Взрослая любовь: что делать родителям?

Взрослая любовь: что делать родителям?

10 ПРИЗНАКОВ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫМ В ДЕТСТВЕ НЕ ХВАТИЛО РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ

Грубые ошибки, допущенные родителями в воспитании ребенка, способны испортить всю его дальнейшую жизнь. У взрослых, которых недолюбили в детстве, могут не складываться отношения не только с партнером по браку и собственными детьми, но и с коллегами. Кроме того, их могут постоянно преследовать болезни и неудачи.

Какие же последствия преследуют детей равнодушных родителей по мере взросления? Можно ли распознать такого человека и как ему помочь?

Психологи назвали 10 ключевых признаков недолюбленных детей.

Базовое недоверие к людям
Крики, скандалы и частая смена обстановки крайне негативно влияют на развитие чувства доверия. Если у ребенка не было стабильного и благоприятного эмоционального окружения (в первую очередь, в родительской семье), то, скорее всего, ему будет очень сложно научиться доверять людям. А это, в свою очередь, гарантирует трудности в личной жизни.

2. Сложные любовные отношения

Взрослый, который в детстве страдал от недостатка любви, будет и в своей личной жизни стремиться к тому, что ему привычно: к токсичным людям и зависимым отношениям. Многие недолюбленные дети, повзрослев, «заболевают» несчастной любовью. Женщина может изначально выбирать для себя слишком сложный объект (например, женатого человека) и мучиться с ним всю жизнь. Мужчины

же склонны менять половых партнерш: таким образом они раз за разом пытаются убедиться в том, что достойны любви.

3. Неумение управлять эмоциями

По мере взросления дети учатся интерпретировать чужие эмоции и выражать собственные чувства через слова и жесты. Недолюбленный ребенок может так и не научиться контролировать страх и понимать свои негативные эмоции. Следовательно, он так и не обретет стойкость к эмоциональному давлению.

4. Страх совершить ошибку

У детей, которых воспитывают равнодушные родители, часто возникают серьезные проблемы с осознанием чувства собственного достоинства. Обычно это проявляется в виде нерешительности и сильного страха совершить ошибку.

Те, кого недолюбили в детстве, как правило, не собираются взрослеть. Они словно решают остаться детьми на всю жизнь: полагают, что все вокруг им что-то должны, ужасно себя ведут, капризничают, страдают от зависимостей, отказываются работать, не заводят семью и т. п.

6. Склонность к депрессии и повышенная тревожность

Недолюбленные в детстве люди часто имеют проблемы с психическим здоровьем. Чаще всего эмоциональная холодность родителей аукается их повзрослевшим детям депрессивными состояниями и хронической тревожностью.

7. Обостренная ранимость

Людей, которые не получили достаточно любви и внимания от близких, постоянно преследует страх быть отвергнутым. Как и неуверенность в себе, эта фобия указывает на то, что в детстве человек чувствовал себя нелюбимым и ненужным.

8. Низкая самооценка

Бывший «недолюбленный ребенок» нерешителен и панически боится сделать важный выбор. Часто такие люди готовы выполнять тяжелую работу за копейки, поскольку уверены, что не достойны большего.

9. Жизнь вдали от «родового гнезда»

Поскольку контакты с родителями болезненны для недолюбленных в детстве взрослых, они стремятся избегать общения с ближайшими родственниками. Обычно такие люди стараются уехать жить в другой город или хотя бы снять квартиру при первой возможности.

10. Проблемы с собственными детьми

Есть большая доля вероятности, что «недолюбленная» мать (или отец) будет равнодушно относиться к своему ребенку, копируя манеру поведения родителей. Но возможен и противоположный вариант, когда сына или дочь начинают чрезмерно баловать. Естественно, что такие перекосы в воспитании быстро приводят к большим проблемам.

Самой природой задумано, что для личностного роста и правильного развития любому ребенку необходима родительская любовь. Но все дети разные. Ощущая острую нехватку тепла и ласки со стороны родителей, одни будут молча страдать, а другие начинают доставлять неприятности плохим поведением, пытаясь привлечь к себе хотя бы негативное внимание.

К сожалению, многие нерешенные проблемы недолюбленные дети забирают во взрослую жизнь. Поэтому, если вы заметили у себя вышеперечисленные признаки, то лучше обратитесь за помощью к специалисту. И, конечно же, постарайтесь дать своему ребенку как можно больше любви и внимания!

А вам хватало в детстве родительской любви? Как складываются ваши отношения сейчас?

Любовь детей к родителям

Папа поучает своего трёхлетнего сынишку: “Юра, ты папу и маму не любишь, ты любишь только себя, конфеты и шоколадки!”. А Юра говорит, поправляет папу: “Ещё печеньки!”

Такое специально – не придумаешь!

​​​​​​​В хороших семьях часто можно наблюдать поведение детей, очень похожее на любовь детей к родителям: уже самые маленькие дети тянутся к родителям, скучают без родителей, жалеют родителей. На самом деле это еще – не любовь, это ее подобие, но именно из этого впоследствии может сформироваться настоящая любовь детей к родителям.

Любовь детей к родителям – это забота детей о родителях, когда делается все, что необходимо, и делается с радостью. Это необходимая физическая и материальная помощь и это моральная поддержка плюс все необходимые знаки внимания.

Рождаясь, дети своих родителей еще не любят. Рождаясь, дети любят своих родителей не больше, чем вы любите есть яблоки. Ваша любовь к яблокам проявляется в том, что вы их с удовольствием едите. Любовь детей к родителям проявляется в том, что они родителями с удовольствием пользуются.

Природной, биологической основы любви детей к родителям нет: есть запечатление, есть привязанность, но любовь к родителям генами не передается.

В отношениях родитель-ребенок биология работает только в одну сторону – родитель старается довести ребенка до самостоятельной жизни. Все. В обратную сторону биология не смотрит вообще, после половой зрелости детей биологические функции родителей закончены. Дальнейшие отношения детей и родителей – это уже не биологические, это уже социальные и лично-психологические отношения.

Родители вас любили. Теперь ваша очередь любить родителей!
скачать видео

Если ребенка не учить дружить, сотрудничать, а позже – любить, ребенок чаще всего вырастает обыкновенным эгоистом, не умеющим любить никого, кроме себя.

А иногда такого, который и даже и себя не любит. Если девочка любит только кушать пирожные, злословить с подружками и себя жалеть, такую толстую и никому не нужную – как вы думаете, любит ли она себя?

Если ребенок не умеет любить, он может пользоваться родителями и когда-то играть с ними в игру “Я вас не люблю”: если например это прикольно, выгодно или этим можно им отомстить. Самый распространенный способ не любить родителей – предъявлять им претензии за то, что родители им (детям) что-то не додали↑.

С другой стороны, именно личный интерес ребенка можно использовать для того, чтобы дети старались наладить хорошие отношения с родителями. Сообразительные дети с раннего детства понимают, что хорошо относиться к родителям – выгодно. Так меньше с ними конфликтов, они больше разрешат и дадут больше денег. Иногда это некоторым детям приходится прямо объяснять: с родителями лучше дружить. Часть детей, взрослея (и иногда с помощью объяснений самих же родителей), понимают, что их отношение к родителям является примером (образцом) для их собственных детей, и если они хотят, чтобы их любили собственные дети, им нужно показать пример любви к своим родителям.

Как правило, наши дети будут относиться к нам так, как мы относимся к своим родителям. Где-то родителей содержат в почете и достатке до самой смерти, где-то отвозят в лес и там оставляют, где-то съедают, но во всех случаях дети знают – это также и их судьба через несколько десятков лет. Когда эти дети подрастают и становятся родителями сами, они, элементарно заботясь о себе, о своем будущем, стараются хорошо (иногда и с любовью) относиться к своим родителям – подают своим детям пример.

Дети будут вас любить – но будет попозже, когда вы их этому научите. Чтобы дети быстрее научились любить своих родителей, их нужно этому просто учить.

Умение любить – это определенная высота личности. Эту высоту можно взять, эту высоту нужно взять, но точно что нельзя делать, это полагать, что умение любить свалится на наших детей само по себе, без нашей о том заботы.

Если вы день за днем будет кормить ребенка вкусной кашей, все, чему научится ваш ребенок – это кушать кашу.

Умение любить – это определенный уровень культуры и понимание, что такое любовь.

На простой вопрос “А почему ты думаешь, что ты свою маму – любишь?” – дети отвечают очень по-разному. “Потому что мне очень приятно, как мама меня целует!” (девочка 8 лет). “Потому что я все ем, что мне мама дает” (ответ подростка 14 лет). Может быть, это уже является подарком для мамы – съесть все, что она положит на тарелку, но кажется, что большинство детей так и не начинают понимать, что любовь – это дающее отношение.

Любовь – это желание подарить другому человеку лучшее, что есть у тебя.

Любовь – это настоящий интерес к другому человеку, а не только когда тебе от него что-то нужно.

Любовь – это радость от возможности позаботиться о любимом.

Будет ли у детей такой уровень культуры, начнут ли дети понимать, что такое любовь, и будут ли родители достаточно достойны и интересны для того, чтобы дети их любили – зависит от родителей. Все начинается – с родителей, с того времени и сил, которые они готовы выделить своим детям. С той квалификации, которую они, как родители, имеют; с того образа жизни, который они ведут – и с тех образцов отношений, которые они своей жизнью демонстрируют своим детям. Если для вас самих естественно о ком-то любить и заботиться, если для вас самих это доставляет искреннюю радость – вы уже этим подаете своим детям замечательный пример.

Дети начинают любить родителей, когда родители любят с ними разговаривать и играть, когда целуют их с утра и ведут тихие разговоры вечером, перед сном, когда у родителей озаряется лицо каждый раз, когда ребенок к нему подбегает, когда ребенок понимает, что родители о нем действительно заботятся.

Осознавать, что на самом деле дети вас не вполне любят, что дети только вами с удовольствием пользуются – осознавать это не очень приятно, и большинство родителей, у которых симпатичные детки, предпочитают верить в то, что дети их все-таки – любят. И во-многом они – правы: что бы ни говорили ученые биологи, в любовь детей к родителям верить стоит, хотя бы из педагогических соображений.

Когда в это верят родители, в это легче начинают верить дети. А любовь во многом начинается – с веры. Любовь детей к родителям, по крайней мере вначале, это скорее выученное поведение, которое формируется по всем законам формирования выученного поведения: легкое начало, внушения, профильная деятельность, подкрепление профильной деятельности, еще раз внушения. – и результат внушений – вера.

Ребёнок не глухой и не слепой. Он слышит и видит, что у всех есть мамы, что мама это всегда хорошо, что мама все знает, всё умеет, что маму надо любить, что дороже мамы ничего нет, что родная мать это святое и аналогичные педагогические внушения. Так формируется принятое в общество поведение хорошего ребенка в отношении к “любимым родителям”. Интересно, что при благоприятных обстоятельствах это в конце концов в любовь к родителям действительно превращается. Внешняя деятельность интериоризируется во внутреннюю деятельность. Но – нужно время. И правильные внушения.

Дети начинают любить родителей, когда они начинают верить, что они родителей любят. А вера приходит вместе с внушениями, вместе с подкреплениями заботливой активности детей, вместе с интерпретацией их действий как проявлений любви.

У мамы день рождения, дочка час лазила по интернету, нашла красивую картинку для открытки маме. В этом можно увидеть лишь то, что дочка любит лазить по интернету, а можно поблагодарить доченьку за то, что она такая внимательная и заботливая.

В ситуации, когда за сделанное можно и укорить, и поблагодарить, мудрые родители обычно торопятся благодарить и не торопятся критиковать.

Пришел я домой, прошу дочку: «Родная, накорми меня, пожалуйста!» Она берет тарелку, бросает туда гречку, ставит в микроволновку, включает, убегает. – Ну, назвать это ужином… Но вместо того, чтобы сердиться, что тебе сделали не все и на стол не накрыли, найди возможность поблагодарить за то, что сделано. Похвали при маме: «А меня сегодня маленькая хозяйка покормила, она заботливая, вся в тебя!»А чтобы делать такие позитивные переводы, родители сами должны верить в то, что дети их любят. Всегда легче, внутренне легче воспитывать детей, когда родители верят, что дети их любят. Воспитывать детей – работа непростая, иногда тяжелая, но если родители верят, что дети их любят, все идет легче.

Чтобы дети начали любить родителей, дети должны учиться заботиться о многих других людях.

А если бы вы любили своих родителей?
скачать видео

Обычно удобнее, когда мама приучает детей любить папу, а папа приучает детей любить маму.

Некоторым детям повезло вырасти такими, что они сами поняли необходимость учиться любить. И даже если родители специально не учили их любить и не подавали им соответствующего примера, такие дети начинают любить и своих родителей, и других достойных пожилых людей, считая это свои долгом – не тяжелой ношей, но долгом достойным и радостным.

А когда-то приходит время, когда дети становятся совсем взрослыми людьми, а наши родители становятся совсем как дети. И тогда нам нужно уже о них заботиться.

Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.

Советы родителям: как помочь подростку пережить безответную любовь

Как родители могут помочь своему ребенку пережить первую любовь? Специалисты сервиса Astro7 создали свой алгоритм , который поможет родителям поддержать подростка и более того — извлечь максимальную выгоду для собственного развития.

Cosmo рекомендует

Масло, мыло, безумие! Айза распаковывает бьюти-бокс от Cosmopolitan!

Тренд на комфорт: топ теплых джемперов в рубчик, которые сделают тебя модной

Не следует недооценивать ранние чувства. Они настолько яркие и незабываемые , что оставляют неизгладимый след в душе каждого человека. Эмоциональная неустойчивость и бушующие гормоны на фоне несчастной любви могут привести к поистине фатальному исходу. От поведения родителей в этот период многое зависит. Поддержка поможет подростку сделать правильные выводы и избежать подобных ошибок в будущем , осуждение или равнодушие взрослых — оставить душевные раны.

Что же делать? Эксперты Astro7 предлагают воспользоваться алгоритмом помощи подростку , переживающему несчастную любовь. Для лучшего восприятия мы разделили его на несколько отдельных стадий. Помни , опираться на свой личный опыт нельзя. Каждый человек индивидуален и то , что помогло однажды тебе , может не помочь твоим детям.

Выслушай ребенка

Для начала следует выслушать ребенка. Попроси рассказать его о переживаниях и чувствах , описать объект любви и причины расставания. Чтобы процесс происходил более осознанно , желательно сделать это в письменной форме. Возьми большой лист бумаги , разноцветные ручки и карандаши. Совместно с подростком распишите все нюансы отношений , достоинства и недостатки объекта любви , переживания и тревоги. Не говори избитых фраз. «Ну и что , что ты с Сашей рассталась. Найдёшь себе другого мальчика!», «Сколько ещё их будет…» и прочие слова оставь для своих бывалых подруг , а не эмоционального подростка. Поддержи ребенка и помоги ему построить планы на будущее в «розовых тонах». Позитивное мышление заставит подростка отбросить депрессию и взглянуть на все случившееся под другим углом. И не важно , что любовь уже не вернуть. Пусть подросток небольшой период времени проведет в плену положительных иллюзий.

Переключи внимание ребенка

Выслушав подростка , предложи свой вариант дальнейших действий. Что необходимо для того , чтобы вернуть любовь? Правильно! Стать лучше! Начни с элементарного. Достаточно поменять прическу и гардероб , чтобы подросток почувствовал себя счастливее. Запиши дочку в спортклуб , на занятия танцами или верховой ездой. Во‑первых , она переключится с плюшек и булочек на здоровое питание. Во‑вторых , за тренировками и соревнованиями у нее просто не останется времени для грусти.

Худшая мать на свете: может ли женщина не любить своего ребенка

Как только подросток расширит круг знакомств , он поймет , что в мире столько всего интересного. А не один Саша , отвергнувший любовь. На этой стадии займись воспитанием положительных качеств. Сопереживание и помощь окружающим поможет подростку забыть о собственном горе. Как только он осознает свою необходимость , сразу же забудет о депрессии.

Закрепляем успех

Научи подростка ставить и добиваться целей. Чтобы получить расположение представителей противоположного пола , необходимо выделяться из общей массы. Развивать творческие таланты , принимать участие в олимпиадах и соревнованиях , стремиться стать лучше. Как только подросток самоутвердится , у него сразу же повысится самооценка. Он не будет тратить драгоценное время на несчастную любовь и человека , посчитавшего его недостойным длительных отношений.

Этот несложный алгоритм поможет не только избежать подростковой депрессии , но и развить в любимом ребенке положительные качества , которые наверняка пригодятся ему во взрослой жизни. Сопереживая , ты сделаешь отношения « родители-дети» гармоничными. Подросток не будет бояться доверять близким самые сокровенные секреты и просить совета. Родители должны быть союзниками , а не противниками подростка. Только в таком случае можно рассчитывать на желаемый результат.

Материал подготовлен с помощью экспертов сервиса Astro7.ru.
Лучшие экстрасенсы , астрологи и гадалки в России и СНГ — первая консультация БЕСПЛАТНО.

Взрослая любовь: что делать родителям?

Редко кого в подростковом возрасте минует влюбленность, ведь это период, когда на первый план выступают эмоции – именно через их призму ребенок познает чувственную сторону жизни. Интимно-личностное общение — ведущее в этом возрасте, и оно настолько же важно, как игра для малыша – в нем кроется ресурс для развития.

Влюбленные подростки пишут стихи, дарят друг другу милые мелочи, совершают, на наш взгляд, глупые поступки: вместо школы идут в кино, в парк, забывая о своих обещаниях и обязанностях. И самое неприятное – обманывают взрослых.

Родительские страхи

Подростковая любовь нередко пугает родителей – почти всегда они к ней всерьез не готовы, и особые опасения вызывают ситуации, когда разница в возрасте между влюбленными довольно внушительна. Давайте разбираться вместе, как вести себя родителям девочек.

Научно доказано, что девочки в физическом и психологическом развитии примерно года на три опережают мальчишек, поэтому и интерес у них вызывают парни постарше. Напомню, что переходный возраст (11-16 лет) — это почти всегда гормональная буря и кризис в самоощущении и самовосприятии.

Чаще всего, страхи родителей связаны с несколькими моментами:

  • 1. ранняя половая жизнь – инфекции и нежелательная беременность;
  • 2. отсутствие учебной мотивации;
  • 3. неминуемые страдания по окончании краткосрочного романа.

Начну с отсутствия учебной мотивации – чаще всего она не связана напрямую с отношениями подростка: «Вот если бы не гуляла по вечерам со своим женихом, получила бы пять за экзамен!». Не получила бы, потому что в подростковом возрасте удовлетворение личных потребностей приоритетно. И если бы отношения с женихом не сложились, то она бы не к экзамену готовилась, а страдала из-за неразделенной любви. Учеба хромает почти у всех подростков, поэтому, не дожидаясь переходного периода, надо учить их планировать свою деятельность.

Чтобы не переживать по поводу ранней половой жизни, тоже необходимо заранее готовить дочку к ответственности и осторожности. Другого пути нет. Когда подросток влюбляется, то найти с ним общий язык без предварительной подготовки очень сложно.

Необходимо разговаривать с девочкой о том, что любовь и половые отношения – очень серьезная и ответственная сфера жизни, прививать знания о безопасности. И начинать эти разговоры нужно намного раньше наступления физической зрелости. Заранее проговаривайте, что встречаться с незнакомыми людьми с сайтов знакомств — небезопасно, что вступать в интимные отношения можно только тогда, когда готова нести ответственность за свои поступки.

В нашем государстве предусмотрено суровое наказание для тех, кто совращает несовершеннолетних – случается, что взрослые люди используют доверчивых и уязвимых детей, которые еще не до конца понимают, что происходит.

Если все эти правила ребенок знает, маловероятно, что он вступит в деструктивные патологические отношения.

Если любовь нагрянула…

В момент, когда девочка влюбилась, семья должна быть для неё крепостью и безопасным местом. Важно отвечать на все её вопросы, делиться собственным опытом. И если ребёнок что-то рассказал по секрету – никогда не обсуждать это с друзьями и родственниками и не пользоваться потом этой информацией, чтобы упрекнуть. Никогда не говорить: «Я же говорила!» Момент поддержки и принятия в эту пору как никогда важен.

Взрослые дети достойны безусловной любви

Взрослые дети заслуживают любовь

Отношения родителей и детей. Как найти общий язык с детьми? Дети так быстро растут. Как дружить со своим ребенком? Взрослые дети заслуживают любовь также, как и маленькие?

“Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения”. Антон Павлович Чехов.

На вопрос: «Где же норма в отношениях родителей и детей?», ответила 20-летняя девушка.

… Родители дают детям все, что нужно для жизни: все минимальные необходимые жизненные потребности и далеко немногие из родителей додают тепло, радость, умение быть равными, дружить.

Ты рос и тебе не додали того и того и у немногих, уже ставшими родителями, приходит решение дать своим детям то, что не додали им самим. Многие родители наказывают бессознательно детей – «у меня не было – и у тебя не будет», «меня никто не обнимал и не говорил о чувствах, не утешал и я не буду», «почему я должна (должен) говорить и давать то, что мне не дали».

Мне тоже чего-то было недостаточно в моем детстве и сейчас соответственно этого не хватает. Но я понимаю, что тем, кто рядом, тоже этого не хватает и стараюсь им это дать.

– А как же ты даешь, если тебе не дали?

Я вместе с ними это получаю. Мою сестру родители не достаточно обнимают, целуют, говорят ей «умничка» и мне не говорила мама этого в моем детстве. И я начала давать сестре все это недостающее.

И она мне подарила все это взамен: она меня обняла, она меня поцеловала, она меня погладила, она смотрела мне в глаза и говорила много искренних слов в виде ее детской любви.

– Ты обижаешься на родителей, что они не дают тебе, говоришь им об этом?

Так как я получаю это, я нашла, как восполнить недостающую нежность, ласку и любовь, отдавая ее другим, я перестала злиться, у меня нет уже этой пустоты. Раньше я злилась на маму, потому что ждала от нее похвалы, и чем больше ждала, тем больше злилась и тем больше ссор было и тем меньше теплоты и ласки. А сейчас, когда я не требую, случаются моменты, когда я получаю это тепло, потому что оно уже есть во мне.

– Мама принимает твое тепло?

Мама, наверное, не может это принять, потому что не знает, как? Но когда я обнимаю сестру, целую ее, она видит, что нам хорошо вместе и ей хочется просто побыть рядом и нам с мамой этого достаточно и без слов все понятно.

Когда в детстве тебе никто не дает этого, то ты и не знаешь, что такое бывает. Да, чувства есть какие-то там внутри, но выражать их ты не считаешь нужным или не можешь – никто, вокруг тебя, их не показывал. Ты боишься начать, потому что все вокруг не поймут этого и вместо ответной любви появятся насмешки (возможно, они как добрые шутки), но тебе станет больно, потому что ты ожидал другого.

– Что Вы скажете родителям?

Конечно, легче всего давать это внимание маленьким детям, потому что они искренне ответят. Но, вспомните, что уже взрослые дети стоят перед вами, и они, когда-то были маленькими и вы держали их на руках и делили с ними все, что внутри – все чувства. Нельзя требовать внимания и тепла у своего взрослого ребенка, если ты сам их не научил в детстве это отдавать. Как они могут тебе сказать о чувствах, если они просто не умеют этого, а это часть воспитания. Нельзя скидывать на то, что у вас чего-то не было, в этом не виноваты ваши дети.

Я поняла в свои 20, что до семи лет не надо дружить, надо быть мамой, и не бояться учить, ругать и воспитывать ребенка в строгости.

Но когда ребенок становится взрослее, нужно менять позиции, добавляя к роли мамы роль подруги, с которой можно разделить свои секреты, сохранить что-то в тайне от всех, поплакать и рассказать о чувствах, которые не будут осмеяны.

И когда детям становится 16-18 лет, и они вступают во взрослую жизнь, роль подруги выходит на первый план, потому что, уже сами дети, готовятся стать мамами и папами и им нужно от родителей просто быть рядом, как рядом идущий друг, направляя своим примером, своими поступками в светлое будущее. Поэтому невозможно вдруг за один день стать подругой, когда отношения не строились на протяжении многих лет. Нужно набраться терпения и попробовать себя в этой роли, вместо родительской, обязывающей к чему-то. Это очень тонкий, можно сказать хрустальный мостик отношений, который может рассыпаться от того, что вдруг появится «родитель» вместо «подруги» и начнет опять предъявлять какие-то требования, требовать внимания или еще чего-нибудь. Получится ли в следующий раз наладить дружескую нотку, не знаю. Когда не было всю жизнь друга в лице мамы или папы, и вдруг, взрослый ребенок, поверил, что у него появился самый главный и настоящий друг, в лице мамы или папы и он обрел плечо поддержки без упреков и назиданий, то при первой же претензии, использовании слабостей и откровений ребенка в свою пользу, родители потеряют его навсегда. Так что не обижайтесь, когда дети не хотят общаться, вы сами не храните эти искренние отношения и наше дружеское доверие к вам. Останется лишь формальные отношения родителей и детей. Мы, дети, благодарны за то, что вы нас родили, вырастили, кормили, одевали, дали образование, но это формальность, как обязательство «поставить на ноги и отпустить» и это для каждого истина. А где же реальные чувства, доверие, поддержка, глубокие корни? Не знаю, что сказать, мне всего 20 лет, но я знаю, что хочу детей, как друзей настоящих, не хочу формальности – вырастил, поигрался, поорал, потребовал, покомандовал и выгнал, потому что не слушается, когда вырос. Знаю, что смогу, потому что было больно без мамы… Еще раз было больнее, когда ее не стало, как друга, она ушла в «маму» и постоянные требования от меня. И только потому, что так много ее было у меня в «подругах», целых 10 лет, я не захотела терять ее, и мы смогли услышать друг друга и вернулись. Много плакали, поняли ценность дружбы и вернулись.

Не знаю, чего хотят родители от детей?

Если все дело во внимании и получении обратно этого внимания, то, наверное, это нужно с детства показывать на примере со своими родителями – обниматься, радоваться, стремиться в гости, а не отметится, что пришел проведать… и конечно искренне. Если нет искренности и чувств у вас, у родителей, у нас у детей ничего не остается в душе, нет ничего, пустое место от формальной показухи. А там уже какой склад характера. Если ребенок не любит врать, льстить, то никогда родители не получат формальности, потому что у этих детей все реально. А если характер не резкий, человек может формально проявлять чувства, то «повезло родителям», хотя, не знаю, есть ли в этом реальный кайф – глубины все равно не будет. Кто что любит.

– Разрешимая ли тема – наладить отношения родителей и детей?

Тема эта неразрешимая, если не прийти к истине. Выбор за родителями.

Мне будет достаточно, если мои дети меня впустят в свой мир и поэтому, зачем я буду качать свои права, после чего они уедут, уйдут и не вспомнят, а пустую формальность не хочу. Ценить я научилась сама. Если мне дороги отношения, то я над собой работаю, многое пересматриваю, даже чуть-чуть прогибаюсь что ли, потому что я, именно я, хочу быть рядом с теми, кто мне дорог.

Мой ответ – если вы, именно в ы хотите тепла, общения, то вам и работать, чтобы вторая сторона вас приняла и поверьте – этого пребывания рядом достаточно, даже если вы не в центре событий. Нужно уже тут забыть, что вы центр и все крутятся вокруг, а центр тут – та тусовка, в которой и вам тепло, разделяя общее счастье и веселье, радость и горе…

Мама меня услышала и нам хорошо рядом.

Мамы и папы, услышьте своих детей!
Будьте настоящими друзьями!

Друзья никогда не просят уважать их, любить, благодарить, быть в центре внимания, друзья просто друзья, чтобы встречаться.

Когда родители хотят оставаться только в родительской роли, тут и появляются все вопросы: кто главный, кто кого уважает и т.д.

– Что Вы пожелаете родителям?

Выбирайте сами. Но реальность будет всегда правильной, только не всегда она всем нравится. К реальности уже претензий не выставишь, так уж случается.

Что Вы пожелаете детям, в том числе и тем, кто уже сам стал родителями?

Если вы увидите, что родители хотят подружиться с вами, дайте им шанс. Но, а если будет снова больно, оставьте их надолго, возможно время заставит задуматься, кто такие дети и зачем они приходят к своим родителям! Будьте искренни в любви и проявлении чувств. Уберите ложную формальность, этим вы сохраните родителей настоящими и искренними людьми к вам и к жизни. Порой дети приходят научить родителей любить безусловно, только родители этого не хотят принять.

Ребенок, искренне любящий родителей.

Этот ответ выиграл приз от компании HIMALAYA – набор природной косметики по уходу за кожей (смотрите на нашем сайте: www.womenstime.ru другие ответы на многие вопросы и участвуйте в конкурсах)

Материал подготовила Мария Прокопченко

*при использовании материала указывайте автора и ссылку на источник – женский журнал Women`s Time

ГЛАВНЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ в общении со ВЗРОСЛЫМИ ДЕТЬМИ

Какие типичные ошибки совершают родители в отношении своих выросших детей? Как можно построить отношения со своими взрослыми детьми, чтобы они удовлетворяли обе стороны?

Сколько поколений сменилось со времен существования человека, а вопрос «КАК СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ ДЕТЬМИ?» остается на сегодня одним из важных и основных в семьях. Кого-то эти отношения не устраивают, кто-то считает, что так и должно быть, кто-то не видит проблемы и лишь немногие получают истинную радость от общения друг с другом. Основная причина непонимания в таких отношениях — это МЫСЛЬ О ТОМ, ЧТО «МОЙ РЕБЕНОК — МОЙ НАВСЕГДА!»

Взрослые дети: Ошибки поведения родителей

Нет, дорогие мамы и папы, ваши дети — это отдельные личности и после 18 лет они полностью должны взять ответственность за собственную жизнь и счастье в свои руки.

С того момента, как вашему сыну или дочери исполнилось 18 — вы должны понять, что роль матери для вас в прошлом, теперь вы можете быть на равных, как 2 взрослых и отдельных человека. Роль матери с этой поры меняется и она больше выступает в роли друга, а не опекунши.

В основе всего лежит УВАЖЕНИЕ к вашему собственному выросшему ребенку. Именно отсутствие подлинного уважения мешает родителям относиться к детям как к равным себе.

Основные ошибки

1. Родители считают, что их дети так навсегда и останутся в их власти. Это заблуждение. Чем больше вы будете пытаться проявить власть во взаимоотношениях, чем сильнее будет сопротивление со стороны сына или дочери.

2. Указания как жить, что делать, как и где учиться и работать. Этим самым вы говорите своему взрослому сыну или дочери, что он не способен сам принимать решения и выбирать.

3. Мысль о том, что он вам обязан (за то, что родился; за то, что вы его вырастили; за то, что вы заботились о нем). Это также заблуждение. Ваш сын или дочь вам ничем не обязаны. Когда вы надумали завести ребенка, это ведь было ваше решение, вы его хотели. Другое дело, что воспитывать нужно так, чтобы у детей было чувство огромной благодарности к родителям.

4. Нарушение границ. Часто родители лезут с непрошеными советами, пытаются влиять на выбор спутника жизни, планирование новой семьи.

5. Обиды. Обиды говорят о том, что в обеих сторонах (родители — дети) есть недосказанность, прошлые травмы. Очень часто родители обижаются на своих детей за то, что их не устраивает отношение и холодность со стороны взрослых детей.

Можно еще перечислять ошибки родителей очень долго, но суть, причина всех их будет такова:

– Наши дети выросли и мы вдруг оказались НЕНУЖНЫМИ… Да, нужно признаться себе в этом. Представьте, это обычно бывает у тех родителей, которые всю свою жизнь посвятили ребенку. И вдруг — пустота…

Чем себя занять? Поэтому мамы и папы продолжают свое «Дело» воспитания. Чувство ненужности возникает только тогда, когда человек не нужен сам себе.

– Родители по-прежнему хотят для себя наслаждений от взрослого ребенка. Отсюда обиды, указания, требования, советы. Когда-то вы родили, чтобы им наслаждаться ( играть, заботиться, восхищаться — вдумайтесь, это ведь вы получали положительные эмоции!). Теперь хотите продолжения…

– Нежелание или страх жить собственной жизнью.

В основе причин лежит эгоизм.

Будьте смелыми, чтобы смотреть правде в глаза! опубликовано econet.ru .

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

«Ну это же мама». Психолог о том, почему мы не обязаны любить своих родителей

О том, как правильно общаться с родителями, если отношения не заладились, мы поговорили с психологом-консультантом Жанеттой Волчек.

ЖАНЕТТА ВОЛЧЕК
психолог-консультант

«Родителям ты можешь отдать 10% своих ресурсов, не больше»

– Тема взаимоотношений разных поколений, а тем более родственников, достаточно щепетильна. Все дети безусловно любят своих родителей. И даже ребята, оказавшиеся в детдоме, когда вырастают, зачастую находят своих мам и пап, потому что чувствуют потребность во внимании, любви и заботе. И это нормально, ведь люди – существа социальные, и теплые чувства нам не чужды.

Конечно, не все так гладко в нашем обществе, и часто мы сталкиваемся с обидами на родителей или какими-то негативными чувствами по отношению к ним. В своей практике я часто вижу, что происходит подмена ролей, и дети становятся родителями своим мамам и папам. Чаще всего такие случаи встречаются в неполных семьях. Например, отец ушел, а мать живет с убеждением, что «все мужики козлы». Сын в таком случае нередко старается быть хорошим для мамы, стремится стать для нее защитой и опорой-«мужем».

Позже, когда дети вырастают, им хочется собственной жизни, своей семьи, но родительские «я тебя кормила-растила» и «ты мне должен» им мешают. И часто отказать родителям в таких манипуляциях бывает очень сложно – «ну это же мама». Но проблему этим не решить, поэтому и получаются конфликты. Люди начинают ругаться, кричать, и в итоге счастливым никто не остается. Нужна здоровая сепарация.

В такой ситуации всегда стоит помнить, что в крике никто никого не слышит, поэтому лучше успокоиться и сказать: «Мама, я тебя люблю, но я уже взрослый человек. И я не заставлял(-а) тебя меня рожать, это было твое решение и твоя ответственность. Я всегда о тебе позабочусь и всегда помогу, но сейчас у меня есть своя семья, и она в приоритете. Не нужно, пожалуйста, лезть в мою жизнь».

Когда человек говорит, что «это же родители, я им должен», я говорю: «Хорошо, вот у тебя двое детей. Сколько они тебе должны за то, что ты их растишь?» И у человека сразу ступор. Никто никому ничего не должен, это не бизнес. Хочешь – рожаешь, не хочешь – живешь без детей. В приоритете всегда должна быть более молодая семья. А родителям ты можешь отдать 10% своих ресурсов, не больше. Каждый несет ответственность сам за себя. И это здоровые взрослые отношения. От помощи не надо отказываться. Но и садиться на шею не здорово.

«Мы не обязаны любить своих родителей»

Еще одна проблема во взаимоотношениях отцов и детей – это нарушение границ. Наши родители выросли в стране «советов», в коммуналках, когда старшие указывали младшим, что делать, как поступать, куда пойти учиться и так далее. И отсюда идет еще больший конфликт. Взрослый человек, отучившись в вузе, который выбрали мама и папа, понял, что на самом деле хотел быть художником, а не, скажем, бухгалтером, и у него в жизни начинаются проблемы.

Как говорил Антуан де Сент-Экзюпери, все мы родом из детства. А потому и меж- и внутриличностные конфликты берут свое начало в отношениях с родителями. По большому счету, мы не обязаны любить своих родителей, но и отвергнуть их не можем. Нужно учиться принимать их такими, какие есть. Это важно и для будущих поколений. Иначе позже может так аукнуться, что наши дети от нас отвернутся.

Важно понимать, что мы своих родителей уже не исправим. Они «закоренели» в своих убеждениях. Взрослым людям очень сложно изменить свою психику. Если человек 40 лет проработал в одном и том же месте и даже не думал никогда, что можно как-то по-другому, то, конечно, он будет считать, что и дети должны так жить. Если ты отучился там, где сказали мама и папа, понял, что не твое, и начал искать себя в других сферах, родители будут раздражаться – пора же работать, создавать семью, а не ерундой маяться, как им кажется со стороны. И здесь важно суметь отстоять свои границы и защитить собственные интересы. Нарушение этих границ тоже инцест.

Есть маленькое упражнение: делим лист бумаги на два столбика; с одной стороны пишем «я считаю», с другой – «я человек, который». Как правило, первый столбик – это мнение родителей.

Нам повезло, что сейчас мы живем в век информации и имеем возможность развиваться и заниматься самопознанием. Родители же наших родителей жили в послевоенное время – какую заботу они могли дать своим детям? Для них главным было выжить. Накормить ребенка – это уже любовь и забота. Выросшие в таких условиях люди и со своими детьми зачастую обращаются так же. И не потому, что они плохие, а потому что их так научили.

Научиться отстаивать свои границы можно с помощью упражнения: на протяжении недели говорить всем «нет». Есть люди, которые вообще не могут никому отказать, кроме самого себя. А упражнение хорошо помогает развить этот навык.

Если отказывать родителям первое время очень сложно, говорите «я не знаю, мне надо подумать, я отвечу позже» – пробуйте избегать быстрого ответа. В психике есть такой момент, как заторможенная реакция, когда хорошая мысль приходит позже. Поэтому иногда полезно взять паузу, обдумать ответ, чтобы и родителя не обидеть, и свои интересы отстоять.

«Родители хотят любви. Но нашей любви им будет недостаточно»

В ситуациях, когда мама часто названивает и «выносит мозг» своими наставлениями, некоторые психологи советуют дистанцироваться и не поднимать трубку. Это, конечно, круто, но нужно понимать, что на том конце провода с каждым неотвеченным звонком атмосфера накаляется. Набухшая мозоль все равно когда-нибудь лопнет, и будет еще хуже.

В любых отношениях – с родителями, детьми, супругами – очень важно договариваться: «Я позвоню, когда у меня будет время», «Я сейчас занят(-а), поговорим позже». Родители, как и мы с вами, как и все люди, хотят внимания и любви. Но нашей любви им все равно будет недостаточно, потому что им не хватает внимания их родителей, заменить которых мы не сможем.

Эрик Берн создал систему трансактного анализа, согласно которому у каждого из нас есть внутренний ребенок, внутренний взрослый и внутренний родитель. Ребенок никогда не услышит родителя и наоборот, но они смогут договориться, если оба будут находиться во взрослом состоянии.

По сути, психология ведет к ответственности. В первую очередь за себя. Ведь единственный человек, с которым мы живем всю жизнь, – это мы сами. Поэтому опору нужно искать прежде всего в себе, а не в окружающих. И если наше поколение постепенно приходит к пониманию этого, то старшее поколение не всегда может.

«Я сам(-а) воспитываю своих детей, а ты их просто любишь»

Конечно, никто не идеален, и оставаться все время спокойным очень сложно. Как говорил Лао-цзы, «самый сильный воин тот, который не гневается». Поэтому, когда поднимается агрессия, старайтесь от нее избавиться сразу: досчитайте до десяти, загните пальцы, посмотрите в сторону. Если хорошо работает воображение, посмотрите на ситуацию «сверху» – родитель и я.

Эта пауза будет вашим преимуществом. Пока вы молчите, ваш оппонент пытается понять, о чем вы думаете. И даже если вы ни о чем не думаете, он уже немножечко сдается. Далее выдохните и постарайтесь объяснить: «Я понимаю, что ты заботишься обо мне, я принимаю твою любовь, и мне это приятно, но я уже взрослый и сам способен разобраться со своими отношениями/работой/детьми».

Когда мы наблюдаем отношение наших родителей к нашим же детям, часто видим, из-за каких слов или поведения старших у нас появился тот или иной комплекс. И понимаем, что эти же проблемы могут передаться младшим. Поэтому «я сам(-а) воспитываю своих детей, а ты их просто любишь».

«Не нужно оправдываться»

Чувство вины и долга превалирует в нашей психике. И часто, когда мы не можем дать родителям то, чего они хотят, или не можем ухаживать за стареньким отцом или матерью, мы испытываем именно вину. Но нужно понимать, что любой вопрос идет от принятия. Сама по себе жизнь и все происходящее нейтральны, а конфликт – это то, что у нас внутри. Для одних разбитая мужем или ребенком чашка – ничего страшного, для других – целая трагедия. Поэтому старайтесь ко всему относиться нейтрально. Не получается ухаживать за стареньким родителем – сделайте максимум из того, что можете: найдите лучший дом престарелых, наймите хорошую сиделку, обратитесь к проверенным специалистам – и не вините себя.

А если найдутся осуждающие (а они всегда находятся), не нужно перед ними оправдываться. Просто скажите: «Не наговаривай на человека, пока сам не побыл в такой ситуации. Чтобы все прочувствовать, ты должен сначала прожить мою жизнь. А хочешь ли ты этого?» Вряд ли кто-то ответит утвердительно.

Какие книги почитать по теме

«Рожденные выигрывать», Мюриел Джеймс, Дороти Джонгварт

«Отношения родитель-ребенок», Лиз Бурбо

«Родители и взрослые дети» и «Родители и взрослые дети. Парадоксы отношений», Н. Манухина

Взрослая любовь: что делать родителям?

Первый раз я влюбилась во 2-м классе. Он всегда ходил в ярко-зеленой рубашке и так сильно мне нравился, что однажды я со всей силы огрела его по голове хрестоматией по литературе. Хрестоматия была толстой, он даже покачнулся, но устоял. Сегодня, спустя годы, я с ужасом думаю о возможных последствиях. И (на всякий случай!) прости меня, Алеша!

Репетиция чувств

— Впервые влюбившись, младшеклассники еще не умеют проявлять своих чувств,— опытный школьный психолог Наталья Кацевич в подобных историях легко раскладывает все по полочкам.

— Вот и получается как-то коряво. Толкаются, за косички дергают, смсками глупыми забрасывают. Да и не любовь это еще, а так… симпатия. Причем образовавшаяся по непонятным для взрослых причинам: «Почему тебе нравится именно Вася?» — «Он самый высокий!»

Иногда в начальной школе дети влюбляются в учительницу, причем не только мальчики, но и девочки. И объясняют свои чувства так: «Она добрая, мне ни разу двойку не поставила. Она на прогулке именно меня взяла за руку». То есть, в сущности, относятся к педагогу как к маме.

К 5 классу у детей, как правило, резко снижается самооценка. И при этом они очень много внимания начинают уделять тому, кто во что одевается. И вообще «имиджу». Потому в этом возрасте причины влюбленности оказываются не менее странными, чем у малышей.

Например, на вопрос «Почему нравится именно он?» можно услышать: «У него мобильник крутой!»

А если предмет обожания не отвечает взаимностью, воздыхатель начинает его безжалостно задирать.

— Однажды, — вспоминает Наталья Феликсовна, — у нас был случай в 5 классе — девочка настроила всех одноклассников против отвергнувшего ее мальчика. Вот уж где, действительно, «от любви до ненависти один шаг»!

Но нужно понимать: в детском возрасте чувство ненависти выполняет охранительную, защитную роль, не давая взрослеющему ребенку получить негативный опыт, который может повлиять на всю его дальнейшую жизнь.

«Останемся друзьями…»

— Светка достала — без конца цепляется, задирает, — жалуется маме шестиклассник Егор, возвращаясь из школы.

— Значит, мама должна объяснить Егору, что Светка просто-напросто в него влюбилась, — советует педагог-психолог Людмила Николаевна Ситникова. — И подсказать сыну, как в этой ситуации необходимо себя вести.

Причем вариантов ответной реакции несколько. Например, можно не реагировать на задиру-Светку и соблюдать дистанцию. Порой такая холодность быстро остужает чувства.

А можно поговорить. Причем без оценок, просто констатируя факты: «Когда ты все время толкаешь меня в бок, меня это страшно раздражает. И мне бы хотелось, чтобы ты держалась от меня подальше».

Или: «Мне бы хотелось, чтобы мы были друзьями».

Главное — нужно озвучить именно то, чего действительно хочешь.

А вообще, первая любовь — штука полезная. Дети тренируются строить отношения с окружающими людьми: ссорятся, мирятся, учатся принимать другого таким, как есть.

Перед стартом

Комната шестиклассницы Шурочки завешена фотографиями поп-идола. Она уже скупила все его диски. А единственным желанным подарком на день рождения оказались 4000 рублей — чтобы купить билет на концерт кумира.

Мама в растерянности, папа в ярости: «Учиться нужно, а не на дураков молиться!»

— Остыньте, родители! — призывает врач-сексолог, кандидат медицинских наук Артем Толоконников. — Дело в том, что чувство любви развивается по этапам. И первый из них — любовь платоническая. То есть увлеченность образом (наглядным примером которой и служит данная история). Мамы и папы должны понимать: без этого этапа невозможно развитие в дальнейшем нормальных отношений между мужчиной и женщиной. Так что поощряйте платонические увлечения. Иначе, не доиграв в них, уже взрослые женщины «застревают» на стадии увлечения образом. Отсюда многолетние влюбленности в женатых мужчин и т.п.

В плену страстей

У восьмиклассницы Юли была подруга Таня, которая встречалась с Артемом. Но Юле тоже нравился Артем. Которому однажды понравилась Юля. И теперь он гуляет с ней. А Таня, потрясенная предательством подруги и любимого, рыдает в подушку и твердит: «Я несчастливая. У меня ничего не получается. Мне не хочется жить!»

— К нам на прием порой приходят родители, чьи дети мучаются от неразделенных чувств, — рассказывает Александр Чижов, директор Центра психолого-медико-социального сопровождения Управления образования Северо-Западного округа столицы. — И каждый случай индивидуален. Так что давать общие рекомендации за глаза было бы непрофессионально. Но один совет, пожалуй, подходит всем: нужно объяснить ребенку, что первая любовь — это не обязательно на всю жизнь. И что не стоит идеализировать своего возлюбленного. Вот только как это объяснить? На мой взгляд, необходимо просто вспомнить личный опыт. И рассказать о нем ребенку. Заодно вспомните то свое состояние, в котором теперь оказался и он.

Ведь проблема неразделенной любви — это проблема одиночества. Поэтому все, в чем сейчас нуждается ваше чадо — это сопереживание, сочувствие. В этом «со» — главное. Ребенок должен понять, что в важной и сложной для него ситуации вы вместе. Более того, вы понимаете его чувства — ведь у вас тоже есть похожий опыт. И именно то, что вы, живой и здоровый, теперь ему об этом рассказываете, демонстрирует лучше всего: это можно пережить.

А вообще, первая любовь — серьезная проверка отношений «родители-дети» на прочность. К сожалению, иногда папы и мамы сами ставят на этих отношениях крест, занудствуя: «Нужно учиться, а не влюбляться!» Не встретив понимания в семье, ребенок, чего доброго, пойдет искать его на стороне. Причем неизвестно, где найдет! Так что, прежде всего, постарайтесь приспособиться к изменениям в поведении сына или дочери.

«С кем ты связалась?!»

По школе пробежал слух: шестиклассник Леня поджег входную дверь в квартиру главной красавицы класса Наташки. И вот уже родители девочки скандалят в кабинете директора. Досталось от них и самой Наташе: «Связалась с хулиганом!»

— Налицо пример блокированного возбуждения, — комментирует Александр Чижов. — Он влюбился, она не отозвалась, и парень перешел к агрессии. Как разрулить данную ситуацию грамотно?

Конечно, хулиганство должно быть наказано. В данном случае за сына отвечают родители. Они заплатят штраф, а заодно получат информацию, что нужно внимательнее относиться к своему ребенку.

Помните: достойный избранник — у того, у кого высокая самооценка.

Ребенок должен быть уверен в себе, тогда он не станет самоутверждаться за счет окружающих. Так что постоянно рассказывайте ребенку, какой он красивый, умный, остроумный, сильный и т.д. Самое главное — хвалить от души.

Вам не нравится выбор дочери или сына? Опять-таки воздержитесь от критики! Постарайтесь уважать своего ребенка как личность. И, следовательно, уважать его мнения и чувства. Тем более, чем больше вы протестуете, тем больше будет желание вашего взрослеющего чада сделать все наоборот.

Обожаемый учитель

— Я не буду выполнять ваше задание, пока не получу ответ на вопрос: «Что вы, такая красивая, делаете в такой, как наша, обычной школе?»

С тех пор, как шестиклассник Никита влюбился в учительницу информатики, подобные его реплики с места — не редкость. А еще, оставшись с ней один на один, он серьезно заявляет: «Я на вас женюсь!» Что в такой ситуации делать педагогу?

— Спасением станет доброжелательность и чувство юмора, — уверена психолог Людмила Ситникова. — Только не нужно путать юмор с насмешкой! О подобных «поклонниках» учителя на каждом углу не рассказывают. Если, конечно, соответствуют профессиональным требованиям. И только педагогический талант позволяет обернуть увлечение учителем в увлечение предметом.

Холодное сердце

Недавно педагог-психолог Людмила Ситникова провела по просьбе журнала «Здоровье школьника» опрос в одной из московских школ. И выяснила: примерно каждый десятый старшеклассник ни разу не влюблялся!

По мнению психологов, речь идет о детях, которые просто боятся раскрыться миру, взять на себя ответственность за другого человека. А все это — свидетельство внутренних проблем, зажимов. Как вариант — мы имеем дело с проявлением нарциссизма. Подобные индивиды, кстати, в личностном плане — люди тяжелые, которые с трудом встраиваются в социум.

Детская влюбленность — еще один способ познания мира. То есть сначала ребенок разбирает по деталям игрушки. А позже пробует «на вкус» человеческие отношения. И как именно он при этом выражает свои чувства — в первую очередь зависит от родителей.

Так, если нежность в семье проявляется легко и свободно, ребенок, влюбившись, будет вести так же. В противном случае все окажется сложнее: зарождающаяся сексуальность может уйти в страх или агрессию. Так что за будущую личную жизнь детей в конце концов ответственны взрослые.

Первая любовь: как вести себя родителям

Подростковый кризис – нелегкая тема. Еще труднее говорить о случаях, когда кризис сопровождается появлением в жизни подростка первой любви и началом сексуальной жизни в 13-15 лет. Как реагировать на это родителям: бить тревогу или не мешать? О том, вправе ли родители вмешиваться в первую любовь своего подросшего чада, рассказали психологи и психотерапевты.

Как взрослым реагировать на раннюю влюбленность подростка

«Первая любовь – очень яркое чувство, – говорит детский, семейный психолог Оксана Суржина. – все впервые: признания, объятья, первый поцелуй. Она редко имеет продолжение, но помнится долгие годы. Хорошо, когда первая любовь появляется в подростковом возрасте, в 13-14 лет, когда можно пробовать, выбирать, ошибаться. Можно пережить несчастную любовь, выйти из нее с наименьшими потерями, а это легче сделать в подростковом возрасте, чем в более зрелом. Первая любовь похожа на наваждение, она часто приходит некстати – учиться надо, а тут любовь! Родителям кажется, что чем позже она настигнет их ребенка, тем лучше, но это не так. Влюбляясь, подросток учится отношениям, чувствовать другого человека, любить. Он осознает свою ценность, когда его любит другой человек».

В этот период подростки часто становятся борцами за независимость: от обстоятельств, от окружающих, от мнений – от всего, что раньше так давило на них. Долой рамки! Долой стереотипы! Долой взрослых с их занудными разговорами! А что же делать родителям? «Помните мудрость царя Соломона?: Все проходит, пройдет и это. Так и есть, – говорит психолог, психоаналитический терапевт Юлия Козырькова. – Да, подросток бывает совершенно невыносим: агрессивен, напуган, тревожен, стыдлив. Скрывая свою тревогу под маской циничности, «пофигизма», сарказма, он в то же самое время остается прежним и хочет, чтобы его по–прежнему любили близкие, чтобы понимали и принимали его. Часто заигравшись в «себя новых и уверенных», подростки не могут сами понять себя. У них многое происходит «вдруг», «неожиданно», «так само получилось». Они не осознают свою тревогу, которая маскируется под раздражением, агрессией или уходом в себя. Подростки боятся быть униженными, отвергнутыми, непризнанными, боятся близости, которой они одновременно так хотят».

Они по–прежнему чувствуют свою зависимость от взрослых (материальную, физическую, эмоциональную). И чем сильнее родители пытаются показать подросткам свое превосходство, тем сильнее подростки бунтуют. Они рвутся «из сил и из всех сухожилий» во взрослую жизнь, которую сами тут же презирают и отрицают. Они ищут себя.

«И, будьте уверены, – говорит Юлия Козырькова, – психологически здоровый подросток сам найдет способы выживания, найдет себя и справится с этой бурей. А что остается родителям? Принимать, доверять, безоговорочно любить и поддерживать ребенка в «отделении». Это не сложно, если вы не «живете только ради ребенка». Если у вас есть своя жизнь, свои интересы, свои цели».

Только влюбленность или секс?

В раннем подростковом возрасте отношения носят скорее платонический характер, но в наше время первый секс «помолодел». «Часто родители испытывают беспокойство по этому поводу, – говорит психолог Оксана Суржина. – Особенно когда растет девочка, и это естественно, потому что они созревают раньше, из-за этого чаще влюбляются в юношей старше себя. Это волнует родителей из-за угрозы ранней половой жизни и даже – возможной незапланированной беременности. Запрещать встречаться нельзя, это дает обратный эффект, не забывайте, что запретный плод сладок. Поэтому с девочкой заранее надо поговорить о женской физиологии, об умении сказать «нет», о том, что ухаживания и самое теплое отношение к ней молодого человека ни к чему ее не обязывают».

Если вы поняли, что отношения вашего ребенка с объектом его первой любви наэлектризованы до предела, постарайтесь познакомиться со второй стороной, юношей или девушкой. Поговорите с ним один на один о своих опасениях. Обязательно нужно выбрать правильный тон: на равных, дружеский и доброжелательный. Только так вы будете услышаны. Донесите до сознания того, в кого влюблен ваш сын или дочь, сколько на самом деле лет подростку, что он еще ребенок, даже если кажется вполне половозрелым. Бывает так, что эта информация оказывается не только не известной второй стороне, но и сразу все ставит на свои места, особенно если перед вами взрослый сознательный человек.

В норме первое чувство просыпается лет в 13-14. У кого-то это наступает раньше, у кого-то откладывается. «Когда проснется душа – тогда и полюбишь, и никто тебе не вправе сказать, можно уже или еще нельзя, – говорит психолог Алина Чинючина. – Другой вопрос – физическая близость, сексуальные отношения. От ранней близости последствия бывают как моральные, так и вполне материальные – в виде беременности или заболеваний (не обязательно венерических). Не только психика, но и организм должны созреть для вступления в половую близость, пройти все стадии формирования сексуальности».

Что делать, если подросток вступил в сексуальные отношения со взрослым

«За вступление в сексуальные отношения с ребенком ответственность всегда и при любых обстоятельствах несет взрослый и это аксиома в любом цивилизованном обществе, – говорит гештальт-терапевт Мария Наймушина. – От родителей требуется непоколебимая вера в то, что ваш ребенок невиновен. Желание найти виноватого – естественное стремление нашей психики защититься от ужаса происходящего, как бы «объяснив его для себя».

Сходить с ума родителям в этой ситуации нельзя никак, потому что у ребенка, в отличие от родителя, нет достаточного жизненного опыта, чтобы адекватно оценить ситуацию. Чаще всего ребята не имеют представления о том, что происходившее с ними – не вполне нормально и знают лишь, что «это, наверное, плохо, потому что взрослые за это ругают».

По словам психолога, ранние половые отношения, безусловно, способны нанести вред психологическому здоровью ребенка. Особенно в том случае, если юный взрослеющий человек не был к ним готов, то есть не понимал в полной мере смысла происходящего, пытался восполнить таким образом нехватку нежности, любви и тепла, которые не дали близкие люди, прежде всего, родители. Сам ребенок далеко не всегда осознает побуждающие его причины и может говорить примерно следующее: «Просто нам вместе хорошо», «мне нравится, что ко мне относятся по-взрослому», «я бы всю жизнь просто так лежал (или лежала) в обнимку», «я просто хочу семью с этим человеком» и прочее.

Фото: Кадр из фильма «Охранник для дочери», 1997г., реж. Мацей Шлесицки

Каждая из этих фраз позволяет нам расшифровать и сформулировать ту самую потребность, которая не удовлетворяется в семье. По словам Марии Наймушиной, часто это желание получить нежный тактильный контакт (не секрет, что в подростковом возрасте дети начинают отдаляться от родителей, но это не означает, что они перестают нуждаться в объятиях). Иногда это потребность в признании собственной значимости и ценности, когда ребенку, не получившему этого в доступных ему сферах жизни (учеба, семья, хобби), приходится «завоевывать» сферу сексуальных отношений, к которой он может быть еще не готов.

В любом случае родители должны горой стоять за своего ребенка, не критиковать его, не стыдить, а поддерживать, давать ему недостающее тепло и безусловное приятие. Тогда, возможно, он примет ваши аргументы и сам согласится не продолжать пока раннюю сексуальную связь, а подождать до совершеннолетия.

Что касается второй стороны этой связи, взрослого человека, в которого влюблен ваш ребенок, то стоит объяснить ему вашу позицию. Если это действительно любовь, то взрослый человек, скорее всего, согласится вернуться к платоническим отношениям и подождет несколько лет, пока подросток достигнет совершеннолетия. А возможно вам придется напомнить, что если ребенку нет 16 лет, то сексуальные отношения с ним – это уголовно наказуемое деяние. А если родитель знает о происходящем и не предпринимает никаких шагов, то это приравнивается к ненадлежащему исполнению родительских обязанностей.

Только не стоит привлекать к этому делу правоохранительные органы сгоряча, посоветуйтесь сперва с психологом, чтобы не нанести еще более тяжелую травму вашему юному человеку. Да и вашим с ним отношениям тоже!

Как помочь ребенку пережить несчастную любовь

Эта проблема стара, как мир. Но однозначных способов ее решения нет. Есть только советы родителям: что делать, если их чадо первый раз влюбилось, а его отвергли. Как справиться с болью первой несчастной любви – рассказывает заслуженный врач РФ, член Медицинского совета при губернаторе Санкт-Петербурга Людмила Рубина.

Эта проблема стара, как мир. Но однозначных способов ее решения нет. Есть только советы родителям: что делать, если их чадо первый раз влюбилось, а его отвергли. Как справиться с болью первой несчастной любви – рассказывает заслуженный врач РФ, член Медицинского совета при губернаторе Санкт-Петербурга Людмила Рубина.

«В моей смерти прошу винить Клаву К.»

– Людмила Павловна, как понять, что из-за несчастной любви ребенок решил расстаться с жизнью?

– Мы не знаем ни одного человека, избежавшего несчастной любви. Она всегда вызывает боль, и чем сильнее чувство, тем тяжелее страдание. Самое обидное, что соперница (соперник) ничем не лучше вас: ни фигурой, ни лицом, ни умом. Предательство доставляет сильнейшую боль, страдание, горечь, разочарование. Можно выделить два основных механизма принятия решения о суициде. Первый срабатывает по типу «короткого замыкания». То есть у ребенка нет периода раздумий и планирования, шаг от «плохого я» к «не я» очень быстрый. Взрослые могут вовремя это не заметить. Поэтому, если родители понимают, что на любые жизненные трудности чадо всегда реагирует бурными нервными вспышками, в подростковом возрасте лучше усилить наблюдение за ним. Стараться не оставлять одного, беседовать по душам, быть в курсе его отношений со сверстниками. В группе риска «короткого замыкания» и дети, держащие абсолютно все в себе. Родители обычно узнают об их проблемах от окружающих. В таком случае стоит наладить контакт с теми, с кем ребенок проводит время вне дома.

Второй путь – это когда перед суицидом подросток все же размышляет. В его речи проскальзывают слова: «не вижу смысла жить», «ничего хорошего уже не будет». Ребенок в такие моменты кардинально меняется, может даже начать раздавать личные вещи друзьям, заранее поздравлять с праздниками. Главное, услышав от него, что «жизнь дерьмо», не говорить: «Да что ты понимаешь! Жизнь прекрасна». Нужно встать на его позицию и утешить: «Я знаю, что тебе сейчас тяжело. У меня тоже была первая любовь, и это очень больно». Тогда подросток почувствует, что он не один и кто-то его понимает, а не будет пилить на тему «нужно думать об учебе».

– В каком возрасте стоит провести профилактическую беседу о любви и что ребенку говорить?

– Если он не влюблен – не нужно торопиться. Эти беседы окажутся не к месту и непонятны. Самая отличная профилактика, когда мама и папа доверительно рассказывают о своем первом чувстве: «На выпускной бал я должна была идти с Сережей. Но за неделю до этого события он пригласил другую девочку. Я рыдала всю ночь…» Видя, что родители пережили свои драмы и теперь счастливы друг с другом, подросток понимает – он тоже переживет и в жизни еще будет много хорошего. В качестве профилактики можно дать ребенку номер телефона доверия. Есть такие моменты, когда с родителями и друзьями не посоветуешься.
Взрослые и сами могут позвонить и обсудить беспокоящие их вопросы по поводу чад.

– Одни специалисты советуют читать дневники и эсэмэски детей, чтоб не упустить что-то негативное, другие категорически против вмешательства в «интимную зону» чад. Что думаете вы?

– Сейчас родителям намного проще. Ведь дети часто фотографируют каждый свой шаг и пишут про испытываемые эмоции в социальных сетях. Причем выкладывают фото и посты по нескольку раз в день. Уже по открытой для всех информации можно оценить состояние ребенка. Так что почаще заглядывайте на странички своих детей.

– Что делать, если родители увидели: ребенок реально задумал суицид?

– Если ребенок в остром состоянии, надо бросить все и незамедлительно везти его на прием к психологу (по тому же телефону доверия посоветуют – куда).
Чадо нельзя оставлять одного. Нужно постоянно беседовать с ним или просто быть рядом, если ребенок не настроен открывать свою душу. А еще желательно отвлечь от мрачных мыслей и постараться переключить на любимое занятие, посмотреть с ним фильм, погулять в парке, покататься на роликах. Есть еще момент: даже после приема у специалиста боль у подростка проходит не сразу. И он может сделать вид, что все в порядке, чтобы совершить еще одну попытку суицида. Не переставайте наблюдать за ним.

Душевная травма запрограммирована природой

– Допустим – ребенок не собирается убивать себя. Но, пережив неразделенную любовь, он может приобрести кучу комплексов, из-за которых не построит отношения во взрослой жизни. Как этого избежать?

– Неразделенная любовь – одна из самых сильных травм в жизни человека. Можно приравнять ее к потрясению, связанному с потерей близких. Но это чувство как бы программируется природой, чтобы человек закалился. Повторюсь, задача родителя объяснить, что он тоже это пережил, а сейчас счастлив. Если семья неполная, мама должна оптимистично смотреть в будущее и говорить: мы с папой не подошли друг другу, но я обязательно найду свою «половинку». И приводить примеры хороших семей родных и знакомых, имеющих ранее опыт несчастной любви. В расстроенных чувствах чадо наверняка будет говорить, что «все бабы стервы» или «все мужики сволочи», в такой момент его нужно поддержать. Но при этом мягко перевести тему на то, что мужчина и женщина – очень разные существа. Поэтому их тянет друг к другу. Но поэтому же возникает и непонимание.

После неразделенной любви подростку хочется отмщения и справедливости. Этот мотив тоже не стоит игнорировать. Старайтесь привести свою историю и даже ее додумать. Мол, встретил потом спустя годы свой «объект» и не понял – что в ней нашел. А она (или он) не прочь и возобновить отношения. Только мне этого уже не надо… Лучше перевести чувство мести в позитивное русло. Сказать – знаешь, по своему опыту советую: тебе стоит остыть и не заводить пока новые симпатии. А чтоб было чем заняться, давай в спортзал пойдем (или придумать что-то другое, интересное). Иначе ребенок может вырасти ловеласом: будет заводить знакомства ради самоутверждения. Влюблять в себя и бросать – это плохой сценарий мести.

У ребенка может развиться и комплекс неполноценности. Меня не любят, потому что я глупый (толстый, рыжий, скучный…). Родители обычно знают, какой недостаток ребенок в себе культивирует. Не надо говорить, что он самый красивый и умный. Лучше снова привести свой пример: «Я думала тогда, что самая некрасивая девочка в классе, но потом за мной стали ухаживать мальчишки, и я поняла, что это не так…»

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: