Защита прав ребенка

Защита прав ребенка

Куда обратиться за защитой прав детей

Органы, осуществляющие защиту прав несовершеннолетних:

Московская городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (за исключением: гражданско-правовых споров, жилищных вопросов, вопросов, находящихся на рассмотрении в судах, в ведении федеральных органов государственной власти): Почтовый адрес: 125032, ул. Тверская, д.13. Сайт: http://www.mkdn.mos.ru. E-mail: moskva.kdn@jandex.ru.

Председатель комиссии: Печатников Леонид Михайлович – заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития.

Ответственный секретарь комиссии: Котов Юрий Борисович, т/ф (495) 633-65-77.

Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве: Бунимович Евгений Абрамович.

Почтовый адрес:119019, ул. Новый Арбат, д.15, а/я 49. Тел. (495) 957-05-85 (в рабочее время). Факс:(495) 957-05-99. E-mail: info@ombudsman.mos.ru.

Городской центр профилактики безнадзорности, преступности среди несовершеннолетних «Дети улиц» (консультирование, информирование несовершеннолетних): т/ф 8-499-978-35-42.

Единый общероссийский номер детского телефона доверия: 8-800-2000-122 (круглосуточно)

Московская служба психологической помощи населению: 051 (круглосуточно).

Единая диспетчерская служба социальной помощи детям и их родителям Департамента социальной защиты населения города Москвы: 8-499- 975-27-50.

Городская круглосуточная мобильная служба по оказанию экстренной социальной помощи несовершеннолетним: 8-926-211-11-40.

Горячая линия Департамента социальной защиты населения города Москвы по решению проблем беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних: 8- 499-201-06-50 (в рабочее время).

Горячая линия Департамента социальной защиты населения города Москвы по вопросам оказания социально-психологической помощи детям и семьям мигрантов, находящихся в трудной жизненной ситуации: 8-499-201-59-47 (в рабочее время).

Детский телефон доверия Департамента образования города Москвы: (495) 624-60-01 (круглосуточно).

Горячая линия Департамента семейной и молодежной политики города Москвы: 8-499-722-07-26 (9:00-21:00).

Телефон доверия Управления госнаркоконтроля по городу Москве: (495) 316-86-55 (круглосуточно).

Органы по защите прав ребенка: куда обращаться при нарушении

Несмотря на современные морально-этические правила, которые втолковываются каждому человеку еще с малого возраста, преступления против детей продолжают происходить. Ранее, когда права не достигших совершеннолетия не слишком учитывались, правонарушения такого рода происходили постоянно.

К ним относится не только физическое насилие, но и психологическое угнетение, а также нарушение конституционных прав. Итак, какие же организации занимаются защитой и охраной данных прав и какое место среди них занимает Комитет по защите прав ребенка?

Права детей в РФ

Ребенком человек юридически считается до момента достижения им совершеннолетия, поэтому все законы, регламентирующие права детей, распространяются также и на подростков. Согласно Конституции, несовершеннолетние обладают следующими незыблемыми правами:

  • на жизнь;
  • на семью;
  • на свободу слова и мысли;
  • на обучение;
  • на получение гражданства;
  • на помощь в медицинских учреждениях;
  • на государственную помощь и т.д.

Вышеперечисленные права были закреплены еще в Семейном кодексе, созданном в 1995 году, и в настоящее время являются основой правовых документов, касающихся несовершеннолетних. В различных кодексах, как правило, указаны только права детей, поскольку их обязанности в таком возрасте еще нельзя регламентировать, они зависят только от морально-этических норм общества, уровня воспитанности и других индивидуальных факторов.

Конвенция о правах ребенка

Становление общемировой практики защиты детских прав началось еще в 1946 году, когда Организация Объединенных Наций создала Детский Фонд. По истечении 2 лет Всеобщая декларация, сообщающая о всех человеческих правах, начала действовать. В 1966 году вышли пакты, которые подтвердили, что ребенок тоже имеет права и, более того, нуждается в особо сильной защите.

Результатом всех этих документов стала сначала принятая в 1959 году декларация, провозглашающая список прав несовершеннолетних, а затем в 1990 начала действовать Конвенция по правам, которую приняли к 1995 году все мировые государства. А 20 ноября, когда и была принята Конвенция о правах ребенка, считается Днем детей. И по сей день ведется работа над Конвенцией, мировые комитеты и отделы по защите прав несовершеннолетних постоянно предлагают все новые поправки.

Какие существуют органы по защите прав детей

Согласно Семейному кодексу, каждый ребенок имеет право отстаивать свои интересы и свободы. В большинстве случаев этим вопросом занимается семья, но несовершеннолетний может и сам обратиться в общество по защите прав детей, а по достижении 14 лет дети могут подать исковое заявление в суд.

Как правило, детям самим приходится решать проблемы такого рода, если родители злоупотребляют алкоголем или наркотическими веществами, не принимают участия в жизни детей или вовсе лишены родительских прав. Поводом для обращения может послужить правонарушение любого рода, психологическое угнетение или применение грубой физической силы.

Как только другим людям, не важно, являются ли они законными представителями и имеют ли отношение к юридическим организациям, стало известно о том, что права маленького гражданина нарушаются, они обязаны обратиться в соответствующие органы и сообщить о роде правонарушения. Заявление по поводу проблем такого рода можно подать в следующие органы защиты прав ребенка:

  1. органы опеки и попечительства;
  2. прокуратуру;
  3. комиссию и инспекцию по делам несовершеннолетних.

На этих организациях нужно остановиться подробнее.

Органы опеки и попечительства

Как только возникает вопрос, куда обратиться по защите прав ребенка, сразу же вспоминаются именно органы опеки и попечительства. В большинстве случаев они занимаются вопросами, касающимися маленьких граждан, которые остались без родителей, а также эти органы ответственны за подбор опекунов.

Если в городе нет специальной организации, функции надзора за опекой и попечительством могут осуществлять органы местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону, такая служба обязана выполнять следующие задачи:

  • защищать права и интересы тех граждан Российской Федерации, которые нуждаются в установлении над ними опеки или уже находящихся на попечении;
  • следить за тем, как опекуны и законные представители осуществляют воспитание;
  • контролировать процесс выполнения всех необходимых медицинских и социальных услуг;
  • следить за имуществом несовершеннолетнего, чтобы по достижении им 18 лет он сам мог распоряжаться своими вещами и деньгами.

Если в законах субъектов РФ прописаны дополнительные обязанности органов опеки и попечительства, они обязуются выполнять и их тоже, не игнорируя при этом общие законы Российской Федерации.

Такие органы по правам ребенка имеют следующие полномочия:

  1. вести списки граждан, которым нужна опека;
  2. признавать подопечных дееспособными или недееспособными в зависимости от обстоятельств;
  3. устанавливать опеку и попечительство и снимать их;
  4. следить за выполнением своих обязанностей опекунами или общественными организациями, занимающимися попечительством;
  5. заключать договоры, которые разрешают опекунам распоряжаться имуществом несовершеннолетних с их на то согласия;
  6. выдавать разрешения на отдельное проживание опекунов и их подопечного;
  7. производить проверки качества жизни подопечного;
  8. оказывать необходимую помощь опекунам и подопечным.

Если семья по каким-либо причинам переезжает в другой город, служба опеки и попечительства обязана переслать личное дело подопечного в органы, выполняющие там те же функции.

Прокуратура

Полномочия прокурора в вопросе защиты прав детей в РФ основаны на том, что прокуратура обязана следить за соблюдением всех прав человека и принимать меры в случае их нарушения. Прокуратура правомерна на следующие действия:

  • лишение родительских прав по разным причинам или их восстановление;
  • расторжение браков;
  • признание действительным или недействительным алиментного соглашения;
  • установление опеки и ее снятие по решению суда;
  • изъятие
  • ребенка у родителей, если они не выполняют в полной мере своих обязанностей по отношению к несовершеннолетнему.

При обращении за помощью в вопросах детских прав прокурор действует следующим образом:

  1. предъявляет иск в суд, согласно существующей проблеме;
  2. участвует в судебных слушаниях и рассмотрении дела;
  3. опротестовывает несправедливые судебные решения;
  4. выписывает предупреждения о наказаниях за возможные последующие нарушения прав детей.

Комиссии по делам несовершеннолетних

Такие комиссии тоже относятся к организациям, защищающим права ребенка, поэтому по вопросам правонарушений стоит обратиться сначала туда. На комиссии по делам несовершеннолетних возложены следующие задачи:

  • защита прав и интересов несовершеннолетних;
  • борьба с беспризорностью и вызвавшими ее причинами;
  • решение вопросов, связанных с обучением, содержанием несовершеннолетних, а также с медицинским и социальным обслуживанием;
  • контроль за работой органов и комитетов по правам ребенка;
  • решение проблем с правонарушениями у несовершеннолетних.

Кроме обязанностей, у отделов такого рода есть следующие полномочия:

  1. координирование работы отделов и комитетов, занимающихся делами несовершеннолетних;
  2. разработка кодексов и документов касательно области их деятельности;
  3. участие в мероприятиях, призванных сократить количество преступлений среди несовершеннолетних и поднять уровень их жизни;
  4. проведение проверки семей;
  5. решение вопросов о переводе в другую школу или исключении из них;
  6. ведение постоянного учета маленьких граждан разных категорий, особенно нуждающихся, сирот или социально-опасных.

Методы защиты прав

Согласно Конституции и кодексам разного рода, защита прав может осуществляться такими способами, как:

  • расторжение заключенных ранее договоров и признание их недействительными;
  • моральные компенсации;
  • разрешение на самостоятельную защиту прав;
  • выплата суммы понесенных убытков;
  • принуждение к выполнению судебных постановлений, если они не были исполнены в добровольном порядке.

Комитетов и отделов, которые способны решать проблемы такого рода, немало; главное, чтобы несовершеннолетний знал свои права. Во всех ситуациях, когда его унижают или применяют физическую силу, он должен обращаться в соответствующие органы и отделы или сообщать об этом взрослым.

Ребенок – гражданин не в меньшей степени, чем взрослый, и правонарушения против него должны строго караться согласно букве закона.

Защита прав ребенка

Защита прав ребенка.

Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей, как в обществе, так и в семье. И трудно сказать, в чем причина такого неблагополучия и кто виноват в этом в первую очередь – государство или семья. Несомненно, виноваты и те, и другие. Причем очевидно, что декларируемый интерес государства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, ослабления семейных устоев, когда традиционные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка. Иными словами, есть все основания считать, что дети в опасности. Это обстоятельство обязывает перейти от лозунгов, адресованных всем и каждому, как физическим, так и юридическим лицам, к более четким по смыслу и содержанию, правовым предписаниям, способным при необходимости на деле помочь ребенку. Сама постановка вопроса о правах детей и их соблюдении отражает изменения в системе образования и, прежде всего, в сфере отношений между основными участниками образовательного процесса: детьми, их родителями, педагогами, школьной администрации. В связи с тем, что дети большую часть своего проводят в школе, очень важен вопрос: в каких условиях проходит обучение, достаточно ли хорошие эти условия для того, чтобы дети могли в полном объеме усвоить школьную программу, развивать свои способности и склонности, не имея при этом проблем с физическим и психическим здоровьем. В процессе постепенного перехода к новому качеству образования изменяется и управленческая деятельность, которая, во-первых, должна обеспечить программно-целевую базу функционирования образовательного учреждения; во-вторых, формировать в школе педагогический коллектив-носитель компетентностной личностно-развивающей педагогической деятельности. Понятие «качество жизни» – социально-психологическая категория. Качество жизни определяется степенью удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, качество школьной жизни обучающихся определяется субъективной оценкой школьниками степени удовлетворения их физиологических потребностей, потребностей в безопасности, в принятии и принадлежности к группе, в достижениях и уважении, в реализации возможностей личности. Деятельность образовательного учреждения по защите прав детей находит свое отражение в планировании, контроле, подведении итогов работы коллектива на деловых совещаниях. В школе должна быть разработана нормативно-правовая документация, отражающая деятельность школы по защите прав детей. Пересматривая отношение к ученику как объекту обучения и воспитания, педагогам школы необходимо выявить причины отклонений в семейных отношениях.

Основной задачей социально-психологической службы становится социально-психологическая защита, которая позволяет найти оптимальные пути интеллектуального и личностного развития учащихся, соединить звенья совместной работы учителя и родителя. Для этого в школе должна быть разработана и осуществляться система взаимосвязанных мероприятий подготовки учителей и родителей по защите прав детей. Особое место в работе психолога занимает работа с родителями, которая строится в рамках индивидуального и группового консультирования. На родительских собраниях родителей знакомят с возрастными особенностями, обучают навыкам ассертивного поведения в процессе взаимодействия с собственными детьми. Кроме родительских собраний, проводится гостиная для родителей, где учитель организует индивидуальные беседы или групповые занятия по вопросам правового, эстетического и нравственного воспитания на темы «Наказания и поощрения», «Почему ребенок не слушается» и др. Но главное, о чем должны говорит учителя с родителями, – это о любви, о добром отношении к своим детям. От всех этих вопросов и зависит психологическая и физическая защищенность ребенка.

Досуговые внеклассные мероприятия способствуют сплочению коллектива, дают возможность общаться друг с другом во внеурочной деятельности, проявить талант и открыть что-то новое в своих одноклассниках. Сегодня стоит пред школой задача – научить ребенка уважать в себе личность, в другом и принимать ее такой, какая она есть. Тематические классные часы: «Как повысить культуру речи», «Учимся разрешать конфликты», «Мои нравственные ценности» позволяет формировать у учащихся навыки речевого общения, учат искусству ведения споров, дают детям опыт личного проживания ситуации общения со «своими» и «чужими», дают возможность пересмотреть и изменить прежние негативные представления о том, кто воспринимается как чужой. Уже с ранних школьных лет в школе у учащихся необходимо формировать правовое сознание, развивать гражданские качества толерантные установки. В школе должны проходить выборы уполномоченного по правам ребенка, который является необходимой связкой, усиливающей активизирующий диалог власти и общества, а также разработана программа, координирующая деятельность гражданско-правового воспитания.

Родители и учащиеся могут обратиться к уполномоченному, написать жалобу. В школе ведется прием жалоб, консультирование учащихся, учителей и родителей, работает телефон доверия. Работа в этом направлении позволяет защитить права ребенка от психического насилия со стороны учителей и родителей. В школах должны работать Детские службы примирения – это часть системы ювенальной юстиции и модель профилактики правонарушений среди несовершеннолетних участников конфликта и криминальных ситуаций. Основные сотрудники школьных служб примирения – дети-волонтеры, прошедшие специальную подготовку в роли посредника при разрешении конфликтов. Участники конфликтной ситуации добровольно оформляют заявку для посредничества, затем заполняют примирительный договор. Волонтеры следят за исполнением договора. Учащиеся учатся вести диалог между сторонами при поддержке посредника, обсуждать не вопросы вины и наказания, а интересы сторон, их потребности, возникшие у них в связи с произошедшей ситуацией, способы предупреждения подобных ситуаций. Большую роль в подготовке волонтеров играют уроки самопознания и сотрудничества в рамках программы по толерантности, которая предусматривает особое построение занятий: психогимнастические упражнения, мотивация, интерактивные упражнения, подведение итогов.

Один из основных факторов, препятствующих более полной реализации прав детей в образовательных учреждениях – низкий уровень правовой культуры всех участников образовательного процесса, многие из которых убеждены в том, что все права детей соблюдаются в полной мере даже тогда, когда эти права нарушаются. Причины нарушения прав детей связаны, прежде всего, с существующими условиями деятельности образовательных учреждений и со стереотипами в области его организации. И очень важно, как реализуются инновационные проекты, способствующие формированию школы, основанной на уважении прав личности ребенка.

Защита прав и законных интересов ребенка в РФ.

Права и свободы человека закреплены в Конституции РФ. Каждый гражданин вправе рассчитывать на защиту своих интересов в рамках законодательства. При этом права приобретаются с момента рождения. Маленькие члены общества не могут самостоятельно отстаивать права, поэтому такая обязанность возлагается на родителей или иных законных представителей. При наличии проблем к родным подключается государство. Последнее берет на себя определенные функции и защищает интересы малолетнего. В статье будет рассказано о том, каким образом обеспечивается защита прав ребенка в РФ.

Права несовершеннолетних в Российской Федерации.

Под указанной категорией лиц понимаются граждане, не достигшие совершеннолетия (18 лет). Они обладают теми же общегражданскими правами, что и взрослые.

Помимо Конституции РФ, нормативное регулирование вопроса осуществляется в рамках международной Конвенции о правах малышей, которой утверждены главные принципы по защите интересов детей.

Несовершеннолетние независимо от национальной принадлежности, веры и пола вправе:

  • получить гражданство РФ;
  • приобрести Фамилию, Имя, Отчество;
  • иметь родителей и общаться с родственниками;
  • получать воспитание, образование, медицинскую помощь;
  • рассчитывать на защиту прав и интересов посредством действий, осуществляемых законными представителями и органами власти, в том числе от противоправных действий третьих лиц и насилия;
  • получать наследство;
  • свободно выражать свое мнение, выбирать вероисповедание, получать информацию для развития;
  • и т. д.

Права несовершеннолетнего должны соблюдаться в неукоснительном порядке.

При совершении деяния виновное лицо несет ответственность в рамках административной и уголовной ответственности. Серьезные правонарушения влекут за собой лишение свободы.

Закон о защите прав ребенка и иные акты, гарантирующие защиту интересов несовершеннолетних.

Как уже было отмечено основы правового регулирования по рассматриваемой теме заложены Конституцией РФ и международной Конвенцией.

Помимо указанных актов, на федеральном уровне принят Федеральный закон от 24.07.98 №124-ФЗ. В нем прописаны основные гарантии государства в отношении детей.

Кроме того, обозначенный список можно дополнить иными документами, которые в той или иной степени регулируют вопрос.

К ним относятся:

  • СК РФ. Актом урегулированы нормы отношений между кровными родственниками;
  • ГПК Российской Федерации. Включает правила усыновления несовершеннолетних, а также устанавливает права законных представителей малыша;
  • КоАП РФ. Предусматривает санкции за невыполнение матерью и отцом своих прямых обязанностей, связанных с содержанием и воспитанием чада;
  • ТК РФ. Регулирует вопросы трудоустройства лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста;
  • УК РФ. Устанавливает наказание за совершение преступления против ребенка;
  • Федеральный закон от 29.12.12 №273-ФЗ. Касается вопросов образования.

Кто осуществляет защиту прав ребенка?

Защита прав интересов детей в семье и несовершеннолетних, оставшихся без родителей, ложится на плечи законных представителей малолетнего (мать и отца, усыновителей, опекунов, учреждения соцзащиты).

Если человек получил информацию о том, что права малолетних граждан нарушаются их законными представителями или третьими лицами, то он вправе пожаловаться в следующие структуры:

  • орган ОиП;
  • прокуратура;
  • местный отдел по делам несовершеннолетних при МВД РФ или опорный пункт участкового;
  • уполномоченный по правам ребенка. Такая структура существует в каждом субъекте РФ.

По достижении четырнадцатилетнего возраста ребенок вправе самостоятельно отстаивать свои права посредством обращения в упомянутые выше инстанции.

В таком случае при выявлении противоправных действий со стороны родителей может решаться вопрос о лишении прав в отношении несовершеннолетнего или лишении статуса опекуна.

Нередко подобные разбирательства заканчиваются уголовным делом в отношении провинившихся.

При этом каждая ситуация должна рассматриваться в индивидуальном порядке с учетом всех факторов.

Структура, в которую подается заявление, зависит от того, в какой сфере нарушаются интересы малолетнего.

Конфликты в школе у ребенка.

Зачастую конфликтные ситуации возникают в процессе образовательной деятельности. Родители могут узнать о том, что их сына или дочь притесняют в школе сверстники или педагоги.

Если вопрос не так серьезен, то он вполне может решаться посредством личной беседы с директором учебного заведения.

Также можно оформить официальное заявление на имя руководителя организации и передать его уполномоченному лицу.

В более сложных случаях или при отсутствии реакции со стороны администрации школы потребуется обратиться в вышестоящие инстанции.

К таковым относится региональный департамент образования или районное (городское) подразделение.

Однако наибольшие проблемы для малолетнего приносят противоправные действия его родных. Подобные случаи рассматриваются органом опеки по заявлению заинтересованного лица или госорганов.

Стоит помнить о том, что для постановки уполномоченной структуры в известность совсем необязательно писать официальное заявление.

Достаточно просто сообщить специалисту об угрозе жизни, здоровью или психологическому состоянию ребенка. ОиП обязана проверить данный факт на достоверность и предпринять соответствующие действия.

Последние заключаются в подаче иска в судебную инстанцию с целью ограничения родителей в правах.

Если правонарушение относится к деяниям, подпадающим под статьи КоАП или УК РФ, то к делу подключается полиция и прокуратура органы опеки и попечительства.

Однако итоговое решение, принятое на основании поступившей от органов правопорядка материалов, находится в компетенции суда.

Заключение.

Таким образом, вопрос защиты прав несовершеннолетних в РФ урегулирован международным и федеральным законодательством.

В процессе принимают участие компетентные госорганы и заинтересованные граждане.

Права ребенка. Защита прав детей в России

Важнейший этап в жизни человека – его детство. От того, как оно сложится, будет зависеть дальнейшая судьба ребенка. Осознавая это, родители и лица, их заменяющие, должны всячески содействовать воспитанию и развитию детей, их подготовке к самостоятельному существованию в обществе, проявлению социально-значимой активности и высоких моральных качеств. Государство же со своей стороны относит права ребенка к числу приоритетных и гарантирует, насколько это возможно, их реализацию и защиту, тем самым с рождения прививая стремление к патриотизму и гражданственности.

Какие права есть у ребенка?

Все, которые указаны в Конституции, Законах, подзаконных актах и международных договорах (конвенциях).

Условно это три группы:

  1. Те, которыми обладает ребенок как гражданин государства , то есть политические и экономические: право на гражданство и его сохранение, на политическое убежище, на личную неприкосновенность и свободу слова, на доступ к информации, на объединение в союзы.
  2. Неотъемлемые, то есть данные при рождении (личные или духовные) . Прежде всего, это право ребенка на жизнь, на общение с родными и близкими, на семью, на имя и фамилию, на содержание и защиту.
  3. Те, которыми наделяет его общество (социум) , то есть социальные и культурные: ребенок имеет право на не притеснение по религиозной, расовой, национальной и половой принадлежности, на общение на родном языке, на социальное обеспечение, на бесплатное образование и медицинскую помощь, на труд и его охрану, на творческую деятельность и участие в культурно-массовых мероприятиях.

Приоритетной задачей государства является не только содействие в реализации, но и защита прав ребенка, которая заключается в принятии соответствующих законов, создании государственных органов с определенными полномочиями и доведении до сведения граждан информации о применении государственной защиты в интересах несовершеннолетнего.

У детей есть право на права!

Защита прав детей на воспитание и развитие

Детям нужна полноценная семья, только так они могут получить всестороннее развитие (духовное, нравственное, физическое и психическое), о котором обязаны заботиться их родители. Если они либо один из них уклоняются от воспитания ребенка или не создают условия для его развития, то государство защищает права детей в установленном порядке, например, лишает родительских прав и назначает опекуна (попечителя), а также передает ребенка в интернат.

Для нормального физического, нравственного и духовного развития несовершеннолетних родителям рекомендуется предпринимать следующие меры:

  • не допускать нахождения детей в местах, где им может быть причинен моральный вред или ущерб здоровью (магазины с товарами порнографического характера, реализующие алкогольную и табачную продукцию, питейные заведения и тому подобные);
  • не разрешать пребывания в общественных местах (на улице, в парке, транспорте, интернет-кафе, развлекательных комплексах) в ночное время без присмотра взрослых;
  • проводить свободное время со своими детьми;
  • беседовать о пользе здорового образа жизни, вырабатывать у них соответствующие навыки;
  • организовать посещение ими познавательных и игровых кружков, секций физкультуры и спорта, мест культурного досуга.

Чтобы можно было говорить о правах ребенка на всестороннее развитие и их не нарушении, государством был создан механизм защиты, в частности, предусмотрено создание благоприятных условий для реализации потенциала каждого несовершеннолетнего путем организации социальной инфраструктуры и запрет распространения информации, способной нанести вред такому развитию.

Защита детей от агитационной и пропагандистской информации, вредящей их здоровью или нравственному развитию

Поскольку ребенок – это индивид, личность, которому предстоит стать частью человеческого общества, он должен обладать нравственными качествами и моральными принципами, позволяющими ему не оставаться изгоем и достигать взаимопонимания с другими.

В рамках культуры, морали и нравственности защита прав детей в России сводится к борьбе с социальной, классовой, расовой, религиозной и национальной нетерпимостью (дискриминацией). Также применяется запрет на распространение отдельных видов рекламы (табачной и алкогольной продукции, печатных изданий, видео- и аудио- материалов, содержащих сцены насилия, проявления жестокости, порнографии, антиобщественного поведения) в виде обязательной ссылки на возможность ее просмотра только лицами старше 18 лет.

Право на охрану здоровья и его защита

Здоровье ребенка бесценно, поэтому он имеет право на его восстановление. В сфере охраны здоровья права ребенка в России реализуются так, что медицинские учреждения бесплатно оказывают экстренную помощь, препятствуют распространению заболеваний среди детей путем их профилактики, диагностируют их, проводят лечение и оздоровление.

Комплекс услуг медицины включает в себя также заботу о детях-инвалидах, детях с хроническими и неизлечимыми заболеваниями, в том числе наблюдение за ними на дому, в условиях стационара и санаторно-курортных комплексов.

Права ребёнка – Школа доктора Комаровского

Защита прав на отдых и оздоровление

Посещение общеобразовательных учреждений и наличие в процессе обучения стрессовых ситуаций не проходит бесследно для ребенка, поэтому закон о защите детей предусматривает такие понятия, как отдых и оздоровление. Это комплекс мероприятий, влияющих на укрепление физического и психического здоровья ребенка, реализацию его творческого потенциала.

Такое право защищается следующими способами:

  • организацией досуга и отдыха;
  • участием в спортивных занятиях,
  • профилактикой детских заболеваний в процессе санаторного оздоровления,
  • формированием представления о том, что такое «здоровый образ жизни»,
  • посещением оздоровительных детских лагерей,
  • соблюдением режима дня в благоприятной обстановке (окружающей природной среде),
  • прочими подобными методами участия детей в отдыхе и оздоровлении.

Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Не все дети растут и воспитываются в благополучных и полных семьях, а также не имеют проблем со здоровьем. Напротив, почти половина из них – отказники, инвалиды, дети без попечения родителей или находящиеся на иждивении одного из них, пережившие катастрофы или военные действия, подвергшиеся насилию и жестокому обращению, с отклонениями в психическом развитии, из многодетных или малообеспеченных семей, осужденные и прочие. В общем, те, кого принято называть детьми, находящимися в тяжелой ситуации. По отношению к ним государство проявляет особую заботу, поскольку права детей в России имеют приоритетное значение независимо от того, в каких условиях растет ребенок.

Им предоставляют:

  • льготы и социальные гарантии,
  • первоочередное право на зачисление в учреждения образования,
  • опеку и попечительство,
  • постоянное место жительства,
  • бесплатное лечение,
  • возможность ежегодного оздоровления в санаториях,
  • другое.

Защита права на профессиональную подготовку, выбор профессиональной ориентации и занятости

В основном, это касается подростков, готовых самостоятельно трудиться или получать образование по окончании средней школы, права которых также защищаются государством. В частности, обеспечивается профессиональная подготовка детей старше 14 лет и их частичная занятость, помощь в выборе будущей профессии. Так, при трудоустройстве закон о защите прав ребенка гарантирует им выплату вознаграждения за выполненную работу, охрану труда, сокращенный рабочий день, предоставление отпуска, льготы при совмещении работы и учебы, ежегодный медицинский осмотр и прочее.

Зная, какие права имеет ребенок, можно выбрать способ их защиты. В некоторых случаях достаточно ознакомиться с содержанием того или иного Закона и действовать согласно предписаниям, а иногда защита прав ребенка возможна исключительно в судебном порядке.

Комитет по защите прав ребенка

Каждый ребенок наделен рядом прав, начиная с самого рождения. Его родители должны обеспечивать их соблюдение. Но это не только обязанность взрослых. На официальном уровне определены инстанции, в обязанность которых входит обеспечение прав каждого малыша. Таковыми являются Комитет по защите прав ребенка, а также отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав. Каждая из указанных организаций в рамках своей компетенции может и должна выполнять необходимые действия в интересах несовершеннолетних.

Лица, которые владеют информацией по фактам нарушений, могут направить сведения в Комитет или отдел. Чтобы обратиться в указанные инстанции, заинтересованному лицу потребуется собрать подтверждающие документы и оформить заявление в письменном виде.

Защита детей

Защита детей гарантирована нормами закона. Каждый малыш ограждается от неправомерных действий со стороны посторонних лиц, своих кровных родителей, лиц их заменяющих, а также других родственников и членов семьи. Защита представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление нарушенных прав и законных интересов. Она может реализовываться через различные уполномоченные инстанции, управления и т. д., в том числе и через суд.

Комитет по правам детей

Комитет по правам детей является основным органом, в компетенцию которого входит защита интересов каждого гражданина, не достигшего 18 лет. Указанная инстанция образована на федеральном уровне и действует на всей территории страны. В неё входят специалисты, которые обладают необходимыми знаниями и опытом профессиональной деятельности в области педагогики, психологии, медицины и юриспруденции. При необходимости собирается комиссия, которая и занимается решением всех вопросов. Непосредственным контролем соблюдения прав занимается уполномоченный. При этом как последний, так и Комитет в целом наделены рядом полномочий для того, чтобы полноценно выполнять поставленные задачи.

Уполномоченный

Уполномоченный по правам ребенка назначается из числа наиболее подготовленных специалистов Комитета. Он существует как на уровне Федерации в целом, так и каждого региона в отдельности. По сути своей деятельности омбудсмен является самым главным должностным лицом в сфере защиты возможностей малышей.

Компетенция

В компетенцию комитета входит следующее:

  1. Оказание помощи малышу, который оказался в затруднительной жизненной ситуации. К ним можно отнести тяжелое заболевание ребенка или его родителей, низкий уровень дохода в семье, утрата законных представителей.
  2. Привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении прав отпрыска. Это могут быть не только посторонние, но также и кровные родители.
  3. Выявление и постановка на специальный учет детей, которые лишились постоянного присмотра взрослых.
  4. Обеспечение надлежащих условий малышам сиротам.
  5. Регистрация и рассмотрение обращений о нарушении возможностей детей.

Уполномоченный по правам детей также наделен рядом полномочий:

  1. Контроль соблюдения отечественных и международных нормативных правовых актов, касающихся прав несовершеннолетних.
  2. Оформление документов рекомендательного характера для местных администраций по поводу нарушений возможности малышей.
  3. Изучение и обобщение имеющейся юридической практики.
  4. Привлечение необходимых квалифицированных специалистов на условиях договоров о выполнении работ или оказании услуг.

Отдел по делам несовершеннолетних

Ещё одной инстанцией, которая имеет отношение к правам малышей, является отдел по делам несовершеннолетних. Такие организации создаются на региональном уровне. Они подчиняются местной администрации. Отдел наделен рядом прав и обязанностей. По сути, он так же, как и Комитет, осуществляет функции надзора и контроля соблюдения прав детей. Отдел входит в структуру ОВД.

Отделы и их сотрудники имеют право:

  1. Приглашать на беседу несовершеннолетних и их родителей для получения более подробной информации по поводу нарушений.
  2. Проводить беседы профилактического характера.
  3. Собирать материалы для решения вопроса о применении мер воздействия к виновным лицам.
  4. Запрашивать любую информацию в отношении ребенка. При этом она должна быть использована сугубо в служебных целях.

Сотрудники отдела также вправе задержать нарушителя на три часа и проводить его досмотр.

Обязанности

К обязанностям отдела отнесены:

  1. Профилактическая работа с детьми и родителями.
  2. Выявление лиц, которые могут оказывать негативное воздействие на ребенка и создавать препятствие для него нормального физического и психологического развития.
  3. Предоставление информации родителям, учреждениям образования и органам опеки обо всех фактах нарушения прав ребенка.
  4. Взаимодействие с другими официальными органами и структурами.
  5. Участие в изъятии малыша. Для этого необходимо решение суда, вступившее в законную силу.

Порядок обращения

По общим правилам любой заинтересованный вправе написать жалобу в Комитет по защите прав ребенка. Это делается через уполномоченного. Инициировать процедуру вправе педагогические и медицинские работники, соседи, знакомые семьи, должностные лица. Для начала потребуется оформить обращение. Оно составляется в письменном виде на обычном листе офисной бумаги.

В тексте должно быть указано следующее:

  1. Наименование и адрес инстанции, в которую обращается инициатор.
  2. Данные о том, когда и где были нарушены права ребенка, в чем это выразилось.
  3. Перечень прилагаемых документов.
  4. Дата заявления и подпись обратившегося.

После этого потребуется собрать бумаги, которые будут являться подтверждением обоснованности обращения.

  1. Паспорт или иной документ, на основании которого действует заинтересованное лицо.
  2. Характеристика на родителей с места проживания, работы или образовательного учреждения, в котором находится малыш.
  3. Справки из органов полиции и медицинских инстанций.

Указанный перечень исчерпывающим не является. К обращению могут прилагаться и другие данные. При отсутствии у инициатора необходимой информации, уполномоченная официальная инстанция запрашивает их сама. Далее собранные данные нужно передать по назначению. Для этого можно использовать несколько способов.

Чаще всего люди делают это самостоятельно. Такой вариант допускает оформление обращения на месте, а также возможность получить разъяснения по интересующим вопросам и убедиться, что заявление принято к рассмотрению.

Почтовая пересылка предполагает самостоятельное оформление жалобы, а также исключает консультацию. В таком случае правильным будет использовать специальную корреспонденцию. Инициатор получит письменное уведомление о доставке письма адресату.

Интернет-пересылка применяется крайне редко. В этом случае инициатору нужно иметь доступ к электронной почте и оцифровать все данные. Такой способ используется крайне редко.

Передать информацию можно также в процессе онлайн-общения с уполномоченным на специальном форуме. В таком случае данные излагаются инициатором в электронной форме.

Защита прав детей

Защита прав детей – общий термин для обозначения мероприятий и процедур при сообщении о жестоком обращении с ребенком. Хотя социальные работники играют ведущую роль в работе с индивидуальными случаями, шаги по защите прав детей почти всегда являются результатом тесного сотрудничества между социальной службой, работниками здравоохранения и милицией. Как правило, чем сложнее случай и чем сильнее причиненный ребенку ущерб, тем больше различных специалистов участвует в разбирательстве. Работа по защите прав детей включает ряд стадий: расследование, ОЦЕНИВАНИЕ, судебное решение для обеспечения безопасности ребенка, разработка плана, гарантирующего ребенку благополучие в будущем. При подозрении на жестокое обращение с ребенком или получении соответствующего заявления местные социальные службы проводят расследование. Тревожные сигналы чаще всего поступают от врачей, учителей или воспитателей, а также соседей и родственников. По результатам расследования следует подготовить отчет: уже на первой стадии социальному работнику нужно собрать подробную информацию о ребенке и его семье, обсудить с родителями возникшие подозрения о факте ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ. Как правило, члены семьи не приветствуют подобного вмешательства в их личную жизнь, поэтому решение о начале расследования следует принимать обоснованно.

Цель любого расследования случаев возможного нарушения прав ребенка – решить вопрос о целесообразности немедленного принятия мер по его защите. Время дорого, поэтому ограничиваются сбором основных сведений. В частности, выясняют мнение ребенка о сложившейся ситуации, подробно беседуют с ним, если это необходимо, а также обсуждают с его родителями обстоятельства возможных случаев жестокого обращения. Ценные сведения могут предоставить другие специалисты, так или иначе работающие с данной семьей. Решение о принятии безотлагательных мер зависит от основательности подозрений, возраста ребенка, представления о возможном преследователе ребенка, семейного анамнеза, поведения и особенностей родителей. Получать все эти сведения приходится в напряженной и даже враждебной обстановке, что требует от социального работника хороших коммуникативных навыков, выдержки и ведения подробных записей.

Проведя расследование, социальный работник может предпринять следующее: прекратить дело (что и бывает в большинстве случаев); предоставить семье ту или иную поддержку, например направить в ЦЕНТР СЕМЬИ; созвать КОНФЕРЕНЦИЮ ПО ОТДЕЛЬНОМУ СЛУЧАЮ, чтобы выяснить мнение других специалистов; удалить ребенка из семьи для обеспечения его безопасности. При наличии достаточных оснований для насильственного удаления ребенка из семьи нужно разработать долгосрочный план на будущее (например, следует ли через некоторое время вернуть ребенка домой?), для чего социальный работник всесторонне исследует угрожающие ребенку обстоятельства.

Иногда приходится проводить всестороннее оценивание без предварительного расследования, например если специалисты по уходу за детьми беспокоятся за жизнь и здоровье конкретного ребенка, а конкретные основания для проведения расследования отсутствуют. Всестороннее оценивание следует тщательно организовать, поскольку это требует привлечения других специалистов и сбора обширной информации, в частности о природе возможного жестокого обращения. Это могут быть: физический ущерб; небрежное обращение; сексуальная или эмоциональная жестокость; особенности поведения ребенка; эмоциональные проблемы в семье; особенности повседневного ухода за ребенком, в частности питания, сна, гигиенических процедур; отношения между родителями, а также возможности каждого из них ухаживать за ребенком. Результаты оценивания следует подробно записывать, чтобы все участники могли с ними познакомиться.

Всестороннее полное оценивание является важной составляющей плана по защите прав ребенка, позволяя распределить обязанности специалистов в отношении ребенка, его семьи и виновного в жестоком обращении. В результате можно выработать требования к родителям ребенка, например предложить им регулярно приносить младенца в поликлинику для взвешивания или навещать ребенка, пока он не вернется домой. При необходимости удалить ребенка из семьи предпочтительно поместить его неподалеку от места проживания членов семьи, чтобы сохранить семейные узы и способствовать скорейшему возвращению ребенка домой.

Работа по защите прав детей предполагает интенсивное и длительное взаимодействие с семьей ребенка, подвергшегося жестокому обращению. Иногда требуется составить письменный договор о возвращении ребенка с указанием тех мер, которые следует принять родителям для обеспечения благополучия ребенка, а также оговорить возможность контролировать ситуацию, например при посещении центра семьи. Социальному работнику иногда приходится консультировать членов семьи по вопросам дисциплины и воспитания ребенка, привлекать других специалистов для работы с виновным в жестоком обращении, например для обучения приемам совладания с гневом и сексуальными влечениями.

Защита прав детей, как ни один другой аспект социальной работы, вызывает противоречивое отношение в обществе и служит причиной напряжения. Каждый этап такой работы требует тесного сотрудничества с другими специалистами, нужно прилагать особые усилия для облегчения взаимодействия между всеми его участниками, что часто ложится на плечи социальных работников. Защитой прав детей занимаются работники, обладающие необходимыми навыками и опытом, умеющие собирать нужные сведения и принимать решения в сложной ситуации, взаимодействовать с родителями и другими членами семьи даже в ситуации, например, угроз физической расправы с их стороны, участвовать в судебном разбирательстве, детально записывать содержание интервью и принятые решения.

Словарь-справочник по социальной работе. — СПб.: Питер . М. А. Гулина . 2008 .

Защита прав ребенка в Российской Федерации

Права детей, не достигших совершеннолетия, в России обеспечиваются несколькими законодательными актами, основными из которых являются Семейный и Гражданский Кодексы, а также Федеральный закон № 124-ФЗ. Все эти законы призваны защищать права детей до достижения ими совершеннолетнего возраста.

Защита прав детей включает в себя целый комплекс мер законодательного и организационного характера, рассчитанных не только на реализацию права ребёнка на рождение и благополучное развитие, но и оговаривающих функционирование государственных институтов, обеспечивающих эту реализацию.

Вся законодательная база по обеспечению правовой защиты детей в РФ находится в полном соответствии с Конвенцией ООН.

Условно права ребёнка можно разделить на несколько групп.

Первая группа оговаривает права ребёнка на проживание совместно с родителями, получение необходимой заботы, защиту от ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей и так далее. В основном эти права оговорены в Семейном Кодексе, а ответственность за их несоблюдение – в Административном и Уголовном Кодексах.

При рождении ребёнка у его родителей появляются дополнительные обязанности по отношению к нему, и они должны эти обязанности выполнять. Кроме того, что это оговорено в законодательстве, родительские обязанности также должны отвечать нормам морали. Права ребёнка не должны ущемляться даже при прекращении отношений между супругами.

При расторжении брака родителей несовершеннолетние дети получают право на получение алиментных выплат для обеспечения условий для развития и получения образования. Ущемление прав детей недопустимо также, если оба родителя лишаются своих прав в отношении ребёнка. В этом случае государство берёт на себя ответственность за их развитие, воспитание и образование.

Ко второй группе относятся права детей на охрану здоровья и отдых. Все несовершеннолетние обеспечиваются бесплатной медицинской помощью, услугами по профилактике заболеваний. В случае необходимости им гарантируется соответствующее санаторное лечение.

Дети, имеющие хронические и трудноизлечимые заболевания, должны получать бесплатные лекарства по утверждённым спискам.

К этой же группе можно отнести права несовершеннолетних на охрану их труда. До достижения восемнадцати лет запрещается использовать труд ребёнка на многих производствах. Если по условиям труд всё же допускается, то устанавливается укороченный режим работы. Кроме этого несовершеннолетние имеют право на отпуск в любое время года по желанию, совмещение работы с учёбой и так далее. Контроль над обеспечением прав возлагается на инспекторов по труду, органы опеки, органы исполнительной власти.

Третья группа оговаривает права детей на получение образования, как обычного среднего, так и дополнительного. Ребёнок вправе заниматься культурной деятельностью, искусством, принимать участие в деятельности любых кружков, спортивных секций. Наряду с этим законодательно закреплено право детей на отдых и проведение досуга по собственному усмотрению.

Четвёртая группа включает личные права ребёнка. С определённого возраста дети не только имеют право на своё собственное мнение, но могут его высказывать. Например, с десятилетнего возраста ребёнка родители должны учитывать его мнение при принятии некоторых решений, касающихся его самого.

Дети могут самостоятельно обращаться в органы опеки в любых случаях, когда нарушаются их права. После того, как достигнут четырнадцатилетнего возраста, дети могут самостоятельно обращаться в судебные органы и прокуратуру по тем же вопросам. С этого же возраста у ребёнка появляется возможность отстаивать свои права в судебных заседаниях.

Пятая группа объединяет экономические права ребёнка. Никто не вправе лишить ребёнка его собственности до достижения им восемнадцатилетнего возраста. При разводе родителей и размене недвижимости обязательно должна выделяться доля, которая будет закреплена за несовершеннолетними.

Ребёнок также имеет право на самостоятельное распоряжение своими доходами (начиная с четырнадцатилетнего возраста), например, стипендией. Имущественные права детей соблюдаются особо строго. Именно поэтому большинство сделок для родителей, имеющих несовершеннолетних детей, требует согласования в органах опеки.

Шестая группа прав помогает защитить несовершеннолетних детей от любых видов информации, способных навредить их развитию, как физическому, так и нравственному. Сюда относится запрет на рекламу алкоголя и сигарет, наркотиков, порнографии и так далее.

Для защиты прав детей используются возможности Административного и Уголовного Кодексов. Как правило, любые нарушения их прав, преследуются строже, чем в отношении других граждан Российской Федерации.

Документы защищающие права ребенка

Каждый ребенок с рождения наделяется правами, которые закреплены за ним на законодательном уровне. Кроме документов, в которых прописаны права несовершеннолетних детей, в большинстве стран ратифицированы и международные документы о правах каждого маленького жителя Земли. Эти документы носят самый высокий приоритет. Более того, страна, которая ратифицирует эти права, должна строго соблюдать взятые на себя обязательства по защите детей и внедрению различных механизмов, улучшающих их качество жизни.

Международные документы, защищающие права детей

Впервые международное сообщество задумалось о защите прав ребенка в 20 веке. Именно в этот период и были разработаны, а также приняты следующие положения:

  • в 1924 принята декларация, состоящая из пяти статей. В декларации четко прописан механизм защиты каждого ребенка против рабства, проституции, небрежного отношения и проявления жестокости во всех формах;
  • в 1959 году принята вторая декларация. В ней прописаны общегражданские права и свободы всех несовершеннолетних детей. Следует отметить, что современная конвенция о правах ребенка разработана на основе этой декларации;
  • в 1989 году появилась первая конвенция ООН. В ней впервые закон признает малолетних и несовершеннолетних детей личностями. Кроме того, в конвенции четко прописано требование защищать детей от посягательств;
  • в 1985 году появились стандартные правила ООН. Этот акт регламентирует процесс правосудия над несовершеннолетними преступниками;
  • в 1990 году была разработана всемирная декларация. Цель этого документа обеспечить защиту, выживание и развитие каждого ребенка.

Кроме того, в международных актах прописаны практически все направления работы специалистов по охране ребенка. Это позволяет выстроить эффективную работу в этом направлении.

В каком году Российская Федерация присоединилась к защите прав ребёнка

К международной конвенции о защите прав ребенка Россия в составе СССР присоединилась в 1990 году. После распада Советского Союза Российская Федерация стала правопреемницей и признала правомерным действие конвенции на всей своей территории. Страна четко выполняет обязательства по защите несовершеннолетних, прикладывая максимум усилий.

Сегодня на территории Российской Федерации реализовывается ряд правительственных инициатив, направленных на полноценное развитие детей. Дополнительно создаются попечительские службы, цель которых — своевременно определить возможную угрозу для ребенка и избежать негативных последствий.

Права детей

Каждый человек, которому не исполнилось 18 лет, является несовершеннолетним. Эта норма закреплена на законодательном уровне. Кроме того, все лица, которым не исполнилось 18 лет, считаются недееспособными. Соответственно, несовершеннолетние не могут самостоятельно использовать все юридические возможности в свою пользу. При этом малолетние граждане всего мира имеют права:

  • гражданские;
  • экономические;
  • политические;
  • социальные;
  • права в семье.

Рассмотрим каждый из подпунктов прав человека более детально.

Гражданские права

Каждый ребенок имеет общечеловеческие гражданские права. К ним относится:

  • защита любого вида деятельности, которая не относится к публичной;
  • право на семейную тайну;
  • на защиту личности от насилия и посягательства;
  • защита от клеветы;
  • защита от заключения несовершеннолетнего ребенка в тюрьму, при условии, что последним не было совершено уголовного преступления.

Эти права прописаны в Гражданском Кодексе и требуют строго соблюдения.

Политические права малолетних детей

Безусловно, политика — удел взрослых лиц. Однако взрослые должны помнить, что и в этой нише у детей также есть свои права, которые запрещается законом ущемлять. Вот эти права:

  • ребенок имеет право излагать свои мысли;
  • исповедать ту религию, которую самостоятельно выберет для себя;
  • знать и пользоваться правами, прописанными в Конвенции.

Кроме того, ребёнок имеет право с 8 летнего возраста принимать участие в различных молодёжных организациях, а также быть инициатором их создания.

Экономические права несовершеннолетних

Каждый малолетний ребенок имеет права и в экономическом сегменте. Для несовершеннолетних доступно следующее:

  • возможность иметь собственную недвижимость;
  • возможность официально быть трудоустроенным, начиная с 14 лет, при условии соблюдения Трудового Кодекса о защите прав несовершеннолетних работников;
  • категорически запрещается принуждать детей к нанесению себе вреда.

Также малолетнего ребенка нельзя использовать для личной наживы и обогащения через принуждение к труду. Нарушение этого закона грозит уголовной статьей и реальным сроком.

Какие социальные права у детей?

В социальном направлении у малолетних граждан также есть права, которые реализуются через различные программы, льготы и прочие блага, предусмотренные государством. Абсолютно каждый ребенок имеет право:

  • расти и воспитываться в полноценной семье;
  • рассчитывать на защиту со стороны государства и решение всех социальных моментов собственными родителями;
  • при расторжении брака родителей видеться без ограничений, если таковые не предусмотрены высшей инстанцией, как с матерью, так и с отцом;
  • защиту в лице государства от возможных злоупотреблений близких людей;
  • иметь имя, отчество и фамилию.

Кроме того, начиная с 10 летнего возраста, дети имеют право высказывать свою точку зрения в судебных инстанциях и других органах.

Защита прав ребенка

Как известно, защитой интересов ребенка занимаются его родители или официальные представители в лице опекуна. Если у ребенка нет представителя или родителей, защитой его прав занимается соответствующие государственные службы:

  • мать или отец;
  • официальные усыновители;
  • органы попечительства;
  • судебная инстанция;
  • прокуратура.

Главная задача родителей — обеспечить условия для нормального развития ребенка и защитить его права. Если родители не справляются с возложенными на них обязанностями, подключается опека.

Какие организации специализируются на защите прав ребенка

После того как была принята конвенция о защите прав несовершеннолетних людей, во всем мире стали создавать различные объединения, цель которых — защитить права каждого ребенка. На международном уровне на сегодняшний день работает специальный Комитет по правам детей. В этот комитет входят сотрудники и специалисты ООН. Именно они и занимаются выполнением всех правил, утвержденных в Конвенции, по всему миру. Работа детского комитета осуществляется непосредственно в Женеве.

Стоит отметить, Комитет по правам детей предлагает присоединившимся странам разрабатывать и внедрять различные механизмы, направленные на:

  • улучшение защиты детских прав;
  • предупреждение роста детской преступности.

Кроме Комитета ООН существует еще одна организация, защищающая права детей. Это ЮНИСЕФ. Изначально фонд был основан для оказания помощи пострадавшим от военных действий в годы второй мировой войны. Со временем фонд был расширен, благодаря чему сегодня в ЮНИСЕФ работает целое направление, специализирующееся именно на защите прав каждого ребенка.

И третий всемирно известный фонд «Спасем детей». Он был основан в 1919 году на территории Великобритании. Специалисты фонда стоят на страже детских интересов и выступают против:

  • детского насилия;
  • жестокости;
  • эксплуатации детей в качестве рабочей силы.

Английский фонд «Спасем детей» открыл практически по всему миру региональные представительства. Цель работы этих представительств — провести разъяснения по следующим вопросам:

  • предоставить полную консультацию по поводу усыновления и правил передачи детей под опеку;
  • оказать квалифицированную юридическую помощь лицам, попавшим в сложные жизненные ситуации;
  • предоставление гуманитарной помощи пострадавшим, а также детским фондам;
  • работа с семьями, находящимися в зоне риска. Как правило, это неблагополучные семьи, где воспитываются малолетние дети. Консультации таких семей позволяют предотвратить преступность среди детей.

Также региональные представительства фонда «Спасем детей» предоставляют консультации относительно обращений о нарушениях.

Ежегодно 1 июня во всем мире отмечают день защиты детей. Этот праздник имеет длинную историю. Впервые его отметили в 1950 году. На сегодняшний день, праздник отмечают уже 51 страна.

Современное мировое сообщество прилагает максимум усилий, чтобы защитить детей и сделать их детство счастливым. Но, к сожалению этих инициатив недостаточно. Несмотря на большое количество социальных служб, созданных для защиты детства, и сегодня в мире продолжают гибнуть ни в чем не повинные дети. Вооруженные конфликты, детская проституция, эксплуатация труда — с этими проблемами практически ежедневно сталкиваются специалисты. Поэтому так важно, чтобы все страны объединились и разработали общий механизм противодействий незаконной эксплуатации детей.

Государственные учреждения, отвечающие за защиту прав несовершеннолетних

Главная / Публикации / Государственные учреждения, отвечающие за защиту прав несовершеннолетних

Последние статьи и новости

НОВОСТЬ 2019-11-21 17:52:48

НОВОСТЬ 2019-11-13 15:27:29

СТАТЬЯ 2019-10-31 13:42:49

СТАТЬЯ 2019-11-01 13:29:33

Государство прямо заинтересовано в физическом, психологическом здоровье и всестороннем развитии своих юных граждан. Поэтому, хотя главным образом защитой прав детей должны заниматься их родители, существует государственная система органов, отвечающих за практическую реализацию этой защиты, в том числе при необходимости и от их собственных отца и/или матери. В эту систему включены 4 ключевых фигуры. К кому именно обращаться в каждом конкретном случае, лучше всего посоветует семейный юрист.

Органы опеки

Полномочия этих органов достаточно широки, четко закреплены на законодательном уровне и охватывают спектр спорных ситуаций:

  • Учет детей, оставшихся без родителей;
  • Установление опеки;
  • Надзор над лицами, кому доверена опека;
  • Одобрение или отказ в совершении сделок с имуществом несовершеннолетних;
  • Представительство интересов несовершеннолетних в суде;
  • Участие в решении вопроса о проживании детей с одним или с другим родителем после развода.

Прокуратура

Прокуратура является органом государственной власти, осуществляющим надзор над соблюдением законности в любой сфере жизни общества. Поэтому в задачу прокурора входит контроль над законностью судебных решений, в которых так или иначе затронуты интересы несовершеннолетних. От прокурора исходит заключение о том, необходимо ли лишение родительских прав в конкретном случае или же это чрезмерное наказание.

Прокурор имеет полномочия обращаться в суд с иском об ограничении родительских прав. В делах об усыновлении он выдает заключение: можно ли доверить усыновление гражданину. В вопросах защиты жилищных прав детей обращаться в прокуратуру следует тогда, когда есть основания полагать незаконным вынесенное решение суда и необходимо добиться его отмены.

Комиссия по делам несовершеннолетних

Структура комиссий сложна и имеет уровни местного, регионального и федерального значения. Главная их задача: координировать работу в сфере профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, а также препятствование безнадзорности. Комиссия может обратиться в суд с целью защитить интересы ребенка. При участии комиссий разрабатываются новые нормативные акты в интересах детей, а также ими инициируются разработки новых законопроектов.

Уполномоченный по правам ребенка

В литературе и в СМИ встречается другое наименование уполномоченного по правам ребенка – «омбудсмен». Спектр его задач очень широк:

  • Защита детей в правовом поле;
  • Просветительская деятельность;
  • Запрос и получение от органов государственной власти документов;
  • Беспрепятственное посещение в рабочих целях любых органов государственной власти;
  • Проверка деятельности должностных лиц;
  • Составление и направление в госструктуры рекомендаций, в которых содержатся первоочередные меры по защите прав несовершеннолетних;
  • Привлечение при необходимости к защите прав детей экспертных организаций, ученых.

Чтобы точно установить, в какой орган следует обращаться в данном случае, стоит посоветоваться и принять совет, который даст адвокат по семейным делам, поскольку от верности выбора целиком зависит исход дела.

Ваш инструмент для достижения
бизнес-целей

Подпишись на канал Женские секреты в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: