделить воспитание ребенка второго года жизни можно на следующие разделы:
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
Умывание;
Одевание;
Внешний вид;
Еда;
Сон.
Воспитание культуры деятельности:
Режим;
Навыки игры с игрушками и приобретение начальных навыков трудовой деятельности;
Соблюдение порядка, бережное отношение к вещам и игрушкам;
Учим ребенка понимать требования взрослого.
Воспитание культуры общения:
Общение с взрослыми;
Общение со сверстниками.
Умываемся

На протяжении второго года жизни ребенок должен научиться умываться самостоятельно. Малышу нужно напоминать, что после улицы и перед едой, нужно помыть ручки. Кроха должен знать, что после сна нужно умыть личико и помыть ручки. Мама должна показывать ребенку, как открыть кран, нужно показать и объяснить, какая именно должна быть струя, чтоб ребенок не открыл очень сильно кран и в итоге не оказался весь мокрый. Показывайте ребенку, как регулировать воду, чтоб она не оказалась сильно горячая или сильно холодная. Поначалу у малыша не будет получаться, но со временем он всему научится. Скажите малышу о необходимости закатывать рукава для умывания и покажите, как это делается. Нужно показать, как намылить ручки, чтоб получилось много пены. Объясните крохе, что мыло нужно тщательно смыть. После того, как умывание закончено, малыш закрывает воду сам (примерно с полутора лет), мама проверяет, тщательно ли закрыта вода или закрывает ее сама, если ребенок еще не умеет.
Одеваемся

Начиная с года, ребенок проявляет интерес к своей одежде и процессу одевания. Ребенок старается сам натянуть колготки, носочки, шапочку. Не мешайте этим попыткам ребенка. Наоборот, хвалите его за то, что он стремится одеваться сам. Учите малыша одеваться в правильном порядке. Одеваемся снизу вверх, раздеваемся наоборот, сверху вниз. После того, как малыш разделся, покажите, куда нужно сложить вещи. На своем примере демонстрируйте бережное отношение к вещам. Если Вы будете разбрасывать свои вещи, то не стоит ждать от ребенка порядка в вещах, и даже не думайте ругать малыша за беспорядок, если и Ваши вещи в не лучшем состоянии.

Главное в воспитании помнить:

ДЕТИ БЕРУТ ПРИМЕР СО СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ!

Внешний вид

Деткам, нужно постоянно напоминать о том, чтоб они следили за своим внешним видом. Обращайте внимание ребенка, когда одевайте на него красивую чистую, отутюженную одежду. Также, нужно обращать внимание на то, когда одежда загрязнилась, объясняйте, что грязную одежду нужно сразу же переодеть. Так формируется у ребенка любовь к чистоте и опрятности.
Кушаем

На втором году жизни, ребенок постепенно будет проявлять желание кушать из ложки самостоятельно, самостоятельно пить из чашки. Поощряйте это желание и хвалите малыша за такое стремление. Начиная с полутора лет, учите ребенка пользоваться салфеткой и следить за чистотой лица во время еды.

Если Вы уже отлучили ребенка от груди, то малышу нужно будет учиться засыпать самостоятельно. Помогайте ребенку. В этом возрасте детки уже начинают с интересом слушать сказки. Прочитайте сказку на ночь. Не оставляйте малыша одного в комнате, если ему страшно и он не может заснуть, посидите с ним рядом до тех пор, пока он уснет. Всегда перед сном говорите малышу «спокойной ночи». Со временем у него выработается порядок, после прочтения сказки и пожелания спокойной ночи, нужно отдыхать. Если малыш еще кушает грудь, то ему нужно будет позже научиться засыпать самому. Главное, не давайте ребенку пустышку, для того, чтоб он заснул – это вредная привычка.
Режим дня

Режим формируется у ребенка постепенно, не требуйте от малыша, чтоб он сразу же следовал отведенному режиму. Для того, чтоб у крохи сформировалось чувство времени, поднимайте его утром в одно и то же время, дневной сон, тоже должен быть примерно в одинаковое время. Прогулки, игры, занятия с мамой или папой, завтрак, ужин и обед – все это должно иметь свое место и время в дневном режиме малыша. Постоянно следуя режиму, уже через некоторое время, малыш будет сам к Вам подходить, и говорить: «Мама, пошли гулять».
Навыки игры с игрушками и приобретение начальных навыков трудовой деятельности

В то время, которое отведено у Вас для игр и занятий, родители должны показывать малышу какие действия можно делать с той или иной игрушкой. Уже самое время учить малыша заботе об игрушках, покажите, как можно качать зайчика, куклу или мишку. Через некоторое время, зайдя в комнату, Вы увидите, как Ваш кроха бережно качает свою любимую игрушку. Учите малыша кормить игрушек. Рассказывайте, что сначала мы будем кушать суп, потом кашу, а потом пить чай. Так, во время игры, малыш и сам будет знать, что во время еды, он сначала должен скушать, первое, потом второе, а потом уже придет время десерта.

Кроме того, во время игры, малыш может стараться подражать маме и папе. После того, как игрушки «поели», ребенок может проявить желание помыть посуду, конечно, все это делается понарошку. Таким образом, ребенок приобретает начальные навыки трудовой деятельности.
Соблюдение порядка, бережное отношение к вещам и игрушкам

Эти навыки, малыш начинает приобретать с полутора лет. Ребеночек уже может самостоятельно садиться на стул, уже в состоянии собирать свои игрушки и складывать их на место. Объясняйте, и покажите на своем примере, как и куда нужно складывать игрушки после игр. Для игрушек должно быть отведено определенное место. Это может быть коробка или ящик.

Учим ребенка понимать требования взрослого

Еще до года, нужно начинать говорить ребенку слово «нельзя». Малыш, еще не достигший года, с помощью интонации и изменения голоса мамы или папы, может понять, что он сделал что-то неправильно. Начиная с года, ребенка нужно продолжать учить действовать, соответственно Вашим указаниям, ребенка учат, что такое «можно», что такое «нельзя», что такое «нужно».
Воспитание культуры общения с взрослыми

Второй год жизни – это становление речи ребенка. Примером подражания, конечно же, являются взрослые. Поэтому, взрослые должны подавать ребенку правильный пример. Не нужно сюсюкать с ребенком, шепелявить и искривлять слова. Такой пример не только не даст ребенку правильного понятия о речи, но и может привести к необходимости обращаться к логопеду. Разговаривайте с ребенком, как с взрослым. Это не значит, что Ваше общение будет лишено положительных эмоций и будет сухое. Ведь общаться с ребенком можно с улыбкой и хорошим настроением, и при этом не сюсюкая.

Кроме того, самое время учить ребенка культурно вести себя в общественном месте. Ребенку тяжело запретить бегать и прыгать. Но нужно объяснять малышу, что в некоторых местах, если кроха будет кричать и бегать, он может помешать кому-то. Не вводите слишком много запретов. Например, ребенок должен знать, что заходя в поликлинику и магазин, нужно вести себя тихо. А вот после того, как Вы покинете помещение, можно опять бегать, прыгать, веселиться и пищать.

Нужно закреплять умение малыша здороваться, прощаться, благодарить за что-либо.

Воспитание культуры общения со сверстниками

Обязательно учите своего малыша делиться с игрушками. Если ребенок все время норовит забрать у кого-то игрушку, расскажите ему сказку, придуманную Вами, про то, как мальчик (девочка), все время забирали игрушки и друзей, не хотели ими делиться и играть вместе, и, в итоге, он (она) потеряли всех своих друзей и товарищей, и остался совсем один. Лучше финал сказки сделать хорошим, как мальчик (девочка), осознал свою ошибку, понял, что нужно делиться и играть вместе, и к нему вернулись все его друзья. Включайте фантазию, и чаще рассказывайте ребенку сказки, где он является главным героем. Такие сказки ребенок больше любит слушать, и делает правильные выводы. Если кто-то из малышей ударился, учите своего ребенка пожалеть друга. Так Вы воспитаете очень чуткого человека, который способен на сострадание и помощь ближнему.

После первого дня рождения, можно учить малыша играться совместно с друзьями, пусть малыши хоть какие-то действия делают вместе. С полутора лет, детки уже дольше смогут быть увлечены совместными играми. Хотя до трех лет, самые любимые игры деток только с родителями, так как мама и папа, могут придумать интересные и новые игры, а игрушки в игре всегда оживают и начинают «говорить».

Особенности воспитания ребенка от 1 до 3 лет

В статье раскрыты ключевые особенности воспитания ребенка от 1 года до 3 лет. Описаны психологические и физические изменения ребенка на этом этапе развития, а также основные знания и навыки, которые следует привить малышу в процессе его воспитания.

Особенности воспитания ребенка от 1 до 3 лет

Одним из самых ответственных жизненных моментов у взрослого человека является воспитание собственных детей, которое представляет собой сложный процесс с разнообразными методами и приемами, направленными на конкретного ребенка.

На протяжении первых трех лет жизни малыша у него отмечается становление характера и бурное физическое развитие, поэтому родителям важно найти правильный подход к своему чаду, а не угождать его желаниям.

Правильный подход к своему чаду

Основные изменения психологического и физического состояния ребенка

В возрасте 1-3 года дети приобретают много различных навыков, они подвижны, общительны, любознательны. В данном возрасте родителям нужно активно знакомить ребенка с окружающим миром при помощи игровых методов. Ребенок уже способен хорошо различать запахи, звуки, узнает знакомых людей. В этот период у малыша происходит формирование речи, что способствует также и становлению его личности.

Но стоит помнить, что развитие речи ребенка возможно только при непосредственном контакте с другими людьми. Необходимо говорить с ребенком правильно, не коверкая слова, терпеливо проговаривать сложные фразы, ласково поправлять произношение. Если словарный запас ребенка к началу 2 года жизни в среднем достигает порядка 10 слов, то к началу 3 года он увеличивается до 200 слов.

По мере взросления ребенка улучшается его физическая и нервно-психическая работоспособность, активнее развиваются условные рефлексы, а движения приобретают четкость и целенаправленность. Ребенок реже испытывает страх, а его эмоциональное восприятие становится более совершенным, чем раньше.

Малыш способен уже по интонации и выражению лица определить эмоции другого человека. Из-за своей любознательности малыш легче идет на контакт с чужими людьми, что стоит учитывать при беседах с малышом о мерах безопасности.

Любознательный малыш

Основные знания для ребенка возрастом до 3 лет

В течение первых трех лет жизни ребенка родители должны дать ему следующий набор знаний и навыков:

  1. Умение бескорыстно заботиться о ближних, помогать и сострадать им.
  2. Умение осознавать и признавать свои ошибки, просить прощения.
  3. Культурность и вежливость в общении с другими людьми, коммуникабельность.
  4. Аккуратность, заботу о личной гигиене.
  5. Понятие об элементарных мерах безопасности. Доведение многих действий до автоматизма.
  6. Умение различать свое и чужое, уважение этого права.
  7. Умение делиться.
  8. Умение ценить, беречь вещи — игрушки, одежду.
  9. Стремление довести начатое до логического конца, умение просить посторонней помощи при возникновении трудностей.

Полезное видео

”Нельзя” для ребенка от 1 до 3 лет: как правильно

Как устанавливать запреты и ограничения для маленьких детей

Екатерина Бурмистрова детский и семейный психолог, психотерапевт, мама 11 детей, автор книг, проводит вебинары для родителей

Воспитывая ребенка, которому больше года и меньше трех лет, помните, что обойтись без слова «нельзя» вам не удастся. Да и пробовать не стоит. Человеку в этом возрасте для нормального развития просто необходимы ограничения.

Первые запреты

Прежде всего до сознания малыша следует довести те запреты, которые связаны с причинением боли другим и себе самому. Делать больно нельзя — данную истину нужно объяснять не только словами, но и действиями примерно с шести-семи месяцев, когда у ребенка прорезаются первые зубки. И он этими зубками пробует кусать то, что больше всего любит, то есть материнскую грудь.

Задача мамы вовсе не в том, чтобы стоически сносить боль, а в том, чтобы установить границы дозволенного: до трех лет малыш делает много такого, что не следует терпеть. Золотое правило для родителей — постараться предугадать те ситуации, в которых ребенок будет вести себя неправильно. Например, стоит понаблюдать за выражением лица вашего ребенка перед тем, как он собирается прикусить грудь. И убирать ее изо рта малыша до укуса. Наблюдательность — ценнейшее качество для родителей маленького проказника. Многие вещи проще предугадать и предотвратить, чем потом иметь дело с их последствиями.

Примерно в шесть-восемь месяцев малыш изо всех сил лупит маму по щекам, желая показать, как сильно он ее любит. В данном случае задача мамы (а такое поведение чаще всего адресовано именно маме, а не папе) показать, что люди так себя не ведут. Нужно не избыточное терпение, а простое разграничение, что люди делают, а что нет. Ведь малыш неумело вступает в физический контакт, пытаясь выразить свой восторг и симпатию. А умение проявлять свои чувства очень пригодится ему в жизни.

Продемонстрируйте ребенку, как дотрагиваться до мамы так, чтобы ей было приятно. В лексикон малыша прочно должны войти слова и словосочетания «гладить», «прикасаться одним пальчиком», «осторожно трогать». Хорошая тренировка — гладить домашних животных или старших братьев и сестер. Чтобы научиться этому, потребуется несколько дней или недель. Зато потом навык не исчезнет и очень пригодится, когда настанет время игр в песочнице.

Сначала «нельзя», потом «можно»

Малыши отличаются большой исследовательской активностью, но малый жизненный опыт не позволяет им предугадывать последствия собственных действий, которые часто небезопасны. Поэтому запреты должны защитить ребенка от него самого. Помните, что правила проникают в сознание извне: то, что сначала было внешним запретом, со временем становится запретом внутренним.

Сначала — почти весь второй год жизни — роль ограничителя выполняет мама или другой взрослый, который смотрит за малышом. Ребенок, желая делать то, что нельзя, смотрит на мамину реакцию и часто поступает вопреки. Потом постепенно научается говорить себе «нельзя», а затем спрашивать: «Можно?». Так что сначала появляются «нельзя», а потом уже «можно».

Плохо, если запретов слишком много. Чересчур много «нет» или «да» наносит вред самодисциплине ребенка. Важно создать позитивную обстановку. Для того чтобы «нельзя» были слышны, они должны звучать редко. Если малыш постоянно слышит одни «нельзя» (этим иногда грешат тревожные люди, особенно бабушки и неквалифицированные няни), он просто не будет на них реагировать.

Избыточные запреты становятся своеобразным звуковым фоном — такова особенность человеческого восприятия. Как соль добавляется в пищу — ровно столько, сколько нужно, чтобы было вкусно, — так и «нельзя» в небольших количествах дополняет жизнь.

Запреты в идеале не ограничивают свободу действий, а развивают личность. Ограничения должны защищать маленького исследователя, позволяя ему эффективнее действовать внутри отведенных рамок. Границы придают ребенку ощущение надежности и уверенности в себе. Существуют исследования, доказывающие, что дети, родители которых ничего им не запрещают, вырастают гораздо более нервными и агрессивными. Границы становятся препятствием к осуществлению задуманного, но для начала лучше столкнуться с ними дома, а потом уже вывести их вовне. Годовалые и особенно двухлетние дети хотят ограничений, так как окружающий мир страшит их.

До определенного возраста младенец согласен со всем, что бы вы ему ни предложили. Поэтому не думайте, что запрещать придется постоянно. Если запреты будут грамотно и вовремя введены, то ребенок быстро осознает и запомнит их, ведь дети очень обучаемы.

Если же ваша совместная жизнь напоминает позиционную войну, то стоит задуматься, почему так происходит. Ведь стойкое сопротивление любому маминому запрету нормально только в кризисные периоды, а они длятся недолго. Скорее всего, вы слишком часто говорите «нет», поэтому и в ответ слышите то же.

Как вводить запреты и ограничения

Первые девять месяцев не вводите никаких ограничений. Только с девяти месяцев до одиннадцати начните переключать внимание ребенка, постепенно подводя его к нарушению его планов и введению запретов.

Почти никакие запреты малыш не может усвоить с первого раза. Их смысл часто превосходит возможности его понимания. Он не понимает, поэтому активно сопротивляется. Задача мамы через ежедневное, а иногда и ежечасное повторение схожих ситуаций показать, к каким последствиям приводит нарушение запрета.

Если нет опасности для жизни и здоровья людей, дайте ребенку возможность поступить по-своему и посмотреть, что получится. Поскольку маленькие дети очень активны, возможностей что-то испробовать на собственном опыте предостаточно. Пусть дети совершают ошибки (например, проливают сок или роняют еду).

Помните, что любое слово теряет свой смысл при частом употреблении. Поэтому надо подбирать синонимы слову «нет»: например, «это не для Маши» (и описание безопасной альтернативы), «остановись», «так не делают».

Дети тоже иногда говорят «нет». Не принимайте это «нет» на свой счет: это не открытое неповиновение или непризнание вашего родительского авторитета, а незрелое проявление самостоятельности и желание подражать маме. Редкий ребенок в два с половиной — три года не попробует сказать: «А я тебе тоже не разрешаю! А я тебя тоже накажу!».

Родительский ответ в таком случае должен быть очень спокойным и правильным. Примерно таким: «Вот вырастешь большой, родятся у тебя дети, и ты станешь им что-то запрещать или даже наказывать. Но я твоя мама, а ты мой ребенок. Дети не могут наказывать родителей». И произнесено это должно быть очень уверенно, с большой внутренней силой. Не как личное мнение, а как закон, который существует в мире.

Очень важно, запрещая, не озлобляться. Запрещать, так же как и наказывать, можно только со спокойным сердцем. Раздражение или злость в голосе родителя играют роль шумовой помехи и мешают ребенку воспринять суть запрета.

Особенности воспитания ребенка от 1 до 3 лет

В статье раскрыты ключевые особенности воспитания ребенка от 1 года до 3 лет. Описаны психологические и физические изменения ребенка на этом этапе развития, а также основные знания и навыки, которые следует привить малышу в процессе его воспитания.

Особенности воспитания ребенка от 1 до 3 лет

Одним из самых ответственных жизненных моментов у взрослого человека является воспитание собственных детей, которое представляет собой сложный процесс с разнообразными методами и приемами, направленными на конкретного ребенка.

На протяжении первых трех лет жизни малыша у него отмечается становление характера и бурное физическое развитие, поэтому родителям важно найти правильный подход к своему чаду, а не угождать его желаниям.

Правильный подход к своему чаду

Основные изменения психологического и физического состояния ребенка

В возрасте 1-3 года дети приобретают много различных навыков, они подвижны, общительны, любознательны. В данном возрасте родителям нужно активно знакомить ребенка с окружающим миром при помощи игровых методов. Ребенок уже способен хорошо различать запахи, звуки, узнает знакомых людей. В этот период у малыша происходит формирование речи, что способствует также и становлению его личности.

Но стоит помнить, что развитие речи ребенка возможно только при непосредственном контакте с другими людьми. Необходимо говорить с ребенком правильно, не коверкая слова, терпеливо проговаривать сложные фразы, ласково поправлять произношение. Если словарный запас ребенка к началу 2 года жизни в среднем достигает порядка 10 слов, то к началу 3 года он увеличивается до 200 слов.

По мере взросления ребенка улучшается его физическая и нервно-психическая работоспособность, активнее развиваются условные рефлексы, а движения приобретают четкость и целенаправленность. Ребенок реже испытывает страх, а его эмоциональное восприятие становится более совершенным, чем раньше.

Малыш способен уже по интонации и выражению лица определить эмоции другого человека. Из-за своей любознательности малыш легче идет на контакт с чужими людьми, что стоит учитывать при беседах с малышом о мерах безопасности.

Любознательный малыш

Основные знания для ребенка возрастом до 3 лет

В течение первых трех лет жизни ребенка родители должны дать ему следующий набор знаний и навыков:

  1. Умение бескорыстно заботиться о ближних, помогать и сострадать им.
  2. Умение осознавать и признавать свои ошибки, просить прощения.
  3. Культурность и вежливость в общении с другими людьми, коммуникабельность.
  4. Аккуратность, заботу о личной гигиене.
  5. Понятие об элементарных мерах безопасности. Доведение многих действий до автоматизма.
  6. Умение различать свое и чужое, уважение этого права.
  7. Умение делиться.
  8. Умение ценить, беречь вещи — игрушки, одежду.
  9. Стремление довести начатое до логического конца, умение просить посторонней помощи при возникновении трудностей.

Полезное видео

Воспитание детей от 1 до 3 лет”

Главная задача курсов – передать дать слушателям полноценные знания о психологии детей. О закономерностях, особенностях, сложностях этого развития. Невозможно правильно выстроить отношения с тем, о ком мало знаешь, а о детях мы, к сожалению, знаем мало, часто судим их по своим (совершенно неподходящим) меркам. Материал курсов восполняет этот пробел, позволяет увидеть мир глазами ребенка, по настоящему осознать, различия между взрослым и маленьким человеком.

Не менее важная часть курса посвящена психологическим законам построения отношений. Этот материал подается на примере взаимодействия с детьми, но наиболее внимательные слушатели курсов замечают, что это универсальные законы, которые можно успешно использовать и с более старшими детьми, и со взрослыми людьми, и даже с самим собой.

Какие задачи помогает решить обучающий курс:

– легко понимать ребенка

– построить линию воспитания в соответствии с вашими личными ценностями и потребностями ребенка

– избежать неуверенности в общении с малышом

– не совершать типичных родительских ошибок

– создать для вашего ребенка комфортную и развивающую среду.

В программе много практических рекомендаций, подробно рассмотрены сложные моменты общения с малышом.

Кому интересен курс:

– родителям детей от 1 до 4 лет

– людям, работающим с маленькими детьми (няни, воспитатели младших групп)

– педагогам, работающим с детьми младшего возраста

Как организовано обучение:

Преимущество дистанционного курса – возможность обучаться дома, в любое удобное для вас время.

Вы получаете на адрес электронной почты лекцию в формате аудиозаписи, по результатам прослушивания проходите специальный проверочный тест, затем вам высылается следующая лекция. Курс состоит из 8 занятий.

В течение обучения вы имеете возможность задавать любые интересующие вас вопросы автору курса на специальном Форуме.

В итоге прохождения курса вы получаете сертификат.

ЗАПИСАТЬСЯ НА КУРС “ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ”

Содержание курса:

1. Принципы общения с ребенком.

Принятие и правила – основа взаимодействия родителей с ребенком

– Что такое принятие и как показать ребенку, что вы принимаете и одобряете его

– Как правильно говорить ребенку «Нет»

– Как добиться того, чтобы правила, установленные вами, выполнялись

2. Особенности развития детей от 1 до 3-х лет.

– Как видят мир дети и что они чувствуют

– Как выстраивать общение с ребенком в соответствии с потребностями его возраста

3. Кризисы развития детей.

Кризис 1 года. Кризис 3-х лет.

– Что такое «кризисы развития», и можно ли их избежать

– Как правильно себя вести с ребенком в периоды кризисов

4. Острые углы: агрессия и истерики

– Что делать, если ребенок проявляет агрессию (дерется, кусается и т.д.)

– Как успокоить ребенка во время истерики, как предотвращать истерики

5. Острые углы: капризы и упрямство

– Как правильно поступать, если ребенок упрямится

– Как вести себя, если ребенок капризничает

6. Методы развития желательного поведения

– Как научить ребенка вести себя в соответствии с правилами, принятыми в обществе

7.Отлучение от груди, отдельный сон

– Подготовка и практика отлучения от груди

– Как научить ребенка спать в своей кровати

8. Дорога к горшку: как приучать ребенка к чистоплотности.

– Механизм контроля над естественными процессами у ребенка

– В какие сроки и какими методами действовать, приучая ребенка пользоваться горшком.

Вы можете прослушать только те занятия, которые Вас заинтересовали. Стоимость 1 урока составляет 800 руб. В стоимость входит лекция и все материалы по уроку, тест и (иногда) письменная работа с последующей оценкой и рецензией Автора Курса, а также возможность участвовать в обсуждениях Урока на Форуме курса или задавать вопросы напрямую Автору

Воспитание ребёнка от года до трёх лет

Психологи весьма обоснованно называют 2-3-летний возраст ребёнка переходным. В это время ещё сохраняются особенности поведения и привычки ранних периодов, однако всё более явными становятся новые умения. Малыш осваивает речь, учится ходить. Ребёнок постепенно начинает познавать окружающий мир. Такие особенности влекут некоторые изменения и в поведении малыша.

После 1 года ребёнок начинает вести себя очень активно. Он пытается осознать неизвестные и непонятные для него процессы, познакомиться с новыми вещами и предметами.

Однако наряду с желанием познать мир появляются также раздражительность, непослушание, упрямство, нежелание выполнять просьбы родителей.

Умение ходить и разговаривать даёт возможность малышу самому делать привычные задачи. Он чувствует себя самостоятельным. Эту самостоятельность он также пытается проявить по отношению к папе и маме.

Изменения в поведении малыша становятся проблемой для родителей. Мама и папа просто не знают, как правильно воспитывать ребёнка в 2 года. Однако основой гармоничного развития малыша является правильное поведение родителей в такой ситуации.

Основы воспитания ребёнка в 2-3 года включают в себя несколько ключевых моментов:

  • поддерживайте стремление ребёнка к самостоятельности: разрешайте ему делать то, что он может сделать без вашей помощи;
  • позаботьтесь о том, чтобы ребёнок проводил время со сверстниками и родственниками: общаясь с людьми, он имеет возможность познавать окружающий мир;
  • уделяйте внимание порывам и стремлениям малыша – принимайте участие в его знакомстве с окружающим миром;
  • учитывайте эмоции и мнение ребёнка, считайтесь с его чувствами;
  • ищите компромисс в любой конфликтной ситуации, не выражайте негативные эмоции в адрес малыша;
  • придерживайтесь последовательности в воспитании: мама и папа должны иметь единое мнение в решении вопросов с ребёнком;
  • будьте спокойны, если ваш ребёнок создаёт стрессовую ситуацию для вас: ваша реакция во многом определяет его поведение в будущем.

Если ребёнок капризничает, криками вопрос не решить. Унижение, оскорбление малыша не поможет в преодолении ситуации, а только усугубит её.

Проблема плохого поведения и капризов ребёнка в этом возрасте для многих родителей является актуальной. В таких условиях необходимо выработать определённую тактику разрешения ситуации.

Воспитание и развитие ребёнка в возрасте 3 лет требует от мамы и папы терпения и стойкости. Сохраняйте спокойствие и положительный настрой. Не идите на поводу у детских капризов и не впадайте в панику. Старайтесь решать проблему по-взрослому. Такое поведение родителей станет примером для маленького члена семьи.

Воспитание детей от 1 года до 3 лет

Психологи и педагоги считают возраст от 1-го года до 3-х лет периодом, требующим наибольшего внимания родителей. В это время происходит формирование сложных функций головного мозга, развитие подсознательной деятельности ребенка, формируется характер и поведение, появляются привычки. Детские врачи называют этот отрезок времени “период упущенных возможностей”, поскольку неправильно заложенные привычки, особенно вредные, и поведенческие характеристики, в будущем искоренить будет очень сложно.

Годовалый возраст характеризуется первыми различиями в психологическом развитии девочек и мальчиков. Для воспитания детей в этот период важна демонстрация правильной модели поведения взрослых и наличие полной семьи. Дети в этот период не могут самостоятельно формировать свое поведение и подражают людям, которые их окружают. Для девочек этого возраста характерно развитие социального мышления, а для мальчиков – абстрактного. В этом возрасте важно развивать мелкую моторику рук малыша. В этом вам помогут: детские конструкторы, лепка, рисование, кубики, пирамидки.

Начиная с двух лет, детки стремятся к самостоятельности, важно не пытаться сделать все за ребенка и дать ему чуточку свободы. Воспитание детей в этом возрасте требует создания соответственных условий для саморазвития ребенка. Важно оборудовать максимально безопасное пространство для малыша: спрятать розетки, обезопасить углы, убрать неустойчивые и опасные предметы. Можно приучить ребенка собирать свои игрушки, если предоставить ему для этого специальные корзины или мешки. Отдельная невысокая кровать, на которую малыш сможет забираться и легко спускаться с неё, также поможет чувствовать себя самостоятельным человечком.

Воспитание детей в возрасте от года до 3-х лет важно дополнять чтением. Читайте вслух, давайте малышу смотреть книги с яркими картинками, но не уделяйте этому слишком много времени, чтобы ребенок не утомлялся.

С возраста полутора-двух лет ребенок начинает сам проситься на горшок, но до 3-4-х лет не исключены маленькие неприятности. Ругать малыша не стоит и тем более заставлять садиться на горшок, если он этого не хочет. Приучение к горшку дело деликатное и неторопливое, требующее наблюдения за поведением ребенка.

Каждая семья, приняв решение о рождении ребенка, должна осознавать всю серьезность этого шага. Ребенок – это не игрушка, не дань традициям и не уступка настойчивым бабушкам и дедушкам, требующим внуков. Дети – это продолжение вас самих. Это огромная ответственность и самоотдача. Воспитание детей дело непростое, требующее терпения, любви и внимания.

Особенности воспитания ребенка от 1 года до 3 лет

В период от одного годика до трех лет в развитии ребенка происходят большие изменения. От внимания и умения родителей направить это развитие в нужном направлении во многом зависит дальнейшее формирование личности малыша.

В чем же заключаются основные особенности воспитания ребенка в возрасте от года до трех лет? На что родителям следует обратить особое внимание?

Давайте узнаем, что советуют специалисты.

Общие рекомендации

Одним из важных моментов в воспитании детей в этот период является то, что в этом возрасте в развитии девочек и мальчиков появляются психологические различия. В этот период очень важно, чтобы поведение взрослых в присутствии ребенка было правильным, а семья была полной, потому что дети формируют свое поведение, подражая взрослым, которые находятся рядом. У девочек в это время активнее происходит развитие социального мышления, а у мальчиков – абстрактного.

В период от 1 года до 3 лет нужно стараться вовлекать ребенка в занятия, развивающие мелкую моторику рук – лепка, рисование, игры с пирамидками, матрешками, занятия с несложными конструкторами. Может быть, на первых порах у малыша не все будет получаться, поэтому взрослым нужно обязательно помогать ребенку, быть терпеливыми и доброжелательными. Мелкая моторика рук благотворно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка, в частности – на развитии речи.

С детьми старше года нужно больше уделять времени чтению. Для этого нужно читать малышу вслух и давать разглядывать книжки с картинками. При подборе книг, нужно учитывать особенности возраста ребенка.

Подбирайте книги с большими яркими картинками, понятными для ребенка. Старайтесь следить, при этом, чтобы чтение не утомляло ребенка. Иначе малыш может вскоре утратить к чтению всякий интерес.

Приучение малыша к горшку

Обычно в полутора – двухлетнем возрасте дети начинают проситься на горшок сами. Но небольшие неприятности, бывает, случаются и до 3-х, 4-х летнего возраста. Не ругайте ребенка, если это произошло, не заставляйте его сидеть на горшке, тем более, если он противится. К горшку нужно приучать деликатно и мягко, при этом нужно следить за поведением малыша. Об этом более подробно вы можете прочитать в статье «Как приучить ребенка к горшку?».

Приучение малыша к опрятности и порядку

В возрасте 3 лет уже нужно приучать ребенка следить за своим внешним видом, одеждой, учить заправлять постель, складывать вещи, убирать игрушки. Нужно показать малышу в легкой игровой форме, как накрыть на стол и убрать за собой чашки и тарелки. Старайтесь приучать ребенка вешать одежду на вешалку, ставить обувь на место, а также самостоятельно застегивать и расстегивать молнии и пуговицы.

Обязательно постарайтесь приучить ребенка чистить зубы и умываться. У малыша должна быть специальная зубная щетка для детей и детская зубная паста с приятным вкусом.

Нужно показать, как правильно зубную щетку держать в руках и как пользоваться пастой. В этом случае вам не придется впоследствии тратить время на лечение кариеса молочных зубов.

Приучение ребенка к самостоятельности

Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно. Даже если вы очень торопитесь, запаситесь терпением и дайте ребенку самому обуться и одеться. Он поверит в свои силы и научится одеваться самостоятельно быстрее, если обувь и одежда будут просты в использовании, на них не будет лишних завязок и застежек. Приучайте малыша к самостоятельности.

К трем годам ребенок уже идентифицирует себя, как личность. Малыш осознает, что он – самостоятельный человек, поэтому появляются разные сложности в поведении, происходит формирование его характера. Начав ощущать себя самостоятельной личностью, в этом возрасте дети нередко начинают бунтовать, выказывая протест против родительских указаний. Если вы заметили, что ребенок не слушается, казалось бы, без особых на то причин, то это, возможно, как раз и есть тот самый протест маленького человечка, старающегося заявить о своей индивидуальности. На этом этапе родители должны быть особенно терпеливыми, логичными и последовательными в своих поступках и требованиях.

Старайтесь быть максимально внимательными и доброжелательными к своим малышам. Но не попустительствуйте детским прихотям, чтобы потом не ломать голову над вопросом Как справиться с детскими капризами?. Будьте в своих требованиях мягки, но настойчивы. Этим вы поможете задать ребенку верный вектор развития, что впоследствии окупится сторицей.

Воспитание ребенка от 1 до 3 лет

“Мама, мама, мамочка” – жалобно, протяжно, со слезами, ручки крохи тянутся к маме. Родительское сердце рвется на части, но мужественно мама говорит “пока, пока” и уходит на работу.

Тема ежедневного слезного расставания с ребенком близка и знакома каждому родителю, начинающего оставлять малыша в садике, каким бы распрекрасным он не был. Некоторые дети начинают капризничать еще дома и практически все начинают ныть при расставан.

Кто-нибудь заказывал проектор мультикубик? Расскажите мне пожалуйста отличие между Синемудом и мультикубиком.
Хотим купить в подарок детям.
Заранее спасибо за ответ.

Однажды, я уже рассказывала, как мои мечты о сыне и его плавании в бассейны разбились о скалы реальности. Но я не сдаюсь)) И продолжаю поиски того вида спорта, который может моему ребенку понравиться.
Пару месяцев назад, воодушевившись разными видео и отчасти рекламой, купила сыну беговел. Выбирала долго и тщательно, оставив свой выбор на самом маленьким варианте Puky , так как ростик у нас не велик.
И вот снова… в 1,7 месяцев мой сын не очень обрадовался этому чуду-юду, и до сих пор не желает на нем кат.

Мамочки, чем отвлечь малыша , когда срочно нужно что-то сделать вот прям сию же минуту? К примеру, вы дома работаете, а ребенок в сад-школу не пошел по какой-то причине. Или например, срочно нужно посуду помыть или тесто замесить. У каждого из нас разное «надо».
Мне в голову приходят мультики, но когда они и так круглосуточно работают, то в ситуации- срочно надо, мультики не помогут, что касается еды или вкусняшек, ребенок тоже может не захотеть. А выполнить что-то требуется незамедлительно.
Т.

Когда нужно начинать заниматься спортом с детьми?
Когда я ходила беременная думала, что буду со своим малышом заниматься спортом . Кроме положенной гимнастики на малышей, я планировала чуть ли не сразу после выхода из роддома отправиться в бассейн. Все-таки яжмать!)) но мечта разбилась о скалы реальности.
И в бассейн мы попали только на днях, в 1 год 9 месяцев)) И реакция ребенка, который обожает плавать была, мало сказать, неожиданной. Мой малыш плакал и кричал, и всеми силами давал понять , что в воду о.

О, кажется и к нам пришел тот самый капризный возраст и непослушание) И да, вроде бы так и должно быть и многие через это проходят, но как же это раздражает, не правда ли? (да, я ищу в ваших словах поддержки и понимания)

Нам почти 1,9 и все нам очень интересно, и это даже похвально)) И так и должно быть, если мой ребенок чем-то интересуется, это даже хорошо он же развивается)) – так обычно я себя успокаиваю, когда мой любимый малыш превращается из послушного малыша идущего со мной за ручку.

Итак, кажется, мы проходим по очереди в этом году в ясельную группу с 2лет. (Конечно, окончательные результаты будут 11-12 апреля, но все же в очереди мы 4) Чему я оооочень рада, потому что я невероятно хочу на работу, я хочу отдохнуть от этих бесконечных домашних дел, от однотонности и рутины.
Да, этого хочу Я, а не ребенок мой хочет в детский сад. Кто-то может меня осудить и со свей стороны, вы будете правы, многие говорят, что малыш нуждается в тесном контакте с мамой до 3 лет, но я счиатю, что когда мама ура.

Маме Егорки (2 лет) нужно отлучиться на пару часов по важным делам.
Она просит бабушку, чтобы та посидела с внуком.
Егорка редко расстается с мамой, разлука для него испытание.
Мама готовит его к этому заранее.
– Ты останешься с бабушкой, будешь играть в машинки, бабушка почитает тебе сказку, а я уйду по делам.
Мальчик начинает плакать, цепляться за мамину юбку, говорит «Нет, нет, не уходи. Не хочу бабушку».
Бабушка злится, говорит – «Почему ты не .

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: