Воспитание подростков: целительная история как способ решения проблем

Воспитание подростков: целительная история как способ решения проблем

Воспитание подростков: целительная история как способ решения проблем

Подростки: проблемы и их решение

Подростки: проблемы и их решения (советы для родителей)

Современные подрост­ки заметно отличаются от тех, что были десять лет назад, не говоря уже о более ранних поколениях. Сегодня они носят банданы с че­репами, погружены в комедийные шоу, социальные сети и мобиль­ники. Уже несколько лет за окном – пустые дворы. А ведь совсем недавно в них кипела жизнь: игра­ли в футбол, казаки-разбойники, в дурака с раннего утра и до позднего вечера. Дружили, ссорились, мири­лись. Как же сейчас современные подростки проводят время и с каки­ми проблемами сталкиваются?

Сегодня многим взрослым подростки кажутся ужасными, невоспитанными.

Подростковый возраст — один из самых сложных этапов в жизни человека. Он таит в себе целый ряд проблем и огромные возможности для дальнейшего развития. В этот период происходит активное ста­новление личности. Представите­ли старшего поколения любят гово­рить: «Ну и молодежь пошла!». На самом деле не бывает хороших или плохих молодых людей. Современ­ные подростки просто другие.

А что их делает другими?

Прежде всего социокультур­ная среда, в которой они растут.

Сегодня социокультурная среда — в основном телевидение и Интернет.

Современные подростки бо­лее информированы, обо всем на­слышаны. У них широкий кругозор. Это связано с Интернетом, фор­мированием единого информаци­онного пространства. Однако эти знания не глубоки. Большинство подростков не проводит время за книгами. Они растут перед мелька­ющими картинками телевизора. И не готовы к углубленному постиже­нию предметов. У современной мо­лодежи клиповое мышление. Хотят сразу получить яркую картинку, ко­роткую информацию, не вдаваясь в подробности. Поверхностность мышления – одна из причин труд­ностей, с которыми сталкиваются школьники во время учебы.

А на то, как общаются под­ростки, тоже влияет привязан­ность к телевидению и Интер­нету?

Общение — основной вид де­ятельности в подростковом воз­расте. Раньше ребенок много вре­мени проводил во дворе, общаясь со сверстниками, играя. Современ­ные дети сидят у телевизоров и мо­ниторов. Мама, считая себя хоро­шей, думает: «Куплю игру, посажу у компьютера, пусть развивается». Сажая маленького ребенка за ком­пьютер, мама практически лишает его возможности приобретать на­выки эффективного общения. Он учится общаться только с машиной, растет погруженным в виртуаль­ную реальность. А в школе, в реаль­ной жизни, нужно уметь выстраи­вать отношения, договариваться со сверстниками и взрослыми.

Под­ростковый возраст — период само­утверждения, когда человеку важ­но приобрести уважение, авторитет в значимой для него среде, завязать дружеские и партнерские отноше­ния. Если ребенка с раннего возрас­та не научили выстраивать такие отношения, то в подростковом воз­расте у него будет больше проблем. Он может стать «готом» или «эмо», то есть выбрать суррогатный спо­соб общения.

А как реклама влияет на формирование жизненной по­зиции подростка?

Когда мы смотрим рекламу, то оцениваем ее с позиции взрослого человека.

А ребенок воспринима­ет ее как руководство к действию.

С раннего детства он слышит ре­кламные слоганы: «Не тормози — сникерсни» и «Пусть весь мир подождет». Цель рекламы — сфор­мировать потребительское отноше­ние к жизни: нужно удовлетворять потребности здесь и сейчас таким способом, как удобно мне, не заду­мываясь о других.

Родители долж­ны понимать: телевизор влияет на психику.

Так, в 13-14 лет у ребен­ка мало позывов для учебы. Ему хочется выстраивать межличност­ные отношения. И когда мама ему говорит: нужно заниматься урока­ми, впереди ЕГЭ, – для него все да­леко. Он уверен: нужно удовлет­ворять свои потребности здесь и сейчас,

это важнее. Поэтому необ­ходимо, чтобы родители обсуждали с детьми рекламные ролики, выра­батывали критическое отношение к ним .

Смотришь телевизор и по­ражаешься детской жестоко­сти.

Сегодня подросток знает героя компьютерной игры, у которого не­сколько жизней. Поэтому у него стирается представление о ценно­сти живого.

Отсюда возникает про­блема жестокости. Поступок маль­чика, который убил сестру (эту тему обсуждали в передаче «Пусть гово­рят»), ситуации в сериале «Школа», где себя активно проявляют девоч­ки – примеры потрясающей же­стокости.

Унижение слабых – как стремление к самоутверждению, лидерству – приобретает уродли­вые формы. Ребенок может просто не знать другого способа.

Перед подростками сегодня слишком много соблазнов. Мне­ние друзей для них важнее, чем взрослых. Как родителям защи­тить их и при этом не ограничи­вать общение со сверстниками? Что делать, если конфликты уже начались?

Действительно, подростки больше прислушиваются к свер­стникам. Но исследования показы­вают: уберечь их от асоциальных поступков могут не только пример кумира и страх, но и пример зна­чимого взрослого. Таким взрослым может быть кто-то из родственни­ков, или тренер, к примеру, сосед, если он хорошо влияет на ребенка. Поэтому важно установить довери­тельные отношения с подростком. Если вы понимаете: отношения да­леки от дружеских, возникают про­блемные ситуации, то необходимо обратиться к психологу. Он помо­жет разобраться в сути проблемы, попытается выстроить гармонич­ные отношения .

Так какие родителям вы­брать приоритеты в воспитании ребенка?

Сегодня в обществе нет четких нравственных ориентиров. Долгое время задачей учебных заведений было воспитание конкурентноспо­собной личности, которая может найти место в жизни.

Сейчас при­оритеты иные – воспитать высоко­нравственного человека, который умеет ценить общечеловеческие идеалы и семейные традиции.

Важно, чтобы роди­тели понимали: с раннего детства нужно уделять внимание не толь­ко интеллектуальному развитию. Нужно научить человека быть че­ловеком, давать ему возможность общаться, чтобы он пробовал себя в разных сферах, посещал кружки.

На что еще обратить внима­ние родителям, воспитывая под­ростка?

Важную роль в жизни челове­ка играет семья, в которой он рас­тет. Здесь он получает первый опыт общения.

Сегодня родителям при­ходится много работать, и часто да­же в благополучной семье ребенок оказывается обделенным внимани­ем.

Подростковый возраст — черно-белый период, период нонконфор­мизма, когда человек вырабатывает собственную шкалу ценностей как основу будущего развития.

Зада­ча родителей – способствовать вы­работке у подростка умения при­нимать правильное решение в ситуации нравственного выбо­ра.

Также подросток должен уметь ставить перед собой четкую цель и выстраивать пути ее достижения. Важно, чтобы он мог справляться с эмоциями, был стрессоустойчив.

Важно уделять внимание физиче­скому здоровью ребенка, следить за режимом, чтобы он не сидел це­лый день перед компьютером, а но­чью в Интернете.

Решая эти задачи, необходимо выстраивать такие от­ношения, когда ребенок точно зна­ет: он как личность интересен роди­телям, его мнение для них значимо.

Тогда в трудной ситуации подро­сток будет обращаться за помощью к ним, а не к алкоголю и наркоти­кам.

Будьте внимательны к своим детям, не прячьтесь от проблем. И не бойтесь обращаться за помощью к психологам

Воспитание подростков: целительная история как способ решения проблем

Я – Родитель уже рассказывал о том, как можно воспитывать ребенка с помощью сказок. Но что же делать родителям, дети которых уже выросли и давно не читают сказок? В этой статье мы продолжаем тему использования целительных историй в качестве метода воспитания детей.

В современной психологии есть ряд направлений, связанных с сочинением, записыванием и пересказом историй. Одно из них, относительно новое и набирающее популярность – это нарративные практики. В основе нарративных практик всегда лежит история – то есть последовательность событий во времени, связанных сюжетом. Отличие от сказкотерапии в том, что если сказки строятся по определенным канонам, то в создании повествований больше свободы. Это может быть, например, пересказ семейных историй из жизни родителей, дедов или прадедов. Вы также можете предложить ребенку начать вести дневник или писать письма.

Этот метод больше подойдет для общения с детьми среднего и старшего школьного возраста. Истории о других людях, чем-то напоминающие детям их собственные судьбы, помогают преодолеть трудности взросления в подростковом возрасте. В зависимости от ситуации, из-за которой переживает ребенок, вы можете подобрать тот или иной метод помощи.

Как помочь подростку преодолеть трудные ситуации в школе?

С помощью историй можно разговаривать с ребенком о вещах, которые ему слишком тяжело обсуждать напрямую. Так, целительная сила историй показана ребенку, который недавно попадал в травмирующие обстоятельства или находится в них сейчас.

Как помочь?

Если ребенок подвергается травле в школе, можно сочинить историю о мальчике или девочке, которые переживали подобную ситуацию.

Расскажите, как они себя чувствовали, порассуждайте о возможных причинах этих событий, о том, как герои рассказа с ними справлялись. Этот подход помогает снизить такие чувства, как вина и стыд. Вынося проблему за рамки личных переживаний ребенка – ведь это рассказ не о нем самом, а о каких-то других мальчиках и девочках – вы создаете возможность найти выход из трудной ситуации, не переживая ее заново и не травмируя еще больше. В то же время, один раз найдя решение проблемы в сочиненной истории, ребенку будет проще перенести этот подход в собственную жизнь.

В зависимости от того, насколько сын или дочь открыты и готовы идти на контакт, вы можете выбрать вариант: сочинить эту историю самостоятельно или вместе, добавляя предложения по очереди.

Как менять поведение ребенка, не обвиняя его?

Еще один вариант использования историй – это работа с какими-то негативными качествами или тенденциями в поведении ребенка, которые беспокоят вас или окружающих. Например, лень или агрессивное поведение.

Что делать?

Вы можете отделить эту тенденцию от ребенка и представить ее как героя истории. Отделение черты характера и поведения от самой личности ребенка позволит вам обсудить с ним тревожащую вас ситуацию без возникновения у ребенка чувства вины и ощущения, что «он плохой».

Создать историю об агрессии можно по следующей схеме:

  1. Придумать героя: дать ему имя и описать, как он выглядит.
  2. Подумать, в каких случаях этот герой появляется.
  3. Обсудить, какое влияние появление этого «героя» оказывает на других членов семьи либо на тех людей, которые сталкиваются с нежелательным поведением ребенка. Эта часть работы дает возможность родителям донести до ребенка, что его поведение каким-либо образом нарушает чужие границы, но при этом не обвиняя его.
  4. Придумать, как можно изменить поведение этого героя, ограничив его агрессию.

Как помочь подростку справиться с неуверенностью в себе?

В любом возрасте люди склонны рассматривать свои поступки под определенным углом. Зачастую этот угол зрения определяют наши собственные представления о себе. Например, если вашу дочку с младших классов дразнят за неуклюжесть и лишний вес, то, повзрослев и став изящной девушкой, она может и не заметить, что теперь способна грациозно танцевать. Она будет обращать внимание на все случаи, когда, неловко повернувшись, ударилась об угол стола, но не заметит восторженных взглядов мальчишек на школьной дискотеке. Она будет продолжать рассказывать самой себе историю о «гадком утенке».

Как помочь?

Сочинив вместе новую историю, вы можете помочь ребенку преодолеть стереотипы о себе, снять приклеенный «ярлык». Обратите внимание дочери на эпизоды, когда она была изящной и ловкой, на ее новый образ: приводите как аргументы уже состоявшиеся факты, которые опровергают ее представления о самой себе. В конце вы можете вместе сочинить историю о ней, которая подарит ей ощущение своего нового «Я».

Как помочь подростку самостоятельно справиться с трудностями?

Нарративные практики включают в себя не только сочинение историй, но и написание текстов о своих переживаниях. Это одна из возможностей поддержать в трудной, деликатной ситуации ребенка среднего и старшего школьного возраста. В эти периоды дети неизбежно сталкиваются с сильными переживаниями – конфликтуют со сверстниками, переживают любовную драму, переживают о своей репутации, попадают в неловкие ситуации, и стыдятся. Зачастую они не готовы делиться этим со взрослыми, однако родители все равно ощущают, что с ребенком происходит что-то, что глубоко затрагивает его.

Что можно сделать?

В этом случае вы можете поддержать своего ребенка и улучшить контакт с ним, дав ему знать, что вы чувствуете, что он переживает, но уважаете его право на личное пространство.

Чтобы помочь ему справиться с ситуацией, не нарушив конфиденциальности, предложите ему написать письмо, в котором будет изложена беспокоящая его история, сказаны все невысказанные слова, выражены чувства. А затем вместе придумайте и проведите символический ритуал уничтожения этого письма. Так вы сможете быть вместе с вашим ребенком в его переживаниях, не нарушая его безопасности. Это также позволит вам сблизиться и завоевать доверие взрослеющих сына или дочери.

Воспитание подростков: целительная история

Воспитание подростков: целительная история

Как помочь подростку преодолеть трудные ситуации в школе?

С помощью историй можно разговаривать с ребенком о вещах, которые ему слишком тяжело обсуждать напрямую. Так, целительная сила историй показана ребенку, который недавно попадал в травмирующие обстоятельства или находится в них сейчас.

Если ребенок подвергается травле в школе, можно сочинить историю о мальчике или девочке, которые переживали подобную ситуацию.

Расскажите, как они себя чувствовали, порассуждайте о возможных причинах этих событий, о том, как герои рассказа с ними справлялись. Этот подход помогает снизить такие чувства, как вина и стыд. Вынося проблему за рамки личных переживаний ребенка — ведь это рассказ не о нем самом, а о каких-то других мальчиках и девочках — вы создаете возможность найти выход из трудной ситуации, не переживая ее заново и не травмируя еще больше. В то же время, один раз найдя решение проблемы в сочиненной истории, ребенку будет проще перенести этот подход в собственную жизнь.

В зависимости от того, насколько сын или дочь открыты и готовы идти на контакт, вы можете выбрать вариант: сочинить эту историю самостоятельно или вместе, добавляя предложения по очереди.

Как менять поведение ребенка, не обвиняя его?

Еще один вариант использования историй — это работа с какими-то негативными качествами или тенденциями в поведении ребенка, которые беспокоят вас или окружающих. Например, лень или агрессивное поведение.

Вы можете отделить эту тенденцию от ребенка и представить ее как героя истории. Отделение черты характера и поведения от самой личности ребенка позволит вам обсудить с ним тревожащую вас ситуацию без возникновения у ребенка чувства вины и ощущения, что «он плохой».

Создать историю об агрессии можно по следующей схеме:

Придумать героя: дать ему имя и описать, как он выглядит.

Подумать, в каких случаях этот герой появляется.

Обсудить, какое влияние появление этого «героя» оказывает на других членов семьи либо на тех людей, которые сталкиваются с нежелательным поведением ребенка. Эта часть работы дает возможность родителям донести до ребенка, что его поведение каким-либо образом нарушает чужие границы, но при этом не обвиняя его.

Придумать, как можно изменить поведение этого героя, ограничив его агрессию.

Статья «Проблемы воспитания подростков»

У детей в возрасте от 11 до 17 лет меняются характер, привычки. Меняется отношение к жизни и окружающим, а в особенности к себе. В их поведении появляется больше взрослого, но и детские взгляды и поведение еще не так далеко ушли. Поэтому родителям очень сложно понять детей, да они уже подросли, но еще не выросли в это время, происходит становление личности и ее характера, возникают проблемы воспитания подростков. При этом излишняя мягкость может привести к проблемам, а строгость к потере взаимопонимания. Действия и поступки часто бывают не обдуманными, импульсивными, которые взрослыми понимаются с трудом. И здесь потребуется колоссальное терпение и мудрость, чтобы найти общий язык.

Воспитание – это долгий и трудный процесс . Он начинается с рождения ребенка и продолжается до его созревания. И здесь нет выходных или каникул. Это образ жизни. При этом здесь учатся дети и взрослые. Очень важно найти понимание, единодушие. Взрослые должны вести детей по жизни, не теряя их доверие и уважение. Необходимо понимать стремления ребенка и при необходимости поддержать, ободрить или осадить и поправить, но делать это нужно мягко, ненавязчиво. Дети в подростковом возрасте очень остро реагируют на ограничение их свободы. Важно вместе обсуждать проблемы и возможный выход из них. Хорошо если дети чувствуют и понимают, что они не одни, их не бросили и не оставили наедине с проблемами.

Особенности воспитания и развития подростков

Процесс формирования подрастающей личности сопряжён с учётом специальных факторов, которые имеют вес для становления ребёнка. Не стоит игнорировать современные проблемы воспитания молодежи и подростков, которые сводятся к:

проблемам с восприятием самооценки (кто-то занижает, а некоторые задирают до небес);

эмоциональная неустойчивость, проявляющаяся во вспыльчивости;

замкнутость и необщительность в школе;

следование требованиям и ценностям группы близких друзей и сверстников;

употребление алкоголя и наркотических опьяняющих веществ.

Основной сложностью является нежелание родителей признавать в своём ребёнке законное право на самоопределение как состоявшегося человека.

Как воспитывать подростка правильно

Главной особенной чертой переходного возраста становится переход с детского способа взаимодействия к осознанному взрослому.

При этом особенности духовно-нравственного воспитания у подростков становятся в двусмысленное положение противостояния с негативными общественными проявлениями морали, разлагающем влиянии СМИ с пропагандой не всегда добрых и человечных ценностей и установок, невнимание к проявлениям даже минимального гражданского воспитания, а также стремительный рост и укрепление фактора криминализации.

Исходя из совокупности этих тенденций, следует обратить особое внимание на психологические аспекты воспитания в семье и школе.

Воспитание подростка мальчика — как воспитывать советы

Переходный возраст становится определяющим в формировании качеств будущего мужчины, чтобы максимально упростить свою жизнь, стоит прислушаться к советам педагогам и практических психологов относительно мальчиков.

1. «Включите» взаимопонимание даже в сложных ситуациях, старясь принимать ребёнка таким, как он есть, поощряйте искренность, будьте открытыми к диалогу, избегая чрезмерных нотаций и нудных нравоучений.

2. Обеспечьте максимально полезный для физической формы и здоровья качественный досуг, так сократится риск алкоголизации, плохих компаний и сформируется ответственное отношение к своему здоровью.

3. Не ограничивайте самостоятельность, чаще ставьте себя на место сына.

4. Будьте советником, а не примеряйте маску взрослого – всегда правого и знающего единственно верный ответ.

5. Не вступайте в противоборство с его возрастными ценностями, не высмеивайте их.

Подрастающая девочка в сложный период может создать немало проблем родителям, но при верно расставленных акцентах в семейном направлении развития, можно избежать приличного числа ошибок.

Особое внимание нужно направить на эстетическое и духовное воспитание девочки-подростка, которое не сводится к простому «вбиванию» и запоминанию несложных истин.

С начала отрочества родителям нужно посвятить время формированию навыков гигиены и ухода за собой в связи с меняющимися особенностями организма.

Правильное отношение к женским семейным обязанностям поможет в будущем девочке справляться с принятием половых ролей.

Осведомлённость о вопросах взрослых отношений, любви и секса, полное доверие создаст доброжелательную атмосферу, способную предотвратить нежелательные последствия.

Не будет лишним дать дочери возможность прочесть хорошую книгу, направленную на просвещение тинейджеров о взрослении.

Периоды подросткового возраста и их особенности

Говоря о возрастных стадиях этого этапа принято подразделять периоды :

На первом из названных воспитание подростка должно осветить вопросы, касающиеся изменений взрослеющего организма (это начинающиеся иногда в 12 лет первые менструации у девочек, поллюции и эрекция у мальчиков). Чадо переступает рубеж детства и может демонстрировать не лучшие черты формирующегося характера.

В среднем периоде воспитание подростка лучше сосредоточить вокруг эмоциональной сферы, поскольку именно она в 14 -15 лет претерпевает ряд сильных трансформаций.

В позднем периоде отрочества ребёнок сталкивается с острой потребностью в профессиональном будущем самоопределении, именно поэтому в 16-17 лет важны профориентационные мероприятия.

Трудности воспитания подростка

Как сделать так, чтобы поддержать на нормальном уровне близкие отношения с собственным сыном или дочерью? Отслеживать типичные ошибки чересчур ответственно настроенных родителей при заботе об их чадах – любимых подростков и избегать их.

Прекратите критиковать на основе того, что старше, старайтесь быть товарищами.

В спорах и дискуссиях займите позицию уверенного взрослого и не раздражайтесь по досадным мелочам.

Давайте высказать обиды, не копите гнев друг на друга.

Предлагайте искать выход вместе.

Воспитание личности подростка – сложная задача, но результат в виде добрых и открытых отношений обеих сторон – лучшая награда за неё.

Проблемы воспитания подростков
статья ( класс) по теме

Статья для родителей

ВложениеРазмер
problemy_vospitaniya_podrostkov.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы воспитания подростков волнуют родителей и преподавателей, которые часто не могут не только найти взаимопонимание с подрастающим поколением, но не могут понять стремления молодежи живущей в социальных сетях, повсеместно использующей незнакомые термины и не признающей былых ценностей. Постараемся всесторонне рассмотреть проблему и осветить причины сложного поведения современных юношей и девушек, а также природу конфликтов и трудностей воспитательного процесса.

Проблемы воспитания подростков – источники конфликтов с взрослыми. Резкое изменение поведения еще вчерашнего «золотого» ребенка обусловлено в первую очередь резкоизменяющимся гормональным фоном организма. В организме активизируются работа половых желез, начинает функционировать репродуктивная система, начинается активный рост. Подросток начинает чувствовать резкие изменения в теле, появляется некая неуклюжесть, связанная со сложностями адаптации к уже почти взрослому телу, настроение может стать нестабильным. Возможно проявления разного рода комплексов по поводу своей внешности, своих возможностей и жизненного опыта. Появляется желание как можно быстрее достичь взрослости и попробовать все «прелести жизни». Всё это происходит на фоне общения в среде подростков, где существуют совершенно свои ценности, свои идеалы, приоритеты и иерархия. Обычно даже среди вполне благополучных ребят модным становиться курить, начинать употреблять алкоголь и пытаться начать сексуальную жизнь. Причем всё это, проходя через призму еще незрелого мировосприятия, приобретает искаженные черты, когда неподчинение взрослым, своенравие, агрессивность, алкоголь, никотин, наркотики и ранние половые связи являют всего лишь методом почувствовать себя как можно быстрее взрослым, реализовать свою независимость, доказать родителям, что они жизнь не понимают и давно устарели.

Психологически сложности в подростковый период также в итоге выливаются в проблемы с воспитанием. В психиатрии, популярно разделение характеров подростков на 11 вариантов. Астено-невротический тип, гипертимный тип, истероидный тип, конформный тип, лабильный тип, неустойчивый тип, психастенический тип, сенситивный тип, шизоидный тип, циклоидный тип, эпилептоидный тип. Эту модель предложил советский психиатр Андрей Личко, чтобы ознакомиться с ними, выберите в конце статьи все статьи на тему «характер подростка». Вкратце можно сказать, что каждый подросток имеет свою модель поведения, характеризующуюся особенностями психики, и из этого проистекают основные мотивы его поступков, как соответствующие общепризнанным нормам в обществе, так и идущие в разрез с ними.

Причины проблем воспитания подростков можно разделить таким образом:

Конфликт поколений, когда старшее поколение теряет авторитет в глазах подростка, поскольку он не разделяет их ценности и стремления и не находит со взрослыми общий язык. А тем, в свою очередь, кажутся дикими увлечения молодежи, их жизненные ориентиры и манеры. Причем эта проблема переходит из поколения в поколение, только меняются её атрибуты. Если в середине XX века недостойным мог считаться обычный маникюр, то современные родители могут сталкивать с различными молодежными субкультурами, когда подростки делают пирсинг языка, губ или носа, окрашивают волосы в малиновый цвет или красят губы черной помадой. Но как бы дико это не выглядело с точки зрения зрелых людей суть этого явления одна – самоидентификация и способ самовыражения подрастающего поколения.

Системное непонимание детей и родителей, которое имело место еще в более раннем возрасте, но в то время ребенок еще не имел возможности проявить свой протест. И вот почувствовав зарождающееся созревание, подросток начинает конфликтовать, в том числе и отыгрываясь за прошлые невысказанные обиды. Поэтому родителям может казаться, что подросток идет на конфликт по поводу и без повода, а на самом деле они сами на протяжении многих лет строили между собой и ребенком баррикаду и теперь он мечет с другой стороны в них пушечные ядра.

Проблемы быстрого роста и изменений в организме. Из-за резкого превращения вчерашнего ребенка в уже почти взрослого человека подросток может стать в зависимости от типа характера агрессивным и непримиримым либо ранимым и плаксивым, может иметь резкие смены настроения и легко поддаваться чужому пагубному влиянию. В это время подростки находятся в группе риска, они могут за компанию начать употреблять наркотики, алкоголь, никотин, участвовать в криминальных деяниях и иметь беспорядочные сексуальные связи. Причем не столь важно насколько благополучная и обеспеченная его семья намного важнее, кто находится в окружении несовершеннолетнего человека, кому он доверяет и кого считает своим кумиром. Ведь родители в пубертатный период часто отступают на второй план, а следовать ребенок хочет каким-то своим идеалам.

Стремление выйти из-под контроля взрослых. Некоторые подростки очень спешат стать самостоятельными и ради этого готовы не подчиняться взрослым, убегать из дома, прогуливать уроки и так далее. Даже достаточно благополучные и рассудительные дети в этом возрасте могут себе позволять некие неадекватные поступки.

Нездоровые увлечения и зависимости. Ложная система ценностей. Подросток может выстроить себе свое понимание жизни, увлечься какими-то своими интересами и полностью уйти в них, причем в ущерб учебе, спортивным секциям, уборке в квартире и т.д. Например, в последнее время такими увлечениями стали социальные сети и онлайн игры, в которых участвуют огромное количество людей и которые способны серьезно затянуть в свой виртуальный мир.

Сексуальная активность. Всё нарастающая концентрация половых гормонов начинает будоражит молодой организм требующий разрядки. Современная молодежь очень лояльно относится к ранним половым связям, что всесторонне подогревается и поддерживается интернет-сообществом, где девственность уже возводится в ранг чего-то неполноценного. Неудивительно, что подростки стремятся как можно скорее расстаться с невинностью. По статистике международной исследовательской компании HBSC на территории постсоветских государств порядка 19-25% юношей в возрасте 15 лет уже имели сексуальные контакты, среди девушек их количество немного меньше, от 9% до 24% в зависимости от страны. Это в большинстве случаев не устраивает их родителей, пытающихся взять ситуацию под контроль (особенно в случае с девушками-подростками), и, конечно же, конфликты на этом фоне почти неминуемы.

Кроме того на частоту и характер конфликтов в семьях могут влиять дополнительные факторы:

Успеваемость в учебе и степень участия в домашнем хозяйстве. Последний фактор особенно актуален для девушек, на которых традиционно взваливается часть домашней работы. Чем хуже учится подросток и чем меньше он участвует в домашних делах, тем больше конфликтов возникает с ним.

Социально экономический статус семьи. Конфликты наиболее часто происходят в семьях с низким достатком, в которых родители требуют от детей максимального послушания, боясь, что те свяжутся с плохой компанией и, что будут проблемы в школе. Семьи со средним достатком статистически больше уделяют вниманию развитию подростка, его посещению различных спортивных секций, музыкальной школы и т.д. И, соответственно, переживания и конфликты смещаются в сторону успехов и личных достижений.

Численность членов семье. В многодетных семьях уровень конфликтов выше, чем в семьях с одним двумя детьми.

Социальная среда проживания. Проживание в криминогенных районах влияет на сложность воспитания и уровень конфликтов.

Взаимоотношения между родителями. Если родители конфликтуют между собой, то это влияет на степень конфликтов и с детьми.

Стиль управления в семье. В семьях с более свободным стилем воспитания конфликтов меньше, чем в семьях с авторитарным воспитанием. Также на уровень воспитания влияет степень участия взрослых в делах подростков. Те родители, которые более равнодушны к делам детей, вызывают меньше сопротивления последних.

Воспитание подростков

Вот и настало это нелегкое время: Ваш ребенок вырос. Из милого, пухленького и розовощекого малыша он превратился в почти взрослого человека со своими предпочтеньями и мнением. В некоторых случаях по параметрам и физическому развитию подростки намного превосходят своих родителей. Семья в шоке. Поэтому у любых родителей встает вопрос воспитания подростков в семье.

ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ : ТРУДНОСТИ

​ И одна из самых сложных задач для решения родителей – воспитание подростков, своего по сути еще ребенка. Важно продолжать воспитание с учетом особенностей подросткового периода. Необходимо понять, что он уже не маленький ребенок. Следовательно, Вашему чаду необходимо самовыражаться и желание принимать самостоятельные решения.

Самое большая трудность в воспитании подростка в семье для родителей это то, что авторитет взрослого всегда подвергается сомнению и критике со стороны подростка. Часто мнение семьи не учитывается самим подростком, потому что им интереснее мнение сверстников. Если Вам интересны проблемы современной семьи , то переходите по выделенной ссылке и читайте.

Родителям очень трудно смириться с этим и поменять методы воспитания подростков в семье . Учитывая готовность ранее управляемых и послушных детей все воспринимать в штыки, бунтовать и оспаривать все истины родительской власти и воспитания. В каждой семье разные уклады жизни: уровень образования и достатка, различные семейные ценности, приоритеты и традиции атмосфера в семье.

Все эти факторы безусловно влияют на воспитательный процесс ребенка с самого рождения. К подростковому возрасту в нем уже были заложены основные качества характера, взгляды на жизнь и определенные устои.

Очень важно в период подростковой неадекватности ребенка общаться с ним и слышать его. А так же несмотря на все трудности, находить с ним общий язык. В этом тоже бывают трудности в воспитании подростков. Мнения могут расходиться. Но эту трудность можно решить, если спокойно все обсуждать и пытаться решать трудности в положительном ключе. Самое главное, не раздражаясь и не упрекая. Ваш подросток – это тоже личность. И нужно учиться уважать его мнение. Тогда будет меньше трудностей в воспитании подростков в семье.

КАК ВОСПИТЫВАТЬ ПОДРОСТКОВ

Разные стили общения влияют на воспитание подростков в семье. Большинство родителей сталкиваются с вопросом: как воспитывать подростков. Конечно же, каждая семья решает сама, как правильно воспитывать подростка. Но следует затронуть разные стили воспитания подростков в семье и последствия, к которым они приводят в будущем. Ведь каждый родитель хочет лучшего будущего для своего ребенка подростка. И это касается не только питания и одежды. Но и будущего. Поэтому важно сохранять любовь в семье . Так каждый член семьи будет чувствовать себя уверенным в себе и нужным.

  • Авторитарный стиль в семье происходит под жестким контролем родителей. Вся жизнедеятельность подростка проходит в строгих правилах, ограничивая все свободы и инициативы ребенка. Различные не оправданные запреты и порицания приводят к различным конфликтным ситуациям и враждебности подростка в семье. В таких случаях попираются самые необходимые для подросткового периода возможности для становления. А именно, возможности самостоятельно принимать решения, самореализация, возможность личного выбора и чувство собственного достоинства.

Дети с сильным характером в таких семьях становятся агрессивными. Стараются как можно быстрее покинуть дом, чтобы избавиться от жесткого контроля родителей. Не уверенный ребенок становится не самостоятельным и инфантильным. Поэтому такой подросток очень подвержен влиянию окружающих и старается угодить друзьям. У него могут появиться различные детские страхи . Другими словами, такой подросток становится для своих сверстников податливым, как пластилин.

  • Демократический стиль общения в семье воспитывает ответственность и самоуважение подростка. С детства их самостоятельность поощряется, и мнение подростка учитывается членами семьи. Подросток в такой семье растет личностью, потому что чувствует себя нужным и любимым родителями. Ему уже не так будет важно мнение окружающих. Он не будет ни под кого прогибаться и искусственно кому-то понравиться.

Но, в то же время родители должны в важных вопросах проявлять твердость, уделять много времени дисциплине и соблюдать правила справедливости. При таком конструктивном и позитивном подходе к воспитанию подростка в семье, сформируется социально ответственный и самостоятельный человек. Конечно, родителям в семье необходимо корректировать поведение подростка и направлять его в нужном направлении по жизни. Но делать это следует мягко и тактично, учитывая его чувства и внимательно выслушивая его мнение.

  • Попустительский стиль предполагает полное отсутствие со стороны родителей контроля и влияния на подростка. Ребенку ничего не запрещают и ничего от него не требуют. Он может делать то, что хочет. Например, смотреть телевизор бездумно и бесконтрольно. Подросток игнорирует без последствий любые замечания и просьбы со стороны родителей. Такого рода попустительство семьи приводит к беде. Благодаря этому подросток не принимает тех, кто ему не потакает и становится эгоистом. Следовательно, становится только хуже самому подростку и родителям. В итоге проблем в современной семье становится только больше.

Подросток в такой семье растет наглым и безразличным к другим. Он не уважает никого, даже своих родителей. Такое воспитание очень пагубно отражается на всей семье, потому что страдают сами родители и подростки.

  • Хаотический стиль воспитания, когда родители занимаются ребенком от случая к случаю. Нет ровной линии дисциплинарных устоев и понятных для подростка требований. Или же правила в семье меняются, в зависимости от состояния и настроения родителей. При таких условиях жизни у подростка нет уверенности ни в чем. Он не чувствует себя защищенным, потому что сами родители не уверены в своем авторитете.

Этот стиль порождает у ребенка агрессивность, тревожность и неуверенность в завтрашнем дне. У подростка в такой семье не будет точного понимания принципов жизни и каких-то норм морали в отношениях с людьми. Такому ребенку будет очень сложно в жизни, потому что он будет расти неуверенным в себе. Следовательно, спасибо он Вам точно не скажет. Он будет как лодка в бушующем море. То есть дрейфовать на волнах и топтаться на одном месте. Или, наоборот, плыть по течению, никак не развиваясь.

КАК ВОСПИТЫВАТЬ ПОДРОСТКОВ : ОБЩАЙТЕСЬ С НИМИ

Наверное, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос успешным и выдающимся человеком. А это целиком зависит от воспитания подростка в семье. Поэтому, никогда не поздно задуматься и что-то изменить к лучшему . Позаботьтесь, чтобы ваш ребенок подросток всегда мог обратиться к вам за советом или рассказать о своей проблеме. Даже если Вам это может показаться мелочью. Следовательно, будьте понимающими и доступными для своих детей. Они этого достойны.

Какой бы не был характер ребенка-подростка, родители должны любить его и помогать становиться хорошим человеком. Особенно это важно для подростков в трудный для них период, когда у них нет уверенности в завтрашнем дне и бушуют гормоны. Подростки порой сами себя не понимают, потому что еще не сформировались по-взрослому.

Самое главное, помочь им стать самыми лучшими и замечательными людьми. В первую очередь для вас, родители. Ведь если ваш ребенок вырастет ответственным и добрым человеком, то это будет повод для гордости. И не стоит мучить себя вечным вопросом: как воспитывать подростков. Просто слушайте их и любите всем сердцем, потому что они это заслуживают. Кроме того, никогда не жалейте времени на своих детей. Это поспособствует сплочению вашей семьи.

Успехов вам в воспитании подростков. Создать счастливую семью под силу каждому. Будьте здоровы.

29. Основные проблемы воспитания в современное время и пути их преодоления

В высокоразвитых странах мир школьников переполнен вещами — многие имеют видеоигры, видео-, аудиотехнику, собственный компьютер и пр. Обилие вещей порождает новые проблемы в воспитании. Реже становится участие детей в конкретной трудовой деятельности. Меняется повседневная жизнь школьника. Она регламентирована рутиной школьных занятий, которые становятся все более напряженными и насыщенными. На фоне этого распадаются ребячьи компании, усиливается одиночество ребенка. Дети несут в себе груз внутренней неустойчивости, замкнуты на себе.

Более ранним становится половое созревание. Среди детей и подростков усиливаются инфантильные тенденции: недостаточная самостоятельность, скудный опыт социальной жизни.

Трудно переоценить роль семьи в воспитании школьников.

Ошибки в семейном воспитании:

а) во- первых, не осознается исключительная, незаменимая роль семьи в формировании личности детей.

б) во- вторых, происходит ПОДМЕНА воспитания назиданиями, поучениями, сообщением правил, которые надо запомнить и безоговорочно выполнять.

в) в-третьих, неумение и боязнь конкурировать с потребительской модой, групповыми нормами микросреды, противостоять в необходимых случаях их давлению и формировать детей позицию осознанно противостояния негативным его аспектом.

г) в-четвертых, неумение и боязнь обсуждать с детьми острые вопросы прошлого и настоящего страны, вины общества за существенную часть аномальных проявлений в среде несовершеннолетних и молодежи.

д) в-пятых, самоизоляция от взаимодействия с другими институтами социального воспитания ( с детским садом, школой)

Ошибки, связанные с неправильным представлением о месте детей в жизни родителей, принципах взаимодействия с ними:

– зачастую отношения к детям родители строят на началах гиперопеки

– многие негативные последствия для детей и родителей связаны с неумением правильно соотнести доверие, уважение и контроль. Но один только контроль за детьми не исчерпывает проблемы

Влияние родителей на поведение детей в конфликтных ситуациях:

Стиль семейного воспитания

Собственное поведение родителей в различных трудных ситуациях

В связи с этими проблемами все большую популярность приобретает воспитание, основанное на сотрудничестве, партнерстве. В школах должны работать специалисты – психологи. Необходимо повышать конфликтологический уровень педагогов. Разрабатывать новые методики обучения детей в школе и воспитания дома. Необходимо совершенствовать школьные программы, проводить специальные занятия по нравственному воспитанию.

Актуальные положения воспитательных концепций:

– реализация идей гуманизации и гуманитаризации;

– создание условий для раскрытия творческих способностей человека;

– всестороннее и гармоничное развитие личности;

– социализация личности гражданина России;

– формирование жизнеспособной индивидуальности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и самому себе;

– становление социально активной жизнестойкой личности;

– формирование личности, способной жить в новом демократическом обществе;

– формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей;

– возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитание свободных граждан с развитым творческим отношением к миру, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству.

Правила для учителя(гуманистическая парадигма):

1. Демонстрировать доверие детям.

2. Помогать детям осознавать себя, свои интересы, склонности, способности, потребности,

3. Исходить из того, что у детей есть мотивация к учению.

4. Выступать для учащихся как источник опыта по всем вопросам.

5. Обладать способностью понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность ученика и принимать его.

6. Быть активным участником группового взаимодействия, учебной и внеучебной работы, общения.

7. Открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать личностную окраску преподаванию.

8. Владеть стилем неформального, теплого общения с учениками.

9. Обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Основные проблемы воспитания детей и способы их решения

Вырастить и правильно воспитать ребенка – очень тяжелый труд. Большинство родителей сталкиваются со многими проблемами воспитания детей. Некоторые из них устраняются довольно легко, другие же требуют значительных физических и психологических усилий, а иногда, и консультации психолога либо медицинского специалиста. Рассмотрим особо распространенные проблемы воспитания современных детей и возможные способы их решения.

Основные методы воспитания детей и проблемы, связанные с ними

Многие научные работники, психологи и педагоги пытаются решить проблемы воспитания детей. Однако стремительное развитие информационных технологий, науки и техники в целом, раннее взросление малышей постоянно усложняют эту задачу, да и новые проблемы воспитания появляются довольно часто.

Педагогическая наука разделяет четыре вида воспитания, которые важны в становлении личностных качеств ребенка. Причем, часто погрешности в применении того или иного вида и приводят к проблемам, связанным с воспитанием детей.

Первый вид воспитания – диктат или авторитаризм взрослых. Данная система подразумевает постоянное подавление взрослыми достоинства и инициативы ребенка. В результате, в зависимости от характера малыша, у него может развиваться либо реакция сопротивления, либо понижение самооценки и привычка к покорности. Если у малыша сильный характер, он будет постоянно бунтовать, отказываться слушать взрослого-диктатора. Слабый ребенок из боязни совершить что-либо не так предпочтет вообще самостоятельно ничего не предпринимать.

Следующая рассматриваемая система воспитания – гиперопека. Она наблюдается тогда, когда родители ограждают ребенка от всех, даже минимальных, трудностей, всем его обеспечивают и постоянно оберегают. Проблема воспитания детей в таком случае заключается в формировании незрелой, капризной, эгоцентричной личности, которая совершенно не приспособлена к самостоятельной жизни. В будущем такой человек не сможет принимать не только важные, но и любые бытовые решения. Это может привести к трудностям в общении, а также в семейной жизни.

Некоторые родители применяют такую систему воспитания как невмешательство. Взрослые полагают, что в таком случае ребенок становится самостоятельным, учится делать и исправлять свои ошибки без помощи других. Однако стоит понимать, что в таких семьях дети часто вырастают эмоционально чужими родителям. Кроме того, такой ребенок нередко бывает недоверчивым и подозрительным, а в будущем становится малоэмоциональным, скупым на ласки.

Наиболее приемлемый вид воспитания – сотрудничество. В этом случае отношения в семье основаны на общей деятельности, поддержке друг друга, объединении целей и интересов. При этом малыш растет достаточно самостоятельным, но он уверен, что при необходимости получит поддержку и понимание других членов семьи. Обычно такие семьи имеют свои ценности и традиции.

Нередко проблемы, связанные с воспитанием детей, возникают при столкновении разных систем воспитания, которых придерживаются мама и папа. Например, отец склонен к диктаторскому виду воспитания, тогда как мама предпочитает гиперопеку. В таком случае ребенку будет очень трудно соответствовать требованиям обоих родителей, а это, в свою очередь, приведет к психологическим трудностям у малыша. Родителям стоит выработать общий стиль поведения и воспитания и не стараться кардинально изменить, «переделать» характер ребенка. Лучше позволить ему развиваться самостоятельно, время от времени мягко корректируя его психологические недостатки.

Проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Именно на этапе дошкольного возраста закладывается поведение и полноценное развитие детей. Малыш в свои первые 6-7 лет жизни учится правилам существования в социуме, основным навыкам взрослой жизни, у него происходит формирование характера. Практически все родители сталкиваются в данный период с трудностями воспитания. Попробуем разобраться с наиболее частыми проблемами воспитания детей дошкольного возраста:

  • Отказ соблюдать правила личной гигиены. Даже двухлетний малыш уже понимает, что он может выразить свой протест, который будет воспринят взрослыми. И он его выражает, причем, часто именно в ситуации, когда родители вынуждены преодолеть упрямство своего чада. Многие детки категорически отказываются совершать ежедневные процедуры личной гигиены – умываться, чистить зубки или же мыть волосы. В таком случае лучший выход – заинтересовать маленького упрямца. Можно купить ему красивую зубную щетку и ароматную мочалку, детское мыло в форме фигурки любимого животного.
  • Хочу и дай! Во время взросления, наверное, каждый малыш проходит период категоричного требования того, что он хочет. Это может быть желание получить новую игрушку, полакомиться лишней шоколадкой либо отказ ложиться вовремя спать. Естественно, гораздо легче уступить ему, чтобы избежать детских истерик. Однако взрослые должны понимать, что их чрезмерная уступчивость может привести к тому, что в будущем ребенок будет неспособен провести черту между желаниями и реальными возможностями.
  • Неумение вести себя со сверстниками. Специалисты отмечают, что до трех лет детки предпочитают играть сами. Вот поэтому часто малыши и не понимают, почему они должны делиться игрушками с другими малышами или же участвовать в коллективных играх. В этом возрасте очень важна роль взрослых, которые должны объяснять малышам, как правильно вести себя с детьми. Взрослея, ребенок будет получать навыки общения, и такие проблемы постепенно отойдут на другой план.

Существует много проблем воспитания современных детей. К счастью, практически все они вполне решаемы. Родители должны понимать, что какие бы трудности им не встречались на пути взросления и развития их ребенка, — это все временно. Многие ситуации, которые кажутся в данный момент неразрешимыми, спустя годы останутся всего лишь воспоминаниями, часто довольно смешными и забавными.

Методы убеждения

Методы этой группы обращены к сознанию воспитанника.

Главные функции методов убеждения:

  • – формирование знаний о морали, труде, общении и пр. в сознании школьников;
  • – развитие у детей системы нравственных представлений и понятий, различных отношений, ценностей, взглядов;
  • – обобщение, анализ собственного опыта школьниками;
  • – трансформация общественных ценностей, норм, установок в индивидуальные.

Основной инструмент методов убеждения – слово, т.е. сообщение и обсуждение информации. Важно, что этим инструментом является слово не только взрослого, но и суждения самих воспитанников.

Рассказ как метод воспитания – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов или событий, имеющих воспитательное значение.

  • • передать определенную информацию, обогащающую нравственную осведомленность детей;
  • • вызвать у детей необходимое воспитателю отношение (позитивное или негативное) к содержанию рассказа.

Подготовка к рассказу как методу воспитания состоит в определении тематики и содержания рассказа; выборе условий и средств наглядности. А именно:

  • а) тематика рассказов определяется субъектным опытом воспитанников: им должно быть понятно, о чем идет речь, т.е. проблема рассказа должна быть личностно значимой;
  • б) восприятие детьми рассказа усиливается благодаря наглядности: иллюстрациям, фотографиям, сетевым ресурсам, предметам, которые демонстрируются во время рассказа, а также созданием надлежащей обстановки, использованием музыкальных, шумовых или световых эффектов.

Условия эффективности рассказа как метода воспитания:

  • • информативность;
  • • доступность;
  • • эмоциональность;
  • • убедительность.

Беседа как метод воспитания – это обсуждение определенной проблемы, информации, в котором участвуют как педагоги, так и воспитанники.

Функции беседы в воспитании:

  • • углубление нравственных понятий воспитанников;
  • • прояснение их мотивов;
  • • развитие взглядов и убеждений школьников.

Подготовка воспитателя к беседе состоит в определении цели беседы, условий и ее основных вопросов. При этом:

  • а) желательно разработать несколько различных стратегий беседы в зависимости от того, как воспитанники ответят на тот или иной заготовленный вопрос воспитателя;
  • б) потенциал беседы в воспитании определяется тем, сумеет ли воспитатель “разговорить” учеников, позволит им высказывать свободно собственные мысли, мнения, сомнения, возражения. А отсюда следует, что беседа может быть эффективной лишь при определенном стиле общения, расположении участников друг к другу.

Рассматривая беседу в качестве метода воспитания, рекомендуется завершать беседу резюме: воспитатель обобщает мнения учеников, формулирует нравственное правило или же предлагает это сделать воспитанникам.

Наиболее целесообразно предлагать учащимся беседы с обсуждением моральной дилеммы, когда к обсуждению предлагается ситуация, предполагающая несколько решений, незаконченный рассказ и т.п. (см. далее).

  • • проблемность;
  • • доступность;
  • • интеллектуальная и эмоциональная активность самих школьников;
  • • взаиморасположение участников.

Разъяснение и внушение – методы эмоционально-словесного воздействия педагога на воспитанников; эти методы всегда узко направлены на определенного воспитанника или группу детей, индивидуальны. В их основе – хорошее знание педагогом индивидуальных и личностных особенностей детей.

Функции этих методов: индивидуальная коррекция взглядов, установок и мотивов воспитанников.

Внушение – это воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности; оно заключается как бы в незаметном проникновении в психику ребенка. Очевидно, что внушение возможно только при известном доверии к внушающему. Воспитательное внушение сопровождается созданием эмоционального фона для совместных переживаний с помощью приятных слов, музыки и т.п.; использованием элементов психологического (ауто) тренинга.

  • • эмоциональность;
  • • ситуация сниженной критичности;
  • • элементы тренинга;
  • • знание индивидуальных особенностей.

Разъяснение применяется тогда, когда школьнику необходимо что-то объяснить, сообщить правила поведения в той или иной ситуации, предварить последствия неправильного поведения. При этом учитель, разъясняя что-либо младшим школьникам, использует, например, такую аргументацию: “Все школьники поступают так-то и так-то”, “В нашей школе принято поступать так”, обращаясь не столько к обсуждению социально-ценной мотивации поведения и его смысловой основе, сколько к специфическим потребностям ребенка таким, как обретение им новой социальной роли ученика, желание стать равноправным членом коллектива класса и т.п.

Проблемы подростков и способы их решения

Вот так бывает – растишь, кормишь, ночей не спишь, а потом «бац!» – и как гром среди ясного неба сложный подростковый период, со всеми вытекающими последствиями. И, кажется, что мы правильно воспитывали ребенка, всем обеспечивали, а результат диаметрально противоположный.

Ребенок, вырастая и превращаясь в самостоятельную личность, как правило, «проверяет на прочность» все принципы, которые были бережно заложены ему в голову родителями и учителями. И иногда это проходит, мягко говоря, не очень гладко, сказываясь на всех сферах жизни. Как же вовремя заметить проблемы подростков и разрешить их?

Проблемы подростков дома

Проблемы в отношениях с подростком это только следствие, а причина, как это не обидно звучит, в родителях.

Осознанно или нет, но мы воспроизводим ту модель, по которой воспитывали нас. А в те времена люди этим вопросом вообще не сильно озадачивались. В итоге, множество зрелых людей до сих пор не могут нащупать нить понимания с родителями.

Восточная система воспитания детей рекомендует разделить развитие ребенка на 3 периода:

  • 0-5 лет – ребенок-Царь;
  • 5-14 лет – ребенок–ученик;
  • с 14 лет – ребенок–друг.

В 14 лет невозможно подростка заставить поступать нужным вам образом, аргументируя: «Потому что я так сказала, вот почему!». Также нельзя все позволять восьмилетнему ребенку и никак не наказывать.

Кто-то считает, что детей наказывать нельзя, что так формируется недоверие к миру. Тогда непонятно, к жизни в каком мире эти люди готовят детей? Где можно все и всегда? Правильное наказание формирует у ребенка навык связывать негативное действие с негативным результатом и формирует ответственность. И страшно представить общество людей, которые считают, что можно все и не отличают «хорошо» от «плохо».

Другая крайность – наказание, как средство выражения собственных негативных эмоций. Наказывая ребенка необходимо ставить цель выработки у него умения думать о последствиях. Но, конечно, в 14 лет воспитывать уже поздно. Все уже заложено и теперь остается лишь «пожинать плоды». В это время самым лучшим решением будет прислушаться к ребенку, почему он так поступает? И постараться не давать критических оценок.

В нашем обществе система регуляции поведения человека основана на чувстве стыда под лозунгом: «О боже! Что скажут люди!» Стыд, по умолчанию, связывают с чувством совести, которое имеет другую природу. Стыд подразумевает внешнюю негативную оценку своих действий. Нужно быть хорошим, а то не дай Бог, кто-нибудь узнает какой я плохой! Получается, когда никто не видит – можно быть любым.

Совесть не подразумевает внешних оценок и основывается на самоуважении. Я хочу быть хорошим, потому что так я себя больше уважаю и мне так комфортно. Или не хочу. Совесть это внутреннее независимое чувство. И если проблему стыда можно решить, сыграв нужную роль, то проблему совести никак не переиграешь и от себя не убежишь. Поэтому нужно правильно расставлять акценты.

И самая важная часть воспитания детей – воспитание себя самого. Невозможно дать человеку то, чего у вас нет. Глупо говорить о вреде курения с сигаретой во рту. Глупо говорить о вреде компьютера, просиживая дни и ночи в соц. сетях. Невозможно привить уважение к родителям в той семье, где родители не уважают друг друга или самих себя. Дети – это наше кривое зеркало и они тонко чувствуют, где истина, а где подмена.

Проблемы подростков в школе

Не будем долго разбирать нашу систему образования. Скажем лишь, что она тоже имеет свои несовершенства. Главной ее позицией является развивать то, чего нет. Если мальчик не понимает математику, но отличник по физкультуре – учителя непременно порекомендуют посадить его за решение линейных уравнений. А с физкультурой и так все в порядке – зачем еще развивать? И если он не сел за их решение – пора включить механизм стыда. Вызываем родителей, и давай отчитывать – прогулы, двойки, поведение. В такой ситуации любой хороший родитель подключится к позиции учителей, а может и за ремень возьмется.

Решая проблемы подростков в школе, грамотно выбирайте, на чьей вы стороне. Помните, что ребенок – это личность, имеющая свои особенности и желания. Каждый человек имеет способности к чему-либо, что-то делает хорошо, а что-то не умеет. Универсальных людей не бывает, невозможно быть специалистом во всем. Понятно, что хорошие оценки нужны, чтобы поступить в институт и стать человеком. Но, только, выбирая своему ребенку правильную жизнь, мы зачастую забываем о том, что ребенок – это не собственность и не сырье, для производства «супер-человека». Семья дается человеку для поддержки, а не манипулирования. Поэтому, каждый раз, когда слышите что-то о сыне или дочери – не спешите с выводами и наказанием. Учителя приходят в нашу жизнь на 10 лет, и уходят, а ваши отношения останутся…

Проблемы подростков в отношениях со сверстниками

Многие родители оказываются глухонемыми, когда возникают проблемы подростков в отношениях со сверстниками, считая эту проблему незначительной. В то время как для подростка именно эта тема является самой животрепещущей. Проблемы подростков в отношениях проявляется двумя способами:

1. дурная компания;

2. отсутствие друзей.

Каждый ребенок хочет занять определенную позицию среди друзей и одноклассников. Кому-то нужна роль лидера, кому-то просто хорошего друга. Родители, тем временем, считают, что это все ерунда и вообще не слушают и не слышат ребенка. Или, еще хуже, услышав что-либо, начинают негативно отзываться о его друзьях. Лекарством от этого является доверие. И не только ребенок должен доверять вам то, что его волнует. Вы должны доверять своему ребенку делать выбор самостоятельно. Только это является залогом искренних отношений.

И самый главный совет в общении с подростком – откажитесь от идеи вернуть былую власть над ребенком! Будьте ему старшим другом и помощником, только так можно сохранить свой авторитет в его глазах.

Автор статьи: Смыковская Наталья Леонидовна

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: