Воспитание подростков: целительная история как способ решения проблем

Воспитание подростков: целительная история как способ решения проблем

Воспитание подростков: целительная история как способ решения проблем

Я – Родитель уже рассказывал о том, как можно воспитывать ребенка с помощью сказок. Но что же делать родителям, дети которых уже выросли и давно не читают сказок? В этой статье мы продолжаем тему использования целительных историй в качестве метода воспитания детей.

В современной психологии есть ряд направлений, связанных с сочинением, записыванием и пересказом историй. Одно из них, относительно новое и набирающее популярность – это нарративные практики. В основе нарративных практик всегда лежит история – то есть последовательность событий во времени, связанных сюжетом. Отличие от сказкотерапии в том, что если сказки строятся по определенным канонам, то в создании повествований больше свободы. Это может быть, например, пересказ семейных историй из жизни родителей, дедов или прадедов. Вы также можете предложить ребенку начать вести дневник или писать письма.

Этот метод больше подойдет для общения с детьми среднего и старшего школьного возраста. Истории о других людях, чем-то напоминающие детям их собственные судьбы, помогают преодолеть трудности взросления в подростковом возрасте. В зависимости от ситуации, из-за которой переживает ребенок, вы можете подобрать тот или иной метод помощи.

Как помочь подростку преодолеть трудные ситуации в школе?

С помощью историй можно разговаривать с ребенком о вещах, которые ему слишком тяжело обсуждать напрямую. Так, целительная сила историй показана ребенку, который недавно попадал в травмирующие обстоятельства или находится в них сейчас.

Как помочь?

Если ребенок подвергается травле в школе, можно сочинить историю о мальчике или девочке, которые переживали подобную ситуацию.

Расскажите, как они себя чувствовали, порассуждайте о возможных причинах этих событий, о том, как герои рассказа с ними справлялись. Этот подход помогает снизить такие чувства, как вина и стыд. Вынося проблему за рамки личных переживаний ребенка – ведь это рассказ не о нем самом, а о каких-то других мальчиках и девочках – вы создаете возможность найти выход из трудной ситуации, не переживая ее заново и не травмируя еще больше. В то же время, один раз найдя решение проблемы в сочиненной истории, ребенку будет проще перенести этот подход в собственную жизнь.

В зависимости от того, насколько сын или дочь открыты и готовы идти на контакт, вы можете выбрать вариант: сочинить эту историю самостоятельно или вместе, добавляя предложения по очереди.

Как менять поведение ребенка, не обвиняя его?

Еще один вариант использования историй – это работа с какими-то негативными качествами или тенденциями в поведении ребенка, которые беспокоят вас или окружающих. Например, лень или агрессивное поведение.

Что делать?

Вы можете отделить эту тенденцию от ребенка и представить ее как героя истории. Отделение черты характера и поведения от самой личности ребенка позволит вам обсудить с ним тревожащую вас ситуацию без возникновения у ребенка чувства вины и ощущения, что «он плохой».

Создать историю об агрессии можно по следующей схеме:

  1. Придумать героя: дать ему имя и описать, как он выглядит.
  2. Подумать, в каких случаях этот герой появляется.
  3. Обсудить, какое влияние появление этого «героя» оказывает на других членов семьи либо на тех людей, которые сталкиваются с нежелательным поведением ребенка. Эта часть работы дает возможность родителям донести до ребенка, что его поведение каким-либо образом нарушает чужие границы, но при этом не обвиняя его.
  4. Придумать, как можно изменить поведение этого героя, ограничив его агрессию.

Как помочь подростку справиться с неуверенностью в себе?

В любом возрасте люди склонны рассматривать свои поступки под определенным углом. Зачастую этот угол зрения определяют наши собственные представления о себе. Например, если вашу дочку с младших классов дразнят за неуклюжесть и лишний вес, то, повзрослев и став изящной девушкой, она может и не заметить, что теперь способна грациозно танцевать. Она будет обращать внимание на все случаи, когда, неловко повернувшись, ударилась об угол стола, но не заметит восторженных взглядов мальчишек на школьной дискотеке. Она будет продолжать рассказывать самой себе историю о «гадком утенке».

Как помочь?

Сочинив вместе новую историю, вы можете помочь ребенку преодолеть стереотипы о себе, снять приклеенный «ярлык». Обратите внимание дочери на эпизоды, когда она была изящной и ловкой, на ее новый образ: приводите как аргументы уже состоявшиеся факты, которые опровергают ее представления о самой себе. В конце вы можете вместе сочинить историю о ней, которая подарит ей ощущение своего нового «Я».

Как помочь подростку самостоятельно справиться с трудностями?

Нарративные практики включают в себя не только сочинение историй, но и написание текстов о своих переживаниях. Это одна из возможностей поддержать в трудной, деликатной ситуации ребенка среднего и старшего школьного возраста. В эти периоды дети неизбежно сталкиваются с сильными переживаниями – конфликтуют со сверстниками, переживают любовную драму, переживают о своей репутации, попадают в неловкие ситуации, и стыдятся. Зачастую они не готовы делиться этим со взрослыми, однако родители все равно ощущают, что с ребенком происходит что-то, что глубоко затрагивает его.

Что можно сделать?

В этом случае вы можете поддержать своего ребенка и улучшить контакт с ним, дав ему знать, что вы чувствуете, что он переживает, но уважаете его право на личное пространство.

Чтобы помочь ему справиться с ситуацией, не нарушив конфиденциальности, предложите ему написать письмо, в котором будет изложена беспокоящая его история, сказаны все невысказанные слова, выражены чувства. А затем вместе придумайте и проведите символический ритуал уничтожения этого письма. Так вы сможете быть вместе с вашим ребенком в его переживаниях, не нарушая его безопасности. Это также позволит вам сблизиться и завоевать доверие взрослеющих сына или дочери.

Воспитание подростков: целительная история

Воспитание подростков: целительная история

Как помочь подростку преодолеть трудные ситуации в школе?

С помощью историй можно разговаривать с ребенком о вещах, которые ему слишком тяжело обсуждать напрямую. Так, целительная сила историй показана ребенку, который недавно попадал в травмирующие обстоятельства или находится в них сейчас.

Если ребенок подвергается травле в школе, можно сочинить историю о мальчике или девочке, которые переживали подобную ситуацию.

Расскажите, как они себя чувствовали, порассуждайте о возможных причинах этих событий, о том, как герои рассказа с ними справлялись. Этот подход помогает снизить такие чувства, как вина и стыд. Вынося проблему за рамки личных переживаний ребенка — ведь это рассказ не о нем самом, а о каких-то других мальчиках и девочках — вы создаете возможность найти выход из трудной ситуации, не переживая ее заново и не травмируя еще больше. В то же время, один раз найдя решение проблемы в сочиненной истории, ребенку будет проще перенести этот подход в собственную жизнь.

В зависимости от того, насколько сын или дочь открыты и готовы идти на контакт, вы можете выбрать вариант: сочинить эту историю самостоятельно или вместе, добавляя предложения по очереди.

Как менять поведение ребенка, не обвиняя его?

Еще один вариант использования историй — это работа с какими-то негативными качествами или тенденциями в поведении ребенка, которые беспокоят вас или окружающих. Например, лень или агрессивное поведение.

Вы можете отделить эту тенденцию от ребенка и представить ее как героя истории. Отделение черты характера и поведения от самой личности ребенка позволит вам обсудить с ним тревожащую вас ситуацию без возникновения у ребенка чувства вины и ощущения, что «он плохой».

Создать историю об агрессии можно по следующей схеме:

Придумать героя: дать ему имя и описать, как он выглядит.

Подумать, в каких случаях этот герой появляется.

Обсудить, какое влияние появление этого «героя» оказывает на других членов семьи либо на тех людей, которые сталкиваются с нежелательным поведением ребенка. Эта часть работы дает возможность родителям донести до ребенка, что его поведение каким-либо образом нарушает чужие границы, но при этом не обвиняя его.

Придумать, как можно изменить поведение этого героя, ограничив его агрессию.

Воспитание подростков: целительная история как способ решения проблем

Подростки: проблемы и их решение

Подростки: проблемы и их решения (советы для родителей)

Современные подрост­ки заметно отличаются от тех, что были десять лет назад, не говоря уже о более ранних поколениях. Сегодня они носят банданы с че­репами, погружены в комедийные шоу, социальные сети и мобиль­ники. Уже несколько лет за окном – пустые дворы. А ведь совсем недавно в них кипела жизнь: игра­ли в футбол, казаки-разбойники, в дурака с раннего утра и до позднего вечера. Дружили, ссорились, мири­лись. Как же сейчас современные подростки проводят время и с каки­ми проблемами сталкиваются?

Сегодня многим взрослым подростки кажутся ужасными, невоспитанными.

Подростковый возраст — один из самых сложных этапов в жизни человека. Он таит в себе целый ряд проблем и огромные возможности для дальнейшего развития. В этот период происходит активное ста­новление личности. Представите­ли старшего поколения любят гово­рить: «Ну и молодежь пошла!». На самом деле не бывает хороших или плохих молодых людей. Современ­ные подростки просто другие.

А что их делает другими?

Прежде всего социокультур­ная среда, в которой они растут.

Сегодня социокультурная среда — в основном телевидение и Интернет.

Современные подростки бо­лее информированы, обо всем на­слышаны. У них широкий кругозор. Это связано с Интернетом, фор­мированием единого информаци­онного пространства. Однако эти знания не глубоки. Большинство подростков не проводит время за книгами. Они растут перед мелька­ющими картинками телевизора. И не готовы к углубленному постиже­нию предметов. У современной мо­лодежи клиповое мышление. Хотят сразу получить яркую картинку, ко­роткую информацию, не вдаваясь в подробности. Поверхностность мышления – одна из причин труд­ностей, с которыми сталкиваются школьники во время учебы.

А на то, как общаются под­ростки, тоже влияет привязан­ность к телевидению и Интер­нету?

Общение — основной вид де­ятельности в подростковом воз­расте. Раньше ребенок много вре­мени проводил во дворе, общаясь со сверстниками, играя. Современ­ные дети сидят у телевизоров и мо­ниторов. Мама, считая себя хоро­шей, думает: «Куплю игру, посажу у компьютера, пусть развивается». Сажая маленького ребенка за ком­пьютер, мама практически лишает его возможности приобретать на­выки эффективного общения. Он учится общаться только с машиной, растет погруженным в виртуаль­ную реальность. А в школе, в реаль­ной жизни, нужно уметь выстраи­вать отношения, договариваться со сверстниками и взрослыми.

Под­ростковый возраст — период само­утверждения, когда человеку важ­но приобрести уважение, авторитет в значимой для него среде, завязать дружеские и партнерские отноше­ния. Если ребенка с раннего возрас­та не научили выстраивать такие отношения, то в подростковом воз­расте у него будет больше проблем. Он может стать «готом» или «эмо», то есть выбрать суррогатный спо­соб общения.

А как реклама влияет на формирование жизненной по­зиции подростка?

Когда мы смотрим рекламу, то оцениваем ее с позиции взрослого человека.

А ребенок воспринима­ет ее как руководство к действию.

С раннего детства он слышит ре­кламные слоганы: «Не тормози — сникерсни» и «Пусть весь мир подождет». Цель рекламы — сфор­мировать потребительское отноше­ние к жизни: нужно удовлетворять потребности здесь и сейчас таким способом, как удобно мне, не заду­мываясь о других.

Родители долж­ны понимать: телевизор влияет на психику.

Так, в 13-14 лет у ребен­ка мало позывов для учебы. Ему хочется выстраивать межличност­ные отношения. И когда мама ему говорит: нужно заниматься урока­ми, впереди ЕГЭ, – для него все да­леко. Он уверен: нужно удовлет­ворять свои потребности здесь и сейчас,

это важнее. Поэтому необ­ходимо, чтобы родители обсуждали с детьми рекламные ролики, выра­батывали критическое отношение к ним .

Смотришь телевизор и по­ражаешься детской жестоко­сти.

Сегодня подросток знает героя компьютерной игры, у которого не­сколько жизней. Поэтому у него стирается представление о ценно­сти живого.

Отсюда возникает про­блема жестокости. Поступок маль­чика, который убил сестру (эту тему обсуждали в передаче «Пусть гово­рят»), ситуации в сериале «Школа», где себя активно проявляют девоч­ки – примеры потрясающей же­стокости.

Унижение слабых – как стремление к самоутверждению, лидерству – приобретает уродли­вые формы. Ребенок может просто не знать другого способа.

Перед подростками сегодня слишком много соблазнов. Мне­ние друзей для них важнее, чем взрослых. Как родителям защи­тить их и при этом не ограничи­вать общение со сверстниками? Что делать, если конфликты уже начались?

Действительно, подростки больше прислушиваются к свер­стникам. Но исследования показы­вают: уберечь их от асоциальных поступков могут не только пример кумира и страх, но и пример зна­чимого взрослого. Таким взрослым может быть кто-то из родственни­ков, или тренер, к примеру, сосед, если он хорошо влияет на ребенка. Поэтому важно установить довери­тельные отношения с подростком. Если вы понимаете: отношения да­леки от дружеских, возникают про­блемные ситуации, то необходимо обратиться к психологу. Он помо­жет разобраться в сути проблемы, попытается выстроить гармонич­ные отношения .

Так какие родителям вы­брать приоритеты в воспитании ребенка?

Сегодня в обществе нет четких нравственных ориентиров. Долгое время задачей учебных заведений было воспитание конкурентноспо­собной личности, которая может найти место в жизни.

Сейчас при­оритеты иные – воспитать высоко­нравственного человека, который умеет ценить общечеловеческие идеалы и семейные традиции.

Важно, чтобы роди­тели понимали: с раннего детства нужно уделять внимание не толь­ко интеллектуальному развитию. Нужно научить человека быть че­ловеком, давать ему возможность общаться, чтобы он пробовал себя в разных сферах, посещал кружки.

На что еще обратить внима­ние родителям, воспитывая под­ростка?

Важную роль в жизни челове­ка играет семья, в которой он рас­тет. Здесь он получает первый опыт общения.

Сегодня родителям при­ходится много работать, и часто да­же в благополучной семье ребенок оказывается обделенным внимани­ем.

Подростковый возраст — черно-белый период, период нонконфор­мизма, когда человек вырабатывает собственную шкалу ценностей как основу будущего развития.

Зада­ча родителей – способствовать вы­работке у подростка умения при­нимать правильное решение в ситуации нравственного выбо­ра.

Также подросток должен уметь ставить перед собой четкую цель и выстраивать пути ее достижения. Важно, чтобы он мог справляться с эмоциями, был стрессоустойчив.

Важно уделять внимание физиче­скому здоровью ребенка, следить за режимом, чтобы он не сидел це­лый день перед компьютером, а но­чью в Интернете.

Решая эти задачи, необходимо выстраивать такие от­ношения, когда ребенок точно зна­ет: он как личность интересен роди­телям, его мнение для них значимо.

Тогда в трудной ситуации подро­сток будет обращаться за помощью к ним, а не к алкоголю и наркоти­кам.

Будьте внимательны к своим детям, не прячьтесь от проблем. И не бойтесь обращаться за помощью к психологам

Проблемы воспитания подростков
статья ( класс) по теме

Статья для родителей

ВложениеРазмер
problemy_vospitaniya_podrostkov.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы воспитания подростков волнуют родителей и преподавателей, которые часто не могут не только найти взаимопонимание с подрастающим поколением, но не могут понять стремления молодежи живущей в социальных сетях, повсеместно использующей незнакомые термины и не признающей былых ценностей. Постараемся всесторонне рассмотреть проблему и осветить причины сложного поведения современных юношей и девушек, а также природу конфликтов и трудностей воспитательного процесса.

Проблемы воспитания подростков – источники конфликтов с взрослыми. Резкое изменение поведения еще вчерашнего «золотого» ребенка обусловлено в первую очередь резкоизменяющимся гормональным фоном организма. В организме активизируются работа половых желез, начинает функционировать репродуктивная система, начинается активный рост. Подросток начинает чувствовать резкие изменения в теле, появляется некая неуклюжесть, связанная со сложностями адаптации к уже почти взрослому телу, настроение может стать нестабильным. Возможно проявления разного рода комплексов по поводу своей внешности, своих возможностей и жизненного опыта. Появляется желание как можно быстрее достичь взрослости и попробовать все «прелести жизни». Всё это происходит на фоне общения в среде подростков, где существуют совершенно свои ценности, свои идеалы, приоритеты и иерархия. Обычно даже среди вполне благополучных ребят модным становиться курить, начинать употреблять алкоголь и пытаться начать сексуальную жизнь. Причем всё это, проходя через призму еще незрелого мировосприятия, приобретает искаженные черты, когда неподчинение взрослым, своенравие, агрессивность, алкоголь, никотин, наркотики и ранние половые связи являют всего лишь методом почувствовать себя как можно быстрее взрослым, реализовать свою независимость, доказать родителям, что они жизнь не понимают и давно устарели.

Психологически сложности в подростковый период также в итоге выливаются в проблемы с воспитанием. В психиатрии, популярно разделение характеров подростков на 11 вариантов. Астено-невротический тип, гипертимный тип, истероидный тип, конформный тип, лабильный тип, неустойчивый тип, психастенический тип, сенситивный тип, шизоидный тип, циклоидный тип, эпилептоидный тип. Эту модель предложил советский психиатр Андрей Личко, чтобы ознакомиться с ними, выберите в конце статьи все статьи на тему «характер подростка». Вкратце можно сказать, что каждый подросток имеет свою модель поведения, характеризующуюся особенностями психики, и из этого проистекают основные мотивы его поступков, как соответствующие общепризнанным нормам в обществе, так и идущие в разрез с ними.

Причины проблем воспитания подростков можно разделить таким образом:

Конфликт поколений, когда старшее поколение теряет авторитет в глазах подростка, поскольку он не разделяет их ценности и стремления и не находит со взрослыми общий язык. А тем, в свою очередь, кажутся дикими увлечения молодежи, их жизненные ориентиры и манеры. Причем эта проблема переходит из поколения в поколение, только меняются её атрибуты. Если в середине XX века недостойным мог считаться обычный маникюр, то современные родители могут сталкивать с различными молодежными субкультурами, когда подростки делают пирсинг языка, губ или носа, окрашивают волосы в малиновый цвет или красят губы черной помадой. Но как бы дико это не выглядело с точки зрения зрелых людей суть этого явления одна – самоидентификация и способ самовыражения подрастающего поколения.

Системное непонимание детей и родителей, которое имело место еще в более раннем возрасте, но в то время ребенок еще не имел возможности проявить свой протест. И вот почувствовав зарождающееся созревание, подросток начинает конфликтовать, в том числе и отыгрываясь за прошлые невысказанные обиды. Поэтому родителям может казаться, что подросток идет на конфликт по поводу и без повода, а на самом деле они сами на протяжении многих лет строили между собой и ребенком баррикаду и теперь он мечет с другой стороны в них пушечные ядра.

Проблемы быстрого роста и изменений в организме. Из-за резкого превращения вчерашнего ребенка в уже почти взрослого человека подросток может стать в зависимости от типа характера агрессивным и непримиримым либо ранимым и плаксивым, может иметь резкие смены настроения и легко поддаваться чужому пагубному влиянию. В это время подростки находятся в группе риска, они могут за компанию начать употреблять наркотики, алкоголь, никотин, участвовать в криминальных деяниях и иметь беспорядочные сексуальные связи. Причем не столь важно насколько благополучная и обеспеченная его семья намного важнее, кто находится в окружении несовершеннолетнего человека, кому он доверяет и кого считает своим кумиром. Ведь родители в пубертатный период часто отступают на второй план, а следовать ребенок хочет каким-то своим идеалам.

Стремление выйти из-под контроля взрослых. Некоторые подростки очень спешат стать самостоятельными и ради этого готовы не подчиняться взрослым, убегать из дома, прогуливать уроки и так далее. Даже достаточно благополучные и рассудительные дети в этом возрасте могут себе позволять некие неадекватные поступки.

Нездоровые увлечения и зависимости. Ложная система ценностей. Подросток может выстроить себе свое понимание жизни, увлечься какими-то своими интересами и полностью уйти в них, причем в ущерб учебе, спортивным секциям, уборке в квартире и т.д. Например, в последнее время такими увлечениями стали социальные сети и онлайн игры, в которых участвуют огромное количество людей и которые способны серьезно затянуть в свой виртуальный мир.

Сексуальная активность. Всё нарастающая концентрация половых гормонов начинает будоражит молодой организм требующий разрядки. Современная молодежь очень лояльно относится к ранним половым связям, что всесторонне подогревается и поддерживается интернет-сообществом, где девственность уже возводится в ранг чего-то неполноценного. Неудивительно, что подростки стремятся как можно скорее расстаться с невинностью. По статистике международной исследовательской компании HBSC на территории постсоветских государств порядка 19-25% юношей в возрасте 15 лет уже имели сексуальные контакты, среди девушек их количество немного меньше, от 9% до 24% в зависимости от страны. Это в большинстве случаев не устраивает их родителей, пытающихся взять ситуацию под контроль (особенно в случае с девушками-подростками), и, конечно же, конфликты на этом фоне почти неминуемы.

Кроме того на частоту и характер конфликтов в семьях могут влиять дополнительные факторы:

Успеваемость в учебе и степень участия в домашнем хозяйстве. Последний фактор особенно актуален для девушек, на которых традиционно взваливается часть домашней работы. Чем хуже учится подросток и чем меньше он участвует в домашних делах, тем больше конфликтов возникает с ним.

Социально экономический статус семьи. Конфликты наиболее часто происходят в семьях с низким достатком, в которых родители требуют от детей максимального послушания, боясь, что те свяжутся с плохой компанией и, что будут проблемы в школе. Семьи со средним достатком статистически больше уделяют вниманию развитию подростка, его посещению различных спортивных секций, музыкальной школы и т.д. И, соответственно, переживания и конфликты смещаются в сторону успехов и личных достижений.

Численность членов семье. В многодетных семьях уровень конфликтов выше, чем в семьях с одним двумя детьми.

Социальная среда проживания. Проживание в криминогенных районах влияет на сложность воспитания и уровень конфликтов.

Взаимоотношения между родителями. Если родители конфликтуют между собой, то это влияет на степень конфликтов и с детьми.

Стиль управления в семье. В семьях с более свободным стилем воспитания конфликтов меньше, чем в семьях с авторитарным воспитанием. Также на уровень воспитания влияет степень участия взрослых в делах подростков. Те родители, которые более равнодушны к делам детей, вызывают меньше сопротивления последних.

Воспитание подростков

Вот и настало это нелегкое время: Ваш ребенок вырос. Из милого, пухленького и розовощекого малыша он превратился в почти взрослого человека со своими предпочтеньями и мнением. В некоторых случаях по параметрам и физическому развитию подростки намного превосходят своих родителей. Семья в шоке. Поэтому у любых родителей встает вопрос воспитания подростков в семье.

ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ : ТРУДНОСТИ

​ И одна из самых сложных задач для решения родителей – воспитание подростков, своего по сути еще ребенка. Важно продолжать воспитание с учетом особенностей подросткового периода. Необходимо понять, что он уже не маленький ребенок. Следовательно, Вашему чаду необходимо самовыражаться и желание принимать самостоятельные решения.

Самое большая трудность в воспитании подростка в семье для родителей это то, что авторитет взрослого всегда подвергается сомнению и критике со стороны подростка. Часто мнение семьи не учитывается самим подростком, потому что им интереснее мнение сверстников. Если Вам интересны проблемы современной семьи , то переходите по выделенной ссылке и читайте.

Родителям очень трудно смириться с этим и поменять методы воспитания подростков в семье . Учитывая готовность ранее управляемых и послушных детей все воспринимать в штыки, бунтовать и оспаривать все истины родительской власти и воспитания. В каждой семье разные уклады жизни: уровень образования и достатка, различные семейные ценности, приоритеты и традиции атмосфера в семье.

Все эти факторы безусловно влияют на воспитательный процесс ребенка с самого рождения. К подростковому возрасту в нем уже были заложены основные качества характера, взгляды на жизнь и определенные устои.

Очень важно в период подростковой неадекватности ребенка общаться с ним и слышать его. А так же несмотря на все трудности, находить с ним общий язык. В этом тоже бывают трудности в воспитании подростков. Мнения могут расходиться. Но эту трудность можно решить, если спокойно все обсуждать и пытаться решать трудности в положительном ключе. Самое главное, не раздражаясь и не упрекая. Ваш подросток – это тоже личность. И нужно учиться уважать его мнение. Тогда будет меньше трудностей в воспитании подростков в семье.

КАК ВОСПИТЫВАТЬ ПОДРОСТКОВ

Разные стили общения влияют на воспитание подростков в семье. Большинство родителей сталкиваются с вопросом: как воспитывать подростков. Конечно же, каждая семья решает сама, как правильно воспитывать подростка. Но следует затронуть разные стили воспитания подростков в семье и последствия, к которым они приводят в будущем. Ведь каждый родитель хочет лучшего будущего для своего ребенка подростка. И это касается не только питания и одежды. Но и будущего. Поэтому важно сохранять любовь в семье . Так каждый член семьи будет чувствовать себя уверенным в себе и нужным.

  • Авторитарный стиль в семье происходит под жестким контролем родителей. Вся жизнедеятельность подростка проходит в строгих правилах, ограничивая все свободы и инициативы ребенка. Различные не оправданные запреты и порицания приводят к различным конфликтным ситуациям и враждебности подростка в семье. В таких случаях попираются самые необходимые для подросткового периода возможности для становления. А именно, возможности самостоятельно принимать решения, самореализация, возможность личного выбора и чувство собственного достоинства.

Дети с сильным характером в таких семьях становятся агрессивными. Стараются как можно быстрее покинуть дом, чтобы избавиться от жесткого контроля родителей. Не уверенный ребенок становится не самостоятельным и инфантильным. Поэтому такой подросток очень подвержен влиянию окружающих и старается угодить друзьям. У него могут появиться различные детские страхи . Другими словами, такой подросток становится для своих сверстников податливым, как пластилин.

  • Демократический стиль общения в семье воспитывает ответственность и самоуважение подростка. С детства их самостоятельность поощряется, и мнение подростка учитывается членами семьи. Подросток в такой семье растет личностью, потому что чувствует себя нужным и любимым родителями. Ему уже не так будет важно мнение окружающих. Он не будет ни под кого прогибаться и искусственно кому-то понравиться.

Но, в то же время родители должны в важных вопросах проявлять твердость, уделять много времени дисциплине и соблюдать правила справедливости. При таком конструктивном и позитивном подходе к воспитанию подростка в семье, сформируется социально ответственный и самостоятельный человек. Конечно, родителям в семье необходимо корректировать поведение подростка и направлять его в нужном направлении по жизни. Но делать это следует мягко и тактично, учитывая его чувства и внимательно выслушивая его мнение.

  • Попустительский стиль предполагает полное отсутствие со стороны родителей контроля и влияния на подростка. Ребенку ничего не запрещают и ничего от него не требуют. Он может делать то, что хочет. Например, смотреть телевизор бездумно и бесконтрольно. Подросток игнорирует без последствий любые замечания и просьбы со стороны родителей. Такого рода попустительство семьи приводит к беде. Благодаря этому подросток не принимает тех, кто ему не потакает и становится эгоистом. Следовательно, становится только хуже самому подростку и родителям. В итоге проблем в современной семье становится только больше.

Подросток в такой семье растет наглым и безразличным к другим. Он не уважает никого, даже своих родителей. Такое воспитание очень пагубно отражается на всей семье, потому что страдают сами родители и подростки.

  • Хаотический стиль воспитания, когда родители занимаются ребенком от случая к случаю. Нет ровной линии дисциплинарных устоев и понятных для подростка требований. Или же правила в семье меняются, в зависимости от состояния и настроения родителей. При таких условиях жизни у подростка нет уверенности ни в чем. Он не чувствует себя защищенным, потому что сами родители не уверены в своем авторитете.

Этот стиль порождает у ребенка агрессивность, тревожность и неуверенность в завтрашнем дне. У подростка в такой семье не будет точного понимания принципов жизни и каких-то норм морали в отношениях с людьми. Такому ребенку будет очень сложно в жизни, потому что он будет расти неуверенным в себе. Следовательно, спасибо он Вам точно не скажет. Он будет как лодка в бушующем море. То есть дрейфовать на волнах и топтаться на одном месте. Или, наоборот, плыть по течению, никак не развиваясь.

КАК ВОСПИТЫВАТЬ ПОДРОСТКОВ : ОБЩАЙТЕСЬ С НИМИ

Наверное, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос успешным и выдающимся человеком. А это целиком зависит от воспитания подростка в семье. Поэтому, никогда не поздно задуматься и что-то изменить к лучшему . Позаботьтесь, чтобы ваш ребенок подросток всегда мог обратиться к вам за советом или рассказать о своей проблеме. Даже если Вам это может показаться мелочью. Следовательно, будьте понимающими и доступными для своих детей. Они этого достойны.

Какой бы не был характер ребенка-подростка, родители должны любить его и помогать становиться хорошим человеком. Особенно это важно для подростков в трудный для них период, когда у них нет уверенности в завтрашнем дне и бушуют гормоны. Подростки порой сами себя не понимают, потому что еще не сформировались по-взрослому.

Самое главное, помочь им стать самыми лучшими и замечательными людьми. В первую очередь для вас, родители. Ведь если ваш ребенок вырастет ответственным и добрым человеком, то это будет повод для гордости. И не стоит мучить себя вечным вопросом: как воспитывать подростков. Просто слушайте их и любите всем сердцем, потому что они это заслуживают. Кроме того, никогда не жалейте времени на своих детей. Это поспособствует сплочению вашей семьи.

Успехов вам в воспитании подростков. Создать счастливую семью под силу каждому. Будьте здоровы.

29. Основные проблемы воспитания в современное время и пути их преодоления

В высокоразвитых странах мир школьников переполнен вещами — многие имеют видеоигры, видео-, аудиотехнику, собственный компьютер и пр. Обилие вещей порождает новые проблемы в воспитании. Реже становится участие детей в конкретной трудовой деятельности. Меняется повседневная жизнь школьника. Она регламентирована рутиной школьных занятий, которые становятся все более напряженными и насыщенными. На фоне этого распадаются ребячьи компании, усиливается одиночество ребенка. Дети несут в себе груз внутренней неустойчивости, замкнуты на себе.

Более ранним становится половое созревание. Среди детей и подростков усиливаются инфантильные тенденции: недостаточная самостоятельность, скудный опыт социальной жизни.

Трудно переоценить роль семьи в воспитании школьников.

Ошибки в семейном воспитании:

а) во- первых, не осознается исключительная, незаменимая роль семьи в формировании личности детей.

б) во- вторых, происходит ПОДМЕНА воспитания назиданиями, поучениями, сообщением правил, которые надо запомнить и безоговорочно выполнять.

в) в-третьих, неумение и боязнь конкурировать с потребительской модой, групповыми нормами микросреды, противостоять в необходимых случаях их давлению и формировать детей позицию осознанно противостояния негативным его аспектом.

г) в-четвертых, неумение и боязнь обсуждать с детьми острые вопросы прошлого и настоящего страны, вины общества за существенную часть аномальных проявлений в среде несовершеннолетних и молодежи.

д) в-пятых, самоизоляция от взаимодействия с другими институтами социального воспитания ( с детским садом, школой)

Ошибки, связанные с неправильным представлением о месте детей в жизни родителей, принципах взаимодействия с ними:

– зачастую отношения к детям родители строят на началах гиперопеки

– многие негативные последствия для детей и родителей связаны с неумением правильно соотнести доверие, уважение и контроль. Но один только контроль за детьми не исчерпывает проблемы

Влияние родителей на поведение детей в конфликтных ситуациях:

Стиль семейного воспитания

Собственное поведение родителей в различных трудных ситуациях

В связи с этими проблемами все большую популярность приобретает воспитание, основанное на сотрудничестве, партнерстве. В школах должны работать специалисты – психологи. Необходимо повышать конфликтологический уровень педагогов. Разрабатывать новые методики обучения детей в школе и воспитания дома. Необходимо совершенствовать школьные программы, проводить специальные занятия по нравственному воспитанию.

Актуальные положения воспитательных концепций:

– реализация идей гуманизации и гуманитаризации;

– создание условий для раскрытия творческих способностей человека;

– всестороннее и гармоничное развитие личности;

– социализация личности гражданина России;

– формирование жизнеспособной индивидуальности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и самому себе;

– становление социально активной жизнестойкой личности;

– формирование личности, способной жить в новом демократическом обществе;

– формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей;

– возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитание свободных граждан с развитым творческим отношением к миру, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству.

Правила для учителя(гуманистическая парадигма):

1. Демонстрировать доверие детям.

2. Помогать детям осознавать себя, свои интересы, склонности, способности, потребности,

3. Исходить из того, что у детей есть мотивация к учению.

4. Выступать для учащихся как источник опыта по всем вопросам.

5. Обладать способностью понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность ученика и принимать его.

6. Быть активным участником группового взаимодействия, учебной и внеучебной работы, общения.

7. Открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать личностную окраску преподаванию.

8. Владеть стилем неформального, теплого общения с учениками.

9. Обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Воспитание подростков: целительная история как способ решения проблем

Какие же проблемы могут возникнуть при воспитании подростков?

1. Какой метод воспитания поможет побороть плохое подростковое поведение? воспитание подросток монтессори конкуренция

2. Как дисциплинировать своего ребёнка не заглушив в нем собственное “Я”?

3. Каким правилам следует подчиняться при общение с ребёнком?

Как показала практика проблемы в семь с подростками возникают, когда подросток чувствует ущемление своего Эго. Каждый родитель у которого возникли проблемы при воспитании ребёнка, находящегося в подростковом, говоря научным языком пубертатном периоде, мучают эти вопросы.

Пубертатный период – “Пубертатный период (лат. pubertas, pubertalis возмужалость, половая зрелость; синоним: период полового созревания). Стадии биологического и социально-психологического развития личности, включающая возраст с 10–12 до 15–16 лет у девочек и с 12–14 до 17–18 лет у мальчиков; соответствует периоду полового созревания”

Какие же проблемы могут возникнуть в отношениях между родителями и подростками, нескольких самых заметных проявлений кризиса отношений подростка и родителей:

-ребёнок становится раздражительным и агрессивным

-появляется скрытность в отношении родителей

-замкнутость и закрытость от всего мира

-не желание обсуждать и решать проблемы с родителями

Первый вопрос на который я бы хотел ответить это метод который поможет преодолеть кризис возникший в семье. В параграфе Методы воспитания я уже рассмотрел несколько методов, это были “Сотрудничество”, “Антагонизм”, “Конкуренция” и “Соревнование”. Исследовав и обдумав их я пришёл к выводу, что по всем параметрам для воспитания ребёнка необходимо использовать метод “Сотрудничества”. Таким образом тем семьям которые ещё не применили этот метод, настало время воспользоваться им для дальнейшего выхода из кризиса взаимоотношений. Опять же ссылаясь на уже выше сказанное я считаю, что такой метод является самым лучшим для того что бы наладить и укрепить позитивные, и открытые отношения с ребёнком. Если мы можем ограничить открытость всей информации которую ребёнок должен получить в период с 3-12 лет, то в случае с подростками такая открытость в общении и иллюстрации должна быть максимальна лишена границ. Родители должны общаться с ребёнком на все темы, интересующие его. Если при этом вы станете для ребёнка лучшим другом, то шансы на то, что отношения станут более доверительными и устойчивыми, увеличатся.

Как дисциплинировать подростка? Все родители в своей жизни хоть раз, но сталкивались с тем, что их ребёнок перестаёт выполнять их просьбы и поручения. Подросток начинает терять ощущение того что перед ним не просто какие-то люди, а его родители. Всё это происходит в связи с тем, что по мере взросления, когда ребёнок вступает в пубертатный период, главным чувством становится когнитивный диссонанс. Как это проявляется? Очень просто, подросток начинает понимать, что некоторые вещи, слова, предметы, начинают действовать выглядеть и влиять на него иначе. Допустим слова которые он раньше произносил, и они вызывали у родителей удивление и смех, сейчас отражаются на их лицах гневом и негодованием. Вдруг ребёнок начинает интересовать его внешность и привлекать внешность других людей, он начинает заниматься спортом, покупать новую одежду которая ему абсолютно не идёт, делает пирсинг, тату. Или вдруг он понимает, что ему не нравится его общество, и он вступает в группы людей, имеющих строго ограниченные интересы (ЭМО, Готы, Скинхеды, Любера…). Но самое страшное наступает тогда, когда ребёнок перестаёт видеть в родителях наставников. Это происходит по причине того, что сами родители перестают понимать и принимать перемены в их ребёнке. Им кажется, что их дитя вот ещё совсем недавно впервые пошёл и сказал свое первое слово, а теперь он задерживается по вечерам перестал делать уроки, общается с плохими людьми, изуродовал свое тело татуировками и пирсингом и т.д. Проблема в том, что родите неадекватно реагируют на то как меняются их дети, они с агрессией нападают на своих детей насильно заставляя снять пирсинг, перестать общаться с его новыми друзьями, и т.п. Но родители совершают огромную ошибку, ни в коем случае нельзя относится с агрессией к своему ребёнку, тем более когда он находится в подростковом возрасте. Дети в этом возрасте страдают от того, что их психика перестраивается и очень сильно подвержена вредоносному влиянию отрицательных эмоций. Так агрессия ничем не поможет в решение проблем с подростком. Самое главное в его возрасте это не повышенное внимание родителей, а простой разговор по душам. Для того что бы дисциплинировать своего ребёнка необходимо помочь ему справится с его проблемами. Родители должны помочь ему доказать, что он достаточно красив, чтобы пытаться дополнить себя какими-то сомнительными вещами. Обсудить с ним, что ему не хватает в общение с своими старыми друзьями и что он получает от новых, причем родителям нужно постараться выделить все плюсы и минусы доказав, что он может получать то что ему нужно, можно получить другими способами. Поговорить с ребёнком не темы, которые его очень тревожат. Выяснить у ребёнка то что ему нравится и попытаться помочь ребёнку осуществить это, будь то коллекционирование или игра на барабанах. Родители должны запомнить одну прописную истину если они помогут ребёнку обрести, то что ему хочется разумеется в приделах приличия, то они получат отдачу в виде дисциплинированности и послушания.

Особых правил для общение с ребёнком нет, но родители должны запомнить, что главное это не навредить. Так же нужно знать, что подростки — это уже почти сформированные личности поэтому необходимо говорить исключительно на ровне с ними, родителям не нужно возвышаться над ними и говорить, что они младше их поэтому должны подчиниться. Подростки должны чувствовать открытость родителей и тогда они сами почувствуют, что к своим родителям стоит прислушиваться, что они действительно много знают и всегда дадут хороший совет. Подростки всегда ищут для себя друзей более старших и более мудрых, тогда почему бы не стать своему ребёнку таким старшим другом и наставником. Самое главное это если родители подружатся со своими детьми то и дети подружатся с ними.

Проблема воспитания в подростковом возрасте

Воспитание — это помощь растущему человеку в развитии его потенциальных возможностей, в развитии культуры его мышления и культуры чувств, культуры духовной жизни и культуры поведения. Воспитание предполагает полноценное развитие личности. Ее структуру раскрыл

С. Л. Рубинштейн. Он писал, что для понимания личности нужно ответить на три вопроса:

  • • Что хочет человек? Ответ на этот вопрос прольет свет на особенности направленности личности: потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, установки и пр.
  • • Что может человек? Вопрос о способностях — общих и специальных.
  • • Что он есть? Вопрос о характере человека: можно многого желать, на многое быть способным, но не достичь успеха в жизни и деятельности.

И зададим четвертый вопрос: что чувствует человек? Эмоции и чувства, переживания лежат в основе внутреннего мира человека и делают этот мир богатым или скудным.

Направленность — ведущий компонент структуры личности. Другие ее компоненты, отмечает Б. И. Додонов, — характер, способности, фонд знаний и навыков, механизм самосознания — могут быть правильно определены и оценены лишь в связи с ее направленностью. Характер, способности и знания определяют большую или меньшую трудность реализации человеком своей направленности (Б. И. Дадонов «Эмоция как ценность». М., 1975. С. 265).

Воспитание нравственной направленности личности подростка — важнейшая и сложнейшая задача семьи и системы образования.

Для нравственного развития растущего человека очень важно, какие формы поведения и отношений людей общество выставляет как образцы. Формирование нравственных идеалов имеет свои особенности в младшем, среднем и старшем школьном возрасте.

Л. С. Выготский писал, что «воспитывать значит организовывать жизнь, в правильной жизни правильно растут дети».

Дети нередко живут в ситуации насилия (побои, оскорбления и пр.), тяжелых эмоциональных переживаний. Каждый случай насилия, пережитый ребенком, оставляет свой травматический след, который разрушающе действует на формирующуюся личность: нарушается эмоциональная жизнь, происходит неконструктивная направленность развивающегося мировоззрения и мотивационно-смысловой сферы личности, утрачивается доверие к взрослому человеку, обесцениваются общение и взаимодействие, не формируется чувство собственного достоинства [ 16|.

Отсутствие в жизни многих детей и подростков любви, ощущение ненужности вызывают у них соответствующие душевные качества: ложь, недоверие, ненависть, лицемерие, агрессивность, бесчувственность и пр. В каких красках видят эти дети жизнь, в чем они будут находить смысл этой жизни, свое психологическое благополучие?

Очевидно, именно такие дети нуждаются в психологической помощи и поддержке, в создании для них социальной ситуации развития. Ведь социальная ситуация развития школьников в большой мере определяется не только содержанием учебной программы и методами обучения и воспитания, но и системой отношений и в школе, и дома взрослых друг к другу и детям на основе принципов общей культуры и психологической культуры межличностных отношений.

Еще раз вспомним, что Л. С. Выготский замечал: «Когда речь идет о моральных проступках детей, от легких провинностей до настоящих преступлений, то правильнее говорить не об их моральной дефективности, а о социальной недовоспитанности или запущенности ребенка. Никакой особой педагогики такие дети не требуют, никаких исправительных и карательных мер, а только удвоенного социального внимания и учетверенного воспитательного воздействия среды». И неоднократно предупреждал, что следует признать бесплодными попытки морального обучения, что мораль должна составлять неотъемлемую часть всего воспитания в корне, а моральное воспитание должно совершенно незаметно раствориться в общих приемах поведения, устанавливаемых и регулируемых социальной средой. «Моральное поведение должно основываться не на внешнем запрете, а на внутренней “сдержке”. Не следует поступать в нравственном воспитании, как в полицейских законах, когда мы избегаем какого-нибудь поступка, потому что боимся наказания, которое последует за ним. Не делать что- нибудь из-за боязни дурных последствий так же безнравственно, как и делать. Нравственным поведением всегда будет такое, которое связано со свободным выбором социальных форм поведения» [5, с. 256].

Нравственное развитие личности заключается в интериоризации моральных норм, т.е. превращении их во внутренние убеждения человека, регулятор его поведения. Отсутствие внешних запретов должно компенсироваться внутренними запретами: «я могу соврать, но не совру»; «я могу не уступить в транспорте место, но я уступлю» и пр. Нравственная воспитанность — это осознание себя членом общества, субъектом гуманного взаимодействия с другими людьми. Это сознательное выполнение норм социального бытия.

Л. С. Выготский обращал внимание и на такую опасность в воспитании, что описание проступков, нежелательного поведения, обсуждение с детьми мотивов и способов их совершения «рождает в уме ученика ряд представлений, создает вместе с тем импульс и тенденцию к их реализации. Обычное выражение, что запретный плод сладок, заключает в себе много психологической правды. Нет более верного средства толкнуть ребенка на какой- нибудь антиморальный поступок, нежели подробно описать последний» [5, с. 259].

Это замечание весьма актуально в наше время. Организуя компании по предостережению школьников от того, чего они не должны делать (например, не должны употреблять наркотики), мы одновременно фиксируем их внимание на этом поступке и тем самым толкаем к его совершению.

Внимание подростков следует направлять не столько на то, что они не должны делать, сколько на то, что нужно и важно делать.

В связи с этим полезно вспомнить книжку «Возрастной подход в работе пионерской организации» (1969), написанную Л. И. Божович и известным педагогом Т. Е. Копниковой. Несмотря на название, речь идет не об идеологической направленности школьников, а о воспитании нравственной направленности личности растущего человека. Представлена научно обоснованная психолого-педагогическая концепция целенаправленного процесса воспитания школьников с учетом их возрастных особенностей. Авторы отмечают, что типичные ошибки в воспитании детей и подростков связаны, во-первых, с организацией их деятельности и, во-вторых, с организацией их взаимоотношений в коллективе. Объединяющая подростков деятельность должна иметь общественную ценность. Достижение общественно ценного результата должно быть увлекательным для всех детей и восприниматься ими как общее дело. Деятельность должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок раскрывал себя именно в том ее виде, который в наибольшей степени соответствует его возможностям, чтобы результат действий каждого был необходим для достижения общего результата. В таком случае:

  • • дети будут радоваться успехам другого;
  • • помогать отстающим;
  • • не будут испытывать зависти к тем, кто действует наиболее успешно.

Главным результатом проделанного должно быть коллективно пережитое чувство морального удовлетворения, гордости. Это почва, на которой должна формироваться общественная направленность личности.

На это же обращал внимание В. В. Давыдов. Он писал, что «одной из наиболее важных форм общественно полезной деятельности в подростковом возрасте является труд. Организованный как подлинно коллективная деятельность с общественно полезным результатом, труд может заинтересовать подростка как процесс, в котором проявляются его личные возможности, может стать для него свободной игрой физических и духовных сил. В этом случае создаются благоприятные возможности для раскрытия нравственного смысла, духовной стороны трудовой деятельности» [8, с. 126-127].

На основе конкретных, реальных поступков формировали моральные убеждения, требующие уважать интересы других людей, в павлышской школе. Педагоги считали, что, если ученик хотя бы на протяжении месяца не сделал ничего для других, это уже ненормальное воспитание [25, 26]. В. А. Сухомлинский обращал внимание и на то, что нельзя превращать добрые чувства и добрые дела в показные мероприятия. Нужно как можно меньше разговоров о сделанном, никакой похвалы за доброту. Самое опасное, считал он, когда человечные поступки ребенок ставит себе в заслугу, считает чуть ли не доблестью 126, с. 2051.

Психологическая грамотность несет в себе потенциальную возможность воспитания психологической культуры личности. Психологическое образование готовит человека к восприятию культуры в целом и восприятию культуры человеческих взаимоотношений и взаимодействий.

Однако сами по себе психологические знания, сам по себе интерес человека к вопросам психологии или интерес, подкрепленный особым вниманием к собственному внутреннему миру, не гарантирует его интереса к личности другого человека, желания понять и принять его своеобразие. Надо помочь взрослеющему человеку войти в пространство психологической культуры личности. По словам Е. А. Климова, «если “грамотность” — это начальная ориентировка в той или иной области, то “культура” предполагает более сложные виды осведомленности, а также умелости и воспитанности» [11].

Очевидно, процесс освоения психологических знаний следует понимать как средство вхождения в культуру, ориентированную на развитие чувств, мыслей, гуманистического мировоззрения и созидательных начал в человеке.

Формирование нравственно-психологической установки на целомудрие у подростков

Анализ установок в сфере сексуальных отношений современной молодежи позволяет сделать вывод о том, что интимные отношения между молодыми людьми носят часто нездоровый характер. Согласно точке зрения Б.С. Братуся, человек может быть вполне психически здоровым (хорошо запоминать и мыслить, ставить сложные цели, находить к ним верные пути, быть деятельным, успешным, самодостаточным) и одновременно личностно ущербным, больным: не координировать, не направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности, удовлетворяться суррогатными ценностями (Б.С. Братусь).

Нормальное развитие ведет человека к обретению им родовой человеческой сущности. Условиями и одновременно критериями этого развития являются отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода (центральное и системообразующее отношение); способность к децентрализации, самоотдаче и любви, как способу реализации этого отношения; творческий, целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению, возможность самопроектирования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению общего сквозного смысла своей жизни (Б.С. Братусь, И.А. Ильин, Б.В. Ничипоров, В.А. Пономаренко, В.И. Слободчиков и др.).

Человек, который соответствует данным критериям, является личностно здоровым. Важным признаком личностно здорового человека является целомудренное поведение. Отклоняющееся половое поведение (половая распущенность, беспорядочные половые связи) может быть одним из видов проявлений нравственного невежества в подростковом возрасте (В.В. Нагаев).

Под целомудрием мы понимаем в данной работе систему личностных и ценностных установок на воздержание от всех форм сексуальных отношений до вступления в брак. Проблема взаимосвязи личностных характеристик подростков и юношей и их нравственно-психологических установок в области половых отношений (установка на целомудрие), как показывает анализ, вообще не была предметом научного психологического исследования. Вместе с тем, нам представляется, что это одна из центральных проблем нравственного воспитания молодежи, чрезвычайно актуальная сегодня.

Так называемая “сексуальная революция”, которая отвергла традиционные нравственные нормы полового поведения, повлекла за собой много непредвиденных и трагичных последствий: СПИД и другие ЗППП, подростковую беременность, равно как психологический и эмоциональный ущерб, причиняемый тем, кто преждевременно вступает в половые отношения.

В ответ на возрастающие проблемы, связанные с подростковым сексом, во многих странах были приняты программы полового воспитания в системе образования. Имеется большая литература по психолого-педагогическим проблемам нравственно-полового воспитания. Что касается психологических проблем, связанных с формированием установок подростков в вопросах сохранения целомудрия, то здесь отсутствуют научные исследования. Основной вопрос, который возникает в связи с такой постановкой проблемы: Следует ли в программах полового воспитания придерживаться традиционных ценностей целомудрия и моногамности, рискуя тем, что многие молодые люди отвергнут их как устаревшие и несоответствующие реальности? Или мы должны смириться с кажущейся неизбежностью подросткового секса и просто воодушевлять подростков пользоваться предохраняющими от болезней и нежелательной беременности средствами? Данный вопрос ставит проблему не только в психолого-педагогическом, но и в морально-нравственном аспекте.

Необходимо серьезно проанализировать относительно новый, однако традиционный подход, который завоевывает сегодня предпочтения во многих странах – важность нравственных наставлений при половом воспитании и ориентация на формирование устойчивых нравственно-психологических установок на целомудрие.

Успех или поражение любой программы полового воспитания во многом зависит от того, как данная программа подходит к решению проблемы. С самого начала западные программы полового воспитания фокусировали свое внимание на последствиях проблемы, а не на ее причине. Другими словами, первостепенной задачей было снизить или хотя бы замедлить рост подростковых беременностей и ЗППП, а не заниматься проблемой самой подростковой сексуальной активности. Считалось, что главная проблема – это невежество подростков в вопросах секса. Такие виды программ делали упор на передачу знаний и приемов предохранения как средство для решения проблем. Однако подобный подход не только не способствовал нравственно-психологическому оздоровлению личности в вопросах пола, но и провоцировал обострение проблемы половой распущенности молодежи. Сегодня во многих странах эти вопросы ставятся принципиально иначе.

Цель проводимого нами исследования – разработать, обосновать и апробировать специальную программу по формированию психологической нравственной установки на целомудрие у подростков.

Объект исследования – личность и ее нравственно-психологические установки в подростковом возрасте.

Предмет исследования – сущность и содержание целомудрия как принципа построения программ нравственно-полового воспитания и формирования нравственной установки на целомудрие у подростков.

Предполагается, что установка на целомудрие представляет собой сложную структуру взаимосвязанных когнитивных, мотивационных, эмоциональных, рефлексивных, духовно-нравственных и ценностных характеристик личности, лежащих в основе воздержания от сексуальных отношений до брака. При этом духовно-нравственные и ценностные ориентации составляют стержень этой установки и определяют уровень ее сформированности.

Исследование проводится в рамках международной просветительской программы “Молодежь на перепутье”, направленной на развитие положительных ценностей в жизни молодежи. Программа представляет собой интерактивный, комплексный и системный способ передачи молодежи знаний, умений, практических жизненных навыков и развития позитивных черт характера. Цель программы – донести эти знания до учеников и вложить в них моральные ценности, которые отразятся в конкретном поведении. Программа “Cross Roads” (“Молодёжь на перепутье”) успешно реализуется в более чем 50 странах мира, в том числе в Венгрии, Испании, Литве, России, Украине. В ряде этих стран она получила поддержку правительства, образовательных и медицинских ведомств.

Исследование в рамках этой программы проводится на базе МОУ СОШ № 14 г. Балашиха Московской области (диагностическая и формирующая работа), а также в ряде общеобразовательных школ г. Самары, где нами проведены пилотажные и диагностические исследования. В исследовании приняли участие 300 школьников подросткового и старшего подросткового возраста, в том числе экспериментальная группа (ЭГ) в количестве 72 учащихся и контрольная группа (КГ) также в количестве 72 человека.

На первом этапе (2003-2004) осуществлялась теоретическая разработка проблемы. На втором этапе (2005-2007) проводилась основная экспериментальная диагностическая работа и анализ ее результатов, разрабатывалась и осуществлялась программа формирования установок на целомудрие и связанных с ней свойств личности учащихся. На завершающем третьем этапе (2007-2008) подвергнуты комплексному анализу все полученные результаты и оформлено научное исследование.

Основные проблемы подростков

Подростковый возраст является серьезным испытанием как для ребенка и так и для его родителей. Подростки часто спорят с родителями, при этом грубят им пытаясь добиться большей самостоятельности и минимума контроля со стороны взрослых. Это естественный этап взросления подростка, однако, родителям в этот период приходится сталкиваться с неуважением к себе.

В ситуациях, когда поведение подростка становится все более проблемным, важно разрешить сложную ситуацию, прежде чем она выйдет из-под вашего контроля. Рассмотрим типичные проблемы, с которыми сталкиваются современные подростки и чем могут им помочь родители.

Основные проблемы современных подростков

Подростки одержимы гаджетами

Нынешнее подрастающее поколение проводит большую часть своего свободного времени в социальных сетях, для них это способ оставаться всегда на связи со своими друзьями. Многие подростки увлекаются компьютерными играми и совсем не считают это увлечение своей проблемой. Тем не менее чрезмерное времяпровождение в Интернете может мешать другим аспектам их жизни, таких как учебе, помощи по дому и саморазвитию.

Чтобы в будущем избежать многих проблем с ребенком установите компьютер в общей комнате дома, чтобы иметь возможность контролировать подростка. Введите правило временного ограничения на использование компьютера. Помимо этого можно устанавливать родительский контроль, чтобы заблокировать сайты и программы с нежелательным контентом.

Подростки грубят родителям

Хамство, враждебность и грубость являются очень явным изменением в поведении подростка и одной из основных проблем современных подростков. Можно и не заметить, когда ваше ласковое чадо превратилось в раздражительного подростка, который ведет себя неуважительно, говорит по-хамски и игнорирует все ваши правила. Подростки начинают вести себя по собственным моделям поведения, которые должны быть отличными от поведения родителей. Особенности подросткового возраста

К сожалению, в этом возрасте подростки ценят мнение друзей значительно больше, чем мнение родных. В этом кроется небольшая опасность, так как подростки во многом поддаются чужому влиянию. Как бы там ни было, важно демонстрировать ребенку основные нормы поведения, и установить правило уважительного общения в семье.

Подросток часто разражается и бунтует

Любые слова провоцируют подростка на ярость и гнев. Изменчивость и перепады настроения — это проблема подростков, с которой они сталкиваются ежедневно. Подросткам свойственно кричать и тут же плакать, топать ногами и убегать в другую комнату. И все эти эмоциональные реакции могут быть очень спонтанными и бурными. Зачастую они являются результатом физических и гормональных изменений, которые переживает подрастающий ребенок. Однако такое поведение серьезно усложняет общение с ним и мешает установить доверительные спокойные взаимоотношения.

Попробуйте сменить свою тактику воспитания подростка. Например, вместо нравоучений и советов, посочувствуйте ему. Это позволит вам избежать ненужных конфликтов в семье.

Подростки говорят неправду

Есть много причин, по которым подросток может соврать. И ему совсем не кажется, что вранье может стать для подростка проблемой. Хотя он может врать, например, для того, чтобы скрыть некоторые факты от родителей.

Подросткам кажется, что они таким образом утверждаются в своей независимости и самостоятельности. Конечно же когда ребенок скрывает подробности своей жизни, это может родителей насторожить. Они могут решить, что подросток попал в нехорошую компанию и занимается незаконными делами. Также это может означать, что подросток не обратится к вам за помощью, если будет в ней нуждаться.

В таком случае, если вы часто уличаете ребенка во лжи, в первую очередь позаботьтесь о вашей репутации. То есть, если вы для ребенка являетесь слишком строгим родителем и он думает, что за его провинность вы его убьете, то конечно же он будет бояться всё вам рассказывать.

Только доверительные, партнерские отношения, атмосфера взаимопонимания и доверия могут разрушить барьеры между вами и подростком. Дайте ему понять, что вы простите ему его ошибку, но не переставайте быть требовательными и последовательными в своем воспитании.

Подросток поздно приходит домой

Подростки зачастую намеренно нарушают установленный комендантский час. Такой протест может быть неосознанным проявлением самостоятельности. Памятка родителям подростка

Прежде чем устраивать скандал, попытайтесь выяснить, действительно ли комендантский час, установленный родителями его друзей, значительно позже вашего. Возьмите с ребенка обещание предупреждать вас о своем опоздании. И ведите с ребенком профилактические беседы, чтобы он был предупрежден о последствиях асоциальных и противоправных действий.

Подросток выбирает плохих друзей

Вам может показаться, что некоторые друзья вашего подрастающего ребенка оказывают на него негативное влияние. Однако, это не всегда является поводом для тревоги и зачастую неоправданным.

Подросток может быть очень привязан к своим друзьям. И тогда любая критика в их адрес будет восприниматься остро, как личная критика. Чтобы не потерять доверие ребенка лучше воздержитесь от резких необоснованных замечаний в сторону его друзей.

Исключением может стать только компания наркоманов, бандитов и других асоциальных группировок. Здесь необходимо вовремя вмешаться , изолировать и избавить его от этой проблемы современных подростков.

Проблемы подростков интимного характера

Для подростков естественен повышенный интерес к сексу, в связи с увеличением гормональных изменений в организме. Важно убедиться, что ребенок имеет здоровое представление о возможных последствиях незащищенного секса.

Подросток плохо учится

Или вообще не хочет учиться. Это еще одна проблема современных подростков. Дело всё в том, что у ребенка подросткового возраста значительно расширяется кругозор, меняется мировосприятие и уже сама по себе учёба в школе становится для него менее ценной. Как понять подростка?

Учебная мотивация снижается особенно в период активного роста подростка примерно в 13 — 14 лет. А это как раз тот период, когда до окончания школы еще лет 5 и подросток просто теряет внутреннюю мотивацию. То есть он думает: «зачем учиться, если вокруг столько разных перспектив?» или «Мне в жизни биология не пригодится»

Для того, чтобы помочь подростку самое время заняться профориентацией. Заставляйте его размышлять над вопросом профессионального самоопределения начиная с самого простого: «Чем ты хочешь заниматься в жизни?»

Даже если ребенок будет вам резко отвечать: «Ни чем!» поверьте, что внутри себя он будет искать ответ. И еще очень важно приближайте результаты школьной учёбы. Рассказывайте ребенку, зачем она нужна, объясняйте важность и значимость ее для его будущего обучения.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: