Время на детей есть!

Время на детей есть!

Время на детей есть!

О чём мы говорим c детьми, когда встречаемся с ними в конце рабочего дня? В большинстве случаев задаем вопрос: «Как дела?». Слышим ответ: «Нормально», обмениваемся еще парой дежурных фраз и расходимся по своим комнатам. Вот и пообщались.

То, что с детьми надо разговаривать, ни для кого не новость. Хороший глубокий разговор – основа доверительных отношений, которые, в свою очередь, помогут «не потерять» ребенка. Поэтому психологи рекомендуют общаться с детьми тет-а-тет минимум 15 минут в день. Многие скажут, что разговаривают больше. Но давайте уберем из этих бесед темы: «Ты поел?», «А что поел?», «Как там в школе?», «Какие у тебя оценки?», «Что вам задали?», «Уроки сделал?», «Так что ты всё-таки поел?» . В остатке будет не так уж и много, а 15 минут могут показаться вечностью.

О чём же говорить с детьми и какие вопросы задавать, чтобы не получать в ответ стандартное «нормально»? Для начала нужно перестать спрашивать стандартное: «Как дела?». Стереотипные темы и вопросы создают иллюзию общения – нам кажется, что мы в контакте с ребенком, а на самом деле ничего о нём не знаем.

«Ну что ты мне допрос устраиваешь?! Не хочу я отвечать на эти вопросы. Я хочу говорить о том, что мне интересно» , – как-то заявила мне дочь. Это было очень отрезвляюще и очень честно. К подростковому возрасту дети настолько устают от наших автоматических вопросов, что они не только не хотят больше играть в автоматические ответы, но иногда вообще отказываются общаться.

Это заставило меня задуматься над тем, как сделать общение с детьми более личным и сокровенным, дающим возможность открывать мир друг друга, а также, как в ситуации постоянной нехватки времени всё-таки это время найти. Мы начали практиковать душевные семейные беседы за ужином. Все члены семьи, включая нас, родителей, рассказывают свою историю: самое яркое впечатление дня, чему я сегодня научился (что нового я узнал). Яркое впечатление подразумевает как радостные, так и печальные события – то, что запомнилось больше всего. А вопрос о том, что нового я узнал, побуждает более внимательно относиться к происходящему вокруг. Мы выбрали именно эти темы, хотя список открытых вопросов для бесед, конечно же, ими не ограничивается:

  • Какое настроение у тебя было в течение дня?
  • Во что вы играли с друзьями?
  • Что тебя сегодня расстроило (или напугало)?
  • Что тебя сегодня порадовало (или насмешило)?
  • Какую глупость ты сегодня сделал?
  • Какой поступок, которым стоит гордиться, ты сегодня совершил?
  • Что тебя сегодня удивило?
  • Что сегодня было самым скучным?

В самом начале, когда такое общение только появляется в жизни семьи, разговоры не сразу складываются. Ведь настоящая беседа подразумевает внимание к себе и своему опыту, в том числе умение его анализировать. Этому тоже нужно учиться. Дети младшего возраста могут испытывать проблемы с описанием своего дня: они часто говорят, что, мол, у них ничего не происходило. Тогда поможет такой приём: попросите ребёнка вспомнить хронологию событий в течение дня, например: как он собирался в школу/сад, как шел/ехал туда; как встретился с друзьями; каким был первый урок, второй урок, а потом перерыв на обед и т.д. Когда вы перечисляете события, ребенок обязательно вспомнит что-то, что его взволновало на каком-то из этих этапов. Со временем он научится рассказывать о себе и своих переживаниях без дополнительной помощи.

На самом деле дети обожают эти семейные беседы и очень скоро начинают напоминать: «А давайте новостями делиться! Мы же сегодня еще не обсуждали, как у кого дела» . Это становится приятным, объединяющим времяпрепровождением. Главное помнить, что беседа – не допрос. Тон беседы важен точно так же, как и сама беседа. Пусть разговор будет теплым, плавным и очень душевным. Не критикуйте, не оценивайте, не давайте советов, которых ребенок не просит. Просто наслаждайтесь рассказами друг друга.

Обязательно сами делитесь новостями, открытиями и тем, что у вас в течение дня произошло. Если дети не знают с чего начать – расскажите о себе первым. Это вдохновит ребенка на собственный рассказ. И не обязательно это должно быть что-то образцово-показательное – не бойтесь «потерять лицо»: история о том, как вы облились чаем на работе, покажет ребенку, что вы можете ошибаться, а также умеете смеяться над собой. Дети обожают, когда родители рассказывают про то, какую глупость они сегодня совершили.

Когда вы делитесь своими впечатлениями и историями, это не только сближает вас с ребенком, но и подталкивает к собственному развитию. Рассказ о том, как прошел день и чему новому вы научились, становится своеобразным самоанализом и важными вопросами самому себе: «А что происходит в моей жизни? Продолжаю ли я развиваться? Что интересного я могу рассказать своему ребенку и чему его научить?»

Детям, особенно подросткам, также важны истории родителей из детского периода и периода взросления – о том, как они справлялись с проблемами и сложными ситуациями. Через этот опыт подростки учатся преодолевать трудности и решать непростые вопросы, которыми наполнен период взросления. Именно поэтому подросткам нужно чуть больше внимания и приватности в общении. Конечно, лучше поговорить с каждым ребенком с глазу на глаз. Но если для детей доподросткового возраста общая беседа за столом не мешает рассказать про свои новости и переживания, то для подростка необходима более интимная обстановка и свои, особенные темы. Обсудите с ним в индивидуальной беседе:

«Как твои дела с друзьями?» Отношения со сверстниками – это фактически единственное, что его в этот период волнует. Спрашивайте, как его друзья и как складываются отношения с ними. Делайте это персонифицировано, с именами. Например: «Ты рассказывал, что вы вчера поссорились с Васей. Как у вас сегодня?» И помните, что это должно идти не от желания допросить, а от искреннего интереса к жизни ребенка.

«Могу ли я что-то для тебя сделать?» («Нужна ли тебе какая-то помощь/поддержка от меня?») Этот вопрос задавать подросткам очень важно: они не всегда сами придут за помощью, но очень часто в ней нуждаются.

«Может быть, мы вместе что-то поделаем?» Этот вопрос снимает стандартный контекст «обязаловки», вроде «садись делать уроки» или «иди мой посуду», и становится приглашением отвлечься и провести время за каким-то приятным совместным занятием.

Например, благодаря этим разговорам, у нас с дочерью появился «Девчачий киноклуб» – каждая из нас по очереди предлагает фильм для просмотра, и мы раз в две недели, укутавшись в одеяло и приготовив себе горячий шоколад, смотрим кино, а потом его обсуждаем.

Помимо фильмов это может быть что угодно: книги, игры, любой предмет, который увлекает вашего ребенка и то, что вы могли бы пообсуждать вместе. Например: «Я сегодня посмотрела интересный ролик на YouTube – хочу тебе его показать. Мне кажется, он тебя заинтересует» . Не важно, что вы выберете для обсуждения – выставку современного художника или новую компьютерную игру. Правило только одно: это должно быть интересно вам обоим. Не нужно обсуждать что-то «высокодуховное» только для того, чтобы выполнить программу «Я хороший родитель», когда при этом вы оба зеваете. Найдите то, что по-настоящему захватывает вас обоих.

Экспериментируйте, придумывайте темы для бесед, будьте открыты. Качественное общение, когда вы с ребенком искренне вовлечены в совместный диалог, очень сближает. Вы начинаете понимать, чем живет ваш ребенок и что его беспокоит, открываете для себя его мир. Поэтому не лишайте себя удовольствия от общения друг с другом и оставайтесь с детьми в контакте.

Ирина Корнеева,
психолог сайта «Я – Родитель»

Консультация «Как объяснить ребенку, что такое время»

Татьяна Скрягина
Консультация «Как объяснить ребенку, что такое время»

Родители – главные помощники на этом сложном пути. Так как объяснить своему малышу, что такое время, с чего следует начинать. Процесс это длительный, постепенный, нельзя ребенка торопить. Надо четко понимать – малыш живет в настоящем времени, для него прошлое и будущее отсутствуют. Все события в его памяти привязаны к другим, более запомнившимся, а не ко времени. Представим, что летом он несколько дней гостил в деревне у бабушки и получил массу новых впечатлений. Как он будет вспоминать, когда это было? Вы не услышите от него: «Летом я видел живую лошадку». Скорее всего, это будет фраза о том, что когда он был у бабушки, то видел живую лошадку. Для маленького ребенка еще не существуют такие понятия – время года, месяц, неделя, сутки, или прошлое и будущее. В его памяти сохраняются взаимосвязанные события – когда был где-то и тогда видел или делал что-то.

Объяснить свойство времени проще всего, если начать со времени года и времени суток.

Вначале расскажите о том, что год – это следующие друг за другом зима, весна, лето и осень. Обязательно заострите внимание ребенка на том, что времена года сменяют друг друга, и каждый год повторяются. Малышу значительно проще все понять, если каждое время года будет связано в его мыслях с каким-то запомнившимся событием. Например, зимой бывает Новый год с подарками и много снега. Весной все вокруг становится зеленым от молодых листочков и травки, поют птицы. Обратите внимание ребенка на такие факты. Лето может запомниться обилием солнца, фруктов и ягод. А также походами в лес или на речку, купанием и сбором грибов. А осенью приходится одеваться теплее. Листья на деревьях желтеют и опадают, трава засыхает, улетают птицы. Подберите мультфильмы о временах года, их просмотр значительно упростит процесс осмысления новой информации.

О времени суток объясните, что день всегда сменяет ночь. Понятие утра в сознании ребенка будет связано с такими событиями, как пробуждение, умывание, завтрак, сбор в ясли или детский садик. Днем можно играть, ходить на прогулку, потом обедать, и еще много интересных событий. Вечером всегда ужин и подготовка ко сну. Ночь для ребенка – время суток, когда он засыпает. Вначале может возникнуть путаница с ночью и наступлением нового дня у детей, которые спят после обеда. Родители, будьте терпеливы, постепенно ребенок поймет разницу.

Когда ребенок осознает, что такое год и сутки, и начнет легко ориентироваться в этих понятиях, можно объяснить разницу между часом, минутой и секундой. Хлопните в ладоши и расскажите про секунду – одно мгновение. Объясните, что в минуте 60 секунд и предложите похлопать в течение минуты. Ребенок должен понять, что в минуте много хлопков – секунд. Затем расскажите о часе, в котором 60 минут, а это долго. Подведите малыша к осознанию того, что за час можно успеть сделать очень многое, в отличие от секунды. Например, посмотреть любимый мультфильм и поиграть с конструктором.

Что такое время? И где оно живет? Педагогический опыт. Занимательные истории и эксперименты для изучения понятия времени Предлагаю Вашему вниманию, дорогие коллеги,материал, составленный как своеобразный отчет для родителей о наших открытиях, о новых знаниях,об.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку заговорить?» В жизни малыша до достижения им возраста трех лет происходит много знаковых событий, дарящих незабываемые впечатления его близким, таких,.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Что такое время?» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Что такое время?»Цель :дать представления о времени; познакомить с понятиями.

Консультация для педагогов «Что такое педагогическая технология», «Что такое здоровьесберегающая технология» Педагогической технологией – называют направление педагогики, цель которого – повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное.

Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку» Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку» Цель: 1. Расширять знания и представления родителей о синдроме гиперактивности.

Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку» Гиперактивность проявляется у детей в виде чрезмерной энергичности, повышенной активности, неспособности сосредоточиться на каком-либо конкретном.

Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку» Задачи: 1. Дать рекомендации родителям в развитии медлительного ребенка. 2. Для развития коррекции движения, предложить игры со сменой темпа.

Консультация для родителей «Как рассказать ребенку о войне» Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, нужно показать ему свидетельства прошлого. Было бы прекрасно, если бы в Вашем окружении.

Консультация для родителей «Подход к ребенку» Консультация для родителей на тему “Подход к детям” “Почему мой ребенок не такой, как все? Я не знаю, что делать с сыном. У него отвратительное.

Консультация «Ребенку помогает кукла» Консультация «Ребенку помогает кукла» Куклотерапия – это метод лечения, воспитания или обучения детей с помощью кукол и кукольного театра.

Как найти время на ребенка?

Когда мы планируем детей, мы и не догадываемся, что нехватка времени на досуг с ребенком может стать проблемой. В наших планах радостные прогулки, веселые беседы и любящая забота и много времени вместе с детьми! Но вот проходит время, ребенок растет, и мы сталкиваемся с этой угнетающей нехваткой времени. Знакомо?

Что делать, если все свободное время уходит на варку, парку, зарабатывание денег или погонями в решении бытовых проблем? Как справиться с угрызениями совести и наверстать упущенное время з чадами? Нам так хочется успеть все на свете, что в погонях мы главные вещи в жизни заменяем второстепенными и отдаем им всю свою энергию и время.

Как итог мечты строить близкие отношения с детьми остаются всего лишь мечтами.

Если вы задумались над этим вопросом – поздравляю, не все потеряно!))) Вы не безнадежны!)))

У вас есть шанс исправить приоритеты и обернуть в реальность близкое общение с детьми.

1. Запишите на листе бумаги причины, почему вам нужно проводить больше времени с ребенком.

Важно зафиксировать письменно ту пользу, которую вы считаете, получит ребенок от времени с родителями. Пусть оно служит вам напоминанием, чего вы лишаете себя и ребенка в результате суетливой жизни.

2. Не компенсируйте свои ошибки покупками и подарками.

Помните они ничто по сравнению с проведенным временем. Любовь купить невозможно. Такой подход может воспитать в ребенка эгоиста и манипулятора. Дети все понимают и со временем они используют это для своей выгоды. Для них отношения станут с вами столь малостоящими, как и для вас сейчас.

3. Пообещайте конкретное время ребенку.

Сознательно сделайте себя за ручником своего обещания провести с ним время. Это поможет вам принять меры для разгрузки своего графика, чтобы сдержать обещанное.

4. Планируйте наперед, о чем вы будете общаться.

Узнайте, что интересно детям в их возрасте, подготовьтесь тщательно, чтобы время было качественным, если даже не длительным. Ведь даже 15 минут можно увлекательно провести и принести много пользы. Ребенок будет чувствовать искренность и интерес к тому, чем наполнена его жизнь сейчас.

5. Сделайте время с ребенком святым.

Не отвечайте на звонки, не отвлекайтесь на другую домашнюю работу. Сосредоточьтесь на активном общении, игре, прогулке и т.д. Дайте понять, что вам искренне интересен он/она/они. Много задавайте вопросов, и сами много рассказывайте.

6. Не самоутверждайтесь за счет ребенка.

То, что вы проводите сейчас время вместе, не делает вас автоматически хорошим родителем. Не в этом ваша цель. Служить ему – вот ваша цель. Если вы так поднимаете самомнение и реабилитируетесь перед собой – все ваши старания равны нулю, в них нет сока, нет сути. Результат тоже будет нуль, поскольку вы не о детях заботитесь, а о себе.

7. Не озвучивайте перед ребенком свои оправдания.

Например: «Прости, малыш, нам с папой нужно зарабатывать деньги тебе на школу, игрушки, поэтому мы не пойдем гулять» или «Для кого мы стараемся, для тебя!» Это только разогреет в ребенке алчность.

Помните родители, которые чувствуют постоянно усталость, озабоченность и погрязшие в домашних заботах не смогут воспитать счастливых детей! Распорядитесь своим временем мудро! Пропустите свои дела через сито приоритетов!

И напоследок – не поддавайтесь чувствам вины! Пусть угрызения совести станут двигателем, а не тормозом! Пусть они вдохновят вас на новую жизнь, качественную, результативную!

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Дневник Небооблака

  • Архитектура (114)
  • Бодифлекс, йога (57)
  • Видео (1 395)
  • Все о кофе (492)
    • Воскресный кофе с газетой (45)
  • Вязание (226)
    • Мои вязалочки (7)
  • Домашняя кухня (617)
    • Блины (57)
    • Маффины (12)
    • Мои рецепты (174)
  • Житейское (2 781)
    • а поговорить? (258)
    • Бабушкины сказки (164)
    • Зеркало (43)
    • Картинка на ночь (426)
    • Мудрые мысли (111)
    • Новость дня (7)
    • Полезные советы (686)
    • Понравилось (173)
  • Здоровье (925)
  • Интернет, блогер, оформление блогов (132)
  • Интерьер (827)
    • Интерьерные штучки (149)
  • Кошки — моя слабость (692)
    • Жилье для кошки (19)
    • Мои кошки (98)
  • Кулинарный подиум (91)
    • Рестораны (46)
  • Литературное кафе (93)
    • Дорога из желтого кирпича (13)
    • Женька (9)
    • Жили-были люди (11)
    • Зеленые ёжики (8)
  • Мастер класс (2 263)
    • Мои МК (11)
  • Мода, Красота, Здоровье (1 665)
    • Обувь (67)
    • Одежда (562)
    • Скраб (34)
    • Средства по уходу (267)
    • Уход за руками, маникюр (106)
  • Мои работы, флористика (71)
  • Новости (338)
    • Майдан, Украина, Крым (109)
  • Общее (4 975)
  • Публичные люди (87)
  • С мира по нитке (892)
    • Интересные места планеты (85)
    • Интересные факты (52)
    • Киномелочи (52)
    • Поэзия (71)
    • Реклама (26)
    • Современное искусство (216)
    • Украина (247)
    • Фестивали, праздники, конкурсы (142)
  • Тесты, опросы, гороскопы (124)
  • Ушедшим от нас посвящается… (31)
  • Флористика (308)
    • Другие материалы (128)
    • Живые цветы (115)
  • Фотографии (562)
  • Хенд мейд (2 522)
    • Бижутерия (115)
    • Бисероплетение (25)
    • Валяние (16)
    • Вышивка (36)
    • Декупаж (70)
    • День Влюбленных (111)
    • Для детского творчества (75)
    • Идеи для дачи (132)
    • Из конфет (14)
    • Изделия из пластика (67)
    • Куклы (108)
    • Лепка (44)
    • Мыловарение (30)
    • Новый год (620)
    • Пасха (220)
    • Переделки (197)
    • Плетение из газетных трубочек (640)
    • Подарки для мужчин (19)
    • Скрап (81)
    • Шитье (235)
  • Юмор (418)

Свежие записи

Статистика

Как найти время на ребенка

В безумном ритме современной жизни многим родителям порой не хватает времени на главное — на своих детей.

Взрослые заняты зарабатыванием денег на содержание ребенка, но вот о его душевном развитии многие задумываются уже, когда становится поздно.

Есть вещи, на которые тратится очень много времени. И они того вовсе не заслуживают. Если избавить свою жизнь от этих бессмысленных занятий, даже в самом плотном графике получится выкроить свободные часы, которые можно провести с ребенком.

  • Выяснение отношений. На бессмысленные пререкания с близкими по ерундовым поводам тратится гораздо больше времени, чем может показаться сначала. Они выматывают, надолго выбивая из колеи, лишая способности действовать продуктивно. Бороться с ними можно, нужно только найти в себе волю подавить скандал в зародыше, не дать ему развиться в полноценную ссору. Иногда стоит промолчать, но не все способны это сделать.
  • Телефон. Если посчитать, сколько бесцельная болтовня по телефону или сидение в соцсетях отнимает времени, получится внушительное число. Эти часы куда полезнее будет потратить на ребенка, и потом не придется жаловаться, что на него не хватает времени. Если отказаться от привычки сложно, можно заниматься любимым гаджетом, когда ребенок спит.
  • Телевизор. Его можно назвать главным убийцей времени. Большинство передач и сериалов не стоят потраченного на их просмотр времени. Действительно полезные можно записать или найти в интернете, а освободившееся время провести с малышом.
  • Макияж. Многие мамы, собираясь на прогулку с ребенком, полчаса и больше проводят перед зеркалом, наводя марафет. Оценить эти усилия на детской площадке особо некому, поэтому время, затраченное на нанесение косметики, можно потратить на что-то более полезное.
  • Журналы. Этот пункт тоже касается мам. Время, потраченное на их чтение, многие объясняют стремлением «переключиться». Но для этого есть более полезные способы. Лучше почитать книгу, которая окажется куда полезнее заметок, обсуждающих очередные сплетни. Да и делать это можно в позднее время, когда ребенок отправлен спать. Для того чтобы были и другие возможности развеяться, необходимо научиться грамотно планировать день, чтобы все успеть.

Многие бытовые заботы можно упростить, чтобы выкроить драгоценное время.

  • Уборка. В большинстве домов есть много ненужных вещей, которые затрудняют уборку и придают еще больше хлопот. Это касается многочисленных статуэток, вазочек, сувениров, которые детьми легко разбрасываются, хлама в шкафах, оставленного до лучшего момента. От всего этого нужно избавиться: что-то следует убрать на время, пока ребенок не достигнет осознанного возраста, что-то — безжалостно выкинуть. Убираться тогда станет намного проще.
  • Стирка и глажка. Как можно раньше следует обзавестись хорошей стиральной машиной, в которой есть режим детской стирки. Это предельно упростит процесс. Если температура в доме позволяет, малыша можно не одевать, пока он бодрствует. Это способствует его закаливанию и экономит время, отведенное на стирку. Гладить детские вещи считается необязательным. Раньше бытовало мнение, что это необходимо для дезинфекции, но теперь учеными доказано, что излишняя чистота ребенку тоже вредит, потому что не развивает его иммунную систему. Для взрослых членов семьи можно покупать одежду, которая не нуждается в глажке. Другую одежду можно сушить на вешалке, что минимизирует время, затраченное на глажку. Кстати, купить качественные вешалки для детской одежды можно сайте ooovitrina.ru .
  • Готовка. Если в доме есть маленький ребенок, лучше отказаться от сложных блюд, на приготовление которых уйдет много времени. Стоит купить специальные кухонные гаджеты, если есть возможность. Это мультиварки, пароварки и прочие устройства, которые сильно упростят процесс ежедневного приготовления пищи.

Если в доме несколько детей разного возраста, то лучше уделять больше времени на занятия со старшим. Младший тогда будет за ним тянуться и быстро сократит отставание. На старших детей можно переложить посильную работу по дому и уходу за младшими. Стоит отказаться от гиперопеки над старшими детьми, если они уже ходят в школу. Это сэкономит время и будет куда полезнее для ребенка, так как развивает самостоятельность.

Некоторые домашние дела можно выполнять вместе с детьми. Совместная работа с родителями будет для них интересной и познавательной. Младенца можно посадить в кенгуру, а ребенка постарше на высокий стул, и он будет с интересом наблюдать за действиями родителя. Можно предложить ему простые игры или доверить несложные дела: например, лепить что-нибудь из теста или считать, сколько картофелин уже почистили.

Если кто-то из родителей занимается работой на дому или еще учится, ребенок всегда будет под присмотром и при деле, если организовать его «рабочее место» рядом со взрослым. Туда можно положить разные лоскуты и пуговицы, мелкие предметы, развивающие моторику рук. Не лишними окажутся бумага и карандаши. Малыш будет «работать» вместе с родителем, которому не придется разрываться между профессиональной деятельностью и ребенком.

Способов выкроить время для занятий с ребенком существует немало, и каждый родитель найдет для себя свой.

7 способов найти время на ребёнка, даже если кажется, что его нет

7 способов найти время на ребёнка, даже если кажется, что его нет

Наши авторы часто пишут, как хорошо обучать ребёнка дома, играть с ним в настольные игры, бесконечно разговаривать, гулять и прочее. Но будем честны, у половины родителей все эти статьи могут вызвать стыд и чувство вины, потому что нет сил и ресурса. Ксения Букша — о том, как найти время и почему его не так много и надо.

Большая часть россиян приходит домой в семь-девять вечера. На скорую руку делают с ребёнком домашку, кормят ужином, а потом падают на диван и хотят только одного: отдохнуть, поесть и поспать. Какая там ещё занимательная математика, тетрадки со стихами и сочинения?

С другой стороны, я точно знаю, что даже в самые тяжёлые времена были родители, которым удавалось растить детей в заботе и многое им давать. Как в книжке «Сахарный ребёнок» Ольги Громовой или в «Счастливой девочке» Нины Шнирман. Да и автора этой статьи растили в девяностые, домой приходили тоже не рано, я постоянно гуляла одна — но при этом была очень близка с мамой, да и с отцом.

Как найти в этом баланс? Это не так сложно и затратно, как кажется, потому что есть необходимый минимум, который формирует те самые позитивные отношения детей и родителей.

1. Используйте направленное внимание

Доказано, что количество времени, проведённое с ребёнком, не так важно, как его качество. Конечно, до известных пределов: если видеть ребёнка реже пяти раз в неделю и меньше одного-двух часов каждый раз, можно стать кем-то вроде гостевого родителя. Иногда очень неплохо и это, но мы сейчас о тех родителях, которые с детьми живут. Многодетные мамы, у которых больше пяти-шести детей, знают: подростку, чтобы оставаться в контакте с родителем, может хватить даже десяти минут дружелюбного, любовного направленного внимания в день. Только чтобы не про уроки. Просто «иди сюда, поваляемся вместе на диване», «давай я тебе сделаю причёску», «пойдём чайку попьём». Дошкольнику, конечно, нужно больше.

2. Разговаривайте (на это есть время)

Стоит найти в себе силы, чтобы в дороге общаться. Полчаса, а то и час общения или хотя бы активного слушания — пусть не каждый день, а когда есть настроение — нужны и ребёнку, и вам. Можно комментировать то, что происходит за окном, обсуждать что-нибудь отвлечённое. У меня с каждым из троих детей был период, когда приходилось куда-то регулярно ездить только вдвоём. Отличный шанс дать внимание каждому, а не всем одновременно.

3. Читайте (дошкольнику и младшему школьнику)

Если есть время только на один вид совместного досуга, лучше выбрать этот. Многие дети читают мало, но и преданные читатели иногда перестают читать к 12–13 годам, когда начинается «завал по учёбе». Однако память о годах, проведённых за книжкой с родителем, не проходит даром — и после 18–20 юность снова открывает книжку. Кроме того, совместное чтение даёт возможность подмигивать друг другу, обмениваясь цитатами. Это создаёт ощущение общности. Особенно здорово читать длинные эпопеи: это покой, стабильность, ритуал, и дети к такому привыкают.

4. Будьте родителем, а не гувернёром

Если у нас мало времени, не надо его тратить на ссоры и попытки воспитывать ребёнка по мелочам. Иначе оно всё уйдёт именно на это! Знаете такой приём — разделить все дела на срочные и не срочные, а также нужные и не нужные? Так вот. «Почему-ты-опять-раскидал-носки» — это дело не срочное и не нужное. Шпынять ребёнка вообще не надо. Понять это важно, но трудно: психологически именно те родители, у которых времени на ребёнка мало, испытывают вину и пытаются хоть как-то дать ему внимание, цепляясь за первый попавшийся повод к коммуникации. Я не забил на ребёнка, я прививаю ему навыки самообслуживания! Да что ж он такой нечёсаный, господи. А зубы чистил. Тут надо постараться выдохнуть, смягчить сердце и использовать оставшиеся до сна 20 минут как-то иначе. Если в школе не очень, этой темы на ежедневной основе тоже лучше избегать. Если на это нужно найти время, выделим его особо.

5. Воспитывайте в главном, а не в мелочах

Вот да. По мелочам воспитывать не надо, а по-крупному — можно и нужно. Поверьте, мы ненавидим только те нравоучения, которые нам читают, когда мы уже нагрешили. А хорошую проповедь на отвлечённую тему все и всегда слушают с раскрытыми ртами! Сейте разумное, доброе, вечное на здоровье. Если транслировать идеалы спокойно, то отвращения к ним не возникнет даже у подростка. Всё, что есть у вас, всё, что помогает вам в жизни, — на практических прикладных примерах, а также в притчах, произведениях мировой литературы и где угодно ещё.

6. Иногда берите детей с собой по делам

А что? Пусть видят маму или папу в их естественной среде обитания, не только дома. Пусть все подвинутся: работодатели, коллеги, партнёры. Потому что у вас есть ребёнок и его не с кем оставить. Или вы сегодня просто не хотите с ним расставаться. Ваша покорная слуга сидела с годовалой дочкой в жюри премии «Национальный бестселлер», а с пятимесячной выходила на сцену в финале «Большой книги». И грудь прямо на сцене давала, в прямом эфире всех телеканалов. Ничего, никто не умер от этого, а, наоборот, некоторые были сыты и довольны.

7. Не грузите чувством вины ни себя, ни ребёнка

Да, вам надо работать, вам надо жить своей жизнью. Может быть, у вас и на этот минимум нет сил. Или желания. Может быть, ваш ребёнок вообще живёт с другим родителем, а вас видит эпизодически. Каких только ситуаций не бывает в жизни. Постарайтесь не грызть себя и не злиться на ребёнка, когда он съедает ваш последний ресурс. Жизнь длинная, у вас будет ещё много шансов побыть вдвоём, наладить отношения, узнать друг друга. Пусть даже после того, как он повзрослеет. Сейчас же будем просто делать то, что хотим и можем.

Иллюстрации: Shutterstock (GoodStudio)

ВРЕМЯ НА ДЕТЕЙ ЕСТЬ!

О чём же говорить с детьми и какие вопросы задавать, чтобы не получать в ответ стандартное «нормально»?

То, что с детьми надо разговаривать, ни для кого не новость. Хороший глубокий разговор – основа доверительных отношений, которые, в свою очередь, помогут «не потерять» ребенка. Поэтому психологи рекомендуют общаться с детьми тет-а-тет минимум 15 минут в день. Многие скажут, что разговаривают больше. Но давайте уберем из этих бесед темы: «Ты поел?», «А что поел?», «Как там в школе?», «Какие у тебя оценки?», «Что вам задали?», «Уроки сделал?», «Так что ты всё-таки поел?». В остатке будет не так уж и много, а 15 минут могут показаться вечностью.

О чём же говорить с детьми и какие вопросы задавать, чтобы не получать в ответ стандартное «нормально»? Для начала нужно перестать спрашивать стандартное: «Как дела?». Стереотипные темы и вопросы создают иллюзию общения – нам кажется, что мы в контакте с ребенком, а на самом деле ничего о нём не знаем.

«Ну что ты мне допрос устраиваешь?! Не хочу я отвечать на эти вопросы. Я хочу говорить о том, что мне интересно», – как-то заявила мне дочь. Это было очень отрезвляюще и очень честно. К подростковому возрасту дети настолько устают от наших автоматических вопросов, что они не только не хотят больше играть в автоматические ответы, но иногда вообще отказываются общаться.

Это заставило меня задуматься над тем, как сделать общение с детьми более личным и сокровенным, дающим возможность открывать мир друг друга, а также, как в ситуации постоянной нехватки времени всё-таки это время найти. Мы начали практиковать душевные семейные беседы за ужином. Все члены семьи, включая нас, родителей, рассказывают свою историю: самое яркое впечатление дня, чему я сегодня научился (что нового я узнал). Яркое впечатление подразумевает как радостные, так и печальные события – то, что запомнилось больше всего. А вопрос о том, что нового я узнал, побуждает более внимательно относиться к происходящему вокруг. Мы выбрали именно эти темы, хотя список открытых вопросов для бесед, конечно же, ими не ограничивается:

  • Какое настроение у тебя было в течение дня?
  • Во что вы играли с друзьями?
  • Что тебя сегодня расстроило (или напугало)?
  • Что тебя сегодня порадовало (или насмешило)?
  • Какую глупость ты сегодня сделал?
  • Какой поступок, которым стоит гордиться, ты сегодня совершил?
  • Что тебя сегодня удивило?
  • Что сегодня было самым скучным?

В самом начале, когда такое общение только появляется в жизни семьи, разговоры не сразу складываются. Ведь настоящая беседа подразумевает внимание к себе и своему опыту, в том числе умение его анализировать. Этому тоже нужно учиться. Дети младшего возраста могут испытывать проблемы с описанием своего дня: они часто говорят, что, мол, у них ничего не происходило. Тогда поможет такой приём: попросите ребёнка вспомнить хронологию событий в течение дня, например: как он собирался в школу/сад, как шел/ехал туда; как встретился с друзьями; каким был первый урок, второй урок, а потом перерыв на обед и т.д. Когда вы перечисляете события, ребенок обязательно вспомнит что-то, что его взволновало на каком-то из этих этапов. Со временем он научится рассказывать о себе и своих переживаниях без дополнительной помощи.

На самом деле дети обожают эти семейные беседы и очень скоро начинают напоминать: «А давайте новостями делиться! Мы же сегодня еще не обсуждали, как у кого дела». Это становится приятным, объединяющим времяпрепровождением. Главное помнить, что беседа – не допрос. Тон беседы важен точно так же, как и сама беседа. Пусть разговор будет теплым, плавным и очень душевным. Не критикуйте, не оценивайте, не давайте советов, которых ребенок не просит. Просто наслаждайтесь рассказами друг друга.

Обязательно сами делитесь новостями, открытиями и тем, что у вас в течение дня произошло. Если дети не знают с чего начать – расскажите о себе первым. Это вдохновит ребенка на собственный рассказ. И не обязательно это должно быть что-то образцово-показательное – не бойтесь «потерять лицо»: история о том, как вы облились чаем на работе, покажет ребенку, что вы можете ошибаться, а также умеете смеяться над собой. Дети обожают, когда родители рассказывают про то, какую глупость они сегодня совершили.

Когда вы делитесь своими впечатлениями и историями, это не только сближает вас с ребенком, но и подталкивает к собственному развитию. Рассказ о том, как прошел день и чему новому вы научились, становится своеобразным самоанализом и важными вопросами самому себе: «А что происходит в моей жизни? Продолжаю ли я развиваться? Что интересного я могу рассказать своему ребенку и чему его научить?»

Детям, особенно подросткам, также важны истории родителей из детского периода и периода взросления – о том, как они справлялись с проблемами и сложными ситуациями. Через этот опыт подростки учатся преодолевать трудности и решать непростые вопросы, которыми наполнен период взросления. Именно поэтому подросткам нужно чуть больше внимания и приватности в общении. Конечно, лучше поговорить с каждым ребенком с глазу на глаз. Но если для детей доподросткового возраста общая беседа за столом не мешает рассказать про свои новости и переживания, то для подростка необходима более интимная обстановка и свои, особенные темы. Обсудите с ним в индивидуальной беседе:

  • «Как твои дела с друзьями?» Отношения со сверстниками – это фактически единственное, что его в этот период волнует. Спрашивайте, как его друзья и как складываются отношения с ними. Делайте это персонифицировано, с именами. Например: «Ты рассказывал, что вы вчера поссорились с Васей. Как у вас сегодня?» И помните, что это должно идти не от желания допросить, а от искреннего интереса к жизни ребенка.
  • «Могу ли я что-то для тебя сделать?» («Нужна ли тебе какая-то помощь/поддержка от меня?») Этот вопрос задавать подросткам очень важно: они не всегда сами придут за помощью, но очень часто в ней нуждаются.
  • «Может быть, мы вместе что-то поделаем?» Этот вопрос снимает стандартный контекст «обязаловки», вроде «садись делать уроки» или «иди мой посуду», и становится приглашением отвлечься и провести время за каким-то приятным совместным занятием.

Например, благодаря этим разговорам, у нас с дочерью появился «Девчачий киноклуб» – каждая из нас по очереди предлагает фильм для просмотра, и мы раз в две недели, укутавшись в одеяло и приготовив себе горячий шоколад, смотрим кино, а потом его обсуждаем.

Помимо фильмов это может быть что угодно: книги, игры, любой предмет, который увлекает вашего ребенка и то, что вы могли бы пообсуждать вместе. Например: «Я сегодня посмотрела интересный ролик на YouTube – хочу тебе его показать. Мне кажется, он тебя заинтересует». Не важно, что вы выберете для обсуждения – выставку современного художника или новую компьютерную игру. Правило только одно: это должно быть интересно вам обоим. Не нужно обсуждать что-то «высокодуховное» только для того, чтобы выполнить программу «Я хороший родитель», когда при этом вы оба зеваете. Найдите то, что по-настоящему захватывает вас обоих.

Экспериментируйте, придумывайте темы для бесед, будьте открыты. Качественное общение, когда вы с ребенком искренне вовлечены в совместный диалог, очень сближает. Вы начинаете понимать, чем живет ваш ребенок и что его беспокоит, открываете для себя его мир. Поэтому не лишайте себя удовольствия от общения друг с другом и оставайтесь с детьми в контакте.

Сокращенный рабочий день для женщин с детьми до 14 лет – ст. 63 Трудового кодекса РФ

В Трудовом законодательстве существует норма, которая гарантирует определенным категориям работников право на сокращённый рабочий день или трудовую неделю. В первую очередь, это относится к лицам, имеющим детей. В частности, устанавливается сокращенный рабочий день для женщин с детьми до 14 лет (Трудового кодекса РФ, ст. 63).

Расскажем, как грамотно применять нормы, которые устанавливает статья 93 ТК РФ «Неполное рабочее время в 2019-2020 годах. У кого есть дети до 14 лет, обязательно должны знать и использовать положения данной статьи.

Что говорит закон

Часть 1 статьи 93 ТК РФ указывает на то, что любой работник может трудиться на условиях неполного рабочего времени. Для этого необходимо договориться с работодателем. Но он имеет полное право отказать. Если же соглашение об установлении неполного рабочего времени всё же будет установлено, то непосредственно о самом графике также придётся договариваться. Таким образом, закон не запрещает сотруднику работать неполное рабочее время, но об условиях необходимо договориться с работодателем.

Право требовать сокращенный рабочий день есть у следующих категорий лиц:

  • беременных женщин;
  • родителя ребёнка до 14 лет;
  • родителя ребёнка-инвалида до 18 лет;
  • работника, ухаживающего за больным членом семьи.

Вышеуказанным лицам работодатель не может отказать в труде на условиях неполного рабочего времени (часть 2 статьи 93 ТК РФ). Данное право сохраняется у сотрудника на весь период, в течение которого у него имеются обстоятельства, послужившие основанием на предоставление неполного рабочего дня. По желанию сотрудника, срок неполного дня может быть установлен и на меньший период.

Условия перехода на неполный рабочий день

Однако если ознакомиться с комментариями к указанной статье Трудового кодекса, то становится ясно, что главная проблема для этих категорий граждан кроется непосредственно в графике работы на неполный рабочий день.

Статья 93 ТК РФ требует одновременного выполнения двух условий:

  • пожелания лица, который относится к льготной категории;
  • условий работы у нанимателя.

Таким образом, должны быть учтены и интересы работодателя, и работника. Придётся находить компромисс, который устроит обе стороны.

Пример. Работодатель получил заявление предоставить сокращённый рабочий день для женщины с детьми до 14 лет в силу ст.93 Трудового кодекса РФ. В заявлении работница указала, что не может работать с 12:00 до 18:00, потому что в это время она забирает ребенка из школы и ведет его на кружки. Однако работа в организации начинается с 10:00, и сдвигать начало рабочего дня до 8:00, чтобы женщина могла отработать хотя бы половину рабочего дня, работодатель не обязан. А ходить на работу на 2 часа работница не считает экономически целесообразным.

Индивидуальный график может быть установлен только по соглашению сторон. Т.е. работодатель может принять такие условия работы, а может и отказать.

Как оформить переход на неполный рабочий день

Неполный рабочий день для женщин с детьми до 14 лет (ст.93 ТК РФ) и других льготных категорий требует заключения дополнительного соглашения к трудовому договору и издание соответствующего приказа работодателем.

Законодательство не содержит строгих условий как написать заявление на сокращенный рабочий день женщине с детьми до 14 лет и другим льготным категориям граждан. Оно составляется в произвольной форме. Главное указать:

  • причину (ребёнок до 14 лет, беременность и т.д.);
  • срок, в течение которого сотрудница будет работать на таких условиях;
  • что следует сократить (рабочую неделю, рабочее время и т.д.).

Если условия работы согласованы с работодателем, то с сотрудником заключают допсоглашение к трудовому договору, и издаётся приказ о работе на условиях неполного рабочего времени.

Оплата при таком режиме работы производится пропорционально отработанному времени. Либо в соответствии с объёмом выполненной работы.

Статья 93 ТК РФ. Неполное рабочее время (редакция 2019-2020 годов)

По соглашению сторон трудового договора работнику как при приеме на работу, так и впоследствии может устанавливаться неполное рабочее время (неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя, в том числе с разделением рабочего дня на части). Неполное рабочее время может устанавливаться как без ограничения срока, так и на любой согласованный сторонами трудового договора срок.

Работодатель обязан устанавливать неполное рабочее время по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом неполное рабочее время устанавливается на удобный для работника срок, но не более чем на период наличия обстоятельств, явившихся основанием для обязательного установления неполного рабочего времени, а режим рабочего времени и времени отдыха, включая продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, устанавливается в соответствии с пожеланиями работника с учетом условий производства (работы) у данного работодателя.

При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Сколько вашего времени нужно ребенку

А 10 минут хватит?

Оговоримся сразу: временем, посвященным ребенку, мы будем считать те часы и минуты, когда все свое внимание вы уделяете именно ему. Не покрикиваете ему что-то ободряющее из кухни, где заняты приготовлением ужина, не поглядываете одним глазом в смартфон или телевизор, не держите в руках книгу или спицы…

Сколько времени в день нужно вашему ребенку и как эффективно им распорядиться?

” Возможно, вы удивитесь, но современные родители проводят с детьми гораздо больше времени, чем их собственные мамы и папы в свое время. Так, еще 40 лет назад среднестатистические советские отцы проводили с ребенком около 5 минут в день, а мамы немногим больше – 15. Сегодня эта четверть часа превратилась в час, а пять минут – страшно подумать! – в 35!

Это не только российская, но и общемировая тенденция. Статистические исследования, проведенные в Канаде, США, Великобритании, Дании, Норвегии, Франции, Германии, Нидерландах, Италии, Испании и Словении, показали, что в 1965 году матери проводили с детьми условные 54 минуты в день, а сейчас этот показатели вырос до 104 минут. Результаты отцов скромнее, но тоже впечатляют: если в 1965 году мужчины проводили со своими отпрысками всего 16 минут в день, то сейчас – уже 59 минут.

Так и хочется спросить: ну все, теперь-то достаточно? Если мы в детстве обходились 20 минутами в день, может, часа-то точно хватит?

Качество важнее количества

Психологи утверждают: гораздо важнее не то, сколько времени вы проводите с ребенком, а как. Важно, чтобы ваше внимание было полностью сосредоточено в этот момент на малыше. Специалисты выделяют следующие полезные приемы.

Активное слушание: не просто молча кивайте в ответ на реплики ребенка, но своими вопросами демонстрируйте, что понимаете его и поощряете к распространенному рассказу.

Поддерживайте зрительный и тактильный контакт: присядьте так, чтобы смотреть в глаза ребенку, обнимайте его, держите за руку.

Позволяйте малышу перехватить инициативу и предложить вам собственные игры или тему беседы. Это его время!

Не отменяйте время, которое вы обещали провести с малышом, если речь не идет о вопросах жизни и смерти, конечно. Пусть это будет 15 минут, но в точно определенное время и безотлагательно.

На первый взгляд, выглядит чересчур оптимистично. Как, 15 минут и все? Но если ребенок точно уверен, что у него есть эти самые четверть часа в день, и никто на них не покусится, он реагирует на ситуацию совершенно иначе, чем если бы напряженно ждал, пока вы обратите на него внимание.

Уже через пару недель вы обнаружите, что у вас появились приятные бонусы. Во-первых, дети гораздо спокойнее реагируют на вашу занятость. Внезапно оказывается, что они вполне в состоянии потерпеть час или даже два, не теребя вас ежеминутно просьбами посмотреть/поиграть/рассказать.

Во-вторых, сконцентрированные 15 минут гораздо полнее удовлетворяют потребности ребенка в общении, чем те же 15 минут, «размазанные» по всему вечеру.

В-третьих, и это особенно важно, вы внезапно обнаружите, что отношения становятся более доверительными. То, что вы никогда не выясните в разговоре за три или пять минут, за 15 узнаете непременно.

Так все же – сколько вешать в граммах?

И все же каждый родитель, наверное, волнуется: достаточно ли времени они проводят с ребенком? Сколько «правильного» времени требуется малышу?

Дети от рождения до полутора лет. Малышам требуется максимум вашего внимания, которое необходимо предъявлять «по требованию». К счастью, младенцам нужен скорее тактильный и визуальный контакт, чем ваше дружеское участие, так что можно играть с ребенком и заниматься домашними делами одновременно. Но, тем не менее, у вас должен найтись как минимум час в день для игр с малышом.

Дети от полутора до семи лет. К началу обучения в школе можно постепенно уменьшить время непосредственного общения с ребенком до 10 минут. Подчеркиваем, это минимум, то есть, вам не возбраняется проводить с ребенком и полчаса, и час, и два. Но не меньше 10 минут и каждый день!

От 7 до 12 лет можно уделять время уже не ежедневно: до школы вы придерживались правил неприкосновенного детского времени, то теперь ребенок уже достаточно спокойно относится к небольшим перерывам в общении. Если вы будете открыты для контакта, он регулировать их частоту сам: чаще и дольше разговаривать с вами в критических ситуациях, и обходиться без вашей поддержки в остальное время.

Чем дальше, тем более размытыми становятся правила. В самом деле, с 16-летним подростком уже невозможно общаться «по часам», а нужно общаться столько, сколько нужно, иногда сутками напролет… Главное, если ребенок привык к неприкосновенному времени, у него уже сформировано доверие к вам: он уверен, что вы его выслушаете и поймете.

Важные правила неприкосновенного времени в вопросах и ответах

Кто из родителей должен общаться с ребенком?

Оба! У ребенка должно быть «неприкосновенное время» и с папой, и с мамой.

Так значит, можно общаться с ребенком по 10 минут в день? Правда?

Потребности каждого ребенка индивидуальны, меньше минимума общаться нельзя, но если вы чувствуете, что ребенок не успевает насытиться вашим вниманием, увеличивайте ежедневное время.

Так что, можно я завтра уделю ребенку 15 минут и буду свободен?

Если раньше у ребенка не было неприкосновенного времени, то настройтесь, что сначала ему потребуется не минимум, а максимум вашего времени. К счастью, это пройдет через несколько недель.

А можно заниматься в это время развивающими играми или уроками?

Нет, это время для общения. Выбор игры должен оставаться за ребенком, если ему интересно разучивать считалочку на английском – разучивайте, нет – значит, нет.

Ну вот, я выделил ребенку время, а он капризничает, скандалит, истерит… Зачем он все портит?

Ребенок имеет полное право выражать свои чувства, тем более что он не мешает, не отвлекает вас от важных дел, напротив, эмоционирует тогда, когда это никому не навредит. Ваша задача – разобраться, почему ребенок так себя ведет, у вас как раз есть на это время!

А можно уделять братьям и сестрам время «оптом»?

Нет, нельзя! У каждого ребенка должно быть персональное неприкосновенное время.

А можно общаться с ребенком по 10 минут в будни, зато в выходных выделить сразу три часа?

Можно, если ребенок не настаивает на обратном. А вот совсем отменять общение в будни нельзя – неделя, это слишком большой срок для дошкольника, а у школьника могут быть слишком важные проблемы, обсуждения которых не терпит отлагательств.

Стать «хорошей мамой», потратив на это 10 минут в день, – реально. Главное – любовь, а не таймер. Несколько счастливых минут в день – это то, что сделает ребенка счастливым.

Играем с мамой. Как найти время на ребёнка?

Не количество, а качество

Между тем дети всегда помнят, сколько времени мы проводили с ними, как часто были вместе, насколько искренне интересовались их делами. Помнят и несут дальше во взрослую жизнь.

Именно благодаря совместному времяпрепровождению наши дети развиваются как личности. Не стоит думать, что времени, посвящённого детям, должно быть очень много. Но оно обязательно должно быть качественным. Иными словами, даже при полном отсутствии свободных минут можно распределить свой день таким образом, чтобы ваш кроха не остался без драгоценного родительского внимания.

Возьмите за правило: хотя бы полчаса в день проводить с ребёнком один на один. Слушайте в эти полчаса только друг друга и думайте друг о друге, получая от общего дела общее удовольствие. Пусть эти полчаса будут только вашими. Ребёнок будет ждать их каждый день, и это совместно проведённое время вас очень сблизит.

Весёлые записки

Даже если вы очень занятая мама и весь день у вас расписан по минутам, найдите время, чтобы написать несколько смешных записок своему чаду. Пусть ваши послания будут встречать его везде: на холодильнике (или даже в нём!), в кармане куртки, под подушкой. Дети на всю жизнь запоминают эти маленькие приятные сюрпризы и видят в них отражение родительской любви.

Но время для реального общения выделять всё-таки надо, чтобы ребёнок не начал воспринимать вас, как мифическое существо, о существовании которого можно догадаться только по новой записке.

Потаённые желания

Когда у вас появляется время для общения, используйте его с толком. Расспрашивайте ребёнка о его увлечениях и интересах – ведь это путь к его сердцу! Потом, когда у вас будет совместный выходной, вы сможете обеспечить малышу отличное настроение, сводив его туда, где он хотел бы побывать: на выставку роботов, в зоопарк или в кукольный театр…

Делаем вместе

Обычно мы разделяем работы по дому и общение с ребёнком. А после стирки-готовки-уборки сил на полноценное общение не остаётся. Мы способны лишь сидеть с ребёнком рядом, делать вид, что слушаем его с интересом, а в это время прокручивать в голове, что ещё осталось сделать, или думать, что скорей бы лечь спать.

Давайте поступим по-другому: привлечём ребёнка к своим делам. Наверняка у вас найдётся работа, которая будет по силам вашему чаду. Помойте вместе овощи к обеду, накройте вместе на стол или вместе рассортируйте бельё для стирки. Это будет и игра, и общение, и полезное дело.

Перерыв для двоих

Ребёнок делает уроки, а вы готовите важный отчёт по работе. Но ведь и ему и вам нужен перерыв. Договоритесь, через какой промежуток времени вы будете готовы отвлечься от работы на 15 минут, чтобы вместе выпить чаю и поболтать или просто пообниматься и повозиться на диване.

Первый читатель

Актриса, телеведущая Анна Орис

– В нынешнем ритме жизни найти время для ребёнка непросто. Но я очень стараюсь, поэтому всегда выкраиваю несколько часов в своём графике для совместных игр, походов и досуга с дочкой.

Есть ли у современного ребенка время на отдых?

Изобилие информации о воспитании детей в интернете, литературе и на телевидении часто заставляет мам и пап подстраиваться под навязываемые шаблоны. Главное стремление любящих родителей, чтобы их ребенок был счастлив и здоров, но иногда они забывают об этом. Им кажется, что можно упустить время, недоучить чадо, недодать ему навыки и знания, такие нужные в современном мире. Поэтому дети с рождения начинают посещать вместе с мамой йогу, развивающие занятия, с трех лет — изучать иностранный язык и готовиться в мастера спорта по плаванию. В этой гонке за успехом пролетает детство, а мальчики и девочки зачастую не успевают понять, чего им по-настоящему хочется.

Почему родители стремятся вырастить вундеркинда?

Послушный ребенок, который делает успехи в школе и спорте — мечта для каждой семьи. Отсутствие необходимости решать проблемы с поведением, плохими оценками упрощает жизнь и является поводом для гордости. Но каждому человеку свойственно иногда нарушать правила, идти против системы, ошибаться — это нужно для развития.

Стремясь избежать стрессовых ситуаций и отставания ребенка по тем или иным позициям, родители начинают обучающий и воспитательный процесс практически с колыбели.

Личные амбиции, нереализованный в детстве или юношестве потенциал тоже играет свою роль. Некоторым мамам и папам кажется, что посредством детей можно прийти к заветной мечте. Наглядный пример такого поведения демонстрируют отцы-тренеры, которые готовят своих детей к соревнованиям. Делают они это с особой строгостью и требовательностью. Иногда победы больше нужны родителям, чем ребенку.

Общественное давление, которое проявляется в высказываниях и вопросах бабушек, теть, продавщиц в магазине, подружек и сослуживцев, также влияет на подход родителей к воспитанию малыша. Неуверенные в себе люди прислушиваются к чужим словам больше, чем к голосу разума или собственному мнению.

По данным исследовательской организации «Левада-центр» 60% россиян зарегистрированы в социальных сетях. Эта огромная площадка для обмена мыслями, фотографиями, шутками и новостями тоже влияет на людское сознание. Стремление выделиться, показать свою семью с лучшей стороны диктует необходимость посещать как можно больше мест и заведений, вести правильную с точки зрения окружающих жизнь и выкладывать о ней фотоотчеты.

Какие уроки и занятия для детей наиболее популярны сегодня?

Методика воспитания детей основателя Sony Масару Ибука описана в книге «После трех уже поздно». Она основывается на том, что в первые три года жизни мозг у ребенка настолько активно развивается, что нужно успеть заложить в него как можно больше знаний. При этом не рекомендуется использовать детские пособия, можно предлагать литературу и уроки разной сложности: малыш способен усвоить больше, чем принято считать. Эта книга активно распространяется среди мам и пап, и многие пытаются следовать ее советам.

Картинки Глена Домана также хорошо известны и популярны среди молодых родителей, разделяющих его идеи раннего речевого развития, скорочтения и других умственных способностей.

Мария Монтессори разрабатывала свою методику воспитания и развития изначально для особых детей, позже адаптировав ее для остальных ребят. Основные ее принципы: индивидуальный подход к каждому ученику, создание специальных классов (сред обитания): сенсорной, практической, математической, языковой, познавательной и гимнастической. В каждой из них ребенок знакомится с различными предметами, учится с ними обращаться, развивается физически, эмоционально и интеллектуально. Задача воспитателя — наблюдать и при необходимости помогать сориентироваться. В крупных городах существуют частные детские сады, которые занимаются с детьми по технике Мотессори.

Постулаты Макаренко с трудовой дисциплиной во главе угла или Вальдорфской школы с ее уклоном на сюжетно-ролевые игры, негативным отношением к достижениям цивилизации и раннему развитию (учить детей письму и чтению следует начинать не раньше 12 лет, делая уклон на творчество и самовыражение) не очень привлекает современных родителей. Им по душе все то, что может выявить в ребенке таланты и способности как можно раньше.

Уроки танцев, гимнастики, занятия по развитию мелкой и крупной моторики и речи, плавание, дошкольная подготовка, факультативы для школьников и абитуриентов — все это направления, на которые есть большой спрос.

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: