Воспитание и развитие детей с рождения до 1 года: психология младенческого и раннего возраста

Воспитание и развитие детей с рождения до 1 года: психология младенческого и раннего возраста

Воспитание и развитие детей с рождения до 1 года: психология младенческого и раннего возраста

Молодым родителям следует начинать воспитывать новорожденного с первого месяца его жизни. Об этом даже есть старинная притча – воспитывать дитя надо еще тогда, когда оно «лежит не вдоль лавки, а поперек». Каковы особенности раннего формирования привычек малыша? От 0 до 1 года малышу можно привить многие полезные навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Воспитание новорожденного ребенка правильно будет начать с первых дней. Не стоит недооценивать важность этого самого трудного и самого главного периода – именно в первые месяцы жизни закладывается будущий характер крохи, манеры его поведения и отношение к правилам гигиены.

Физическое воспитание малышей

Для своего полноценного роста и профилактики простудных заболеваний кроха должен с первых дней получать закаливающие процедуры. Для этого можно, обтерев тельце и личико ребенка куском мокрой ваты, оставить его на несколько минут голеньким. В теплое время года можно устраивать малютке воздушные ванны 2-3 раза в день и продлевать их продолжительность до получаса.

Пока малыш лежит голеньким на пеленальном столике, приучайте его к гимнастике и массажу. Как массажировать грудного ребенка? Рассмотрим несколько простейших приемов:

  1. Поглаживание. Таким приемом начинайте массаж, им же и заканчивайте. С конца первого месяца нежными скользящими движениями рук поглаживайте тельце малыша в направлении от периферии к центру (ножки – от стоп к ягодичкам, ручки – от кистей к плечикам), спинку и животик – круговыми движениями по часовой стрелке. Незатейливое действие расслабит и успокоит ребеночка первого-второго месяца жизни.
  2. Поколачивание. Прием не рекомендуется худеньким детишкам. Легонько поколачивайте ребром ладони все мягкие местечки на тельце крохи: верхнюю часть ножек, попку, спинку.
  3. Растирание. Начиная с 4-го месяца одними кончиками пальцев растирайте кожицу и мышцы грудничка. Растирание мышц приводит их в тонус, побуждает к работе и развитию.
  4. Разминание. Легкими надавливающими движениями помассируйте все крупные мышцы малыша – от этого к ним усилится приток крови и кислорода. Прием рекомендуется деткам с 3-месячного возраста.

Нужно ли брать ребенка на руки, если он плачет?

Маленькому человечку очень трудно и страшно жить на свете свой первый месяц. Все что он умеет – плачем привлечь к себе внимание. Так он просит о помощи. Часто неопытные родители теряются и не знают, что им делать, когда малыш заходится плачем. Что младенец хочет сказать, о чем попросить, на что пожаловаться? Спустя некоторое время заботливые мамы уже умеют по характеру детского плача определять, голоден ли ребенок, мокрый ли, или у него что-то болит.

Иногда между родителями разгораются споры о том, брать или не брать малыша на руки, успокаивать или нет, если он плачет. Некоторые из них считают, что не нужно подходить к плачущему ребенку, что от этого он разбалуется и потом вообще с рук не слезет – нужно подождать какое-то время, пока малыш сам успокоится.

Какое же материнское сердце это выдержит? Родители, придерживающиеся современных методов воспитания детей раннего возраста, убеждены в том, что они должны все силы приложить для спокойствия ребенка. Просто подойдите и возьмите дитятко на руки. Особенности психологии ребенка до года состоят в том, что ребенок должен чувствовать материнское тепло и защиту, знать, что он не один в этом новом для него мире, его никогда не бросят на произвол судьбы (рекомендуем прочитать: здоровое и гармоничное развитие ребенка в 1,5 года).

Как воспитывать в ребенке самостоятельность?

Многие малыши грудного возраста категорически не желают отпускать от себя маму даже на ночь, просятся на руки, плачут и успокаиваются только тогда, когда она берет кроху к себе в постель. В этом вопросе всех родителей можно разделить на 2 лагеря:

  1. Сторонники традиционных методов воспитания ребенка до 1 года считают, что малыша как можно раньше нужно приучать к самостоятельности. У годовалого малыша точно должна быть отдельная комната, где он один спит в своей кроватке, а если ему скучно, он должен уметь самостоятельно играть и развлекаться. Так ребенок раньше станет самостоятельным. Тем не менее, подход не пойдет на пользу душевому состоянию самого маленького члена семьи. Взрослым он будет почти всю жизнь, а ребенком – лишь несколько лет, так дайте же ему сполна насладиться детством, почувствовать родительскую любовь и заботу.
  2. Родители, которые практикуют современное воспитание детей до года, стараются находиться около малыша по возможности дольше. Они берут его к себе в кровать, спят с ним вместе, много с ним играют. Если малютка плачет по какой-либо причине, они сразу берут его на руки, успокаивают.

Какой подход для развития своего ребенка вы бы ни выбрали, во всем нужно соблюдать разумный предел. Нельзя допускать, чтобы грудничок часами плакал – это может серьезно травмировать детскую психику. Ребенок не должен чувствовать себя заброшенным и одиноким. Если ему страшно одному – возьмите его к себе в постель, а когда заснет, осторожно переложите в кроватку.

Как воспитывать детей до 1 года по Комаровскому?

Существует множество методик воспитания маленьких детей. Врачами, педагогами и психологами со всего мира разработаны разные методы: одни специалисты считают, что ребенка уже на первом году жизни можно учить читать и считать, другие – что в каждом ребенке заложены музыкальные способности и он может их развивать чуть ли не с рождения. Третьи рекомендуют как можно раньше выявить склонность малыша к какой-либо деятельности, обеспечить его нужной информацией и помогать его развитию в выбранном направлении.

Что же говорит о воспитании маленьких детей до 1 года добрый доктор Комаровский? Этот авторитетный детский врач в своих трудах по психологии раннего возраста подчеркивает, что воспитание ребенка до года должно происходить в здоровой эмоциональной атмосфере. Если малыш с рождения видит, что родители любят и уважают друг друга и остальных членов семьи, всегда готовы помочь друг другу, в семье царит доброжелательность и понимание, то он будет копировать манеру их поведения и расти психически здоровым уравновешенным человеком.

Если же дома гнетущая тяжелая обстановка, ребенок ежедневно слышит грубые окрики и ругань, папа пьет или, боже упаси, бьет маму – о каком нормальном развитии здоровой психики маленького человечка может идти речь? Дети, растущие в таких семьях, часто страдают аномалиями психического и физического развития, неадекватным поведением, нервными расстройствами.

Также Комаровский утверждает: помимо здоровой психологической обстановки в семье, для раннего развития крохи много значит:

  • соблюдение режима сна и прогулок;
  • гигиена помещения и окружающей обстановки – оптимальная температура воздуха в детской комнате – 18-22 градуса, влажность – 60-70%;
  • закаливание детского организма – солнечные и воздушные ванны, ежевечернее купание не в маленькой детской ванночке, а в большой взрослой.

Годовалому ребенку предлагайте возможность выбора блюд, которые он будет кушать, или места, куда с ним пойти гулять.

Развитие и воспитание детей младенческого и раннего возраста. Особенности развития и воспитания детей 3-го года жизни. Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.. Младенческий возраст –

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Развитие и воспитание

детей младенческого и раннего возраста.

Особенности развития и воспитания детей 3-го года жизни.

Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов..

Младенческий возраст – это период от рождения до года. В младенческом возрасте прежде всего необходимо обеспечить ребенку общение с взрослым, полноценное вскармливание и достаточный гигиенический уход.

Особенно необходимо для младенца состояние эмоционального благополучия. Дефицит эмоциональных контактов со взрослым может привести к задержкам развития уже в первые месяцы жизни, потому что оно невозможно без непосредственного участия взрослого человека. Именно взрослый создает все условия для нормального психофизического развития. Эмоциональное, непосредственное общение — ведущий тип деятельности в этом возрасте.

К первым признакам социального общения ребенка относится возникновение осмысленной улыбки, а немного позже – «комплекса оживления» (специфического проявления эмоциональных реакций).

Основные задачи развития общения детей младенческого возраста с взрослыми:

1. Способствовать возникновению чувства привязанности и доверия к взрослым, которые заботятся о ребенке.

2. Удовлетворять потребность ребенка в доброжелательном отношении.

3. Способствовать развитию интереса младенца к окружающему его миру и самому себе.

Взрослый для ребенка – источник радости, дающий чувство защищенности. Необходимо разговаривать с ребенком, называть предметы и явления Важно также в различных ситуациях «озвучить» чувства самого ребенка и показать, что взрослый готов их разделить. Пестушки, потешки, прибаутки, поговорки обогащают звуковую и речевую среду, развивают интонационный слух, чувствительность к звучанию поэтического слова, помогают освоить речь.

В младенческом возрасте ребенок интенсивно растет и развивается. Формируется двигательная активность и сенсомоторная координация. Задачи физического развития:

1. Развивать движения, сенсомоторную активность, обеспечивающие перемещения в пространстве.

2. Содействовать формированию действий с предметами.

Познавательное развитие в младенческом возрасте начинается задолго до овладения речью. Интеллект формируется на основе действий ребенка с предметами и, главным образом, в совместной со взрослым деятельности. Задачи познавательного развития:

1. Привлекать внимание ребенка к предметам-игрушкам, побуждать его обследовать их, экспериментировать с ними (стучать, трясти, катать, поворачивать).

2. Развивать пассивную и активную речь ребенка.

3. Способствовать развитию действий с предметами на основе словесных указаний взрослого.

Развитие ребенка 1-го года жизни в сравнении с развитием детей более старшего возраста происходит быстро. Обеспечение своевременного физического и нервно-психического развития каждого ребенка является первой и основной задачей воспитания детей 1-го года жизни, что возможно только при создании определенных условий и если ребенок получает необходимые воздействия со стороны взрослых и достаточное количество впечатлений из окружающей среды.

Возраст ребенка до трех лет называется ранним. Это время, когда ребенок активно изучает мир, пытается познакомиться и познать все новое. Главным видом деятельности в этот период является игра. Именно игровая деятельность способствует изучению новых слов и навыков использования предметов. Сначала ребенок получает удовольствие от манипулирования предметами в игре, а со временем добавляется сюжет.

Второй год жизни характеризуется тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами.

Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Речь становится средством общения. Большое значение имеет развитие способности к подражанию. Благодаря этому увеличивается активный словарь детей, они начинают воспроизводить в игре действия, которые видят. К концу года формируется сюжетно-отобразительная игра. Развиваются элементы наглядно-действенного мышления. Проявляется отзывчивость на музыку и художественное слово. Малыши усваивают некоторые правила поведения, охотно выполняют поручения взрослого, обращаются к нему по своей инициативе. Дети становятся самостоятельнее в самообслуживании, что высвобождает больше времени для игр. Появляются простейшие взаимоотношения со сверстниками, интерес к их деятельности. Появляются элементы совместной деятельности.

Характеристика возраста ребенка третьего года жизни определяется тем, что было заложено на первом и втором годах в процессе развития и воспитания ребенка. На третьем году жизни ребенок становится более выносливым, так как совершенствуется деятельность всех его органов.

Совершенствуется ходьба: ребенок по сигналу взрослого может изменить направление и ритм ходьбы, увеличивается длина шага, но остаются несогласованными движения рук и ног. Ребенок уже может кататься на трехколесном велосипеде, приплясывать, подпрыгивать на двух ногах, уверенно лазать, подлезать, бросать мяч вперед и вниз, держа его двумя руками над головой или перед грудью. Совершенствуется мелкая моторика: ребенок почти самостоятельно может раздеться, одеться и развязать ботинки.

Лучше развиваются тормозные процессы — ребенок умеет подождать, легче адаптируется к новым условиям. Но по-прежнему недостаточно развита подвижность нервных процессов — плохо реагирует на запреты, ему трудно переключиться с одного вида деятельности на другой. Психическое развитие ребенка третьего года жизни характеризуется следующим состоянием основных психических процессов. Восприятие является доминирующей функцией со­знания. Этот период является начальным этапом сензитивного периода для развития предметного восприятия. Восприятие становится тоньше, дифференцировка лучше: ребенок узнает голоса и различает звуки на слух, ориентируется в физических свойствах предметов (цвет, форма, величина), в числовых и пространственных представлениях (много-мало, далеко-близко).

У ребенка развивается память — может вспомнить, что было в прошлом году. Он воспроизводит в играх действия взрослых, по частям узнает предмет.

Внимание становится более устойчивым. Ребенок может заниматься одним делом 15-20 минут. Совершенствуется способность переключать и распределять свое внима­ние. Взрослый может фокусировать внимание ребенка.

Под влиянием восприятия продолжает развиваться мышление. На третьем году жизни оно из наглядно-действенного становится наглядно-образным.

В 3 года у ребенка появляются элементы причинно-следственного мышления. Следовательно, у него начинают появляться представления о причинно-следственных связях (стул упал, так как у него нет одной ножки). В процессе развития речи развивается и мышление ребенка. Если на втором году жизни речь была средством общения со взрослым, то на третьем году жизни — и с детьми, то есть происходит расширение функ­ций речи.

Развивается способность к обобщениям, формируются элементарные представления о явлениях природы, общественной жизни, труде взрослых, о пространственных отношениях, о назначении предметов. Ребенок понимает устный рассказ взрослого без показа игрушки или картинки.

Одной из ведущих линий развития на 3-м году жизни является речь. На третьем году жизни расширяется пассивный и активный словарь. Активный словарь к двум годам — 200-300 слов, к трем годам — 1200-1500 слов. Ребенок начинает говорить сложными предложениями, происходит грамматизация слов, улучшается дикция, появляются вопросы: «зачем?», «почему?», «когда?».

Игровая деятельность на третьем году сложнее и разнообразнее. Ребенок играет с сюжетными и дидактическими игрушками, рассматривает картинки, наблюдает за окружающим миром, целенаправленно двигается с мячами, выполняет простые просьбы взрослого. Большое место в жизни ребенка занимает сюжетная игра. В 2 года — в 2 года 6 месяцев преобладают сюжетно-отобразительные игры. В 3 года изменяется содержание игры — дети производят в игре последовательные, взаимосвязанные действия. В игре начинают отражаться социальные отношения (ласковое обращение с кук­лой или наказание ее).

Завершается ранний период – кризисом трех лет, где ребенок отделяет себя от взрослых и говорит: « Я сам»».

Воспитательно-образовательный процесс в ДО строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальном развитии всех специфических детских видов деятельности и, в первую очередь, игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.

Vospitanie detey

Особенности развития детей в период младенчества. Развитие мышления, речи, эмоциональной сферы, особенности поведения.

Материнская депривация: как развивается ребенок в первый год без мамы с няней (Часть 2)

Рождение детей — большое счастье для всей семьи. Но, к сожалению, в некоторых семьях мама в силу каких-то причин, самостоятельно не может осуществлять уход за ребенком и поручает младенца няне. Почему не нужно приглашать няню, а необходимо маме самой ухаживать за ребенком, особенно в первый год жизни малыша, — расскажем в статье.

Сироты при живой матери. Как развиваются дети в условиях материнской депривации (Часть 1)

Рождение малыша — ответственный шаг в жизни каждого человека и для семьи. Но почему-то в некоторых семьях мамы отказываются от детей еще в роддоме. Что происходит с ребенком, и как развиваются дети, если мамы нет рядом — тема данной статьи.

Гармоничное развитие новорожденного ребенка

Для гармоничного развития новорожденного ребенка и формирования здоровой психики, опираясь на психическое состояние малыша и материнский уход, психологи выделяют следующие условия.

Новорожденному ребенку необходимо:

  • Значимое окружение, обеспечивающее новорожденному качественный уход, удовлетворение потребностей и развитие ребенка.
  • Чадящая адаптация малыша к новым условиям и формирование благоприятного впечатления о внешнем мире.
  • Правильный уход и кормление новорожденного.

Роль матери в развитии психики ребенка

Роль матери в развитии психики новорожденного ребенка огромна, разберем ее важные основы.

Позитивное отношение малыша к внешнему миру и правильное развитие новорожденного в семье — составляют основу психического здоровья ребенка.

Купание малыша

Купание ребенка необходимая и приятная процедура для малыша, проводится начиная с первых месяцев, и вызывает много вопросов у родителей. Купание малыша имеет свои особенности. Как правильно искупать ребенка, и что нужно для этого подготовить, разберем в данной статье.

Малыш дома: приятные хлопоты и первые проблемы

И вот ребенок дома. Первые радостные минутки наедине со своим крохой. Как правильно обустроить детскую комнату. Кишечная колика — первые проблемы с которыми можно столкнуться в первые три месяца. На что обратить внимание при недуге, и как помочь ребенку, вы узнаете из этой статьи.

Кризис первого года жизни ребенка

Кризис первого года жизни ребенка возникает между младенческим возрастом, от рождения до 1 года, и ранним детством, от 1 года до 3-х лет.

Характеристика кризисного периода

Психологическое развитие ребенка в течение первого года жизни приводит к тому, что его мышление изменяется, развивается восприятие. Ребенок научается устанавливать эмоциональные контакты со взрослыми, появляются собственные мотивы поведения. Психологическое развитие ребенка способствует тому, что ребенок переходит на новый уровень своего развития, социальная ситуация развития ребенка меняется.
Читать далее Кризис первого года жизни ребенка →

Основные психологические новообразования младенческого возраста

Основным психологическим новообразованием младенческого возраста является хватание и ходьба.

Произвольное хватание у детей

Многие родители задаются вопросом к какому возрасту у ребенка формируется хватание. В 5 месяцев у ребенка происходит этот переломный момент, связанный с возникновением акта хватания.

Психическое развитие годовалого ребенка

Развитие годовалого ребенка происходит следующим образом: развивается сенсорика, к концу младенчества формируются почти все виды восприятия, формируются почти все виды памяти, развивается мышление и речь.

Развитие сенсорики у ребенка 1 года

Совершенствуется зрительная сосредоточенность на объекте, к 3 месяцам ребенок может сосредоточиться на 7-8 минут.

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность младенца

Реакция ребенка в виде улыбки на приближение мамы говорит о том, что социальная ситуация развития малыша уже сложилась. Эта ситуация «мы» — связь взрослого и ребенка. Ребенок полностью зависит от взрослого, вся его жизнь и деятельность не может происходить самостоятельно.

Разрешение ситуации «мы»

Ребенок остро нуждается в помощи и заботе взрослого, речь не о комфорте, а в осуществлении обычных человеческих потребностей. Неразрывное соединение ребенка и взрослого содержит в себе противоречие: ребенок нуждается во взрослом, но в то же время не может донести ему свои нужды, направить родительскую заботу в нужное для него русло.
Читать далее Социальная ситуация развития и ведущая деятельность младенца →

Воспитание и развитие детей раннего возраста

Марина Червякова
Воспитание и развитие детей раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году, усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. В активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10-12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200-300, а к трем – до 1500 слов.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма – низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии – они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.

В раннем возрасте дети отличаются большой неустойчивостью эмоционального состояния: казалось бы, по ничтожной причине часто плачут и долго не могут успокоиться; и наоборот, не успевают высохнуть слезы, как на смену им появляется улыбка. При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п.

Условные, т. е. приобретаемые в процессе жизни, рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней. Так, характерный условный рефлекс, который можно наблюдать у ребенка второй недели жизни, – сосательный – на положение для кормления. Раннее образование условных рефлексов является убедительным, физиологически обоснованным доказательством необходимости правильного воспитания детей с первых дней жизни.

Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время, активно бодрствовать, так и нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т. п.). Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,.

«Смотрит солнышко в окошко». Сенсорное воспитание детей раннего возраста Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, вступивший в силу 1 января 2014 года, представляет определенные направления развития.

Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста в процессе формирования навыков самообслуживания Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Экологическое воспитание детей раннего возраста средствами фольклора Экологическое воспитание и образование всего населения (от маленьких детей до взрослых, проходящих повышение квалификации)- это необходимость.

Фотоотчёт «Экологическое воспитание детей в группе раннего возраста» «Мы научились летать по небу, как птицы. Плавать под водой, как рыбы. Осталось научиться жить на земле, как люди» – Бернард Шоу. За долгие.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

Реферат «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» Реферат «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» Выполнила: Стимаева Елена Николаевна, воспитатель первой кваликафиционной категории.

Презентация «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста Требования программы по сенсорному воспитанию с 1,6 до 2-х лет: ориентироваться в 3-4 цветах, некоторые называть, подбирать по образцу.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не.

Психология раннего развития

Периоды раннего детства: новорожденность, младенчество, ранний возраст.

Периоды раннего детства.

Раннее детство — один из самых динамичных этапов в развитии ребенка, изменения происходят с такой скоростью, что иногда за ними трудно уследить.

В раннем детстве выделяют несколько периодов: новорожденность, младенчество, ранний возраст

Период новорожденности

Период новорожденности — длится от рождения до двух месяцев. Главное, что происходит в этот период, — адаптация всех систем организма новорожденного ребенка к окружающему миру. Психоаналитики, вслед за 3. Фрейдом, сам факт рождения называют кризисным, первой травмой, которую переживает ребенок. Рождение — это, безусловно, кризис, переход от внутриутробного к внеутробному состоянию, когда многие физиологические системы организма ребенка вынуждены перестраиваться или начинать функционировать заново. Акт рождения — это переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Вступают в действие другие виды физиологической регуляции поведения. Сам ребенок еще не готов справляться с подобными трудностями в одиночку, и если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов ребенок, скорее всего, погиб бы.

Кризис новорожденности — промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума и т.д.

Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. В ходе человеческого развития практически исчезли инстинктивные функциональные системы, поэтому у человеческого детеныша-ребенка все складывается при жизни. С одной стороны, ребенок рождается неприспособленным к окружающему, а с другой — у него имеются гигантские возможности такого приспособления. Природа, лишив человека при рождении инстинктивных форм поведения, обеспечила ему тем самым просторы для приобретения новых форм поведения, адаптации, приспособления к миру и развития.

Младенчество.

После окончания периода новорожденности ребенок вступает в следующий период — младенчество, оно длится от двух месяцев

до года и заканчивается кризисом одного года. Этот период, по сравнению с периодом новорожденного, можно охарактеризовать как стабильный. Ведущая деятельность этого периода — это непосредственное эмоциональное общение (по Д. Б. Эльконину), или ситуативно-личностное общение (по М. И. Лисиной). Взрослый по-прежнему, как и в период новорожденного, играет главную роль в жизни ребенка.

Основное содержание общения в этот период — это обмен между взрослым и ребенком выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия/неудовольствия. Кроме того, важно продолжать поддерживать с ребенком тесный телесный контакт — гладить, обнимать, брать на руки — все эти действия взрослого стимулируют развитие ребенка.

Недостаточность общения взрослого с ребенком может приводить в этот период к многократно описанному в науке феномену госпитализма. Это явление впервые было обнаружено, когда попытались начадить организованное воспитание детей младенческого и раннего возраста в приютах. При хорошем уходе и кормлении, но отсутствии общения процент смертности среди младенцев был очень высок, дети встречали взрослых испуганным визгом, а к двум годам совершенно теряли активность и интерес к окружающему и предпочитали молча лежать в кроватках.

Изучение феномена госпитализма позволило отечественным психологам создать научные основы воспитания детей в общественных учреждениях, где персонал целенаправленно общается с детьми с первых дней жизни. Общение и телесный контакт с ребенком в период новорожденного и младенчества является жизненно важным для ребенка.

Наиболее значимым взрослым с точки зрения организации ведущей деятельности ребенка младенческого возраста — ситуативно-личностного общения — является мать. Ребенок особо узнает и выделяет ее из ряда других взрослых, позже, к 6-8 месяцам, он начинает различать и более широкий круг знакомых — своих и чужих. Здоровый ребенок при приближении матери демонстрирует “комплекс оживления” — он улыбается, издает звуки, активно двигает ручками и ножками, комплекс оживления постепенно исчезает к концу первого года, сменяясь более зрелыми формами общения с взрослыми.

Во втором полугодии жизни, примерно с 6 месяцев, ребенок начинает испытывать нужду в сотрудничестве с взрослым, чтобы достичь желаемого при ограниченных еще физических возможностях. Общение приобретает форму ситуативно-делового (по М. И. Лисиной), когда ребенок целенаправленно пытается вступить в контакт с взрослым в конкретной ситуации для достижения цели, например, достать интересующую его игрушку. Постепенно гуление (певучее произнесение звуков младенцем) сменяет лепет (повторение слогов и цепочек слогов в ответ на обращение взрослого), ребенок из пассивного слушателя превращается в субъект общения, хотя активная речь еще представлена в основном лепетом, пассивная речь (понимание речи взрослого) уже достаточно хорошо развита, поэтому малыш активно включается в “разговор”.

В младенчестве наиболее активно развиваются сенсорные системы организма: происходит становление восприятия — ребенок постепенно начинает связывать звуковое и зрительное впечатления, начинает различать цвет и форму, объемы. Важно целенаправленно знакомить ребенка младенческого возраста с окружающим пространством — показывать игрушки различных форм (вначале знакомят с круглыми и квадратными формами), размеров (большие и маленькие игрушки), цветов. Первоначально подбирают игрушки основных цветов — зеленого, красного, желтого, синего. Дети в этом возрасте весьма чувствительны к новизне. Они нередко демонстрируют целый спектр эмоций при встрече с новым: страх, интерес, любопытство. Поэтому так важно вводить новое постепенно, знакомя ребенка с окружающим, расширяя его кругозор.

Согласно Ж. Пиаже, ребенок первого года жизни находится на сенсомоторном этапе развития интеллекта. Дети еще не овладели языком, и впечатления о мире они получают с помощью органов чувств и случайных движений. Первоначально предметы существуют, лишь пока ребенок их видит — они в поле зрения, затем предмет как будто исчезает совсем, и ребенок его не ищет. Только к 8—10 месяцам у ребенка формируются образы восприятия, и он начинает воспринимать предмет как постоянно существующий в пространстве. Так появляется наглядно-действенное мышление — способность использовать одни предметы или действия для получения других.

Главные новообразования периода младенчества — это ходьба и первые слова. Ходьба позволяет ребенку отделиться от взрослого, превращает его в субъект действия, а появление первых слов представляет новый прогрессивный способ общения с взрослым. Постепенно меняется социальная ситуация, которая приводит к кризису одного года. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка с взрослым взрывается изнутри, в ней появляются двое: ребенок и взрослый. Наступление кризиса одного года в поведении проявляется эмоциональными взрывами, ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, рыдает, кричит, бросается на пол. Ребенок таким образом впервые обнаруживает собственное желание. Кризис может характеризоваться также нарушением сна и бодрствования, эмоциональными перепадами: плаксивостью, обидчивостью и т.д.

Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, делают необходимым построение новой социальной ситуации развития.

Глава 23. Воспитание в младенческом и раннем возрасте

Краткое содержание

Первые шаги в воспитании. Отсутствие связи практики физического ухода за детьми в младенческом возрасте с их личностным развитием. Передача ребенку характера и стиля общения от тех людей, которые ухаживают за ним в первые месяцы жизни. Формирование личностных качеств, определяющих общение ребенка с окружающими людьми. Значение младенческого возраста для после­дующего формирования и развития личности. Отсроченный характер внешних проявлений тех воспитательных воздействий, которые имели место в младенче­стве. Младенческий возраст как сензитивный для формирования экстра- и ин-тровертированности, личной привязанности к людям. Пути развития и укреп­ления детской эмоциональной привязанности. Воспитание аккуратности и дис­циплинированности.

Начало формирования социально важных качеств личности. Особое значение раннего возраста для воспитания качеств личности, от которых зависят успехи ребенка в различных видах деятельности: самооценки, уровня притязаний, по­требности в достижении успехов, инициативности, самостоятельности, стрем­ления к признанию. Социально-психологические условия воспитания правиль­ной самооценки и адекватного уровня притязаний. Ранний возраст как подхо­дящий для начала воспитания потребности в достижении успехов. Условия ус­пешного развития потребности в достижении успехов у детей данного возраста. Взаимозависимость воспитания потребности в достижении успехов, самооцен­ки, уровня притязаний и внутреннего локуса контроля. Важность раннего раз­вития у детей стремления к одобрению и признанию. Оптимальные условия для воспитания самостоятельности и ответственности.

Нравственное воспитание детей в первые годы жизни. Понятия эмоциональ­но-нравственного воспитания, нравственной воспитанности и нравственных чувств. Благородные и неблагородные чувства. Доступность для детей раннего возраста восприятия и оценки нравственных чувств. Взаимосвязь нравственных суждений, чувств и поступков. Значение потребности в эмоционально-поло­жительном общении для формирования нравственных чувств. Особенности и возможности воспитания у детей раннего возраста нравственных суждений и поступков.

Физическое и гигиеническое воспитание в ранние годы. Дисциплинирован­ность как способность к внутренней саморегуляции. Роль физического воспи­тания в формировании дисциплинированности. Приоритет произвольности в управлении психическими процессами и состояниями. Роль слова в воспита­нии дисциплинированности. Комплексная развивающая функция физического воспитания. Несводимость физического воспитания к занятиям физической культурой и спортом. Управление физическим воспитанием ребенка через ор­ганизацию деятельности, включающую координацию психических процессов, телесных и ручных движений. Значение гигиенического воспитания для обще­го развития ребенка.

Первые шаги в воспитании

Внешне легко обнаруживаемые признаки личности у ребен­ка впервые появляются в возрасте около трех лет. Однако это не означает, что именно в это время необходимо по-настояще­му начинать воспитание. Оно фактически идет с первых меся­цев жизни ребенка, и только его внешние результаты появля­ются к началу дошкольного возраста.

Первые, заложенные в младенчестве зерна воспитательных воздействий дают всходы в течение всего детства. Иными сло­вами, то, что посеяно в младенчестве, впервые произрастает в раннем возрасте и продолжает расти в детстве, а плоды разви­тия личности в это время пожинаются в течение всей жизни человека. Таково реальное значение начального этапа воспитания ребенка, приходящегося на младенческий и ранний возраст.

Беспомощность младенца, бедность его психологических и поведенческих реакций иногда создают иллюзию того, что в этом возрасте с ребенком как личностью ничего существенного не происходит. Это нередко порождает благодушие, ведет к не­обоснованному выводу о том, что в этом возрасте еще рано заниматься воспитанием ребенка.

Известно, что в разных странах, географических регионах и у разных народов практика обращения с детьми в младенчестве существенно различается. Даже тогда, когда мы сравниваем ме­жду собой социальные группы и семьи внутри одной и той же страны, мы обнаруживаем существенные различия в обраще­нии взрослых с детьми. Данные различия касаются питания, физического ухода, воспитания и многого другого. Естествен­но, возникает вопрос: какое влияние это оказывает на психоло­гическое развитие детей и их поведение?

Попытки напрямую связать практику физического ухода за детьми в ранние годы их жизни с дальнейшим личностным раз­витием детей успеха не имели. Значимой для воспитания, по-видимому, является не сама по себе эта практика, а социальные установки родителей, их отношение к воспитанию детей и их общение с ними.

Воспитание действительно начинается с общения, причем характер отношений матери с ребенком в первые месяцы его жизни определяет последующее личностное развитие самого ре­бенка. Многие личностные свойства, проявляемые человеком в общении с окружающими людьми, передаются от матери к ре­бенку, и вероятнее всего это происходит в младенчестве. Опре­деленно можно сказать только одно: генотипический механизм передачи свойств по наследству здесь не срабатывает. Совре­менная психология располагает многочисленными фактами, доказывающими, что от матери к ребенку или от человека, за­меняющего ее в младенчестве, ребенку передаются многие качества, связанные с человеческими эмоциональными взаи­моотношениями: потребность в общении (аффилиативная по­требность), открытость в общении, стремление к сближению с людьми, расположенность к людям, доверие, привязанность или качества, противоположные названным. Эти свойства лично­сти с раннего детства начинают определять характер ребенка, стиль его общения с людьми, влиять на складывающиеся у него взаимоотношения с окружающими и дальнейшее собственное личностное развитие.

Уже на втором полугодии жизни у младенца начинает про­являться особое качество личности, сохраняющееся затем в те­чение всей последующей жизни, — привязанность к людям. Мла­денец довольно рано начинает больше симпатизировать одним, чем другим людям, стремится всегда находиться рядом с ними и чаще обращаться к ним за помощью.

Человек, ставший объектом младенческой привязанности, способен оказывать на ребенка более сильное воспитательное влияние, чем остальные люди. Ребенок при нем обычно споко­ен, реже испытывает чувство страха, ведет себя более раскован­но. Для развития детской привязанности, которая, конечно, яв­ляется положительным личностным качеством человека, важна способность взрослого «чувствовать» ребенка, чутко отзываться на его сигналы (взгляд, движение, улыбка, голос, плач и т.п.). Дети психологически сильнее привязываются к людям, кото­рые эмоционально положительно реагируют на них самих. Теп­лота и мягкость обращения, подбадривание и поддержка спо­собствуют развитию привязанности у детей.

К аккуратности и дисциплине ребенка необходимо активно приучать с первого года жизни. От раннего приобретения этих свойств непосредственно зависит развитие в будущем многих других полезных личностных качеств.

В обращении с ребенком младенческого возраста следует при­держиваться золотого правила: все делать вовремя, не запазды­вая и не забегая вперед. И еще одно правило: никогда не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Психология развития ребенка от рождения до года

Психика ребенка начинает формироваться еще в утробе матери и продолжает развиваться после рождения. Именно первый год жизни играет важнейшую роль в формировании не только физического, но и психологического, и эмоционального состояния вашего чада. Чтобы обеспечить ему развивающую среду, нужно понимать особенности развития психики новорожденного. Особенностям психологии развития ребенка от рождения до года и посвящена данная статья.

Особенности психики новорожденных

После рождения малыш беспомощен, его мозг сформирован не до конца, потому выжить ему помогают только рефлексы: пищевые и безусловные, ориентировочные и защитные. Спустя пару недель начинают формироваться условные рефлексы, например, когда мама берет кроху на руки и придает ему позу для кормления.

Поскольку кора головного мозга младенца продолжает формироваться, его психика подчинена подкорковым центрам. В связи с этим физические ощущения новорожденного напрямую связаны с его эмоциями. Малыш не осознает границу между своим телом и окружающим миром. Для развития коры мозга новорожденного рекомендуются упражнения для фиксирования взгляда с использованием ярких погремушек достаточно сложной формы.

Важными вехами развития новорожденных детей являются проявления слухового и зрительного сосредоточения в ответ на общение с мамой или другими родственниками. Кульминацией же младенчества становится «комплекс оживления». Это яркая эмоциональная реакция на приближение мамы, которая включает концентрацию взгляда на мамином лице, улыбку и активные движения ручками и ножками. На этом период новорожденности заканчивается, и начинается этап младенчества, знаменующий потребность ребенка в общении со взрослыми.

Младенческая необходимость в общении

Младенчество начинается со второго или третьего месяца жизни новорожденного, когда он начинает осваивать навыки общения со взрослыми. Комплекс оживления при виде мамы эволюционирует и становится более бурным, а после достижения крохой четырехмесячного возраста постепенного угасает. Комплекс оживления выполняет сразу две функции.

  • он служит ответной реакцией на приближение взрослого.
  • он служит для активного привлечения внимания мамы, когда малютке требуется общение.

На этом этапе малыш воспринимает маму как целостную личность, независимо от ее одежды, настроения, действий и других признаков. Любовь младенца к маме безусловна, поскольку ребенок любит ее не за ее действия, а за то, что она есть в его жизни. Помните, что в этот период недостаток эмоционального и физического контакта с мамой может привести к серьезным задержкам в психологическом развитии ребенка.

На протяжении первого полугодия жизни младенец осваивает новые способы общения с окружающими людьми. При этом он использует все доступные ему способы, чтобы привлечь внимание взрослого. Малыш еще не различает интонации и соответствующие эмоции, направленные на него, потому на любое общение с мамой реагирует исключительно положительно. Единственным поводом для капризов и плача в этом возрасте может стать нехватка внимания и заботы со стороны взрослых.

Общение с мамой и другими взрослыми оказывает огромное влияние на развитие психики младенца. Он начинает осознавать себя как независимое существо, благодаря чему формируется его самоощущение, которое позднее перерастет в самосознание. Именно положительное эмоциональное общение с взрослыми становится основой дальнейшего прогресса. В частности, усиливается детская тяга к познанию окружающего мира, начиная с ближайших предметов. Когда у крохи возникает интерес к различным объектами и развивается хватательный рефлекс, первая половина младенчества считается завершенной.

Развитие самосознания и речи у младенца

К шести месяцам малютка начинает активно познавать мир через окружающие предметы, одновременно изменяется и его отношение ко взрослым. Если раньше малышу было достаточно внимания и ласки, то теперь он жаждет совместной продуктивной деятельности. Взрослый рассматривается как партнер по играм, при этом младенец получает гораздо больше удовольствия от активной совместной деятельности. Если же мама просто наблюдает за малышом со стороны, кроха совершает гораздо меньше специфических действий, а значит, его развитие происходит медленнее. Прогресс ребенка тем заметнее, чем эффективнее происходит его сотрудничество со взрослыми, и тем крепче становится эмоциональная связь между ними.

Вместе с тем, на данном этапе изменяются и эмоции ребенка. Помимо положительной реакции на взрослого у него появляется и целая гамма негативных эмоциональных проявлений. Малыш учится злиться, грустить, тосковать, раздражаться. При этом младенец сохраняет привязанность к близким родственникам, а к незнакомым людям относится недоверчиво, иногда даже боится их.

Второе полугодие младенца особенно важно еще и потому, что в этом возрасте происходит подготовка к активной речи. У малютки улучшается слух, он много лепечет и пытается подражать звукам, которые произносят окружающие. Поэтому так важно постоянно разговаривать с крохой, читать ему книги, стихи, напевать простые песенки. Чем больше малыш будет слышать мамину речь, тем быстрее он научится говорить и тем активнее будет пополняться его словарный запас. Психологи рекомендуют вести с ребенком «беседы», отвечать на его лепетание и озвучивать свои действия, чтобы он учился связывать отдельные слова с предметами. Если вы живете в двуязычной среде или хотите поскорее начать обучение малыша иностранному языку, знакомьте младенца с обоими языками с первых дней. Уже в восемь месяцев детки теряют способность распознавать звуки, которые не используются в их родном языке.

К первому дню рожденья крошки уже имеют представление о себе, они могут узнавать свое отражение в зеркале. За счет активной игровой деятельности и частого контакта со взрослыми, малыши начинают понимать, что могут влиять на окружение за счет собственной активности.

Именно возросшее самосознание младенца становится причиной кризиса первого года, который завершает этап младенчества и знаменует начало раннего детства. В основе первого возрастного кризиса лежит противостояние детского желания независимости и осознание своей беспомощности в отсутствии взрослых.

На протяжении первых шести месяцев для малыша жизненно важно общение с мамой, ее ласки и нераздельное внимание, позднее проявляется необходимость в совместной деятельности, а также подготовка к активной речи. Чтобы гарантировать правильное эмоциональное и психологическое развитие ребенка от рождения до года, важно разговаривать и играть с крохой, уделять ему достаточно внимания, заботы и ласки.

Скачайте чек-лист “Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет”

​Не все родители понимают, что к трем годам ребенок становится самостоятельной личностью. Узнайте, как развивается психика ребенка от рождения до трех лет, скачав чек-лист!

Младенчество (от рождения до 1 года)

Основным новообразованием периода новорожденности является своеобразная психическая жизнь. На протяжении первых недель жизни ребенок учиться находить сосок, сосать кулачок, ногу, фиксировать взглядом и прослеживать перемещение движущегося предмета (на расстоянии 30 см – игрушки цветные), улыбаться при виде человеческого лица, а также удерживать голову в положении лежа. Период новорожденности заканчивается к концу первого месяца жизни. Психологическим признаком завершения этого периода является появление улыбки на звук человеческого голоса.

После окончания периода новорожденности основное психическое новообразование это некоторая общность, особая связь младенца с матерью. Этот контакт служит исходным пунктом осознания собственной личности. Это подтверждается 2 факторами:

  • 1. Младенец не может выделить из окружающего мира и осознать свое собственное тело (ноги, руки, посторонние предметы). Психическая жизнь младенца лишена своего центра сознания, следовательно, у него нет самосознания, но есть смутно чувствуемые и переживаемые впечатления.
  • 2. Экспериментально установлено, что для младенца социальные отношения и отношение к предметам в начале непосредственно слиты. Его интерес к предметам зависит от возможности совместно переживаемой ситуации с другим человеком.

К концу четвертого месяца жизни младенцы улыбаются не только виду человека. Они могут уже изображать улыбку на лице в ситуации далеко неприятной и начинают издавать звуки. Улыбки очень часто не похожи одна на другую. Ученые насчитывают около 70 улыбок различного характера. Общение ребенка взрослого на первом году жизни является ведущим типом деятельности ребенка

Первые двигательные реакции новорожденного строятся на основе двигательных рефлексов. Особенно важную роль играет овладение активным передвижением в пространстве (ползаньем, а затем ходьбой), хватанием предметов и манипулированием ими. Ползанье – первый вид самостоятельного перемещения ребенка.

К концу младенческого возраста дети обнаруживают большую подражательность, повторяя за взрослыми многие действия. Преднамеренные действия и подражание свидетельствуют об интенсивно развивающемся интеллекте. Таким образом, мышлению ребенок учится в действии, подражая своим собственным и чужим движениям.

К концу младенческого возраста усвоение речи приобретает активный характер, становиться одним из важных средств расширения возможностей общения ребенка со взрослым. Начало и конец автономной речи знаменуют начало и конец кризиса первого года жизни.

Кризис первого года жизни.

Вот три основных момента, которые обычно описывают как содержание кризиса первого года жизни: 1. Речь идет о ходьбе, о таком периоде, когда нельзя сказать, ходящий он или неходящий. 2. Нельзя сказать является ли ребенок говорящим или нет, когда речь и есть и нет. 3. Со стороны аффектов и воли. В связи с кризисом у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставление себя другим.

Воспитание ребенка до года: психология физического развития детей

С первых дней жизни ребенок становится не только главным членом семьи, требующим к себе максимальное внимание, но и полноправным членом общества в будущем. В связи с этим некоторые родители заблуждаются, полагая, что крошечному малышу требуется только полноценное развитие. Физическое развитие неразрывно связано с развитием психологическим и эмоциональным. Соответственно, воспитание ребёнка до 1 года необходимо начинать с самого рождения.

Существует ряд определённых особенностей формирования первых привычек, которые в дальнейшем станут основой будущего характера и поведения ребёнка. Поэтому вполне возможно в раннем возрасте смоделировать некоторые аспекты формирующейся личности.

Физическое воспитание детей до года

Нормальное физическое становление малыша подвергается основным критериям: полноценный рост и устойчивый иммунитет. Врождённый иммунитет откорректировать практически невозможно, а вот над укреплением приобретённого иммунитета могут постараться родители. Процедуры простейшего закаливания уже не являются чем-то сверхъестественным для современных родителей даже в столь раннем возрасте. Обтирание, воздушные ванны несколько раз в день являются лучшими союзниками в укреплении здоровья и воспитания годовалого ребенка.

Также необходимо приучать кроху к гимнастике и массажу с 1 месяца. Несколько простых советов помогут Вам, не вызывая массажного эксперта, устроить небольшой детский массажный кабинет у себя дома.

  • Специалисты советуют начинать и заканчивать массаж легким поглаживанием тела ребёнка. Аккуратное скользящее движение к центру от периферии тельца обеспечит хорошее кровоснабжение, таким же образом происходит поглаживание ножек – к ягодичкам от стоп, ручек – от кистей к плечам. Спину и живот поглаживают круговыми движениями по часовой стрелке. Нежные прикосновения успокоят и расслабят малыша.
  • Постукивание, имитирующее капли дождя, подушечками пальцев мягких участков крохи приведёт их в нормальный тонус. Верхняя часть ножек, спинка и ладошки требуют новых ощущений.
  • Кожу и мышцы четырёхмесячного малыша можно осторожно растирать кончиками пальцев. Растирание также способствует нормализации тонуса.
  • Разминка и простые гимнастические упражнения (аккуратное сгибание конечностей и их разминание) оказывают благоприятное воздействие на усиление притока крови и кислорода.

Лёгкий массаж и простые упражнения не займут много времени, зато благотворно скажутся на физическом развитии и воспитании ребенка от рождения до года.

«Ручные» детки – нужно ли ребенка брать на руки когда он плачет?

В первые несколько месяцев жизни единственным способом привлечения внимания к себе является – плачь младенца. Причины этого неосознанного механизма могут быть абсолютно разными – дискомфорт, голод или боль. Поэтому участие обоих родителей в процессе воспитания ребенка 1 года и забота о нем являются главными принципами их жизни.

Когда малыш чувствует опеку мамы и папы, его психологическое и эмоциональное состояние, гораздо улучшается, так как находит отклик со стороны взрослых.

В некоторых семьях возникают противоречия, связанные с вопросом начального воспитания – это частое нахождение малыша на руках. Так как ребёнок может стать совсем «ручным». В связи с этим родителям необходимо адекватно оценивать ситуацию, при которой их кроха заплакала.

Если плачь не вызван болевыми ощущениями и дискомфортом, то маме или папе необязательно сразу брать ребёнка на руки. Достаточно просто прилечь с ним рядом, погладить, поговорить или спеть песню, чтобы малыш не чувствовал себя одиноким и находился в безопасности.

Родителям же необходимо помнить, что с первых дней и до полугода кроха может капризничать неосознанно.

Воспитание самостоятельности у детей

Некоторые дети категорически против отсутствия мамы даже в ночное время, желая засыпать и просыпаться рядом с родной душой. Малыши плачут, требуют немедленного исполнения их желаний и стихают лишь, когда их требования удовлетворены. В таких ситуациях мнения родителей делятся на две основные категории:

  1. Приверженцы традиционного метода воспитания годовалого ребёнка утверждают, что с первых дней у малыша необходимо воспитывать определённую самостоятельность. Необоснованное пролитие слез, такие родители стараются не замечать, давая таким образом понять малышу, что ему самостоятельно придется придумать себе занятие. И всё же не стоит переусердствовать таким методом воспитания, так как чрезмерный плачь может перерасти в неконтролируемую истерику, что вряд ли скажется благоприятно на психическом здоровье малютки. Возможно, в таких ситуациях стоит уделить немного времени маленькому члену семьи, предложив ему альтернативу родительскому вниманию в виде музыкальной и яркой игрушки.
  2. Другая группа современных родителей пытается максимально насладиться заботой о крохе, что часто перерастает в гиперопеку, воспитывая при этом абсолютно несамостоятельную и зависимую от других личность.

Безусловно, не стоит впадать из крайности в крайность, ведь во всем есть мера и золотая середина. Подходы воспитания детей до года могут быть разными, но всегда необходимо помнить, что главным аспектом будущей успешной личности является психологически и эмоционально устойчивый климат ребёнка.

Самостоятельность ребёнка хорошо развивает спокойный подход родителя к данному вопросу. Мама или папа могут показать малышу, что ему следует играть с игрушками самому, придумывая себе различные занятия. Необходимо постепенно приучать его к свободе выбора, с какой игрушкой ему бы хотелось поиграть, какую песню послушать, или куда пойти погулять.

Не стоит полагать, что 6 месячный карапуз не в состоянии понять, что есть много различных способов познания окружающего мира, кроме как езда на родительских руках. Нахождение с ребёнком в одной комнате не обязывает родителя ежеминутного участия в делах малыша. Каждый из членов семьи, включая самого маленького, может заниматься собственными делами, присматривая за крохой и разговаривая с ним.

Психология воспитания годовалого ребёнка по системе Комаровского

Существует множество различных методик, как правильно воспитывать детей до года. Рассмотрим одну из наиболее популярных систем — систему Комаровского. Данная методика, естественно, основывается на здоровой психо — эмоциональной атмосфере внутри семьи. Доктор утверждает, что модель поведения родителей напрямую отражается на ребёнке.

Эмоционально здоровый климат в семье – благоприятная почва для роста уравновешенного и здорового члена общества. Частые ссоры родителей, напряжённая обстановка явно не способствуют нормальному развитию психики ребёнка, учитывая, что маленькие дети особо чувствительны и крайне восприимчивы к перемене настроения близких людей. В таких случаях рёбенок может отличаться неадекватным поведением и получением нервного расстройства.

Кроме того, для полноценного развития и воспитания детей в младенческом возрасте доктор Комаровский советует родителям придерживаться следующих рекомендаций:

  • придерживаться режима сна, бодрствования и прогулок;
  • соблюдать гигиенические и термальные требования;
  • закаливать детский организм солнечными и воздушными ваннами.

Родительский пример в раннем воспитании детей до 1 года

Собственный пример, безусловно, важен в воспитании и развитии личности ребёнка, даже до года. Родители всегда должны помнить, что даже 6 месячный младенец неосознанно начнет копировать их привычки, манеру поведения и эмоционального проявления. Отношение взрослых к тем или иным вещам отражается на поведении и воспитании ребёнка до года. В пример негодования, топнув один раз ногой, не удивляйтесь, если Ваш карапуз начнёт топать ногами при каждом своём возмущении.

Личный пример отлично формирует отношение крохи к окружающему его миру и вырабатывает схожую с родителем реакцию на различные события и ситуации.

Начинающие родители могут столкнуться со многими вопросами в воспитании своего ребенка, прибегнут к советам родственников, врачей или психологов – выбор советчиков велик. Главное – это не отказывать в общении маленькому человеку, видеть меру в любых воспитательных проявлениях и понимать своего малыша.

Младенческий возраст от 2 месяцев до 1 года

Объект этой деятельности — другой человек. Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта (поглаживаний, тормошения, объятий), звуков и слов.

О решающей роли общения в психическом развитии ребенка убедительно свидетельствуют так называемые явления госпитализма.

Явление госпитализма обнаружилось при попытках наладить внесемейное воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Прежде всего поражала огромная смертность маленьких детей в приютах. Например, в 1678 г. в Венеции из 2000 детей, принятых в приют, в течение 10 лет осталось в живых только семь. Приюты получили печальное название «фабрик ангелов». Дети, оставшиеся в живых, имели выраженное отставание в физическом и психическом развитии: к трем годам они не умели есть, почти не говорили, были чрезмерно пассивны или, напротив, возбуждены и агрессивны. Причины таких последствий долгое время искали в особенностях санитарно-гигиенического ухода, в неполноценном питании и небрежности врачей.

Большое значение для привлечения внимания к нарушениям психомоторного развития детей, воспитываемых вне семьи, имели исследования психолога психоаналитической ориентации Р. Шпица, в особенности работа «Госпитализм» (1945).

Шпиц проводил сравнительные наблюдения за развитием детей в одном из приютов и одновременно в яслях при женской тюрьме. Гигиенические условия, врачебное наблюдение, «наследственность» в приюте были лучше. Но дети из яслей имели единственное преимущество: за ними ухаживали их собственные матери. В тюремных яслях за два года не умерло ни одного ребенка, в то время как в приюте из 91 ребенка погибло 37%. Годовалые дети из приюта встречали незнакомых людей испуганным визгом или вели себя крайне навязчиво. К концу второго года дети становились пассивными, предпочитая лежать в постельках. Что касается ясельных детей, то основная проблема заключалась в том, как справиться с их нарастающей любознательностью и предприимчивостью.

Р. Шпиц, а также другие психологи неофрейдистской ориентации объясняли подобные нарушения развития разрывом контактов ребенка с биологической матерью, подчеркивали глубину и необратимость искажений психического развития.

Российские педиатры и психологи причину госпитализма определили как дефицит общения. Были созданы научные основы воспитания детей раннего возраста в общественных учреждениях и достигнуты успехи в искоренении госпитализма путем направленной организации общения персонала с детьми с первых дней жизни.

Нельзя забывать, что стертые, неявные, но все же весьма опасные для полноценного психического развития малыша симптомы госпитализма могут возникать при ранней разлуке (помещении ребенка в больницу) и даже в семье. Так бывает, когда родные не уделяют ребенку достаточно внимания и тепла, в ситуации социально- экономического неблагополучия или когда ребенок оказывается по какой-либо причине, например из-за несоответствия его пола ожидаемому, психологически «не принятым» матерью.

Трудными (для установления взаимодействия с ними) оказываются младенцы, относящиеся к группе риска по биологическим, медицинским показателям, а также младенцы с «трудным» темпераментом. Например, преждевременно рожденные, или недоношенные, дети нуждаются в специальных условиях выхаживания, что приводит к длительной послеродовой разлуке матери и ребенка. Отмечено, что и специфические «особенности» поведения недоношенных детей увеличивают вероятность эмоциональной депривации.

Поведение детей группы риска в первые месяцы характеризуется так называемым синдромом «дефицитарности ключевых сигналов». Дети начинают улыбаться в более поздние сроки, причем улыбки обычно стертые, невыраженные; инициатива в контакте со взрослым отсутствует, а ответная реакция очень слаба; они избегают зрительного и эмоционального контакта; напрягаются и отстраняются при взятии на руки.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: