Все о детской замкнутости

Все о детской замкнутости

Регистрация

Все о детской замкнутости

Каждый ребенок адаптируется в социуме по-своему, самостоятельно определяя границы собственной открытости. Одни дети легко общаются с людьми, которых видят впервые, другие нелегко находят общий язык даже со своими близкими. Однако каждый из малышей нуждается в общении. О том, откуда берется детская замкнутость, что отличает ее от природной скромности и как родителям помочь малышу преодолеть внутренние барьеры, расскажет «Я — Родитель».

Замкнутость или скромность?

Для того чтобы понять, что ваш ребенок действительно замкнутый, а не интроверт, скромный и тихий по характеру, нужно внимательно наблюдать за его поведением.

О замкнутости говорят следующие признаки:

  1. Ребенок неразговорчив, редко с интересом поддерживает беседу, общается вполголоса и ограничивается дежурным набором фраз (например, ответом «не знаю»);
  2. Малыш тяжело переживает смену коллектива, напряжен в присутствии незнакомых детей и взрослых;
  3. Ребенок никогда не отстаивает свое мнение (даже если у него отобрали любимую игрушку);
  4. У него нет друзей;
  5. Малыш боится всего нового;
  6. Он практически не жестикулирует, часто держит руки за спиной или прячет их в карманах;
  7. Ребенок увлекается необычным хобби (замкнутые дети нередко компенсируют этим недостаток общения).

Как уже было сказано, детскую замкнутость легко можно перепутать со скромностью и интровертностью.

Скромность

Скромные дети вполне нормально общаются с хорошо знакомыми людьми, охотно поддерживают беседу с близкими и выглядят «буками» только в незнакомой компании или при неожиданных обстоятельствах.

Интровертность

Интровертность — это особенность характера, которая выражается в том, что ребенок умеет и любит общаться, но все свои эмоции и мысли предпочитает держать при себе.

Замкнутый же малыш одновременно и не любит общаться, и страдает от одиночества. Ему хочется рассказать что-нибудь о себе, но он боится поделиться этим с кем-либо. Замкнутость — это не врожденное качество, оно приобретается детьми из-за определенно сложившихся обстоятельств. Отмечено, что чаще всего замкнутыми становятся дети с высоким уровнем интеллекта.

Причины детской замкнутости

  • Неправильное поведение родителей:

– постоянно недовольны поступками ребенка (не так ходит, не так ест, и др.);

– предъявляют к ребенку повышенные требования (такие дети близко к сердцу принимают даже мелкие неудачи, а это сильно бьет по их самооценке, заставляет погружаться в раздумья и запирать на замок собственные эмоции);

– ссорятся между собой (из-за родительских ссор ребенок ищет уединения);

– проявляют равнодушие к переживаниям ребенка (они кажутся им незначительными).

  • Психологическая травма, вызванная насмешками близких или приятелей.
  • Тяжелое заболевание, причиняющее ребенку неудобства или заставляющее его думать о том, что он не такой, как другие дети.

Как победить детскую замкнутость?

Никогда не называйте своего ребенка «замкнутым» вслух, поскольку он и так это чувствует и переживает из-за своего душевного состояния.

Не вынуждайте ребенка отказываться от его увлечений, какими бы странными или бесполезными они вам не казались. Попытайтесь взглянуть на них детскими глазами.

Помогайте малышу реализовывать себя в хобби. А еще лучше — будьте на шаг впереди. Например, ребенок заинтересовался географией — а вы тут же преподносите ему большой глобус.

Если у ребенка что-то не получается, не критикуйте и не обвиняйте его, называя «неумехой» или «растяпой». Замкнутый ребенок и так слишком критично относится к самому себе. Лучше пробуйте приободрить его.

Внимательно слушайте истории своего малыша и никогда не говорите, что вам некогда, задавайте вопросы, интересуйтесь его делами. Если мама с папой отказываются выслушать его, он воспринимает это на свой счет и в следующий раз уже не сделает попытки пообщаться.

Доверяйте своему ребенку, всегда советуйтесь с ним, учитывайте его мнение. Замкнутым детям не хватает доверия со стороны окружающих, поэтому предложение обсудить что-то вместе даст ему веру, что с его мнением считаются и его уважают.

Объясните малышу, что страхи есть у всех. Приведите в пример собственную историю или историю из жизни кого-то из знакомых. Когда ребенок поймет, что он не один такой на всем белом свете, ему будет легче бороться со своим страхом быть открытым.

Почаще говорите со своим ребенком о его страхах и вместе ищите пути их преодоления. Если малышу не удается подружиться с ровесниками, помогите ему — объясните, как это лучше сделать, с чего начать разговор, почему важно интересоваться другим человеком.

Хвалите и наказывайте ребенка всегда вовремя и только по заслугам. Замкнутый ребенок заслуживает точно такое же отношение, как и самый общительный малыш: не стоит его расхваливать без повода или отменять наказание, когда он совершил серьезный проступок.

Если вы хотите проникнуть в мир замкнутого ребенка и помочь ему наладить контакт с окружающими — в первую очередь распахните двери собственного сердца. Будьте открытыми со своим ребенком, и он обязательно откликнется!

Замкнутый ребёнок | Что делать?

Замкнутость – это не болезнь. Это защитный механизм, с помощью которого ребенок старается обезопасить свой внутренний мир от опасностей, приходящих из мира внешнего. Об этом говорит Елена Лисова в своей статье «Что делать, если ваш ребенок замкнутый, слишком стеснительный или необщительный?» (ссылка на статью в конце).

  • методы воспитания,
  • обстановка в семье,
  • конфликты в садике / в школе.

Сюда же я бы добавила ещё и испуг.

И замкнутые, и застенчивые:

  • с опасением относятся к незнакомым и малознакомым людям;
  • болезненно воспринимают любые кардинальные перемены в привычном укладе жизни;
  • тревожны, поддаются частой смене настроений.

  • Ребёнок мало разговаривает или не разговаривает вообще. Если он и изволит к кому-то обратиться словесно, то делает это тихим голосом или вообще шёпотом.
  • Малыш плохо адаптируется к новому коллективу (это может быть детский сад, секция, площадка возле дома, где каждый день играют чужие дети). В таких местах ваше чадо старается держаться в стороне и быть немым наблюдателем.
  • Ребёнок практически не высказывает личного мнения. Предпочитает соглашаться с мнением большинства или вообще воздерживается от оценок.
  • У ребёнка нет друзей или их очень мало, а общение с ними происходит крайне редко.
  • У малыша странное хобби. Или он настойчиво просит завести ему не котёнка или щенка, как это делают остальные дети, а какое-нибудь экзотическое существо, например, змею, хамелеона, игуану, насекомых.
  • У ребёнка есть трудности в обучении, особенно в тех областях знаний, где требуется применять коммуникативные навыки – устные предметы, творческие кружки и т.п.
  • Ребёнок чрезвычайно плаксив. На любую непонятную ситуацию он реагирует горючими слезами.

  • Болезнь. Некоторые заболевания сказываются на психологическом состоянии ребёнка. Часто болеющие дети тоже в группе риска. Они могут стать замкнутыми, потому что много времени проводят дома, не посещают школу или детский сад.
  • Темперамент. Иногда замкнутость может быть связана с психологическими особенностями ребёнка. Ваш малыш – флегматик, и тогда определенная доля замкнутости – его врождённая черта. В таком случае малышу более комфортно находиться в одиночестве. Ему интереснее занятия, которые требуют уединения: например, он любит лепить, рисовать, конструировать, делать поделки и т.п. Тут коррекцией ничего не добьёшься. В этом случае родителям стоит быть более осторожными и чуткими к своему ребёнку. И опасения, что что-то не так, ложны. Главное: не стремиться перевоспитать такого малыша. Ведь грубое вторжение во внутренний мир ребёнка может только навредить – и тогда ребёнок уйдёт глубоко в себя.
  • Нехватка общения и внимания. Возможно, вы очень заняты на работе и у вас не хватает времени на общение с малышом. В этом случае ребёнок, оставаясь наедине с собой, всё чаще будет замыкаться.
  • Без коммуникаций. Так сложилось, что в 21 веке люди чаще стали пользоваться гаджетами. Видя, что родители, старшие братики и сестрички больше времени «сидят» на телефоне, в компьютере и т.п., ребёнок неосознанно делает вывод, что общение – не такая уж и важная штука для жизни. Выделите больше времени вечером для общения с семьёй, а не с виртуальным миром.
  • Отношения в семье. Возможно причина заключается в проблемах внутри семьи. Если родители постоянно ругаются между собой, это сразу отражается на малыше. Он начинает отдаляться от мамы и папы и всех окружающих. Малыш просто прячется в своем мирке, где «родители любят друг друга». В таком случае ребёнок остро чувствует одиночество, ищет причину в себе, и в конце закрывается. Попытайтесь найти немного времени, чтобы показать крохе, что он вам небезразличен.
  • Строгость родителей.Завышенные требования подавляют инициативу малыша, он может начать чувствовать себя ненужным, непринятым, и в результате ребёнок замыкается.
  • Тяжёлая психологическая травма.Ребёнок может уйти в добровольную психологическую изоляцию от окружающего мира после сильного стресса. К примеру, он потерял кого-то из членов семьи, родители развелись, близкие болеют или часто громко скандалят прямо при ребёнке. Так же малыш мог чего-то сильно испугаться (например, большого пса, машины и т.п.).
  • Постоянное недовольство родителей поступками и словами ребёнка.Очень часто причиной замкнутости малыша является постоянное недовольство его разговорами или действиями одного из членов семьи. Ребёнку постоянно внушают, что он всё делает не так: то он слишком медленно ест, то долго одевается, то громко шумит, то очень тороплив (или медлителен), то слишком громко (или тихо) разговаривает, не так ходит, не так сидит… Постоянное одёргивание делает ребёнка нервным, неуверенным в своих действиях. В результате он может замкнуться.
  • Частные физические наказания, особенно если они несоразмерны проступку и отличаются жесткостью и жестокостью.

Действовать. Причем незамедлительно.

  • Расширяйте круг общения малыша. Водите его на площадку, в парк, в зоопарк. Туда, где всегда много других детей. Естественно, он не сразу начнет с ними общаться, пусть какое-то время постоит в стороне. Постепенно, если всё происходит без давления, он начнёт принимать участие в общих играх и разговаривать с новыми друзьями.
  • Обеспечивайте ребёнку тактильный контакт. При разговоре с посторонними или находясь в новых, незнакомых ребёнку местах, всегда держите его за руку. Замкнутые дети отчаянно нуждаются в ощущении безопасности. Чаще обнимайте малыша дома. Научитесь делать лёгкий расслабляющий массаж, и делайте его ребёнку перед сном.
  • Учите малыша выражать свои чувства словами. Если он снова уселся у окна в одиночестве, не игнорируйте это. Обязательно задайте крохе наводящие вопросы: «Тебе грустно?», «Ты грустишь, потому что на улице дождь?», «А когда он закончится, тебе станет веселее?». Предлагайте ребёнку «замещать» негативные эмоции. В период грусти из-за дождливой погоды предложите ему порисовать вместе или посмотреть мультфильмы. Обязательно обсудите с ним то, что вы сделаете.
  • Рассказывайте о своих чувствах к ребёнку: о том, что вы скучали на работе без него, что вам его не хватает, что вы его любите и т.д. Рекомендую прочесть ещё статью «Можно ли научиться благодарить?».
  • Создавайте ситуации, когда общение необходимо.К примеру, попросите его взять в магазине упаковку конфет и уточнить у кассира её стоимость. Он хочет эти сладости, но вы делаете вид, что не знаете, сколько за них нужно заплатить. Уверена, малыш пересилит себя и сумеет задать вопрос незнакомому человеку. Если нет, значит, ребёнок ещё не готов. Не торопите его. Создайте похожую ситуацию через неделю.
  • Читайте ребенку сказки, в которых много диалогов между героями. Тексты таких сказок легко можно найти в интернете.
  • В играх предпочтение отдайте тем, которые требуют коммуникаций. Например, можно создавать истории по картинкам. Или вместе с ребёнком играть игрушками и вести диалог.
  • Чаще спрашивайте мнение ребёнка по тем или иным семейным вопросам. Например, что сегодня приготовить на ужин? Куда пойдём в выходные? Что подарим папе на день рождение или маме на 8 марта? Создавайте ситуации каждый день, когда вы сможете интересоваться мнением ребёнка.

Детская замкнутость

Не у каждого ребенка выход во двор или поход в гости проходит успешно. Иногда ребенок долго пытается найти подход к другим деткам и не всегда находит его. Может, ребенок самодостаточная личность и ему скучно со сверстниками? Чем грозит детская замкнутость?

Первое, с чем необходимо разобраться – это симптомы замкнутости:

  • ребенок редко говорит, а если говорит, то это короткие фразы, шепот;
  • держится дальше от коллектива, с трудом общается с новыми людьми;
  • отсутствие друзей;
  • не выражает свое мнение;
  • не контактирует с взрослыми, утаивает свои чувства;
  • уклоняется от ответов в разговоре фразой «я не знаю»;
  • излишняя осторожность в поступках;
  • различные проявления в психосоматике (боли в животе);
  • часто держит руки в карманах, за спиной, прижимает к себе, отсутствует живая жестикуляция.

Причины замкнутости малыша:

  • Поведение может основываться на психологических особенностях ребенка, его тонком внутреннем мире. Такие дети любят находиться в одиночестве, и они с удовольствием самостоятельно занимаются своими делами – рисуют, лепят, играют игрушками, рассказывая самому себе невероятные истории. К такому малышу, безусловно, нужен особый подход. Назвать такое поведение «замкнутостью» тоже будет не совсем правильно. Поведение связано с психотипом ребенка, который называется интроверт. Это можно выявить на консультации у детского психолога.
  • Другое дело, когда ребенок замыкается в себе в результате недомогания, переутомления, ссоры с другом и т.п. В таких ситуациях нужно поговорить с ребенком, выявить причину его молчания и обид, и помочь безболезненно пережить этот период.
  • Распространенная причина детской замкнутости – один ребенок в семье. Малышу не хватает внимания взрослых, а брата или сестры для коммуникации нет. Таким образом, ребенку часто приходится играть и общаться самому, а его коммуникативные способности не имеют возможности развиваться полноценно.
  • Современный бич общества – гаджеты, которые заменяют ребенку общение со сверстниками и игры, в которых малыш мог бы проявлять свои коммуникативные способности. Ребенок имеет доступ к планшету или компьютеру и не видит смысла в живом общении. Как результат, когда ребенок попадает в общество, он не знает, как общаться. Отсюда – замкнутость.

Что могут сделать родители?

Главное, что вы можете сделать для вашего ребенка – общайтесь с ним. Родительская любовь заключается не только в обеспечении быта и покупке игрушек, но и в постоянном контакте с малышом. Не отказывайте ему в общении, уделяйте время, чтобы вместе порисовать или поиграть. Ведь часто ребенок просит немного внимания, а у родителей находятся дела поважнее. Но такое поведение разовьет в ребенке ту самую замкнутость, с которой потом ему придется тяжело в детском саду, школе и любом другом коллективе.

С раннего возраста родители должны научиться ребенка общаться с другими знакомиться. Необходимо хвалить ребенка за его решительность, давать ему право выбора, научить признавать свои ошибки и исправлять их. Когда ребенок будет уверен в себе, он сможет легко завязать общение, не будет скрывать проблемы, а значит, ему незачем замыкаться в себе.

Последствия замкнутости у детей

Если вовремя не обратить внимания на проблему, то последствия для ребенка будут весьма опасны:

  • не будет доводить дела до конца, будут сложности при выборе чего-либо;
  • подверженность насмешкам;
  • проблемы в общении, которые перенесутся во взрослую жизнь;
  • ночные кошмары (результат того, что страхи будут выражаться во снах);
  • неуверенность в себе, отражающаяся во всех сферах жизни;
  • самообвинение;
  • неудовлетворение психологических, социальных, личностных потребностей;
  • одиночество;
  • иногда душевные расстройства.

Чем дольше ребенок находится «в скорлупе», тем больше он погружается в свой закрытый мир.

Если родители не справляются с детской замкнутостью или все зашло очень далеко, тогда необходимо прибегнуть к помощи детского психолога. С этой проблемой помогают справиться экспрессивные методики – лепка, рисование, упражнения по коммуникации, начинающиеся с местоимения «Я». Первые шаги к раскрытию ребенка – это осознание им своих страхов, обид. Далее следует психокоррекция поведения.

Все о детской замкнутости

Все о детской замкнутости

Каждый ребенок адаптируется в социуме по-своему, самостоятельно определяя границы собственной открытости. Одни дети легко общаются с людьми, которых видят впервые, другие нелегко находят общий язык даже со своими близкими. Однако каждый из малышей нуждается в общении. О том, откуда берется детская замкнутость, что отличает ее от природной скромности и как родителям помочь малышу преодолеть внутренние барьеры, расскажет «Я — Родитель».

Замкнутость или скромность?

Для того чтобы понять, что ваш ребенок действительно замкнутый, а не интроверт, скромный и тихий по характеру, нужно внимательно наблюдать за его поведением. О замкнутости говорят следующие признаки:

· Ребенок неразговорчив, редко с интересом поддерживает беседу, общается вполголоса и ограничивается дежурным набором фраз (например, ответом «не знаю»);

· Малыш тяжело переживает смену коллектива, напряжен в присутствии незнакомых детей и взрослых;

· Ребенок никогда не отстаивает свое мнение (даже если у него отобрали любимую игрушку);

· Малыш боится всего нового;

· Он практически не жестикулирует, часто держит руки за спиной или прячет их в карманах;

· Ребенок увлекается необычным хобби (замкнутые дети нередко компенсируют этим недостаток общения).

Как уже было сказано, детскую замкнутость легко можно перепутать со скромностью и интровертностью.

Скромность

Скромные дети вполне нормально общаются с хорошо знакомыми людьми, охотно поддерживают беседу с близкими и выглядят «буками» только в незнакомой компании или при неожиданных обстоятельствах.

Интровертность

Интровертность — это особенность характера, которая выражается в том, что ребенок умеет и любит общаться, но все свои эмоции и мысли предпочитает держать при себе.

Замкнутый же малыш одновременно и не любит общаться, и страдает от одиночества. Ему хочется рассказать что-нибудь о себе, но он боится поделиться этим с кем-либо. Замкнутость — это не врожденное качество, оно приобретается детьми из-за определенно сложившихся обстоятельств. Отмечено, что чаще всего замкнутыми становятся дети с высоким уровнем интеллекта.

Причины детской замкнутости

· Неправильное поведение родителей:

o постоянно недовольны поступками ребенка (не так ходит, не так ест, и др.);

o предъявляют к ребенку повышенные требования (такие дети близко к сердцу принимают даже мелкие неудачи, а это сильно бьет по их самооценке, заставляет погружаться в раздумья и запирать на замок собственные эмоции);

o ссорятся между собой (из-за родительских ссор ребенок ищет уединения);

o проявляют равнодушие к переживаниям ребенка (они кажутся им незначительными).

· Психологическая травма, вызванная насмешками близких или приятелей.

· Тяжелое заболевание, причиняющее ребенку неудобства или заставляющее его думать о том, что он не такой, как другие дети.

Как победить детскую замкнутость?

1. Никогда не называйте своего ребенка «замкнутым» вслух, поскольку он и так это чувствует и переживает из-за своего душевного состояния.

2. Не вынуждайте ребенка отказываться от его увлечений, какими бы странными или бесполезными они вам не казались. Попытайтесь взглянуть на них детскими глазами.

3. Помогайте малышу реализовывать себя в хобби. А еще лучше — будьте на шаг впереди. Например, ребенок заинтересовался географией — а вы тут же преподносите ему большой глобус.

4. Если у ребенка что-то не получается, не критикуйте и не обвиняйте его, называя «неумехой» или «растяпой». Замкнутый ребенок и так слишком критично относится к самому себе. Лучше пробуйте приободрить его.

5. Внимательно слушайте истории своего малыша и никогда не говорите, что вам некогда, задавайте вопросы, интересуйтесь его делами. Если мама с папой отказываются выслушать его, он воспринимает это на свой счет и в следующий раз уже не сделает попытки пообщаться.

6. Доверяйте своему ребенку, всегда советуйтесь с ним, учитывайте его мнение. Замкнутым детям не хватает доверия со стороны окружающих, поэтому предложение обсудить что-то вместе даст ему веру, что с его мнением считаются и его уважают.

7. Объясните малышу, что страхи есть у всех. Приведите в пример собственную историю или историю из жизни кого-то из знакомых. Когда ребенок поймет, что он не один такой на всем белом свете, ему будет легче бороться со своим страхом быть открытым.

8. Почаще говорите со своим ребенком о его страхах и вместе ищите пути их преодоления. Если малышу не удается подружиться с ровесниками, помогите ему — объясните, как это лучше сделать, с чего начать разговор, почему важно интересоваться другим человеком.

9. Хвалите и наказывайте ребенка всегда вовремя и только по заслугам. Замкнутый ребенок заслуживает точно такое же отношение, как и самый общительный малыш: не стоит его расхваливать без повода или отменять наказание, когда он совершил серьезный проступок.

Если вы хотите проникнуть в мир замкнутого ребенка и помочь ему наладить контакт с окружающими — в первую очередь распахните двери собственного сердца. Будьте открытыми со своим ребенком, и он обязательно откликнется!

Виктория Котлярова

Количество показов: 430
Дата изменения: 19.10.2016 18:01:21

Замкнутый ребенок: как пробить оборону и стать ему другом

Мне не раз приходилось работать аниматором на детских мероприятиях и среди толпы малышей почти всегда находился один особенный ребенок.

Его ничем не обидели, он не ссорился с маленькими друзьями, в чем же причина такого поведения? Причина проста: он – замкнутый ребенок, которому гораздо комфортнее в своем «панцире». Как же выманить его оттуда и стоит ли это делать?

Замкнутый или просто скромный?

Каждый малыш по-своему адаптируется в обществе, он самостоятельно определяет границы своей открытости, ставит свой невидимый «заборчик», дальше которого пройдут только близкие люди. Детей можно сравнить с книгами, одни сразу открываются перед вами, словно от дуновения легкого ветерка, другие слегка приоткрыты. Реже встречаются и такие, которые закрыты на маленький замочек, ключ от которого не так-то просто заполучить. Но сделать это нужно! Все книги написаны для того, чтобы их кто-то прочитал, и каждый малыш, даже самый замкнутый, нуждается в общении. Как же помочь такому ребенку?

Но закрытость – это не скромность, этого своего рода защитный «панцирь» малыша, внутри которого так тепло и спокойно. Как же его рассмотреть?

Ваш ребенок замкнут, если:

  • Он очень мало говорит. Иногда такие дети ограничиваются дежурным набором слов или общаются вполголоса.
  • Тяжело переживает смену коллектива, даже на детской площадке ведет себя отстранено, пока не увидит знакомое лицо.
  • Такие малыши не станут громко отстаивать свое мнение, даже если у них отняли любимую игрушку.
  • Не имеют друзей и боятся всего нового.
  • Очередная ваша история остается без внимания, замкнутый ребенок редко с интересом поддерживает беседу.
  • На вопросы отвечает односложно, а если вы пытаетесь выяснить его мнение – отвечает: «Я не знаю».
  • Закрытый ребенок компенсирует недостаток общения необычным увлечением, не удивляйтесь, если он попросит купить ему змею, хамелеона или другого экзотического питомца.
  • Даже жесты у такого ребенка отличаются, они просто отсутствуют! Он держит руки за спиной, скрещивает на груди, а еще чаще прячет в карманах.

Узнали своего малыша в этом описании? Значит, пора подумать, как разрушить невидимую «коробочку», в которой он закрылся от окружающего мира. А сделать это обязательно нужно, ему там скучно и одиноко, хотя он и пытается это скрыть.

Почему ребенок «закрылся»?

Как утверждают психологи, чем раньше диагностирована истинная замкнутость малыша, тем легче «пробить броню». Замкнутость – не врожденная особенность, ребенок просто так не отгородится от всего мира неприступной стеной, этому всегда есть причина. Чаще всего он «закрывается» тогда, когда очень обижен: на маму, на брата, на одноклассников. Например, его стих собственного сочинения был высмеян школьными друзьями, а он вложил в него всю душу и ждал совсем другой реакции. А может быть, вы слишком строго наказали его за двойку, и он единственный из класса не пошел в поход?

Удивительно, но нередко закрываются «за семью замками» слишком правильные дети, от которых родители требуют быть первыми во всем. Отличник, лучший спортсмен в школе, первый помощник дома! Любая неудача сильно бьёт по его самооценке, он погружается в раздумья и все плотнее закрывает дверь к своим эмоциям. Причины замкнутости могут крыться в семье: родители часто ссорятся или один из них болеет. Даже прозаичные для взрослых вещи могут стать для ребенка настоящей трагедией.

Он «закрылся» от равнодушия собственных родителей, которые так и не смогли понять детских переживаний. «Подумаешь, кот, нового принесем!» – говорил папа. А ведь Митя все пять лет старался выходить кота, вместе с мамой ходил к ветеринару, держал кота, когда ему делали уколы, и целые ночи ухаживал за животным.

Даже самый общительный и эмоционально открытый ребенок может вдруг замкнуться в себе, но этого не произойдет, если рядом будут чуткие, искренне сопереживающие родители, которых всегда интересует мнение малыша. А если вы упустили момент, и ребенок уже спрятался «в футляр»? Пора исправлять ошибки!

Как победить детскую замкнутость?

Не стоит напрямую говорить ребенку, что он замкнут, он и так это чувствует. Большинство ситуаций типичны, и психологи советуют такие методы:

  • Закрытыми часто являются дети-интеллектуалы, не перекрывайте «кислород» его увлечению, даже если они не принесут пользы в будущем. Не заменяйте занятия по авиамоделированию уроками английского, искренне интересуйтесь его хобби.
  • Замкнутые дети чересчур самокритичны, не добавляйте свою «ложку дегтя», даже если у него ничего не получается!
  • Если малыш начал что-то рассказывать, не отвергайте его, «мне некогда» он воспримет на свой счет. Не перебивайте его, для него каждое слово, каждая эмоция, которой он готов поделиться – настоящий подвиг.
  • Скажите, что страхи есть у всех, но только их преодоление – это как открыть новогодний подарок – очень интересно. Расскажите, что однажды не побоялись заговорить с симпатичным мальчиком, и он стал вашим мужем.
  • Доверяйте ребенку, интересуйтесь его мнением, пусть и высказанным очень робко. Вместе выбирайте диван или место для путешествия, меняйте планы по его просьбе, пусть почувствует свою значимость.
  • Не ограничивайте его творческую самореализацию, наоборот, будьте на шаг впереди. Он только начал играть на бас-гитаре, а вы уже купили ему билет на концерт любимой группы.
  • Смелее рассказывайте ему о том, как строить отношения с противоположным полом, пусть свои страхи он развеет, беседуя с вами!
  • Хвалите и наказывайте вовремя и по заслугам! Не стоит слишком беречь его, он также заслуживает адекватного родительского отношения, как и ребенок, который является душой компании.

А вы не замечали за своим ребенком признаков замкнутости? Или вам уже удалось ее победить?

Скачайте чек-лист “Детские комплексы: причины и способы борьбы”

​”Вот Ванечка – отличник, а ты никогда так не сможешь…”​, “Отойди и не пытайся даже, я сама все сделаю как надо. ” “Как ты себя ведешь? Придем домой – выпорю…” Главная причина комплексов у детей – это их родители. Скачайте чек-лист и узнайте как избавить малыша от навязанных комплексов.

Если ребенок замкнут. Причины замкнутости

Юлия Пусева
Если ребенок замкнут. Причины замкнутости

Если ребенок замкнут. Причины замкнутости

Замкнутость – особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления к общению с другими людьми.

Замкнутость ребенка может быть вызвана разными причинами. Она может быть связана с психологическими особенностями малыша, тонкостью его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Ребенок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия, требующие уединения: с удовольствием лепит, рисует, конструирует. Родители в этом случае должны быть крайне осторожны и чутки к своему малышу. Поэтому беспокойство, вызванное опасениями, что у него что-то не так, совершенно напрасно. Стремление, пока не поздно, перевоспитать ребенка, грубое вторжение в хрупкий мир его грез и фантазий может серьезно навредить его развитию, и тогда он действительно спрячется в свою скорлупку, уйдет в себя.

Иное дело, когда замкнутость малыша вызвана переутомлением, недомоганием, ссорой с близким другом, проблемами в общении со сверстниками. В таких ситуациях родителям необходимо осторожно выяснить причину резкой перемены настроения ребенка и постараться помочь ему менее болезненно пережить данный период.

Усугубляет ситуацию разобщенность взрослых, которые, пользуясь благами современной цивилизации, заменяют полноценное общение короткими разговорами по телефону. Не видя у родителей потребности в общении с родственниками и знакомыми, ребенок тоже перестает стремиться устанавливать контакты с теми, кто его окружает.

Причиной замкнутости малыша может быть и неправильное поведение родителей. Проанализируйте то, как вы ведете себя с ребенком. Достаточно ли вы уделяете ему внимания? Может быть, вы всегда заняты, вам некогда не то что поиграть с малышом, но даже поговорить с ним или хотя бы выслушать его? А не случалось ли такого, что малыш бежал к вам, радостный, показать, какой красивый камешек он нашел во время прогулки, какой смастерил из конструктора автомобиль, какого вылепил медведя, а вы резко его обрывали или даже прикрикивали только потому, что он оторвал вас от просмотра любимого телесериала или увлекательного футбольного матча? Может быть, вы постоянно высказываете не довольство его поступками, внушаете, что он все делает не так: слишком громко (или тихо) говорит, всегда торопится (или медлит, не так ходит, не так сидит.

Если в вашей семье случается нечто подобное, вам необходимо изменить свое отношение к ребенку, тогда и он перестанет замыкаться в себе.

Привыкнув к тому, что родители постоянно уходят от общения, отгораживаются от него под предлогом того, что им некогда, или заявляют, что им это неинтересно, малыш начинает сдерживать свои эмоции, переживания, он не пытается поговорить с родителями, а когда у него о чем-то спрашивают, ограничивается короткими ответами. Он привык считать, что все делает не так, что только мешает взрослым, путается у них под ногами; он боится, что вы будете злиться, кричать, за что-то наказывать.

Такая ситуация характерна для семей, в которых общение родителей с ребенком сведено практически до минимума. Это, к сожалению, широко распространенное явление современной действительности, связанное с ускоренным темпом жизни, профессиональной занятостью работающих отцов и матерей. К тому же по вечерам у взрослых обязательно находятся какие-то дела по дому, в которых ребенок не принимает никакого участия. Часто ему просто говорят, чтобы он не мешал, играл в другой комнате.

Многие родители, обеспечивая ребенку лучшие бытовые условия, заботясь о его здоровье, упускают из виду потребность малыша в тесном контакте с матерью и отцом. Родители покупают ему красивые и интересные игрушки или какое-нибудь домашнее животное, лишь бы он не мешал, не приставал с постоянными вопросами и просьбами. Вот ребенок и играет в одиночестве в своей комнате. Родители дома, но малыш не чувствует их присутствия — они не с ним, а где-то рядом, каждый занят своими делами. Такая родительская любовь лишена чувств, и ребенок от этого очень страдает, потому что игры, какими бы занимательными они ни были, и общение с четвероногим другом не заменят внимания родителей.

Даже взрослый человек испытывает потребность в выражении собственных эмоций. У ребенка же эта потребность гораздо сильнее. Малышу просто необходимо делиться впечатлениями, чувствами, эмоциями.

Представьте себе такую ситуацию: возбужденный карапуз с радостными блестящими глазенками подбегает к папе, уютно расположившемуся в кресле с газетой, и показывает ему свой рисунок: «Папа, смотри, какой я танк нарисовал!» Папа, не отрываясь от чтения, говорит: «Ты у меня молодец!» Малыш не унимается: «Папа, ты даже не посмотрел!» Через минуту папа бросает мимолетный взгляд на листок, который малыш держит в руке, и произносит: «Красиво». Мальчик просит: «Папа, а давай вместе порисуем». А папа, включая телевизор, отвечает: «Мы займемся этим завтра, а сейчас папе некогда, не приставай». Дальнейшие уговоры ребенка отец упорно не желает слышать, и мальчик, опустив голову, с глазами, полными слез, плетется в свою комнату. А это может серьезно повредить не только общему развитию малыша, но и его здоровью, ведь даже взрослому человеку врачи рекомендуют время от времени выплескивать свои эмоции в целях профилактики нервных расстройств. Родители, придя с работы, должны еще выполнить какие-то домашние дела. Кроме того, они также нуждаются в отдыхе. И если случаи невнимания к ребенку происходят довольно редко и носят случайный характер, оснований для особого беспокойства нет. Чрезмерная забота о ребенке, постоянное, даже иногда навязчивое внимание к нему тоже могут принести вред его воспитанию, косвенно отразиться на семейном климате. Ребенок должен понять, что у родителей есть определенные обязанности, которые необходимо выполнять: если мама вместо того, чтобы стирать или готовить, пойдет с ним играть, то всем, и ему самому тоже, придется ходить в грязной одежде, оставаться голодными.

Малыш должен уяснить, что каждый человек имеет право на отдых и любимое занятие: родители устают от работы и домашних дел, и если они не будут отдыхать, они могут серьезно заболеть. Главное — не кричите на ребенка, а постарайтесь объяснить ему это спокойным тоном.

Ребенку нужно общаться с родителями не только для того, чтобы давать выход эмоциям, но и для того, чтобы постоянно чувствовать себя защищенным. Вступая в этот огромный и непонятный для него мир, малыш нуждается в поддержке родителей, ему необходимо знать, что где-то рядом находятся мама и папа, которые помогут в любую минуту, защитят, избавят от внезапно нахлынувшего страха. Душевный покой от того, что рядом папа — самый сильный на свете и мама — самая добрая и ласковая, имеет большое значение для полноценного развития личности ребенка.

Если родители остаются равнодушными к тому, что рассказывает им малыш, не обращают внимания на его просьбы, он перестает обращаться к ним со своими на первый взгляд пустяковыми проблемами. Изо дня в день, видя постоянную спешку взрослых, невозможность или нежелание оторваться от своих забот, ребенок привыкает к играм в одиночестве и даже не пытается сблизиться с родителями. В результате, уже в совсем недалеком будущем, родители и дети не могут найти тем для разговоров. Им нечем поделиться, нечего доверить друг другу, потому что сын или дочь с ранних лет привыкли решать свои проблемы самостоятельно, заранее зная, что на любой вопрос мать или отец все равно ответят, что им некогда, что у них нет времени на подобную ерунду.

Такой опыт, приобретенный в собственной семье, может переноситься ребенком и на более широкий круг общения за пределами родного дома. Боясь, что его не станут слушать, не поймут, не захотят с ним играть, малыш не может найти общего языка с ровесниками, в результате отказывается идти гулять, сидит дома перед телевизором или в своей комнате, окруженный любимыми игрушками.

Бывают случаи, когда ребенок замыкается в себе из-за разногласий взрослых в вопросах его воспитания. Папа требует от ребенка безоговорочного повиновения, не терпит возражений, маму же можно уговорить, разжалобить, а уж о бабушке и говорить нечего — исполняет любое желание любимых внука или внучки. Каждый из воспитателей считает свои методы единственно правильными, и зачастую по этому поводу между ними возникают ссоры. Порой выяснение того, кто прав, а кто виноват, происходит на глазах у ребенка, что отрицательно влияет на его развитие. Считая себя причиной разногласий и ссор близких людей, ребенок «уходит в себя», старается как можно меньше попадаться на глаза и со временем так замыкается в себе, что исправить положение бывает очень трудно.

Чтобы таких проблем не возникало, родителям следует согласовывать методы воспитания ребенка, а спорные моменты обсуждать и решать в его отсутствие.

Замкнутый ребёнок, что делать?

«Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения», – говорил французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери, «папа» Маленького Принца. Если маленький человек общается неохотно и с трудом, не любит и не умеет дружить, ведет замкнутую жизнь, ему обязательно нужно помочь. Ведь нежелание выстраивать связи и обзаводиться контактами может сильно осложнить жизнь ребенка в будущем – тогда, когда ему придется взаимодействовать с коллективом в школе, в институте, на работе. Кроме того, дети без навыков общения чаще общительных сверстников подвержены стрессам, ведь любая неожиданная ситуация выбивает их из колеи. Давайте посмотрим, как родители могут выполнить важную задачу – помочь своему «тихоне» раскрыться и стать более дружелюбным и коммуникабельным.

Что такое детская замкнутость

Иногда родители путают замкнутость с застенчивостью. Немудрено, потому что и замкнутые, и застенчивые малыши на многое реагируют схожим образом: на незнакомцев, на перемены в привычном жизненном распорядке, на все новое, с чем сталкиваются.

Но есть и разница. Скромный, застенчивый ребенок к общению стремится. Да, оно может сложиться как-то не так, и он будет переживать, но он нуждается в компании. Все иначе с замкнутым малышом, который пытается отгородиться от остального мира. Он просто не испытывает потребности в общении, потому что не понимает: а зачем оно, если и так неплохо? Поэтому и действия родителей должны быть разными. Стеснительного малыша нужно учить общаться, а замкнутого – мотивировать и стимулировать, приучая к детскому коллективу.

Так как распознать, что ребенок нелюдим?

Речь. Малыш либо вообще не разговаривает, либо разговаривает мало и тихо.

Коммуникабельность. Новый коллектив для него – стресс. Неважно, вышли вы погулять на детскую площадку или отвели ребенка в детский сад, даже спустя долгое время ребенок будет с опаской относиться к этому месту, к детям, которые его окружают, и держаться в сторонке.

Личное мнение. У замкнутого ребенка оно, может, и есть, но о нем никто не знает: он либо отмалчивается, либо всегда согласен с остальными.

Друзья. Они в жизни замкнутого ребенка – очень редкое явление.

Хобби. Не удивляйтесь, если вместо щенка кроха попросит игуану.

Обучение. Ему сложно даются предметы, которые требуют навыков устного рассказа и взаимодействия с другими детьми. Физкультура, литература – таких предметов в школьном расписании довольно много.

Настроение. Смена настроения может быть резкая. И слезы у такого ребенка всегда на подходе.

Адаптация к школе. Она протекает тяжелее, чем у более общительных сверстников.

Здоровье. Очень часто симптомы указывают на какое-либо заболевание, но врачи по результатам обследований разводят руками и говорят, что болеет малыш на нервной почве. Психосоматические боли в животе, головные боли, затрудненное дыхание, скованность движений – признаки замкнутости.

Почему малыш замкнут?

Не нужно искать в замкнутости генетические корни: мол, «папа был такой же нелюдим» или «мама тоже всегда была стеснительной девочкой». Замкнутость – это приобретенная черта характера. И приобретается она в качестве защитного механизма перед лицом опасностей мира внешнего. Так малыш пытается оградить свой внутренний мир от вторжения извне.

Что это за опасности? Замкнутый ребенок, как правило, становится таким под воздействием внешних факторов. На его характер влияют особенности воспитания (слишком строгого, например), общая обстановка в семье, а также в детском саду или в школе, пережитые им конфликты.

Иногда причины замкнутости ищут в совсем раннем детстве. Есть версия, что детки, которых после рождения на некоторое время разлучили с мамой и которые были лишены общения с ней в первые дни своей жизни, в более взрослом возрасте проявляют замкнутость чаще. вырастают замкнутыми и стеснительными. Но более достоверен факт, что согласно данным психологов, замкнутость как черту характера малыш проявляет после 1 года.

Причиной замкнутости может быть болезнь, психологическая травма, особенности темперамента, особенности воспитания. О последнем нужно сказать отдельно. На поведении малыша может сказаться как чрезмерно строгое воспитание, так и необычайная «залюбленность», при которой ребенка не отпускают даже в детский сад. Если при этом родители уделяют малышу недостаточно внимания, редко общаются с ним, почти никогда не спрашивают о том, как прошел его день и каковы его успехи – малыш замыкается в себе. Замкнутыми могут быть и дети, которые по каким-то причинам не посещали детский коллектив, например, часто болеющие малыши.

Как помочь малышу преодолеть замкнутость в себе?

Без консультации со специалистом в данном вопросе вам вряд ли удастся обойтись, поэтому имеет смысл наведаться к детскому психологу. Вот что советуют психологи делать родителям, если ваш ребенок замкнут.

Выходить с малышом в людные места. Чтобы привыкнуть к компании сверстников, надо уделять общению много времени. Парк, детский сад, игровая площадка – подойдет все, что угодно. Главное – не подталкивать кроху настойчиво «пойти поиграть с другими детьми». Пусть понаблюдает, привыкнет, заинтересуется. Если родители не будут давить на ребенка, он сам потихоньку начнет строить свои социальные связи.

Обнимать.Тактильный контакт очень важен для замкнутых детей дошкольного возраста. Чаще обнимайте малыша, держите его за руку – это успокоит его.

Провоцировать общение. Ненавязчиво, искусно: например, попросите передать деньги за билет кондуктору, или узнать, сколько стоят его любимые сладости. Если малыш отказывается, не надо настаивать, попробуете в другой раз.

Учить выражать эмоции и чувства словами. Если малыш сидит с отсутствующим видом, обязательно поинтересуйтесь, что случилось. Читая сказку, обсудите, какие эмоции испытывает тот или иной персонаж, акцентируйте внимание на положительных эмоциях. Предложите угадать, что чувствует человек, сидящий напротив в вагоне метро. Как можно чаще обсуждайте происходящее вокруг с погруженным в себя ребенком.

Выбирать правильные сказки. Важно, чтобы они были не описательными, чтобы в книгах для совместного чтения было много диалогов между персонажами.

Играть в командные игры. Использовать для участия можно любой подходящий повод, важно, чтобы ребенок потихоньку привыкал к взаимодействию в компании.

Бывать в гостях и приглашать к себе гостей. Малыш не только будет учиться общаться с другими людьми. Видя общительность родителей, он на их личном примере будет убеждаться, что общение – это интересно, полезно, весело!

Что делать если ребенок стал замкнутым? Причины, последствия, способы решения детской замкнутости

Вырастить и воспитать ребенка, не столкнувшись с проблемами, не удавалось еще ни кому. Одним из достаточно распространенных вопросов, с которым обращаются к психологам, это почему ребенок замкнутый, и что теперь делать?
Ситуация очень серьезная, и решать ее нужно немедленно, но не нахрапом и принуждением, а грамотными действиями и искренней любовью к своему малышу.
Каждый человек индивидуален по своему внешнему виду, манере поведения, характеру и привычкам. Нормы социализации и общения имеют весьма широкий спектр, с учетом существования различных психотипов, определяющих личность человека, от выраженного экстраверта, до крайнего интроверта.
Но сегодня разговор пойдет не о психологическом темпераменте стеснительного и необщительного интроверта от рождения, а о кризисной ситуации, когда открытый и коммуникабельный ребенок стал замкнутым, тихим, не желающим общаться с окружающими.

Симптомы замкнутости

С первого дня появления на свет кроху окружают родные люди, мама, папа и другие родственники. Он знает, что всегда получит желаемое, стоит только подать знак. С возрастом круг желаний расширяется, и все чаще родителям приходится говорить малышу «нет». Как он воспримет отказ, поймет ли причину или замкнется в себе, зависит только от родителей.
Внешний мир очень часто перед малышом выдвигает болезненные ситуации, понимая невозможность их решения, кроха пытается отдалиться от неприятностей. Причиной замкнутости ребенка могут стать самые безобидные на взрослый взгляд ситуации. Но, обычно, малыш быстро прекращает «дуться», забывая о проблеме.

Замкнутость у ребенка, является реакцией защитной системы. Слабая, еще не сформировавшаяся психика находит спасение и необходимый источник энергии именно в замкнутости.

Отличить незначительную обиду от серьезной психологической травмы внимательным родителям не составит труда. Стать причиной тревоги для родителей должны такие симптомы как:

  • Неразговорчивость. Ребенок может целыми днями вообще ни чего не говорить, а если к нему обращаются отвечать шепотом.
  • Неуверенность. Малыш избегает высказывать свое мнение, изворачивается или отмалчивается.
  • Настороженность. Заметен явный страх перед всем новым и не знакомым.
  • На улице или в детском саду ребенок сторонится сверстников, и старается уединиться в укромном уголке. Конечно может быть то, что у него просто не сложились отношения в коллективе детского сада.
  • Не поддерживает беседу или прерывает ее, не отвечая на обращенный к нему вопрос.
  • Малыш стал очень осторожен в своих высказываниях, заметно, что он подбирает и обдумывает каждое слово.

Помимо поведенческих отклонений очень часто появляются психосоматические симптомы, например у замкнутых детей отмечается:

  • Поверхностное дыхание;
  • Частые приступы боли в эпигастральной области без видимых причин (область является частью живота в верхней, средней области сразу под ребрами);
  • Отсутствие жестикуляции при разговоре.
  • Непреодолимое желание спрятать руку в карман, а при его отсутствии убрать за спину.

При этом важно не перепутать замкнутого ребенка и интроверта, для которого свойственна некоторая замкнутость, стеснительность и малообщительность. Разобраться в этом может только специалист. Поэтому, если ребенок замкнут, не идет на контакт, а все больше отдаляется, немедленно посетите психолога.
Врач поможет разобраться в ситуации, выявить причину замкнутости, и дать рекомендации по отношению к замкнутому ребенку.

Причины отклонения

Психологи выделяют несколько наиболее распространенных причин таким переменам в поведении, это:

  • Обида на поведение родных. Слишком часто в ответ на попытку наивного ребенка откровенно рассказать о своем поступке, родители выплескивают обвинения, непонятные малышу, и строго наказывают, несоответственно проступку. Так же может стать причиной замкнутости невнимание и бездействие окружающих. Если малыш пришел поделиться своей бедой, а мама не в силах оторваться от сериала, небрежно бросает, что это ерунда, и не нужно морочить ей голову, то, скорее всего, такого удара незрелая психика вынести не сможет, а обида подтолкнет к тому, что ребенок замкнется в себе.
  • Завышенные требования к поведению. Не редко из самых лучших побуждений, родители стараются растить малыша в предельной строгости. Ребенку постоянно внушается, что он должен быть самым лучшим, иметь только отличные оценки и лучшие результаты в спорте. Малейшее снижение показателей родители превращают во вселенскую трагедию, вываливая на чадо самые немыслимые упреки в лени и бездарности.
  • Сложная ситуация, требующая приятия обязательного решения. С таким сталкиваются не только дети, но и взрослые. И, если вместо того, что бы разобраться в сложившихся обстоятельствах, и помочь малышу прийти к правильному решению, родители отталкивают его, заставляя самого принимать решение, то ребенок может просто замкнуться, чувствуя себя отсталым и неполноценным.
  • Продолжительная болезнь или потеря любимого животного, является трагедией для неокрепшего организма. Добавленное к этому равнодушие близких, может спровоцировать то, что ребенок замкнется, боясь натолкнуться на полное непонимание.

В подавляющем большинстве случаев членам семьи замкнутого малыша невозможно самостоятельно установить причину. Поэтому при появлении симптомов замкнутости у ребенка, настоятельно рекомендуется обратиться к психологу

Возможные решения, советы психолога

Ни в коем случае нельзя пытаться принудительно заставить ребенка пойти на контакт и изменить свое поведение. Это может еще больше усугубить ситуацию. Родителям необходимо составить вместе с психологом правильную линию поведения, а во всех своих поступках и действиях проявлять максимальную сдержанность, искреннее внимание и любовь к малышу.
Конечно, решение должно приниматься в индивидуальном порядке. Получить оптимальный совет психолога, избавляющий ребенка от замкнутости по интернету невозможно. Но, существуют отработанные и проверенные приемы, которым чаще всего советуют придерживаться психологи, это:

  • Родителям с первых дней жизни ребенка необходимо воспринимать его таким, какой он есть. Ни в коем случае нельзя пытаться реализовать свои несбывшиеся мечты через сына или дочь.
  • Общаясь с малышом, всегда слушайте его очень внимательно. Отвечая, старайтесь максимально понятно для него объяснить свою точку зрения, разложить по полочкам, почему так поступать нельзя, и как лучше поступить в конкретной ситуации.
  • Ни в коем случае не говорите ребенку, что его замкнутость является серьезной проблемой.
  • Всегда вовлекайте малыша в обсуждение всех семейных проблем, и почаще спрашивайте его мнение. Это поднимет самооценку и уверенность в своей значимости.
  • Поощряйте самореализацию малыша через творчество. Нельзя ограничивать пристрастие ребенка к рисованию, пению или танцам, если вам кажется, что он делает это неловко и неумело.
  • Похвала и наказание должны следовать незамедлительно за поступками. При этом важно, чтобы малыш понимал, за что его похвалили, и почему его наказали. А лучше всего воспитывайте без криков и наказаний.
  • Всегда будьте искренны с сыном и дочерью, дети очень чутко чувствуют фальшь, и это их ранит больше чем невнимание.

Последствия детской замкнутости

Внешне замкнутый ребенок может смотреться очень положительно. У не знакомых людей складывается впечатление, что ребенок просто хорошо воспитан и сдержан. Школьные учителя часто ставят в пример таких детей, так как обычно у них хорошие показатели в учебе.

По сложившимся стереотипам замкнутость детей разного пола воспринимается по-разному. Излишняя активность, необдуманные поступки, гиперподвижность считается приоритетом для мальчиков. Поэтому если такой ребенок замыкается, причины обнаруживаются легче и быстрее. Замкнутую девочку большинство воспринимают как скромную, воспитанную и добродетельную натуру. В итоге, поздняя диагностика приводит к серьезным проблемам в будущей жизни.

Из замкнутого ребенка вырастает нерешительный человек, не способный к принятию самостоятельных решений. В подавляющем большинстве такие люди страдают комплексом неполноценности, из-за чего остаются одинокими. А так же нерешенная своевременно проблема замкнутости ребенка в дальнейшем становится причиной психического расстройства, и может привести к суицидальным попыткам.

О некоторых ошибках родителей смотри в видео.

Замкнутый ребенок: причины и способы решения

17 августа 2015 . Раздел Психология

Замкнутый ребенок сейчас встречается не так часто, как ребенок гиперактивный. Однако это не означает, что он не нуждается во внимании и помощи. Если у малыша проблемы с общением, то это может серьезно сказаться на его будущем, не дав ему возможности правильно развиваться. К тому же такие детишки зачастую остро реагируют на изменения в обстановке, привычном жизненном укладе. Иногда о таких малышах говорят, что они застенчивые, но правильно ли это?

Замкнутый ребенок редко рождается таковым. Хотя эта черта характера может передаться и по наследству. Но чаще всего она приобретается под влиянием воспитательных воздействий и окружающей обстановки.

Причины замкнутости ребенка:

  • врожденные (флегматический темперамент, наследственность);
  • проблемы со здоровьем (некоторые болезни могут отражаться на психическом состоянии ребенка)
  • один ребенок в семье, из-за чего наблюдается недостаток коммуникаций;
  • чрезмерная строгость родителей;
  • нехватка родительского внимания, совместных игр и занятий;
  • кроха считает себя ненужным и нежеланным;
  • психологическая травма (смерть близкого, болезнь, тяжелая ситуация, свидетелем которой стал малыш, развод родителей, затяжной стресс);
  • постоянное недовольство родных словами или действиями карапуза.

Прежде, чем пытаться устранить эту проблему, надо попытаться понять, почему ребенок замкнутый. Конечно, тому, кто находится постоянно рядом с таким малышом, не всегда легко найти причину. В таком случае можно обратиться к специалисту-психологу, который проведет диагностику для выявления причин, мешающих крохе благополучно взаимодействовать с окружающим миром и наслаждаться процессом общения.

Застенчивость и замкнутость

Эти два проявления характера часто путают друг с другом. И, действительно, они имеют достаточно сходные внешние проявления. И застенчивые, и замкнутые дети болезненно реагируют даже на малейшие изменения в их жизни и с опасением или страхом относятся к незнакомым или малознакомым людям. Такие детишки являются беспокойными и эмоционально неустойчивыми.

Однако застенчивый ребенок отличается тем, что все-таки он желает контактировать с окружающими и даже знает, как это делают, однако не может применить эти знания на практике. А замкнутый ребенок обычно, не знает, как общаться, и делать этого не хочет, потому что не имеет такой потребности. Это основная проблема, почему ребенок замкнутый.

Получается, что стеснительного кроху надо обучать практическим коммуникативным навыкам. А замкнутого ребенка — надо побуждать, в первую очередь, к разговорам и контактам, формировать желание общаться, и параллельно учить контактировать с окружающими людьми.

Рекомендации родителям замкнутого ребенка:

1. Замкнутость крохи нуждается в исправлении, нельзя закрывать глаза на это и считать проблему безвыходной.

2. Работайте над расширением круга общения карапуза. Водите его туда, где гуляют и играют детки. Вначале малыш может быть лишь пассивным наблюдателем или играющим одиночкой. Ничего, запаситесь терпением, наблюдение за общением тоже очень важно.

3. Будьте для замкнутого ребенка примером положительного, позитивного и плодотворного общения. Показывайте, что общаться — это радостно и интересно. Для этого рассказывайте, как вам было интересно, какую пользу вы получили от общения, что нового узнали, решили свою проблему и т.д.

4. Старайтесь посещать с крохой новые места, где вы сможете вместе с ним повзаимодействовать и познакомиться с новыми людьми. Но не заставляйте кроху, пусть все продвигается постепенно.

5. Для такого ребенка важно ощущение безопасности, поэтому при разговоре с людьми не оставляйте малыша одного, будьте рядом, придерживайте за руку.

6. Старайтесь не выказывать свои тревогу или опасения.

7. Помогайте ребенку выражать эмоции, поддерживайте инициативу, особенно, если она проявилась в общении. Стимулируйте к самостоятельным действиям, «заражайте» ребенка эмоциональностью.

8. Будьте доброжелательны к другим людям.

9. Создавайте ситуации, в которых малышу потребуется общение с окружающими.

10. Вовлекайте кроху в совместную деятельность, которая невозможна без разговора и обмена информацией.

11. Играйте почаще в игры, которые требуют диалога. В играх с игрушками оттачивайте навыки эффективных коммуникаций. Читайте книги, сказки, в которых есть диалоги и примеры продуктивного диалога.

12. Такому малышу жизненно необходимы доброжелательность, спокойствие и терпение окружающих.

Такая работа потребует времени и вашего внимания. Замкнутый ребенок постепенно будет привыкать к обществу. Если он почувствует безопасность и доброжелательность, то процесс коррекции пройдет быстрее. Если же в ходе вашей работы кто-то поселит в нем чувство страха своим неосторожным отношением, нетактичностью и злостью, то это может надолго остановить благополучное продвижение вперед. Иногда приходится параллельно разбираться с вопросом, как бороться с детскими страхами.

Однако, если ваши старания никак ни к чему не приводят, то замкнутый ребенок нуждается в серьезной помощи специалиста. Детский психолог может помочь правильно выявить проблему и подобрать коррекционные упражнения.

Замкнутый ребенок

Как быть, когда дети плохо идут на контакт?

Почему ребенок ведет себя закрыто в своей собственной семье?

Эти вопросы очень часто задают взрослые люди, обращаясь за профессиональной психологической помощью.

В данном материале рассмотрены пути, которые позволят родителям сформировать доверительные отношения с детьми и заложить основу для уверенной жизненной позиции и адекватной самооценки ребенка.

Первая часть статьи посвящена ранним истокам замкнутости, во второй части перечислены причины, связанные с жизненными ситуациями, возникающими в семьях, в заключении – полезная информация, связанная с профилактикой.

В каком возрасте родители могут обнаружить то, что их малыш замкнут?

Обычно это происходит, когда, увидев его в социуме, они приходят к выводу, что ребенок отличается от уверенных и смелых детей. Более четко это заметно в возрасте от двух лет и старше.

Мамам и папам становится обидно и неприятно. К этому может быть добавлено и мнение воспитателя (преподавателя) дошкольного заведения, в котором он достаточно категорично может заявить: «Ваш ребенок ни с кем не хочет играть!», «Ему ничего неинтересно!» и многое другое…

Каковы причины такого поведения?

Многие опытные мамы, имеющие не одного ребенка, могут отметить, что кто-то из детей с первых минут требовал постоянного внимания к себе, а другой ребенок был очень спокойным и позволял маме заниматься делами. Можно констатировать здесь особенности природы темперамента каждого из детей.

Возникает вопрос: поведение какого ребенка более комфортно для родителей – спокойного или активного? Ответ будет практически единогласным: «Пока он грудничок, лучше бы было, чтобы побольше спал, давал маме отдохнуть и работать по дому».

Но нужно учитывать один серьезный нюанс: побуждать ребенка к совместным действиям, окружать его теплом и положительными эмоциями – это одна из главных профилактик замкнутости детей. И она должна работать уже в том самом грудном возрасте.

Работая со взрослыми людьми, которые приходили с проблемами закрытости, замкнутости и неуверенности, можно часто услышать их воспоминания о своем детстве: «Я не создавал родителям никаких проблем. Где меня посадят, там и сидел. Сам придумывал во что играть. Я был удобным ребенком… Я не замечал, что мне одиноко. Такая модель была для меня нормой. Взрослея, я стал понимать, что мои родители не давали мне тепла, мало обращали внимания на то, что я чувствую. Сейчас они хотят, чтобы я открыто рассказывал им о своих делах. Но я не могу… и не хочу… мои дела их стали интересовать слишком поздно…».

Активный ребенок, требуя постоянного внимания к себе, свою позицию укрепляет. И замечательно, если взрослые направляют его энергию в конструктивное русло и вносят разнообразие в его виды игровой деятельности. Вырастает вполне гармоничный человек.

Но если эту активность грубо пресекать, не обращая внимания на потребности малыша, и не давать возможности ему проявлять себя, то внутренняя неудовлетворенность и обиды на родителей будут переходить в агрессию, которая в пассивном состоянии может проявлять себя как замкнутость, а в активном режиме приводит к серьезным сложностям в отношениях. Особенно ярко это бывает в подростковый период.

Отсюда вывод:
замкнутым может стать как спокойный по своей природе ребенок, так и активный.

Не во всех случаях истоки закрытой позиции берут свое начало в раннем детстве. Рассмотрим другие причины:

  • Влияние взаимоотношений родителей. Предположим, взрослые столкнулись с серьезной проблемой, которая может привести к бракоразводному процессу. Мало каким семьям удается защитить от этой опасной информации детей. Они становятся свидетелями, а то и участниками, семейных конфликтов.
    Психика ребенка очень тонкая и уязвимая. Чаще всего в результате подобных сцен дети остаются наедине с собой и со своими переживаниями по той причине, что мама плачется подругам, получая от них поддержку, а папа расслабляется как минимум пивом в окружении друзей. Таким образом, взрослые разрядились, а ребенок остался в том же напряжении…
    Когда апогей конфликта доходит до развода, меньше всего в это время учитывается психологическое состояние ребенка. Родители, окунувшись в свое горе, по инерции могут выполнять обязанности и обязательства, но не учитывают важный нюанс: ребенку в это время особенно нужны внимание, поддержка, эмоциональное тепло и выражение чувств обоих родителей.
  • Второй брак. Дети тяжело переносят появление в их доме нового человека. Если родителей они не ревновали друг к другу, то с появлением отчима (мачехи) может появиться целый букет негативных переживаний и чувств (обида, ревность, гнев, агрессия и многое другое). Это важно понять и помочь ребенку.
    Первое, что необходимо – это выслушать без критики и оценочности.
    Второе – набраться терпения и ответить по-доброму и позитивно на все сомнения и вопросы.
    Ну, и третье – не забыть, что детям важно всегда ощущать свою значимость в семье.
  • Занятые родители. Нередко обращаются семьи, в которых между родителями полное согласие и понимание. Они дружны между собой, с энтузиазмом занимаются обеспечением своей семьи самыми лучшими благами. У детей все налажено: учеба в престижном заведении, кружки, репетиторы, няни, водители и т. д. Но их ребенок-подросток стал грубить, не желает идти на контакт.
    Выясняется, что корни проблемы ведут еще в начало школьной жизни, в то время, когда разговоры родителей с ребенком были ограничены просмотром дневника и выяснением причин полученной оценки (например, четверки или тройки), а то, что происходило вне урока, на переменах и после школы у ребенка не спрашивали.
    Начал расти барьер. Именно он и не позволил ребенку рассказать о том, что у него есть проблемы со сверстниками и довольно давно. Примеры высказываний подростков: «У меня не спрашивали о том, что я переживаю! Этого не замечали. А когда я сам начинал говорить, могли посмеяться и сказать, что проблемы никакой нет, или даже недослушать!», «Меня критиковали, если в какой-то ситуации я показался слабым! Мне не подсказали, как исправить, говоря, что должен сам уладить!».

Нить доверия между родителями и детьми формируется просто:

  1. Игры и положительные эмоции – это фундамент, который закладывается с рождения.
  2. Совместное познание мира посредством сказок, изучения интересной информации, просмотра полезных мультфильмов, детских фильмов и передач предполагает еще и яркое обсуждение, в ходе которого взрослые помогают понять что-то глубже и тем самым учат детей анализировать и высказывать свое мнение.
  3. Разговоры должны иметь широкий спектр тем: от того, как проходил день вне дома, до обсуждений событий и идей, которые интересны всей семье.
  4. Чем взрослее ребенок, тем больше ему хочется признания. Грамоты, дипломы и все другие атрибуты – это прекрасно! Но не менее важным является то, чтобы у детей было право высказывать свое мнение, а взрослые принимали его во внимание.
  5. Свою значимость ребенок очень хорошо ощущает, если с ним советуются и отмечают ценность его мыслей.

Некоторые родители путают замкнутость и неуверенное поведение ребенка в социуме, хотя грань очень четкая. С закрытыми детьми даже близким бывает сложно выстраивать общение, а неуверенные, стеснительные дети дома ведут себя свободно, достаточно открыто, а в новой обстановке теряются и не могут первыми идти на контакт.

В этих случаях детям важно предоставлять возможность как можно больше быть в социуме. Курсы ораторского, актерского мастерства и любое другое групповое обучение будет способствовать раскрепощению ребенка.

Психика детей – это чистый сосуд. К сожалению, он бывает наполнен колючками и гвоздями. Но у нас, взрослых, есть прекрасная возможность заполнить его кристально чистой водой, а может, и драгоценными камушками, которые будут сиять и переливаться. Именно так сверкают глаза детей, у которых собраны самые лучшие впечатления об их еще пока маленькой детской жизни!

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: